«Еду в лифте, нажимаю автозапуск...и никакой реакции»
Путь этого хоккеиста непрост и извилист, но, несмотря на все неудачи, он умеет не сдаваться, играть и побеждать. О сложностях и вертикалях российского хоккея, упущенных возможностях и новых шансах, конкуренции с Артемьевым и Барулиным, автомобилях, собаках и красной икре говорили с голкипером ХК Сочи, Дмитрием Шикиным.
Во-первых, разрешите поздравить Вас с хорошей серией – две победы подряд против топ-соперников. Насколько эта серия матчей – реальный шанс закрепиться в основном составе «Сочи»?
Спасибо! Хорошая была игра, особенно с «Магниткой». Команда хорошо сыграла, выполнила тренерские установки, грамотно сыграли в обороне, но и было несколько моментов, где удалось спасти. В общем, я доволен игрой. А вот в матче с «Салаватом Юлаевым» получилось как в баскетболе, какой-то не хоккейный счет (улыбается). В любом случае, эти победы поднимают настроение, но насколько велики шансы закрепиться, будет решать тренер. Моя задача остается неизменной - показывать свою игру, все, на что я способен и доказывать свое место в составе.
Когда тебя отправляют в ВХЛ – это, конечно, удар, такой тревожный звоночек: тебя не видят в основной команде. Но в то же время, это своего рода еще один шанс проявить себя, доказать, что ты действительно достоин места в основной команде и готов выступать в лиге более высокого уровня. Я надеюсь, что в этом сезоне у меня это получилось и «Дизель» в этом плане мне очень помог.
Спуститься в ВХЛ всегда возможно, а насколько сложно проделать путь обратно – из ВХЛ в КХЛ?
К сожалению, складывается такая тенденция, что у нас очень мало хоккеистов из Высшей лиги попадают в Континентальную, и когда тебя спускают в ВХЛ это, конечно, оставляет свой отпечаток, но надо быть профессионалом и просто работать над собой, над своей игрой. Ситуации бывают разные, сезон длинный и, проявив себя в ВХЛ, однажды появится вероятность, что тебя позовут в КХЛ.
В одном из своих интервью Вы выразили мнение, что в российском хоккее очень сложно, чтобы тебя заметили…
Да, мне, наверное, повезло, что я довольно рано начал выступать на взрослом уровне, в хоккейной команде Электростали, это позволило мне позже выступить за сборную страны на юниорском и молодежном уровне, но есть и множество примеров, когда хорошие игроки так и не были замечены. У меня очень много примеров из ребят, с которыми мы начинали и которые показывали такой уровень, что я всегда думал – они будут играть, но, к сожалению, так и не были замечены. И это не только у меня масса таких примеров, это везде.
Наверное, в этом вопросе многое зависит от тренера, который часто смотрит на фамилию, легионер ты или нет, и порой ребята, которые действительно в порядке, не проходят в состав, зато кто-то, кто не лучше, а может и хуже по уровню, в составе. И здесь важно уметь подстроиться под этого тренера – если ты сможешь показать игру, какую он хочет от тебя увидеть, ты будешь в команде.
Сейчас у нас пытаются выстроить вертикаль МХЛ-ВХЛ-КХЛ. Насколько это действенно и правильно?
Безусловно, это правильно, но если возвращаться к вопросу о том, насколько трудно из ВХЛ потом пробиться в КХЛ, то… Очень многие ребята, попадая в Высшую лигу так и «умирают» там, в плане развития. Ты вроде демонстрировал хорошую игру в МХЛ, тебя приглашают на предсезонку с основной командой, но дальше отправляют в ВХЛ, якобы заматереть, «поиграть с мужиками», в итоге ты играешь там год, два, но там не будет прироста, если тебя не подтянут в основную команду.
У Вас была возможность, даже дважды, закрепиться в составе СКА. Что не получилось?
