«Кросби - это не Флойд Мэйвезер, а Артуро Гатти». Аналитик Sportsnet о проблемах капитана «Питтсбурга»
Что случилось с Сидни Кросби на старте нового сезона НХЛ? Аналитик Sportsnet Гэри Джойс ищет ответ.
Самое просматривамое нарушение прошлой недели — Брендон Дубински бьет клюшкой Сидни Кросби. Бьет по шее, а затем добавляет двукратному обладателю «Харт Трофи» по спине. Если вы впервые смотрели этот момент в повторе, то уже знали, что все обошлось, Кросби сумел продолжить матч и сезон. А если в прямом эфире, то наверняка могли вспомнить те ужасные дни, когда казалось, что карьера ярчайшего таланта своего поколения висит на волоске из-за сотрясений мозга и их последствий.
Даже не особо рьяные фанаты могут вспомнить отвратительные чувства, которые вызывал удар Дэвида Стекела в голову Кросби во время «Зимней классики-2011» или толчок капитана «пингвинов» на борт в исполнении Виктора Хедмана игрой позже. Атака Дубински казалась не менее, если не более опасной, потому что была куда более акцентированной — прибавляя сюда и всю существующую историю взаимоотношений между игроками.
То, что Дубински получил всего лишь одну игру дисквалификации, говорит о том, насколько разболтались стандарты НХЛ, когда дело доходит до такого беспредела. Но это тема для особого разговора.
Мне лично атака Дубински напомнила о том, как я впервые увидел Кросби вживую. В 2003 году я видел его на турнире до 18 лет в Чехии и Словакии (ныне Мемориал Глинки, канадцы тогда сенсационно остались без медалей, сам Кросби набрал 6 (4+2) очков в 5 матчах — прим. перев.). Мне удалось добраться из Праги в Бржецлав на вторую половину матча Канады против Швейцарии. В Европу мы летели вместе с Тимом Бурком, многолетним скаутом «Сан-Хосе». О Кросби в восторженном ключе он мог говорить часами — и в устах того, кто по должности является профессиональным скептиком, это звучало несколько необычно. Он записывал в его достоинства буквально все: катание, обращение с шайбой, видение площадки, желание, честность и все прочее.
«Мне особенно нравится то, что он не избегает борьбы. Он лезет в такие места, куда многие другие одаренные ребята не суются», — говорил Бурк. И это оказался один из наиболее провидческих скаутских отчетов, какие мне доводилось слышать. С первой же увиденной мной смены Кросби показал, что не боится никакой опасности.
Фото с того самого матча, 2003 год. Канада - Швейцария - 6:3.
Он мог бы просто использовать скорость, чтобы разобраться с гораздо менее способными швейцарскими защитниками, но он прорывался к воротам, как лазерный луч, лез в траффик и всем видом показывал, что чужой пятачок — это его законная территория. Там его и настиг удар швейцарского защитника, наверное, еще более опасный, чем в исполнении Дубински, потому что он пришелся куда-то в район уха, в место, где голова уже не защищена шлемом. В этот ужасный момент я подумал, что турнир для него окончен, ну, игра-то уж точно. Получалось, что я приехал писать материал о будущей звезде, ради того, чтобы посмотреть на него всего лишь в течение 40 секунд.
Но Кросби поднялся на ноги и успел треснуть своего обидчика до того, как его отправили на скамейку штрафников. Он не пропустил ни одной смены и был абсолютно лучшим игроком матча. Эта история оказалась всего лишь тревожным звоночком для таланта, которому вряд ли нужна была какая-то мотивация.
Все это мне вспомнилось во время эпизода с Дубински, но подспудно подобные мысли присутствовали в подсознании все первые два месяца этого сезона. Он породил немало интересных сюжетов, чего стоила только результативная серия Макдэвида до его травмы. Кросби же разочаровывал.
«Что случилось с Кросби?», — задавались вопросом почти все, кто следит за НХЛ. 15 (5+10) очков в 24 матчах (на момент написания оригинальной статьи, после 26 матчей — 18 (6+12) очков — прим. перев.) после низводят его от уровня звезды до игрока чьего-нибудь второго звена. В самый мрачный для себя отрезок сезона он провел 11 матчей без голов. При том, что не было каких-то явных травм, он бросал (и сейчас бросает) по воротам без проблем. Но что на глазок, что с использованием аналитики, было очевидно — Кросби проигрывает самому себе.
