Своя школа
Причины, дающие понять, почему будущее назначение Анвара Гатиятулина главным тренером «Трактора» станет лучшим решением для клуба за последние годы.
БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ
Сразу расставим точки над i и рассмотрим все возможные варианты для «Трактора», которые вы так или иначе прокручивали в своей голове.
Челябинцы. Вячеслав Быков (без работы), Олег Знарок (национальная сборная России), Павел Езовских (Югра).
Главный тренер сборной относится к этой категории с большой натяжкой, так как и сам подчеркивал, что Челябинск был для него лишь школой, давшей ему руками Владимира Угрюмова дорогу в жизнь. Знарок – хулиган от хоккея, харизма и один из самых побеждающих тренеров в истории КХЛ. Но сам факт его появления на мостике «Трактора» - это история Марти Макфлая, который так и не прилетел в октябре 2015-го. И вряд ли прилетит вообще. В Челябинск из национальной команды (с перспективой стать главным в СКА) не возвращаются, да и нужно ли это городу и болельщикам? Подобный сюжет можно перенести и на личность Вячеслава Быкова. Будем честны - сегодня «Трактор» не способен собрать состав, соответствующий вкусам Вячеслава Аркадьевича. Он – тренер-победитель, способный за год сложить пазл под названием «Первое чемпионство Питера», собрать «золотую» команду на свой вкус в Уфе и вдохнуть жизнь в Ковальчука, забивающего победный в квебекском овертайме. Быков в «Тракторе» - еще одна сказка, которая если и случится, то только тогда, когда, наконец, прилетит Марти.
Павел Езовских личность по меркам КХЛ уникальная. Тренер, способный лепить из того, что было (и не подошло остальным клубам) Коллектив. В Ханты-Мансийске Павел Павлович в своем первом сезоне в КХЛ был Всем, большую часть года совмещая работу генерального директора и главного тренера. Рассказывают, что в паузах между тренировками Езовских разбирался в счетах, договорах и прочих атрибутах офиса, а когда пришла пора бороться за плей-офф, команда, выхолощенная потерей ряда игроков, ни физически, ни морально готова к этому не была. Вот уже 10 лет Езовских работает на Севере, привык к атмосфере, людям и возвращение в родной город, где планка общественного давления, цена ошибки и ответственности за результат выше на десяток пунктов, он будет вряд ли готов. Важно понимать и еще одно – на личности Езовских сейчас завязана чуть ли не вся структура хоккея на Севере КХЛ, поэтому шаг в пышущий ожиданиями челябинский хоккейный котел – это спорный вариант. Как для «Трактора», так и для самого Павла Павловича.
Николишинцы. Сергей Гончар (тренер «Питтсбурга», завершил карьеру в октябре 2015-го), Владимир Антипов (1-го января 2014-го года провел последний матч в КХЛ, официально карьеру не завершал), Дмитрий Рябыкин (официально карьеру не завершал, периодически появляется в студиях КХЛ-ТВ и Матч-ТВ, проводит мастер-классы по стране), Дерон Куинт (контракт с «Трактором» истекает 30-го апреля 2016-го), Ян Булис (официально карьеру не завершал, живет в Пардубице).
Для Челябинска полтора года назад было важно получить во главе команды тренера, оставившего о себе хорошую память. Таким был Андрей Васильевич, и теперь к этой идее большая часть болельщиков относится настороженно, поняв, что воспоминания не приносят очков и стабильной игры. Прошлое постоянно давлеет над челябинской хоккейной жизнью. Оно везде. Такова участь «Трактора» и в ближайшее время извечный тренд им и останется. Именно пресловутая челябинскость и рождает в умах фамилии, озвученные выше. Гончар начинал здесь свою карьеру, Антипов вел команду к лучшему результату в истории, Рябыкин был лидером обороны того «серебряного» коллектива, а Куинт и Булис наряду с Контиолой и Гарнеттом - лучшие легионеры в истории «черно-белых». Все они, без преувеличения, легенды. Крутые парни, которые добавят перца нынешней молодой команде. Но способен ли кто-нибудь из них не повторить путь Николишина? Ответ вы знаете. Руководство «Трактора» вряд ли еще пойдет на такие эксперименты, да и каждый из кандидатов трижды подумает, менять ли хоть и местечковую, но все же народную любовь на камни в спину, ведь ошибок в Челябинске не прощают. При всем при этом вы бы с удовольствием видели кого-то из них в роли ассистентов главного. И если в случае Гончара и Булиса это невероятно, то в ситуации тех же Антипова или Рябыкина – вполне.
Иностранцы. Раймо Сумманен (26-го марта 2015-го покинул «Авангард», без работы), Кари Ялонен (главный тренер сборной Финляндии), Пер Мортс (главный тренер сборной Швеции).
