«Нужно научить тренеров давать игрокам проявлять их талант». Адам Оутс делится своим богатым опытом
Перед моим дебютом в НХЛ мой отец сделал мне для изучений кассету с записями игры Уэйна Гретцки. Понятия не имею, как ему это удалось. Но дворе стоял 1985 год. Тогда у нас не было компьютеров. Если ты хотел сделать кассету, то тебе действительно приходилось делать кассету. Мой отец был инженером, так что он сумел склеить кадры с Гретцки на «Бетамакс».
Помните такие кассеты? Если вы слишком молоды, то посмотрите на кассеты, на которых записана свадьба ваших родителей.
Вы, наверное, думаете: «Это впечатляет. Четырехминутное видео с Гретцки, как те, что на YouTube? Это классно».
Проблема в том, что видео шло не четыре минуты. Четыре часа.
Мой отец хотел, чтобы я смотрел не только на голы. Он хотел, чтобы я понял и перенял все те маленькие нюансы, которые и делали Гретци великим – особенно то, как он манипулировал пространством и распоряжался шайбой.
Тем летом, наверное, я пересмотрел ту кассету раз 50, пытаясь понять, что же такого экстраординарного делает Гретц. В первые месяца полтора – и я честно признаюсь в этом – я не мог этого разглядеть. Думал про себя: «Что же я упускаю? Как его передача проходит в такое пространство?» Но постепенно до меня стало доходить.
В случае с Гретцки его магия заключалась в том, как он манипулировал оппонентами, давая им ложный посыл. Работа ног Уэйна, когда он контролировал шайбу в спокойном состоянии, была не менее потрясающей, чем когда он мчался на полной скорости. Именно поэтому мне смешно слышать, как сейчас в НХЛ все разговоры сводятся к скорости, мощи и силе. Фанаты, которые мечтают повысить результативность матчей, обсуждают различные идеи. Большие площадки? Уменьшение размеров экипировки вратарей?
Я считаю, что решение намного проще. Мы до сих пор можем многому научиться у Гретцки. В основе игры лежит талант и разум.
Поймите меня правильно, спорт сделал большой шаг вперед по сравнению с 80-ми, когда я наблюдал за действиями Гретцки на затертой пленке. Сейчас гораздо лучше разбираются в правильной подготовке и диетах, а композитные клюшки совершили революцию (особенно если речь заходит о скорости броска).
Но, если лига действительно хочет повысить результативность, я не думаю, что увеличение размеров площадки что-то решит. Более того, если бы я мог решать, я бы еще уменьшил площадки, если бы это не сулило повышения риска получить травму.
Причина проста. Всегда будет множество парней, которые умеют кататься, особенно при нынешнем упоре на тренировки и атлетизм. Но сейчас не хватает хоккеистов с элитным игровым интеллектом и руками, которые способны быть настоящими плеймейкерами.
Если говорить о личном опыте, то лучший сезон в карьере я провел на стареньком Boston Garden, который был просто малюсеньким. Если вы посмотрите Олимпийские игры, во всяком случае, матчи ведущих сборных, то счета очень близкие, несмотря на большую площадку. Больше пространства не означает больше голов.
Почему? По одной причине: сейчас все умеют кататься. Даже защитники летают по площадке.
Но весь вопрос не сводится лишь к скорости. И вновь я возвращаюсь к Гретцки и той кассете. Изучая его игру часами, я осознал, что он вытягивает защитников на себя. Он хочет, чтобы они находились ближе. Он специально замедляется, чтобы привлечь защитников к себе, заставить их покинуть свою позицию, что освобождало пространство для его партнеров.
И в этом Гретцки был королем. Это может показаться странным сравнением, но он напоминает мне Месси из футбола. Месси хорош на открытом пространстве. Но он просто невероятен, когда окружен защитниками.