После обмена из «Атланта» это вряд ли можно назвать «возможностью». Здесь был обмен скорее ради последующего обмена. Вообще, на предсезонке с «Атлантом» у нас состоялся разговор с главным тренером, Кудашовым, о позиции основного вратаря, то есть к сезону мы подходили уже с таким раскладом: предпочтение было отдано Энгрену, а мне пообещали каждую третью-четвертую игру. В итоге, я 12 игр просидел и тут на 13 меня бросают в бой, на СКА… Потом еще интереснее. При счете 2:2 после двух периодов, на третий меня сажают на скамейку (матч с Нефтехимиком). В серии игр в Хабаровске, где одну из игр я отыграл на «0», думал, тренер где-то поменяет взгляды на происходящее, но после возвращения Энгрена в состав я опять присел на 10 матчей…
Не знаю, с чем это связано, но игрового опыта в Мытищах я так и не получил, поэтому когда появилась возможность обмена, я согласился. СКА тогда выступил посредником, далее Сочи, плей-офф. Правда, после этой предсезонки пришлось снова вернуться в ВХЛ, но сейчас, надеюсь, получится закрепиться в КХЛ. Сейчас для меня это главная цель.
Не жалеете, что в свое время отказались уехать в АХЛ?
Сложный вопрос. На тот момент я не задумывался, что у меня будут какие-то сложные ситуации здесь, в России. Возможно, и стоило бы уехать, чтобы получить опыт. Яркий пример – Игорь Бобков, с которым мы вместе выступали на МЧМ. Он на высоком уровне провел эту часть своей карьеры, сейчас вернулся в Россию, выступает за «Адмирал» и здесь на него уже по-другому смотрят. К тем, кто приезжает к нам из-за океана у тренеров другое отношение, к легионерам, или к нашим ребятам, которые вернулись в Россию. Их уже иначе воспринимают. Наверное, да, жалею, что не уехал, но момент в прошлом.
Тогда я придерживался мнения, что сначала надо здесь что-то показать, заиграть, чего-то добиться. В общем-то, и сейчас придерживаюсь, но, к сожалению, мало времени получаю, мало шансов, чтобы доказывать. А с такими результатами сейчас нет никакого смысла куда-то уезжать.
Во всей этой ситуации спасибо моим родителям и моей жене за поддержку, за то, что они всегда рядом. Без этого было бы крайне сложно оставаться спокойным, держать себя в тонусе, играть. Их поддержка очень важна.
Ваша жена всегда с Вами?
Да. Она была со мной в Мытищах, в Пензе, когда я выступал за «Дизель», даже в Воронеж ездила со мной, когда меня отправили в местный клуб. И сейчас, в Сочи, она тоже рядом. За это ей огромное спасибо.
Затрону финансовую сторону. Непростая ситуация была с «Атлантом», сейчас в «Сочи». Ходили слухи, что хоккеисты «Дизеля» и вовсе отказываются выходить на лед из-за невыплат…
Ну, на счет отказа выйти на лед я не знаю, я такого не слышал, что в «Атланте», что здесь. Да и потом, мы все профессионалы. Как можно выйти и сыграть плохо, опозорить свою фамилию, только потому, что тебе не платят? Да, конечно, деньги тоже играют важную роль, потому что у всех семьи, но скажу за себя: когда ты выходишь на лед ни финансовая сторона, ни какая-либо другая неважна. Ты выходишь играть.
А что лучше, играть в такой нестабильной обстановке или же вовсе снятся с чемпионата?
По мне, лучше играть. Для меня важен игровой опыт, важно играть в свою любимую игру. А сниматься с чемпионата, на мой взгляд, это последнее дело. Думаю, для каждого профессионала.
У меня есть для Вас послание от болельщиков «Атланта»: самые лучшие пожелания от мытищинских болельщиков, мы любим и ценим всех, кто дарил нам счастье болеть за «Атлант».
Спасибо (улыбается). Очень приятно, что люди поддерживают, приходят на матчи. Я всегда был открыт к болельщикам, с удовольствием общаюсь с ними, могу даже прислушаться к критике, если, конечно, она адекватная и обоснованная. Правда, нередко пишут и неадекватные люди, вот таких стараюсь игнорировать.
У Вас какие воспоминания останутся от Мытищ?
Это был хороший опыт для меня…
Правда, что в Мытищах у Вас угнали автомобиль?
Правда, прямо возле дома. Очень неприятная история. Еду в лифте, как обычно, нажимаю автозапуск для прогрева, и тут… жму, а никакой реакции. Я был в шоке, честно. Но самое главное, что вместе с машиной угнали и ценный подарок из Владивостока – 4 кг икры, вкусная, дальневосточная икра (вздыхает…) Вообще, много ценных вещей пропало вместе с автомобилем. Его так и не нашли. Ходили слухи, что она где-то в Мордовии, но не знаю.
