9 мин.

«Кого ты жаждешь победить больше, чем своего друга?» Виктор Хедман - об особенностях хоккея по-шведски

Вы когда-нибудь катались на автобусе, который полон хоккеистами? Там всегда шумно. Я ездил на игры на автобусе на протяжении 20 лет, и лишь один раз в жизни я помню, чтобы внутри стояла абсолютная тишина.

Это было в 2006 году. Финал Олимпийских игр. Швеция против Финляндии.

Вы понимаете в Северной Америке, что означает противостояние? Возможно, вы считаете все скандинавские страны одним дружелюбным местом. Но противостояние Швеции и Финляндии просто огненное. Для нас это как Канада против США.

Мы – большие братья, они – маленькие. (Нет, нет – просто шутка для моего финского друга Валттери Филппулы).

Так вот, идет важнейший матч десятилетия, а где я нахожусь в этот момент? Я застрял в автобусе, который везет нашу юниорскую команду на очередную встречу. Водитель включил репортаж по радио, и мы слушали рассказ о третьем периоде в полной тишине.

Счет был 3:2 в пользу Швеции, но на последние две минуты финны сняли вратаря и стали оказывать очень серьезное давление. Голос комментатора становился все громче и громче. Знаете то чувство, когда можно сказать о приближающемся голе по голосу комментатора? Все были напряжены. Мы чувствовали, что грядут неприятности.

Затем мы услышали это. Я никогда не забуду эти слова.

«Lundqvist …

Gör en otrolig räddning med klubban!!!!!!»

Если вы не знаете шведский, то это значит:

«Лундквист…

Совершает невероятный сэйв клюшкой».

Tre. Två. Ett. Noll.

(Три. Два. Один. Ноль.)

Швеция стала чемпионом. В автобусе все стояли на ушах. Все скакали и поздравляли друг друга.

Для нас, детей из автобуса, это действительно был особенный момент, потому что наши герои, которые получали золотые медали – Даниэль и Хенрик Седины, Петер Форсберг – были не просто нашими соотечественниками, они были нашими соседями. Они вышли из нашей общины.

Я из местечка под названием Эрншельдсвик. Не беспокойтесь, вам не нужно запоминать его правильное произношение. Этот город также известен как просто Э-вик.

Это не Стокгольм. Он даже не находится рядом со столицей. Э-вик располагается в четырех часах езды к северу от Стокгольма.

Что есть в Э-вике? Так, по-хорошему, две вещи: большая бумажная фабрика. Там работает мой отец. Там работают многие жители города.

И, конечно, хоккей.

Многие любят спрашивать, как из маленького городка с населением в 30 тысяч жителей могли выйти Петер Форсберг, Маркус Нэслунд, братья Седины и, если копнуть поглубже в историю, Андерс Хедберг? Когда я попал в НХЛ, то мои канадские партнеры часто спрашивали: «Что там такое происходит? Что такое особенное вы там едите?»

Но ничего общего с едой здесь нет. Думаю, секрет в самой общине. Это звучит глупо, но вам нужно понять, насколько хоккейная культура различается в разных местах.

Я рассказываю ребятам из НХЛ, но они не верят мне, хотя это правда: «Тампа» стала лишь второй командой в моей жизни. Я выступал за один клуб с момента, когда мне исполнилось 6 лет, и до момента, когда мне стукнуло 18, когда я сел на самолет и прилетел играть в НХЛ.

Большую часть детства я в той или йной степени играл с одними и теми же друзьями и соседями.

Я выступал за «МоДо».

Название может показаться странным. Я объясню.

Это очень по-шведски: команда получила название «МоДо», так как она была создана большой бумажной компанией, «Mo och Domsjö». Мой отец работал на фабрике, но он также отвечал за экипировку в хоккейной команде. Так что после рабочей смены на бумажной фабрике он отправлялся на вторую работу и точил коньки для юниорской команды «МоДо». И, конечно, я увязывался за ним.

На протяжении 12 лет моей жизни дневная рутина практически не менялась.

Днем я шел в школу, где каждую перемену дети выходили на улицу и играли в игру, которую мы называем «бенди». Она похожа на хоккей на роликах, так как мы используем мяч вместо шайбы. Однако обычно игра проходит на льду. В Швеции полно снега, так что можно играть в любом месте, где что-то замерзло.

А зимой так повсюду.

После школы я шел на арену, чтобы навестить отца. Если у моей команды не было тренировки, то я наблюдал за занятиями других. Когда профессиональная команда «МоДо» проводила домашний матч, то я всегда был на трибуне вместе с ультрас (суперфанатми), распевая песни.

Все хиты, как, к примеру, этот:

Многим это может показаться странным. Я слышал много историй о молодежном хоккее в США и Канаде, как дети скачут из одной команды в другую. Во всех командах есть обязательный просмотр, дорогостоящие тренировочные лагеря и тренеры, которых нужно впечатлить.

Но в Швеции сложилась более семейная атмосфера. Во всяком случае, когда я был помладше. Знаю, что сейчас все немного изменилось. До 14 лет я не знал ни о каких «просмотрах». Если ты родился в Э-вике, то ты играешь за «МоДо» или одну из других местных команд. К примеру, браться Седины и Маркус  Нэслунд играли за команду под названием «Ярвед», на открытом катке. Существуют разные уровни, но тебя никогда не отчисляют. Когда люди говорят о шведском хоккее, то они зачастую отмечают «химию» между игроками. Но это все философия общины, которая закладывается в тебя с юных лет.

