Рафик Якубов: «Матчи «Нефтехимика» с «барсами» — это дерби. По крайней мере, для нижнекамцев»
Все зависит от самого игрока
— Так кому тяжелее всех приходится в хоккее – игрокам, тренерам или функционерам?
— Всем по-своему нелегко – хоккеисты работают, тренеры работают, нервничают. У функционеров большая ответственность. Всем тяжело! Легко никому не бывает.
— А лично вы от чего получали больше удовольствия, в бытность игроком, тренером или руководителем клуба?
— Конечно, приятнее всего играть самому. Я всегда получал удовольствие от хоккея, выходя на лед. Азарт, страсть, все в игре зависит от тебя. Тренерам приходится сложнее, не все от них зависит, как и функционерам. А на льду… Как будешь играть, так и пойдет твоя карьера. Хорошо сыграешь – получаешь огромное удовольствие, плохо сыграешь – сам себя корить будешь.
— Начинали вы в 17 лет нападающим. А все остальное игровое время отыграли уже защитником. Сложно было переквалифицироваться?
— Я не считал себя чистым нападающим в годы дебюта в родном клубе. Тогдашний наставник СК им. Урицкого Геннадий Цыгуров постоянно экспериментировал, ставил меня то в защиту, то в нападение. Я был защитником, но первое время меня действительно отправляли в нападение, пока окончательно не закрепился в защитных порядках.
Хоккей стал намного быстрее и жестче
— Вы прошли первую лигу чемпионата СССР, вышли из нее в высший дивизион, закончили играть уже в суперлиге чемпионата России, тренировали клуб КХЛ. Насколько сильно поменялся хоккей за ваш 32-летний срок игрока-тренера-функционера?
— Да все другое! Ветераны любят говорить, вот мы играли, вот у нас был хоккей… Ничего подобного. Игра стала намного быстрее, жестче. Хоккеисты тратят намного больше физических сил. Просто сумасшедшие скорости, а какой объем работы на льду и в залах ребята выполняют! Мама не горюй. Да, раньше отпуск был коротким, всего месяц, сейчас бывает два и три месяца. Но сейчас интервал между играми стал намного короче. Так, в первой союзной лиге играли 12 команд, вот и представьте, насколько меньше тогда играли, 30-40 матчей за сезон. А ныне никак не меньше 60 еще до плей-офф. То есть, нагрузки сильно выросли. Зачастую приходиться играть 4 матча через день. Возможно, раньше больше бросалась в глаза техническая оснастка игроков, у них времени было больше на обработку шайбы. Раз-два за матч поймают тебя на бедро и весь физический контакт с соперником, силовые приемы были редкостью, а сейчас чуть замешкаешься, тебя сразу по льду или бортику размажут, постоянные столкновения и борьба на каждом метре площадки…
— Однако результативность заметно снизилась, лет 30 назад Сергей Столбун и Геннадий Маслов у нас, Уэйн Гретци с Марио Лемье за океаном по 90 с лишним шайб за сезон намолачивали! Сейчас 10-15 за сезон уже хороший результат…
— Так это были такие таланты! Мне посчастливилось играть с Масловым и Столбуном в одной команде. Например, в мой дебютный сезон 1983/84 Столбун в 55 матчах забросил 56 шайб! Но и сейчас есть у нас такие бомбардиры – Сергей Мозякин, Александр Овечкин, никак нельзя отнять у них таланта. Как и Максим Сушинский, Данис Зарипов, Алексей Морозов. Были, есть и будут у нас такие звезды. И, тем не менее, хоккей стал другим. Гораздо труднее стало забивать, невероятно сложно, поэтому и снизилась общая результативность, что у нас, что в НХЛ. Намного меньше стали забивать даже лучшие бомбардиры.
Успел сыграть против Дацюка
— За свой 19-летний игровой век вы поиграли с десятками мастеров, кто из них запомнился больше других, чей талант вы бы выделили?
