9 мин.

«Я знал, что он не выкарабкается». В честь кого учрежден «Билл Мастертон Трофи»

Билл Мастертон – хоккеист НХЛ, который скончался прямо на льду от травм, полученных во время матча. Ключевая причина его смерти еще 50 лет заставила хоккейный мир серьезно задуматься об опасностях игры и особой опасности травм головы.

Тем фатальным вечером, 13 января 1968 года, центрфорвард «Миннесоты», играющей против «Окленда», катился с шайбой и стал уходить вправо, когда защитники «Силс» Лэрри Кэхан и Рон Хэррис взяли его в коробочку. Одна из клюшек попала Мастертону в коньки, и он потерял равновесие. Он не мог избежать столкновения с защитником, который поймал его на чистый силовой прием. Билл полетел спиной на лед. И Мастертон, который не носил шлема, со всей силой ударился затылком о лед. «Звук был такой, будто кто-то ударил бейсбольной битой по мячу», - вспоминает бывший партнер Андре Будро.

Кен Линдгрен, один из фанатов, который присутствовал на том матче, до сих пор помнит эту страшную картину. «Мы видели, как он ударился головой, как она отлетела ото льда. После этого он не шевелился. На трибунах все замерли».

Будро помог тренеру команды выбежать на лед. Скоро подбежал командный доктор. Они увезли Мастертона на носилках, и машина скорой помощи немедленно доставила его в близлежащий госпиталь, который располагался в 7 милях от арены.

«Его глаза уже потухли к тому моменту. Будто я оказался в фильме ужасов. Я знал, что он не выкарабкается», - вспоминает Будро.

Группа врачей пыталась реанимировать Мастертона, но повреждения мозга были настолько серьезны, что они не решились на операцию.

Понимая, что сына уже не спасти, родители Мастертона, которые немедленно примчались из Виннипега, узнав о трагедии, и его жена, Кэрол, приняли решение отключить Билла от аппарата искусственного дыхания. В 1:55 15 января 1968 года, спустя почти 30 часов после того страшного падения, Билл Мастертон скончался в возрасте 29 лет.

Через семь часов было произведено вскрытие, которое установило точную причину смерти.

alt

Как и многие канадские мальчишки из 50-х, Мастертон слушал воскресные радиорепортажи Hockey Night in Canada и мечтал, что когда-нибудь Фостер Хьюитт объявит на всю страну: «Мастертон бросает и… забивает!»

Эта мечта подпитывала его все те три года, что он провел в юниорской лиге в родном Виннипеге, три года в Денверском университете, в составе которого он в 1961 году выиграли чемпионат NCAA. Два года в системе «Монреаля». Но конкуренция в составе «Канадиенс» была слишком высока и Биллу не находилось места в составе. Он получил диплом и нашел работу в технологической компании Honeywell, которая располагалась в Миннеаполисе. Он работал в финансовом департаменте проекта «Аполлон», женился на своей школьной подруге и обзавелся семьей, взяв из детского приюта мальчика и девочку.

Экспансия НХЛ, которая увеличила число участников с 6 до 12 команд в сезоне-1967/68, вновь оживила старые мечты. Билл поддерживал форму, выступая за любительские команды. Когда представители «Миннесоты», которая заполучила права на него, пригласили его на просмотр, Мастертон не мог отказаться от второго шанса. Он не только пробился в основной состав команды, но и стал автором первого гола в истории клуба.

Мастертон не выделялся физической мощью, но обладал хорошими задатками плеймейкера и не боялся силовой борьбы. Мюррей Уильямсон, который работал с любительскими командами, в которых выступал Билл, вспоминает одну игру в Рочестре, когда Мастертон случайно в перерыве прислонился пятой точкой к раскаленному радиатору: «Всю ту игру он простоял на ногах, но не думал уходить со льда. Он ставил интересы команды превыше всего».

