7 мин.

Андрей Николишин. От Бати до отставки

Вот и случилось то, чего в Челябинске давно ждали – главный тренер "Трактора" отправлен в отставку. Если Николишина-хоккеиста в Челябинске любили и уважали, то Николишин-тренер был уволен под бурные аплодисменты публики. 

Главный тренер с нуля 

Тренеры нового поколения… В этом сезоне все радовались большому количеству молодых российских специалистов, еще недавно закончивших карьеру игрока. Но забывали, что не всем дано стать Тренером (именно так, с большой буквы) и хорошая игровая карьера, звание авторитетного хоккеиста не есть автоматическая гарантия успеха на тренерском поприще. А главное – для того, чтобы стать грамотным специалистом в любой области, надо учиться, учиться и еще раз учиться.

Было непонятно, когда Андрея Николишина сравнивали с Андреем Разиным. Последний дебютировал в КХЛ в этом сезоне, но он девять лет уже является тренером. Начинал с детских и юношеских команд, поработал даже за рубежом (в Словакии), ни один год трудился в ВХЛ, пока и не добился успеха и получил повышение. Один из экспертов приравнял Николишина и Андрея Скабелку, мол, оба стали главными тренерами в КХЛ в одном сезоне ("у Скабелки только на 20 дней опыта больше"). Но сколько Андрею Владимировичу пришлось поработать до того, как возглавить "Сибирь"

…Конечно, сразу же на ум приходит пример Андрея Назарова. Он возглавил тот же "Трактор", ни дня не проработав тренером. Однако на челябинском клубе он учился три года (а потом еще и на "Витязе"), состав подбирал на свой взыскательный вкус (в Челябинске все еще помнят Лакоса, Дажене или Гренье), и главное – у него был квалифицированный помощник с приличным тренерским опытом. Да и почему был? Игорь Калянин все еще с Назаровым – во всех клубах и городах. 

"Говорим забивать – не забивают"

Игра "Трактора" была просто невыносимой. Она выражала вселенскую хоккейную боль. А на лицах игроков, даже после победных матчей, не было никакой радости. Играющие как будто в кандалах, загнанные в тренерские схемы, они постоянно боялись сделать что-то не так и не дай бог не выполнить "игровое задание". Тем более, что в начале сезона активно работал "карантин", куда ссылали тех, "до кого мы не можем достучаться". 

Ни один гол "Трактора" в нынешнем сезоне не попал в топ-10 недели КХЛ. Да и красиво заброшенных шайб просто не было.     Если вы хотите сходить на хоккей в Челябинске, то вам дорога на "Челмет". Будут и комбинации, и быстрые контратаки, и первый пас. А у "Трактора" – все медленно, с безобразным входом в зону и броском с любой позиции (только для того, чтобы бросить) или с копошением в углах и логичной потерей шайбы. 

Так и не создано было ударное звено. На фоне остальных выделились Александр Рыбаков и Семен Кокуев, но тренеры так и не подобрали к ним удачного партнера. То ли потому что Данил Губарев – сын генерального менеджера, то ли из-за банального упрямства и нежелания что-то менять. Только после увольнения Цыплакова Николишин заметил, что "Губарев начал проседать", Глинкин неплохо заиграл с Рыбаковым и Кокуевым, а Чистов – с Пестуновым и Поповым. Хотя это было минутное просветление, которое в итоге закончилось стабильным "гни свою линию". Вообще тренерский штаб исповедовал странную сектантскую религию, которая отвергала деление на первое, второе и т. д. звенья. Как при коммунизме – все равны! 

Тренеры были не способны руководить командой во время матча. Посадить провинившегося; вовремя выпустить засидевшегося молодого; перейти на три или даже два звена, когда это необходимо; чувствовать игроков – кто "выпадает", а кто "горит". Ничего этого не было. Еще у этого "Трактора" нет характера. Команда не умела отыгрываться, не знала, что такое спасать матчи. Где она, воля к победе? Равнодушие, отсутствие эмоций. Это пресловутое "биться-бороться" ничего общего с самой битвой на льду не имело.

Нельзя не сказать и по поводу предсезонки, "тяжелой, но интересной". Есть информация, что сразу 12 человек ее просто не смогли закончить. Сразу воспоминается история Сергея Николаева о Владимире Плющеве, который как-то убрал из подготовки аэробную работу и просто загубил команду. 

Несмотря на желание Андрея Николишина казаться рубахой-тренером, далеко не все игроки его любили и уважали. И хотя в кулуарах они твердили, что никто никого не "сливает", просто "не можем играть так, как он требует", за всех трудно отвечать. В любом случае, Николишин так и остался на уровне авторитетного игрока с соответствующими чертами характера, не поднявшись до степени тренера. 

Все хвалили Николишина за прошлый сезон, по итогам которого "Трактор" залез в плей-офф. Хотя во многом это стало возможным за счет новых эмоций, мотивации и ускоренной предсезонки посреди чемпионата. Игры все так же не было. Побеждать получалось только благодаря одному звену Глинкин – Пестунов – Попов. Пропала у них игра и забивать тогда снова оказалось некому. Да и информация о том, что Николишин работал по "конспектам Киви", не кажется невозможной.