Посмотрите на некоторых игроков, которые играют с краю. Они могут быть не лучшими в плане катания, но у них прекрасные руки и они принимают верные решения. Яромир Ягр набрал 66 очков в 44 года. Как это возможно? Потому что Ягр – классический пример. Он целенаправленно заставляет защитников двигаться на себя, как делал Гретцки.
Я бы предпочел, чтобы Джо Торнтон получил шайбу 75 раз, когда соперник рядом, а не когда он сам на скорости. Клод Жиру? Хочу, чтобы он получал шайбу 75 раз за вечер. Он может обыграть соперника в телефонной будке. Я хочу видеть это. И еще более маленькие площадки дали бы ему такой шанс.
Увеличение площадки не увеличит результативность, потому что все равно необходимо уметь проникать. Существует небольшая, но очень важная разница между владением и проникновением. К примеру: посмотрите на игру в большинстве 5 на 3. Кажется, у тебя полно свободного пространства, но забить все равно непросто, потому что обороняющаяся команда формирует более плотное построение вокруг ворот и перекрывает траектории бросков. Лед может быть шириной в 10 или 1000 футов. Это не имеет значения. Важно, как ведущие игроки могут манипулировать защитниками на узком пространстве.
Давайте скажем следующее: у «Чикаго» нет проблем с результативностью. У «Далласа» нет. У «Вашингтона» нет. Почему так? Потому что они позволяют своим наиболее талантливым игрокам делать то, что они умеют лучше всего, а не загоняют их в рамки системы.
Подумайте об этом. В «Чикаго» есть парень ростом 180 см и весом в 80 кг, у которого недавно была результативная серия из 26 матчей. Почему? Потому что Патрик – невероятно одаренный хоккеист, а его тренер не пытается менять его игру.
Я не хочу портить отношения с тренерами, но, думаю, мы должны найти баланс между командной структурой и системой и умением давать свободу талантливым хоккеистам. Существует множество игроков, которых нельзя называть здоровенными монстрами, но которые могут принести много пользы, если им дать свободу.
Эта одна из главных моих задач сейчас. Научить тренеров давать игрокам проявлять их талант. Проблемы начинаются с ранних лет. Тренеры хотят побеждать, я понимаю. Но они все равно должны нести ответственность за развитие и прогресс 15-летнего игрока. Тренеры далеко не всегда уделяют внимание шлифовке талантов небольших хоккеистов. Если ты не обладаешь очевидным талантом, как Кэйн, то тебя, наверное, будут учить вбрасывать шайбу в зону, бороться у бортов и закрывать траекторию броска.
Если такой парень попадет в НХЛ, то будет ли он знать, как правильно выбирать позицию и использовать свое тело? Сможет ли он обыграть соперника в телефонной будке? Будет ли в нем какая-то выдумка или неординарное мышление?
В каждой команде есть тренер вратарей, верно? И такие специалисты работают со своими подопечными над каждым малюсеньким нюансом.
У команд НФЛ есть тренеры для каждой позиции. Специалист по работе с квотербеками, по работе с атакующей линии, по работе с ресиверами.
В составе команды НХЛ четыре центрфорварда, и они, наверное, сообща зарабатывают около 20 миллионов долларов за сезон. Так что вы можете предположить, то команды НХЛ начнут использовать больше специализированных тренеров, так как уровень игры продолжает расти.
Никто не удивляется, что у Тома Брэйди есть специалист по работе с квотербеками, диетолог и тренер по развитию мастерства. Так почему бы Сидни Кросби – и более того – центру третьего звена, не обзавестись такой же группой специалистов, которые помогут ему стать лучше?
Сейчас в тренерский штаб большинства команд НХЛ входит тренер по работе с вратарями и три помощника главного тренера. И на этом все. Да, сезон длинный и тяжелый. Нет возможности постоянно работать над техникой, но с таким большим количеством узкоспециализированных игроков, специальные дополнительные занятия имеют смысл.