И это в начале того сезона, когда ожидания от его игры были на максимуме после трейда Кессела, который должен был заполнить вакантное место элитного крайнего форварда в первом звене «Питтсбурга». Помните, летом и в начале осени было много прогнозов о том, что играя в звене с Кросби, Кессел сможет забить 50, а то и все 60 голов? Те, кто их давал, сейчас пытаются забыть об этом. Более того, «Питтсбург» в целом разочаровывает, а его большинство является одним из слабейших в лиге (16,3%, 26-е место — прим. перев.). Неужели теперь, в 28 лет и после 10 сезонов в НХЛ у Кросби начинается закат?
«Сейчас он куда больше вымотан, чем любой другой игрок со времени его прихода в лигу. Ему пришлось немало всего вынести. Возможно, он начал сталкиваться с последствиями этого», — сказал один скаут из клуба Западной конференции.
Дело тут не в количестве матчей, которые он проводит за сезон, или игровом времени. Боксер, который опирается на хитрость и оборонительное искусство, может продержаться в ринге больше времени, чем тот, кто постоянно находится на острие и попадает под удары. Кросби — это второй тип, он никогда не был Флойдом Мэйвезером, его скорее можно сравнить с Мигелем Котто, если не Артуро Гатти. Нокдаун от Дубински — это самый свежий пример, но сколько подобных моментов было за его карьеру? А если сравнить с другими элитными игроками его времени? Никто из них не был вне игры так долго, как Кросби, боровшийся с сотрясениями и другими травмами.
И все-таки, полагаю, что нужно смотреть на проблему глубже.
Будь первопричиной физическая усталость Кросби, она вела бы к постепенному замедлению темпов, но не резкому падению, как этой осенью. В конце концов, еще на ЧМ-2015 в Праге он был совсем другим по сравнению с сегодняшним моментом — а это ведь совсем недавняя история.
Полагаю, что никто не знает о том, каково истинное физическое состояние Кросби, что у него на уме и сердце — в какой-то мере даже он сам. Но, учитывая возраст и вымотанность за годы карьеры, можно говорить об определенной игровой усталости.
За время своего пребывания в большом хоккее Кросби установил персональные стандарты отношения к делу. Таварес, Стэмкос, Макдэвид — все они в этом смысле ориентируются именно на Кросби. Он работал над собой едва ли не больше всех за последние 12 лет — с того самого момента, как впервые вышел на лед в юниорской лиге. Возможно, ему нужно понять, что во второй половине карьеры правильный режим отдыха и восстановления будет приносить больше, чем подвиги в тренажерном зале. Но даже если он будет выдерживать самим собой заданные стандарты, как можно обвинять его в том, что сам «Питтсбург» сделал шаг назад? Большое разочарование ждало Кросби еще в плей-офф-2014, где у него случился конфликт с Дэном Байлсмой, что резко контрастировало с его образом «последнего бойскаута» игры (впрочем, это звание он разделял с Джонатаном Тэйвсом).
После отставки Шеро и Байлсмы «Питтсбург» привлек к себе внимание необычной комбинацией генменеджера-полувременщика Джима Рутерфорда и главного тренера Майка Джонстона, который отправился тренировать Кросби и Малкина прямо из автобуса с юниорами. Сидни может говорить правильные вещи об организации, команде и руководстве. И это в большинстве своем не будет расходиться с его подлинными мыслями, но где-то в глубинах подсознания он может сомневаться в этих людях.
Нет, я не хороню Кросби. Не думаю, что ему пришел конец. Тем не менее, кажется, что в его карьере начинается новый этап. Возможно, она подошла к середине. Является это пресловутым «кризисом среднего возраста» или нет — другой разговор.
Возможно, за вторую половину карьеры он выиграет больше Кубков Стэнли, чем за первую. Возможно, он сможет перестроиться и стать менее эффектным, но более эффективным игроком, чем был на пике своей физической формы. В свое время это удалось его кумиру — Стиву Айзерману. Нет сомнений, что Кросби понимает игру настолько, чтобы каким-то образом изменить свою игру. Но не помешает ли ему в этом его гордость?
Статья переведена специально для сообщества «Новый Уровень». Хотите первыми узнать все самое интересное о хоккее по обе стороны океана — подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях:
В любом случае, Питтсбургу можно лишь пожелать нового тренера. С этим вряд ли их ждет какое-то светлое будущее. Имхо
Хоккей главное место в жизни перестает занимать, а пустота разрушает все.