Сейчас приобрел себе Honda Pilot – большой семейный автомобиль. Мне очень нравится. У меня же две собаки, два американских стафф-терьера, поэтому нам нужен был большой автомобиль, чтобы можно было удобно передвигаться, тем более что сейчас приходится много ездить.
Так получается, что последнее время Вам приходится конкурировать за место в составе с Артемом Артемьевым. Как складываются отношения между вами?
Да, многие проводят эту параллель. На самом деле, здорово, когда есть хорошая конкуренция. Мы так же конкурируем и с Костей Барулиным и с Андреем Гавриловым, это нормально. Нет никаких споров, конфликтов. А что касается отношений, то с Артемом мы мало общаемся и на льду, и вне льда.
Еще недавно Вы называли Барулина образцом для себя. Каково сейчас быть конкурентом для этого вратаря?
Надеюсь, я действительно составляю ему конкуренцию (улыбается). А если серьезно, то я всегда для себя отмечал Константина Барулина, мне нравится его техника игры. Мы и работали под руководством одного тренера – Юсси Парккела, правда, он в свое время, я – в свое. Это вратарь высокого класса, двукратный чемпион мира, с ним сложно, очень сложно, конкурировать, но я пытаюсь.
Вы не создаете себе кумиров и вырабатываете собственный стиль игры…
Да, поговаривают, что хотят изменить амуницию и увеличить ворота, так что возможно какой-то уже сложившийся стиль придется пересматривать. Хотя вряд ли его удастся совсем изменить, просто нужно усиливать свои сильные стороны и уменьшать слабые. В этом как раз помогают хоккейные тренера, что в «Сочи», что в «Дизеле». А вот если уменьшат размер площадок – я за. Будет динамичнее игра, это интересно.
Что касается кумиров, их действительно нет, но есть люди, чьи достижения восхищают. Это и Мартин Бродер, и Доминик Гашек, который в свои годы еще играл за «Спартак».
А вспомните свою самую обидную шайбу?
Пропускал от чужих ворот. Это, наверное, самое обидное. Мы тогда играли за юниорскую сборную, еще под руководством Плющева, на выставочных матчах в Швейцарии. Шайба подскочила на каком-то бугорке и заскочила мне за спину. Лед, конечно, был ужасный. Сейчас Швейцария подняла свой хоккей, достаточно посмотреть, как они выступают на международном уровне, но тогда мы играли в каком-то ангаре, качество льда на площадке соответствовало.
Говоря о юниорах, в МХЛ сейчас отдельная сборная…
Да, на наш, 91 год, тоже хотели так сделать, но что-то не получилось. Сейчас я по мере возможности слежу за результатами МХЛ, эта сборная неплохо выступает, они мало кому проигрывают, играют хорошо, у них уже сейчас есть свои задачи, они готовятся к чемпионату мира, я считаю, это правильно. Единственное, как к этому относится руководство других клубов? Ведь не каждому захочется отдавать в федерацию ведущего игрока своей команды. Но в целом, идея хорошая.
А за нашей молодежной сборной следите? На последней суперсерии мы уступили 5-1. Многие СМИ утверждают, что нас подвела игра вратарей…
Смотрел. По составу не буду комментировать, этот вопрос решает тренерский штаб, но думаю, будут сделаны верные выводы и на чемпионат мира поедут действительно лучшие, готовые защищать честь сборной.
Валерий Брагин, как тренер молодежной сборной, один из лучших специалистов на данный момент, на мой взгляд. Приятно работать с тренером, который видит потенциал игрока, доверяет ему. Вообще, сборная России всегда отличалась командным духом и желанием играть до конца, как бы ни складывалась игра, мы всегда играем самоотверженно. В этом и будет наш залог успеха.
Ляхова Елена, хоккейное агентство WINNERS
И о ВХЛ прав - трудно оттуда подняться в КХЛ, многие бьются-бьются результата нет и закисают.
Но вот пример из ВХЛ в Атлант взяли Копытина. Реально хорошо играл за Дизель если не путаю. Но выдержать темп и скорости КХЛ не смог или не достаточно было времени на адаптацию.
Все сходится. Вчера после игры он отказал в фото со словами "с девушкам не фотографируюсь". До этого я успел воспользоватся так сказать природной привилегией и отблагодарить за Баффало, фотография прилагается https://pp.vk.me/c637727/v637727609/31f41/6VOWCIp6-NE.jpg