Все вспоминают Мастертона, как приятного в общении, скромного человека с отличным чувством юмора. Он безмерно любил своих детей: 3-летнего сына Скотта и годовалую дочурку Салли.

За неделю до своей последней игры Мастертон пожаловался своей жене и партнерам по команде на головные боли. Он попал под жесткий силовой прием, который впечатал его в стекло – намного менее технологичное, чем сейчас – пару недель назад в матче с «Бостоном». От этого у него остались ушибы левой руки, бедра и, невольно, мозга.

В ночь перед игрой с «Оклендом» семья Мастертонов пришла в гости к их соседу, голкиперу «Норф Старс» Сезару Маниаго, чтобы отметить 29-летие друга. Тогда Билл пожаловался на частые мигрени.

Мастертон не рассказывал о своих проблемах тренеру «Миннесоту», Врену Блэйру, но наставник сам заметил какие-то перемены, поэтому посоветовался с одним из помощников: «Может, ему стоит пройти обследование?».

Но этот вопрос был отложен. В любом случае, он все равно бы вышел на игру с «Оклендом».   

«Знаете, как проходило обследование на сотрясение в те годы? – спрашивает Уильямсон, в кабинете которого висит фотография, запечатлевшая Мастертона на носилках. – Ты показывал четыре пальца. Если парень видел только два, то ты все равно отправлял его на лед. Это все равно не имело никакого значения».

Мастертон стал жертвой невежества того времени. «Мы не знали ничего о сотрясениях в то время, - подтверждает тогдашний владелец команды Уолтер Буш. – Меня самого много раз вырубали, когда я играл в американский футбол. Мы не видели в этом ничего страшного». Именно поэтому Буш не мог представить всего ужаса, который произошел с Мастертоном.

alt

С тех давних пор отношение к травмам в спорте серьезно изменилось. В 2011 году в НХЛ ввели специальный протокол действий, который направлен на выявление травм головы и немедленное оказание помощи игрокам. Но все эти изменения были введены совсем недавно, именно поэтому более сотник экс-игроков Национальной хоккейной лиги, включая Берни Николлса, Майка Пелузо и Стива Пэйна, подали коллективный иск против лиги, утверждая, что НХЛ целенаправленно ставила под угрозу их здоровье, понимая, какие последствия могут ожидать игроков. Они утверждают, что лига могла сделать гораздо больше, чтобы защитить своих работников.

Такие игроки, как Мастертон, учились играть через боль, через травмы. Для них это было синонимом мужества. Это был закон чести. И в случае Мастертона, это стоило жизни.

Патологоанатом госпиталя The Hennepin County обнаружил у Билла повреждения в височной области с левой стороны. Вот что говорится в заключении: «В левую часть головы пришелся удар за несколько дней до фатального инцидента. Это объясняет жалобы на частые мигрени и головные боли».

Когда голова Мастертона ударилась о лед Met Center, кость не была сломана, но произошел отек головного мозга, о чем свидетельствовали расширенные зрачки и повышенное кровяное давление. Это также подтверждает догадки о предыдущих травмах головы.

«Я убежден, что у него были сотрясения, - говорит доктор Джесси Корри, специалист в области неврологической интенсивной терапии из клиники John Nasseff Neuroscience Specialty Clinic в Сент-Поле, который изучил врачебную документацию по делу Мастертона. – Этого человека убил синдром повторного сотрясения».

Корри подтвердил мнения доктора Чарльза Татора, нейрохирурга из Торонто, который также утверждал, что Мастертон проявил симптомы синдрома повторного сотрясения: «Когда мозг полностью не восстановился после предыдущей травмы, повторный удар может привести к мгновенному отеку. Что мы и наблюдаем в случае с Мастертоном».

Корри не верит, что к такому трагическому исходу могло привести одно лишь падение в Met Center. Также он не увидел симптомов хронической травматической энцефалопатии, которая была обнаружена после вскрытий у 87 из 91 игроков в американский футбол: «Очень редко можно увидеть отек подобных размеров лишь после одного удара. Мастертон, видимо, и раньше получал травмы головы. Так что повторная травма стала роковой».