Я приведу пример: когда мне было 8 лет, я наблюдал за 18-летними Сединами, которые выступали за «МоДо» на том же льду, где я сам катаюсь. Помню, меня поражало то, как плавно они двигают шайбу. Честно, это было невероятно. Но они не были звездами. Это были просто парни из нашего городка. Они могли прийти на наше занятие и кататься вместе с нами.

Будучи детьми, мы мечтали научиться также кататься и играть в пас, как они. Но отличие в том, что я не помню никакого давления относительно того, что я должен попасть в НХЛ или даже в высшую лигу Швеции. Во всяком случае, точно не со стороны моих родителей. Они просто хотели, чтобы я получал удовольствие.

Так что, когда я думаю о волшебстве шведского хоккея, то на ум мне приходит одно слово: удовольствие.

Возможно, потому что физическому аспекту игры не уделяется особое внимание или потому что нет никакого стресса связанного с отборами и просмотрами, но я помню, что хоккей всегда приносил радость.

Если вам кажется это слишком дружелюбным – может, слишком по-шведски – позвольте прояснить.

Вам нужно узнать еще одну важную вещь о нашей стране: мы любим выигрывать.

Я честно считаю, что мы любим выигрывать больше, чем кто-либо еще.

Шведские хоккеисты обладают сильным соревновательным духом, а это идет из-за чувства тесной общности. В Швеции ты не играешь против незнакомцев. Большую часть времени ты противостоишь друзьям. А кого ты жаждешь победить больше, чем своего друга?

Конечно, у такой стабильности есть свои отрицательные стороны. Когда я стал постарше и продвинулся по лестнице профессионального хоккея в «МоДо», большим шагом для меня стал переезд в собственные апартаменты в 16 лет.

Которые располагались в пяти минутах ходьбы от дома родителей.

Так что я могу признать, что жил весьма замкнутой жизнью, прежде чем сел на самолет до Тампы в 18 лет. Я не мог поговорить с каждым шведским игроком, но понимал, что очень многое изменится.

В Швеции мы играем на площадках больших размеров, так что у тебя есть время быть более креативным и дерзким. В НХЛ не только площадка меньше, но и скорость игры быстрее, чем вы можете себе представить.

Я не мог сдержать смеха, когда читал слова Евгения Кузнецова, рассказывающего о том, как, попав в НХЛ, он не понимал, почему его партнеры по «Вашингтону» продолжали просто вбрасывать шайбу в зону соперника. Для шведов это тоже становится культурным шоком, но после нескольких тренировок ты осознаешь, что сыграть просто – это лучшее решение. Это просто необходимость.

Расскажу историю своего образования.

Моя первая тренировка в составе «Лайтнинг», я захожу в раздевалку и вижу Марти Сен-Луи, Винни Лекавалье, Стаммера (Стивена Стэмкоса). Я прошел путь от того, что моими партнерами по команде были мои приятели, до того, что моими партнерами стали три будущих члена Зала славы НХЛ.

Я подумал про себя: «Хорошо, что же, я просто заткнусь и буду слушать».

Никогда не забуду, как я наблюдал за Марти, передвигающимся по раздевалке на своих огромных древесных стволах. Очевидно, он не самый высокий парень, но у него самые здоровые ноги, которые мне доводилось видеть.

Затем мы выходим на лед и скорость игры просто невероятная. В одном упражнении мне предстоит противостоять именно Марти, и, конечно, я решил: «Я – крупный парень. У меня преимущество в габаритах. Я сыграю в тело и ототру его от шайбы».

Ага. Нет.

Марти можно противостоять, только держа дистанцию и орудуя клюшкой. Его невозможно отодвинуть от шайбы. Марти не принимает отрицательного ответа. Он отказывается сдаваться. Он не сдается даже на тренировке.

Да, и в Швеции у нас есть такая поговорка: «Как ты тренируешься, так ты и играешь». Думаю, мне больше не доведется увидеть человека, который тренируется также усердно каждый день, как это делал Марти. Для меня это стало откровением. Я не представлял, что суперзвезды так вкалывают.

Тогда я и осознал разницу между игрой в Швеции и тем, как ты должен работать, чтобы выжить и попасть в НХЛ, особенно если ты молодой защитник.

Одно тело услышать: «НХЛ – это мясорубка» или «Ты должен быть готов психологически». Я слышал подобное множество раз от шведских партнеров, которые поиграли в НХЛ. Но познать истину этих слов ты можешь лишь на своей шкуре. (К примеру, опыт, который преподаст тебе Винни Лекавалье, который пробросит тебе шайбу в очко несколько раз за тренировку).

В следующем сезоне я имел удовольствие сыграть против братьев Сединов, выступающих за «Ванкувер», в первый раз. Это был особенный вечер, так как тогда же увековечивали номер Маркуса Нэслунда.

Можете в это поверить? Четыре парня из одного маленького городка из Швеции, стоящие на льду НХЛ и наблюдающие, как свитер Маркуса поднимают под своды арены. Потрясающе.

Когда мы встретились после игры, то говорили не о хоккее. Честно говоря, все началось с  вопроса: «Как твой отец?».

Они хотели справиться о моем отце. Человеке, который работал на «МоДо» 20 лет.

Очень по-шведски.

Источник: The Player’s Tribune.

«Мама помогла забить гол. Я чувствовал ее присутствие, она улыбалась мне сверху». Рассуждения Мартена Cен-Луи о жизни

«Его дар в том, что он заставлял игру казаться простой». В чем величие Никласа Лидстрема

P.S. VK сообщество | Блог «Новый Уровень»