В первое время Андрей Николишин был очень самоуверен. Критиковал предшественника, учил журналистов, как задавать ему вопросы, выдавал проникновенные интервью про профессионализм. Необходимо меняться, признавать свои ошибки, учиться – вот что нужно, чтобы быть тренером. Стоит попробовать себя в МХЛ, ВХЛ, помощником у известного специалиста –тренерская карьера Николишина только начинается. 

Мы – одна команда?

Конечно, сейчас все будут сваливать на Николишина. Однако виноват далеко не только он один. 

Полный провал "легионерской политики". Во многих матчах за "Трактор" играли "полтора иностранца" – это 39-летний Дерон Куинт и Мартин Ружичка, который не может забить в пустые ворота. Максим Якуценя, он по своим причинам не может (не хочет) играть. Станислав Чистов, который избегает силовой борьбы и боится ворот, жмется по углам и бессмысленно крутит круги, чтобы в итоге потерять шайбу. То есть игроки, волей-неволей делающие все, чтобы тренер покинул команду. 

А в клубе, если кто не забыл, есть еще и генеральный менеджер Евгений Губарев. Очень хороший друг председателя совета "Трактора" Ивана Сеничева. Того самого вице-губернатора, который недавно честно высказал свое мнение о Челябинской области. В лучших чиновничьих традициях он еще и хаживал в раздевалку и учил хоккеистов, как играть нужно. 

И Сергей Гомоляко, лично пригласивший Николишина в "Трактор". Год назад Карри Киви был плохой, а Андрей Васильевич – молодой, амбициозный, умеющий работать с молодежью. Только менеджеры, в отличие от тренеров, не боятся отставки и почему-то не несут ответственности за свои решения.

Не стоит забывать про его помощников. У Николишина тоже был свой тандем с Владимиром Цыплаковым. Но, несмотря на наличие тренерского опыта (отмеченного многими отставками), вторым Захаркиным он не стал. Даже вторым Каляниным. "Белорусский специалист" останется в памяти Челябинска, прежде всего, в связи со знаменитой "свиной головой", которую он якобы выбросил на лед в матче с "Сибирью". А этот хитрый ход (тоже как пример работы тренерского штаба) пресек глазастый Вячеслав Буланов. 

Отдельное явление – Виталий Ячменев. Неслучайно при нем, который ответственен за работу с нападающими и реализации большинства (а это уже второй сезон слабое место "Трактора"), увольняют уже второго тренера. Изначально он должен был стать правой рукой, первым помощником Карри Киви. Но откровенно финну не помог. Вернее, даже помог ему быстро покинуть Челябинск. Но в клубе Ячменев все равно останется. Он ведь свой. 

Свои люди – это вообще отличительная черта "Трактора" "новой сборки". Родственники, друзья, сыновья, земляки – и они никуда не денутся. Когда-то у "Трактора" был лозунг "Мы – одна команда". Да, тривиальный, избитый, неоригинальный. Но так и было. Игроки, тренеры, болельщики, чиновники – все были одной командой. Сейчас каждый за свои интересы, за свою выгоду, за свою "семью". И пока нет хозяина, который бы пришел и навел порядок, так и будет. А тренер – это только винтик в общей системе. 

Анвару Гатиятулину, на самом деле, предлагали возглавить "Трактор" уже давно. Он все думал. Видимо, все закончилось банальным: "Кто если не ты?". Если бы реальная смена была, отставка Андрея Николишина уже давно бы состоялась. Но "условный Канарейкин" прекрасно понимает, куда он поедет, и подумает: "А оно мне нужно?". Тем более что лишних денег на хорошего тренера нет. Это при наличии условной экономии в клубе, когда оптимизируется то, что нельзя оптимизировать, а, к всеобщему удивлению, затраты только увеличиваются. 

Символично, что все это случилось перед матчем памяти Валерия Белоусова, который должен пройти 25 ноября, и открытием мемориальной доски великого тренера. В этом сезоне в клубе есть и хорошая традиция: вместо печально знаменитого "свитера Кузнецова" под своды арены стали поднимать именные стяги легендарных челябинских игроков и тренеров. Только вот стыдно должно быть перед ветеранами за такую игру… Стыдно и перед Валерием Константиновичем. 

Но есть вера в Анвара Гатиятулина. Он вырастил талантливое поколение в "Белых Медведях", которое через "Челмет" должно придти сейчас в "Трактор".  В 90-е годы Валерий Белоусов создал из бедной, но одаренной команды челябинскую легенду. Если Гатиятулину и Равилю Гусманову действительно будут помогать, дадут карт-бланш, не будут лезть с "советами" и "нужными игроками" – это одно. А если просто нужно было заткнуть чем-то тренерскую дыру – совсем другое.

Источник