На следующей день после смерти Мастертона, 16 января 1968 года, в Торонто проходил Матч всех звезд. Но мало кто думал об игре. Все разговоры сводились к трагической смерти Билла. Эта трагедия заставила многих по-иному посмотреть на игру и начать задаваться множеством вопросом. Первым делом, стала активно обсуждаться инициатива использования шлемов в игре.

Мастертон носил шлем, когда выступал в Денверском университете, ведь правила NCAA требовали этого. Но в профессионалах этого делать было необязательно. Лишь единицы игроков НХЛ носили шлемы, в том числе и партнер Мастертона по «Миннесоте» - Будро: «Вы защищаете свои локти, бедра, колени и рука, так почему же не голову?» - вопрошает 72-летний бывший хоккеист.

Но НХЛ потребовалось еще десять лет, чтобы прийти к такому выводу. В сезоне-1979/80 лига, наконец, обязала новичков носить шлемы. Хотя хоккеисты, которые подписали профессиональные контракты до 1 июня 1979 года, все еще имели право выбора. Лишь через 18 лет шлемы станут носить абсолютно все.

В далеком 1968 году в составе «Норф Старс» шлем носил только Будро. Как это было в порядке вещей для того времени, тренер «Минни» Врен Блэйр не скрывал своего неудовольствия этим фактом. Он и другие считали это проявлением слабости. Они считали, что это лишает болельщиков части шоу, «скрывает индивидуальность игрока». «Меня просили снять шлем, - вспоминает Будро. – Я не соглашался».

На следующий сезон Блэйр обменял Будро, который в первый сезон существования команды стал вторым бомбардиром клуба, из-за спада в результативности. Будро же уверен и настаивает, что его нежелание снимать шлем также повлияло на решение тренера. Он также уверен, что шлем мог бы спасти жизнь Мастертона: «Я в этом нисколько не сомневаюсь».

Но, возможно, и это не спасло бы. Так как Мастертон потерял баланс во время силового приема (чистого, нарушения не было), его мозг изменил положение внутри черепа, прежде чем он ударился о лед. Этот фактор смещения предопределил серьезность повреждения.

«Шлемы отлично погашают прямое воздействие. Но когда мозг меняет положение, то шлемы не помогают ему остановиться», - отмечает Корри.

Конечно, защита головы не помешала бы Мастертону. Но этого могло быть недостаточно, чтобы спасти ему жизнь, учитывая серьезность травмы и тот факт, что он не восстановился после прошлых сотрясений.

«Это дает ответы на некоторые вопросы, - признается сын Билла Мастертона, Скотт, которому сейчас уже 50 лет. – Мы живем с этим горем уже многие годы, но нечасто говорим об этом».

alt

После смерти Мастертона «Миннесота» создала фонд поощрительных стипендий и назвала его в честь Билла. Клуб также увековечил 19-й номер, эта традиция сохранилась и после переезда команды в Даллас.

Во время Матча всех звезд НХЛ-1968 также было решено увековечить память трагически погибшего игрока. Ассоциация журналистов предложила и лига сразу же поддержала идею учредить «Билл Мастертон Мемориал Трофи», который с тех пор вручается хоккеисту, проявившему высокое спортивное мастерство, отвагу и верность хоккею. Какие проявлял сам Бил Мастертон.

Это достойная память игрока, но очень жаль, что появилась такая причина почтить ее. Корри уверен, что гибель Мастертона можно было бы предотвратить – и сейчас такое никто не допустит: «Если бы он сказал нам о головных болях, то на лед его бы никто не выпустил».

Источник: ESPN.

«Я не протяну и пары лет». Как живет экс-тафгай, получивший 75 сотрясений

«С детства нас учили: «Если ты не умер, то не лежи на льду». Трагедия Тодда Юэна

P.S. VK сообщество | Блог «Новый Уровень»