— Прежде всего, партнеры по СК им. Урицкого – Столбун, Маслов, Валерий Шалахин. Не было сильнее тройки в первой лиге, чем наша! Я и восхищался такими мастерами, и учился у них. Ремир Хайдаров, да много было талантливых ребят. Успел поиграть и против Павла Дацюка. Я уже заканчивал, он только-только заиграл сначала дома в Екатеринбурге в «Динамо-Энергии», потом в «Ак Барсе». Парень был молодой, но величина таланта бросалась в глаза. У них в Екатеринбурге вся тройка выделялась – Максим Краев-Дацюк-Алексей Симаков, все суперталанты, работяги на льду. Дацюк по-прежнему тащит «Детройт Ред Уингс», а Симаков играет дома в «Автомобилисте». Кому-то дано так долго играть, кому-то не дано, как Краеву, лентяй он был изрядный, вот и сыграл мало, хотя такой талант… Вот только одного таланта мало, нужна еще и работа. Яромир Ягр младше меня всего на 6 лет, так до сих пор играет в НХЛ, обновляет рекорды, потому что пашет как проклятый! Но таких уникумов мало. Ровесник мой Дима Квартальнов до 41 года играл! Молодчик, слежу за его тренерской карьерой. Привил ЦСКА такой яркий, агрессивный хоккей. Помните недавний матч в Казани, «Ак Барс» — ЦСКА – 6:3? Вот это был хоккей! Искрометный, боевой, результативный, с массой столкновений. Здорово, красота! Вот от такого хоккея болельщики и приходят в восторг. И мне такой хоккей нравится.
Фото ak-bars.ru
Для «Нефтехимика» всегда почетно обыграть Казань
— 12 лет вы провели в Нижнекамске, там доиграли, стали селекционером, директором клуба, и.о главного тренера. Что значат для «Нефтехимика» игры с «Ак Барсом»? Можно назвать эти встречи дерби, пускай Казань и Нижнекамск разделяют 200 с лишним километров?
— Не буду кривить душой. Дерби, конечно! Это всегда необыкновенная для нижнекамцев игра. Может быть, для казанских болельщиков, для «Ак Барса» это рядовая игра, но для «Нефтехимика» это всегда дерби. Знаю, работал в Нижнекамске не один год. Так было и до меня, и после меня, да всегда. Всегда было почетно обыграть Казань. Отсюда всегда сильнейший настрой на такие игры. Поэтому нет-нет, да и обыграет «Нефтехимик» «Ак Барс». Конечно, казанцы гораздо чаще побеждают, никто не спорит. Так что всегда эти матчи проходят в азартной борьбе. Дерби, по крайней мере, для Нижнекамска…
— Как ветерана казанского хоккея вас радует, что в этом сезоне практически половину состава «Ак Барса» составляет молодежь, в массе своей это воспитанники казанского хоккея?
— Давно было пора, пришло время смены поколений. Да и нет больше в России таких школ, как в «Ак барсе», где созданы такие прекрасные условия для подготовки хоккеистов. Вот и пошли ребята, здорово, что в первой команде играют собственные воспитанники!
Всегда мечтал быть тренером….
— На ваш взгляд, нынешний состав «Ак Барса» способен повторить успех прошлого сезон, дойти до финала Кубка Гагарина? Пока команда играет довольно неровно, чередуя эффектные победы с невзрачными поражениями.
— Это мы узнаем только весной. Да, разумеется, сейчас у «Ак Барса» не тот состав, что был даже в прошлом сезоне, тогда он был сильнее, на мой взгляд, хотя бы по именам. Но зная Зинэтулу Билялетдинова, уверен, что он непременно привьет свой хоккей молодым ребятам. А какой будет результат, знать заранее невозможно.
— Дети в хоккей играют?
— Да, приемный сын, ему 17 лет, играет в одном из молодежных казанских клубов, не в «Ак Барсе». Время покажет, что из него получится…
— Год назад вас бросили на амбразуру, назначив исполняющим обязанности главного тренера «Нефтехимика». Вскоре вам пришлось покинуть Нижнекамск, сейчас работаете функционером в Альметьевске. Не исключаете возвращения на тренерскую стезю?
— Да, я был помощником главного тренера, тренером-селекционером. А когда год назад был отправлен в отставку тогдашний наставник «Нефтехимика» Кари Хейккиля, и меня поставили на его место, я целых 9 матчей отработал в роли главного тренера. Я ни о чем не жалею. И до сих пор считаю Хейккилю хорошим тренером, просто времени ему не хватило, состав был не тот. Да и календарь нам выпал просто дурацкий, 10 домашних матчей подряд! Как можно было составить такое расписание, до сих пор не понимаю. Вот и пошла череда неудач, и все дома! Еще и не везло откровенно. Для тренерской работы нужен талант. Я всегда мечтал быть тренером. Когда был игроком, так и думал, вот закончу и стану тренером. Но из меня сразу после завершения игровой карьеры сделали функционера… И все же я ни о чем не жалею. Главное, что я занимаюсь любимым делом, хоккеем. Продолжаю получать от него кайф.