Опыт с приглашением Карри Киви был для «Трактора» бесценным. Интеллигентный, образованный и педантичный финн был отправлен общественностью обратно в Финляндию уже в сентябре. А в октябре не выдержало и руководство. Теперь Карри работает на финском ТВ и по нашей информации готовится в следующем сезоне принять один из местных клубов. Российская действительность и люди по ту сторону Балтии не очень подходят друг другу. Здесь не принято давать время на раскачку, а языковой барьер и ментальность не позволяют команде и тренеру стать единым целым. Да, был в истории и в доску свой Владимир Вуйтек, а также Майк Кинэн, благодаря профессиональному багажу и неординарному подходу сумевшие развенчать этот миф. Но это частности, которые, к тому же, имели в распоряжении топ-составы. И это не про «Трактор», только-только нащупывающий свой путь. К тому же приглашение одного из таких спецов подразумевает серьезный контракт с хорошими отступными и бонусами, но, как говорилось выше, такой опыт у «черно-белых» уже был, поэтому наступать на одни и те же грабли никто не будет.
Резервисты. Владимир Юрзинов-младший (после окончания сезона 2014/15 покинул «Салават Юлаев», без работы), Сергей Светлов (в нынешнем сезоне первым из тренеров КХЛ был отправлен в отставку, без работы).
Если три предыдущих варианта не работают – должен быть запасной. И он есть всегда. В КХЛ сейчас целая россыпь тренеров, оставшихся без работы, и особняком здесь стоит фигура Владимира-Юрзинова-младшего. Глобальная перестройка, затеянная в Уфе после 14-го места в предыдущем чемпионате, привела к увольнению наставника, приведшего «Салават Юлаев» к бронзовым медалям Чемпионата КХЛ 2013/14. За плечами Юрзинова большой опыт работы в топовой российской лиге, исчисляющийся почти десятком сезонов, но вот подобный успех стал для него первым. И вскоре случилась отставка. Приглашение таких специалистов – гадание на хоккейной гуще, и путь к бессистемности. По большей части они – временщики, отказывающиеся впитывать хоккейную культуру отдельно взятого региона. Ах, да. Майк Кинэн? Посмотрите источник.Путь в будущее у «Трактора» один – это Анвар Гатиятулин. Его назначение – дело времени, а его плюсы для города и клуба лежат на поверхности.
СИСТЕМНОСТЬ
Для определения хоккейной системы в различных странах местными специалистами построено множество пирамид, вкратце обрисовывающих пункты, при высокой степени взаимодействия которых команда может выиграть Кубок Гагарина/SHL/Кубок Стэнли/Олимпиаду/Чемпионат мира. Понятно, что игровая модель базируется на техническом оснащении игроков, их физической готовности и стратегии, которую избирает тренерский штаб, исходя из своих взглядов на Игру и возможностей имеющихся под рукой хоккеистов. Мы сознательно исключаем такие вещи, как микроклимат и психологические аспекты – это повод совсем для другого разговора. В фокусе внимания – возможности Гатиятулина и его помощников управлять тем материалом, что есть и, исходя из этого, ставить перед командой конкретные задачи на матч, абстрагируясь от общепринятых спичей про «финал конференции» и «попадание в плей-офф», ведь именно матч – это та исходная, решение которой и позволит достигнуть Цели.
Получив абсолютно разобранную команду в конце ноября, Гатиятулин через два месяца предъявил болельщикам совсем другой «Трактор», сыгравший на характере упорнейшую семиматчевую серию с итоговой разницей в счете в одну шайбу (четыре победы и три поражения), а затем и вовсе забивший рекордные шесть минскому «Динамо», чего с «черно-белыми» не случалось весь сезон. Дальше была красивая победа над «кусачим» «Торпедо», после которой, по слухам, Петерис Скудра почти полчаса держал команду в раздевалке, так как в стратегическом плане эти очки были очень важны для нижегородцев, и первый за три года положительный результат с «Магниткой». Все это определенно добавило тренеру вистов. У «Трактора» появился рисунок игры, причем слова Гатиятулина о доминации атаки не расходились с делом. Средняя результативность команды в последних шести встречах достигла показателя в 3.33 шайбы за игру (если брать за отрезок весь сезон КХЛ, то этих цифр в Лиге добился лишь магнитогорский «Металлург») при николишинских 1.91. Включилась голова у «творцов» Кручинина, Попова и Якуцени, грамотно собранных в одну тройку, защитники стали ошибаться гораздо меньше, сыграв образцово-показательно в Уфе, с прицелом уже на следующий сезон в состав были безболезненно введены молодые ребята из «Челмета».
Оказалось, что пресловутое игровое задание не выражается в строгом следовании схемам, а «бейбегитолкайсявбрасывай» (хэштег, ретвит) при таком подборе исполнителей – шаг в никуда. Да, оказалось, что такой набор исполнителей вполне способен решать задачу попадания в плей-офф и дело здесь всего лишь в модели и понимании «скиллов» хоккеистов. Гатиятулин смог – это стрит. Как смог и управлять новым для себя коллективом, доведя до игроков свои требования – это флэш. Игроки прислушались – это фулл-хаус. Игроки готовы работать с ним и дальше – каре. Оставим другие комбинации на следующий сезон.