Большинство упражнений, которые я использую в работе с игроками НХЛ, я перепробовал на личном опыте вместе с Бреттом Халлом, когда мы защищали цвета «Сент-Луиса». И да, чтобы вы ни слышали, Халли в реальности был одним из самых светлых умов в игре.
Когда я впервые повстречал Бретта, то мы сразу же нашли взаимопонимание. Мы все делали вместе. Мы вместе путешествовали и жили вместе в одном номере на выездах. Он был снайпером, я – подносчиком снарядов.
Александр Овечкин и Никлас Бэкстрем, два парня, которых я тренировал в «Вашингтоне», очень напоминают мне меня самого и Халли. Овечкин – яркая суперзвезда, Бэки – тихий плеймейкер, актер второго плана. Они действительно очень похожи на нас с Халлом.
И то, как мы работали с Бреттом, я пытаюсь предложить нынешним хоккеистам. Стараюсь поделиться нашим опытом.
Еще один пример. Одно из самых недооцененных умений игрока НХЛ – умение подхватывать шайбу у борта. Подумайте, сколько раз такая ситуация происходит за матч. Защитник подбирает шайбу за воротами и переправляет ее вингеру. Проблема в том, что шайба круглая. Они скачет под невероятными углами. Все это сложно рассмотреть по телевизору, но игрок сталкивается с такой ситуацией по 20-30 раз за матч. Хоккеисты, которые могут контролировать скачущую шайбу на скорости, невероятно облегчают выход из обороны.
Все в игре фокусируются на темпе, но реальность такова: половина игры проходит на скорости, другая – в стоячем положении. Конечно, бывают моменты, когда тебя прессингуют, темп очень высок, но что случится, когда 10 парней встанут в зоне? В таких моментах Ягр неподражаем, Седины неповторимы, Бэкстрем великолепен.
Еще одна вещь, которую я почерпнул из той четырехчасовой кассеты с Гретцки, эта важность четкого паса. Да, острая передача вразрез, на ход – это здорово, но четкость паса наиболее важна. Если ты можешь пасовать шайбу очень точно – с удобной и неудобной стороны клюшки – ты научишься находить щели между ног или под клюшкой соперника. Чем более «плоскую», точную передачу ты можешь сделать, тем быстрее шайба будет идти, что облегчит задачу для бросающего, который может сыграть на чистой шайбе и не делать поправку на отскок.
Поймите меня правильно. Я считаю, что сейчас хоккей выглядит отлично. Когда нынешние игроки лиги с их нынешним талантом получают возможность проявить себя, ты вы получаете игрока типа Бэкстрема, который способен поразить вас.
Посмотрите на его действия в этом моменте. Посмотрите на его ноги. На его обманные действия головой. На его идеальную передачу. На то, как он оставил в дураках защитника.
Это частичка волшебства Гретцки.
У меня никогда не было возможности рассказать Уэйну о той кассете. Честно говоря, я не так много и общался с ним. Конечно, я выходил на лед против него, но он был для меня кумиром.
Сейчас я хочу передать эти знания следующим поколениям игроков. Мы обладаем огромным количеством невероятных технических средств в игре, что я с радостью принимаю. Но когда ты объясняешь молодым игрокам, в чем заключается величие Гретцки, Халла или Ягра, то тебе не нужны навороченные тренажеры или iPad. Ты можешь увидеть их волшебство на затертой видеокассете. Или просто на YouTube.
P.S. Я всегда открыт для диалога, так что чиркните мне пару слов: @theadamoates.
Источник: The Player's Tribune.
«Еще раз начнешь стучать клюшкой по льду – от меня паса не получишь». О роли снайпера в НХЛ
«Пачиоретти – самый недооцененный форвард в лиге». Куик – о лучших нападающих НХЛ
P.S. VK сообщество | Блог «Новый Уровень»
А защитники с каждой стороны должны были быть обязательно с нужным хватом пусть даже из второй пары АХЛ.