РЕПУТАЦИЯ
Бывшего коуча «Трактора» Андрея Николишина сгубил эгоцентризм. Наставник жег на пресс-конференциях, придумывал хоккеистам смешные прозвища (с его легкой руки, например, Кручинин стал «Сквозняком»), давал необоснованные гарантии выхода в плей-офф. Любовь к самопиару сделала его слишком легкой мишенью. Когда команда начала сыпаться – болельщики и журналисты тут же «потянули его за слова», припомнив все вышесказанное. Гатиятулин в каком-то смысле полный антипод Бати. Он сдержан, взвешен и осторожен в высказываниях, и никогда (здесь впервые появляется Карл!) публично не критикует своих подопечных. Легкие замечания молодым ребятам не в счет. Именно такого челябинского парня (да-да, географический национализм играет роль) и хотели видеть болельщики на посту главного тренера команды. Который не метит на место главной медиазвезды «Трактора», доказывая свою состоятельность не в интервью, а на площадке.
За последние два с половиной месяца число фанатов нового тренера резко выросло. Да, спортивное сальдо отрицательное – команда одержала 12 побед и потерпела 13 поражений. Но на финишном отрезке она стала показывать весьма «смотрибельный» хоккей, и если бы чемпионат был бы длиннее – заскочила бы в плей-офф. Поэтому грядущие «переподписание» неопытного специалиста большинством челябинцев встречено на ура. Не возражают и ветераны, у которых были поводы недолюбливать предыдущего наставника. Николишин, например, половину сезона игнорировал легендарного тренера-консультанта Геннадия Цыгурова. И ни разу не попросил конспекты, которые тот вел, наблюдая за играми и тренировками «Трактора» с трибуны. Гатиятулин не стал повторять ошибок предшественника. Первым делом на новой должности он встретился с Геннадием Федоровичем и другими авторитетными ветеранами, выслушал их нарекания и рекомендации, пообещал учиться. Как итог – он приобрел новых союзников, которые наверняка будут отстаивать в интервью своего тренера в кризисные моменты. А значит способствовать формированию болельщицкой лояльности. Эта гибкость наверняка позволит Гатиятулину, если не ликвидировать, то, как минимум, минимизировать бешенное общественное давление челябинского хоккея.
МОЛОДЕЖНАЯ РЕФОРМА
«Ставка на своих воспитанников» — программный лозунг, передававшийся из уст в уста боссами «Трактора». Все они говорили о феноменальной челябинской школе, наладившей конвейер по производству талантливых игроков, все они обещали дать им шанс. На деле команда комплектовала третье и четвертое звено опытными середняками, а вчерашние юниоры искали счастье в других клубах. В итоге Антон Бурдасов брал главный трофей КХЛ со СКА, Макс Карпов делал себе имя в «Динамо», а Сергей Шумаков и Максим Шалунов стучались в сборную из «Сибири».
Экономические реалии приперли менеджеров «черно-белых» к стенке. Пригласить действительно крепких иностранцев мешают задранные курсы валют, а сильных россиян со статусом НСА на рынке с огнем не сыщешь. Хочешь — не хочешь, но придется вытаскивать игроков из недр челябинской школы. Анвар Гатиятулин — идеальный кандидат для проведения молодежной реформы. Коуч знает все сильные и слабые стороны «проспектов» со времен работы в «Белых Медведях». И что важнее они готовы биться за него и остаться в Челябинске ради сотрудничества с ним. Эффективность вживления молодежи в состав тренер уже доказал, предоставив большое игровое время Жульдикову, Шарову, Зиновьеву и Афонасьевскому. Никто из них погоды не испортил. В следующем сезоне привлечение молодежи к основе может быть еще масштабнее. На очереди ключевые игроки «Челмета» — Исаев, Петриков, Чистяков, Ерофеев, Ионин и Тридчиков, а также молодые сборники — Яковенко и Алексеев. Не исключено, что под тренера вернутся парни из Северной Америки — Сергеев, Микулович и Тренин, хотя он предварительно и опроверг это в интервью. Понятно, что сезон не вытащить на одной молодежи, но добавить команде агрессии, скорости и нерва они 100 процентов смогут.
Анатолий Григорьевич был одним из лучших защитников в истории челябинского хоккея и сыграл за «Трактор» 429 игр, набрав 100 очков. В качестве наставника заслуженный тренер страны работал со многими командами, был главным тренером «Трактора», «Мечела» и много лет проработал в родной СДЮСШОР.
В нынешнем сезоне Анатолий Григорьевич занимался с выпускной командой школы 1999-го года рождения. Вместе со своими ребятами последний день жизни тренер провел в Магнитогорске, готовясь сразиться с местным «Металлургом» в очередных матчах первенства страны.
Пусть земля Вам будет пухом…