«Убедись, что он научится хорошо кататься». Почему Сет Джонс выбрал хоккей
Как человек, сделавший карьеру в профессиональном баскетболе, Попай Джонс всегда тесно был связан со спортом, и он хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Попай – чье прозвище еще в детстве дал ему один из родственников, и с тех пор никто не звал его иначе – рос в небольшом городке Дрезден, штат Теннеси, играя в американский футбол, бейсбол и баскетбол. И было немного удивительно, когда всем этим трем видам спорта его сын предпочел хоккей, но он был рад поддержать это решение. Но сколько бы Попай не верил в то, что спорт может многое принести, он повидал достаточно в своей жизни, чтобы понимать, что в какой-то момент молодой человек может перегореть, пресытиться спортом, так что нужно соблюдать баланс. Именно поэтому, чем больше его средний сын, Сет, интересовался хоккеем, тем чаще он спрашивал: «Ты все еще получаешь удовольствие?» И хотя ответ всегда был положительным, Попай старался любыми способами отвлечь внимание сына на что-то еще. «Мы всегда пытались забрать у него сумку с амуницией с мыслями: «Так, на время хоккея хватит», - вспоминает Попай. Так они и делали, может, на месяц или шесть недель летом, когда отец и мать, Эми, считали, что Сету действительно нужно передохнуть. Сет мог не любить эти ограничения, но ни о каких скандалах речи не было. Однако, когда родители решали, что он может возвращаться к своему любимому занятию, то его чувства можно было легко прочесть по выражению лица: «Он просто сиял, - говорит Попай. – Именно в тот момент я понял: «Это то, чем он с радостью будет заниматься».
Отбрасывая привычные сомнения, легко понять, почему Попай особенно внимательно следил за отношениями между Сетом и игрой. Как сын бывшего игрока НБА, он привлекал особенное внимание. Но то спокойствие, коим обладает Сет, позволило ему пройти весь путь до сегодняшнего дня с твердой уверенностью в своих силах. И именно это может позволить ему стать одним из лучших в НХЛ. И если молодой защитник сможет оправдать ожидания, если он сможет сделать еще шаг вперед, то войдет в клуб элитных защитников, который уже включает пару очень хорошо знакомых ему имен. Ши Уэбер и Роман Йоси, которых многие готовы назвать лучшим тандем обороны в лиге, являются ключевыми игроками «Предаторс». Представляющие три страны и проповедующие разные стили игры Джонс, Йоси и Уэбер - внушительное основание на хороших контрактах. У каждого своя история, и, так как лучшая часть истории Джонса только начинается, «Нэшвилл» может быть спокоен за свою оборону на годы вперед.
Стартовый матч сезона. Взгляды большинства фанатов «хищников» обращены на Джонса, от которого ждут выхода на новый уровень в нынешнем сезоне. И Сет быстро оправдывает надежды болельщиков, делая две голевые передачи уже в первом периоде. Но самый яркий эпизод с его участием в победном матче с «Каролиной» (2:1) не привел к взятию ворот. Зато он продемонстрировал, почему Джонса считают таким большим талантом. Во втором периоде он подхватил шайбу в середине льда и помчался на ворота соперников. По дороге он обыграл двух игроков «Харрикейнс» и лишь в самый последний момент третий соперник смог изменить направление броска. «Удивительно, как при таких габаритах он может так кататься», - говорит Уэбер.
Катание всегда было одним из достоинств Джонса. Еще с тех пор, как он с братьями – Джастином, который на четыре года старше, и Калебом, который на три года младше и был выбран «Эдмонтоном» в четвертом раунде драфта-2015 – познали эту прекрасную игру, пока их отец выступал за «Денвер Наггетс». С самых первых шагов по льду Джонс продемонстрировал неожиданный талант и уверенность. «Я постоянно напоминал ему: «Ты не знаешь, как кататься». Но он отвечал: «Нет, знаю», - вспоминает Попай.
Когда Джастин стал заниматься с тренером по фигурному катанию, то она с радостью показала несколько упражнений и его младшему брату, которому тогда было всего пять лет. Она решила, что его тренировка не должна занимать больше 15 минут, так как дети в таком возрасте не могут долго концентрировать внимание на чем-то одном. Во всяком случае, большинство. Попай вспоминает их первый разговор: «Ух, он продержался 20 минут. А затем и все 30».
Ни один рассказ о становлении Сета Джонса не может обойтись без истории встречи Попая и другого известного атлета из Денвера – Джо Сакика. Увидев однажды капитана «Эвеланш» в тренажерном зале, баскетболист прямиком направился к нему и попросил дать несколько советов человеку, который не знает, как растить ребенка, любящего хоккей. «Он посмотрел на мои размеры и сказал только одно: «Убедись, что он научится хорошо кататься», - говорит Попай.
Джонс, который родился в Арлингтоне, штат Техас, где его отец выступал за «Даллас Маверикс», отлично освоил катание ко времени, когда ему предстояло сделать новый шаг в карьере – присоединиться к USA Hockey National Team Development Program в Энн-Арбор, штат Мичиган. А умения концентрироваться и быстро впитывать информацию очень помогли ему в учебе: «Если он чего-то не знал или что-то сразу не понимал, то достаточно было лишь раз показать ему или рассказать, и он уже не повторял прежних ошибок», - отмечает бывший тренер Сета Дэнтон Коул, который тогда работал с 17- и 18-летними игроками.
Молодые хоккеисты, родившиеся до 15 сентября 1994 года, могли попасть на драфт-2012. Но Джонс появился на свет 3 октября, так что ему пришлось ждать еще один год. Этот дополнительный сезон он провел в Западной хоккейной лиге в составе «Портленда» и под пристальным вниманием хоккейной общественности. Все хотели узнать о его необычной истории. В первую очередь, как сын бывшей звезды НБА оказался в хоккее? Когда он вспоминает о тех временах сейчас, то признается, что хоть и привык к подобным вопросам, но иногда они все же задевали его: «Я не хочу сказать, что они «раздражали», но все начинало выходить из-под контроля. Мне нужно было просто с этим смириться. Речь идет о моей семья, и я не могу убежать от этого».
Вскоре ему нужно было смириться еще с одним фактом. После множества разговоров о том, что на своем драфте он может уйти под общим 1-м номером, имя Джонса не было объявлено до 4-го пика, который принадлежал «Предаторс». Да, «Колорадо» ясно дало понять, что под первым номером возьмет забивного Нэтана Маккиннона, но все остальные места оставались под вопросом. Мало кто ожидал, что Джонс выпадет из первой тройки, но «Флорида» предпочла мощного центрфорварда в лице Александра Баркова, а «Тампа» остановила свой выбор на техничном Джонатане Друэне. И пусть попадание в систему «хищников» можно назвать удачей для молодого защитника (а еще большей удачей это стало для самого «Нэшвилла»), но 18-летнего парня немного задело то, что ему пришлось услышать имена хоккеистов, которые котировались ниже его, прежде своего. «Конечно, речь не идет о мести или чем-то таком еще. Но ты откладываешь этот момент в своей памяти, и он заставляет тебя работать еще усерднее».
Попадание в «Нэшвилл» стало отличным исходом для Джонса. И не только потому, что он смог учиться у таких мастеров как Ши Уэбер и Роман Йоси, но и из-за статуса организации в целом. Стоит отметить, что в момент, когда «Предаторс» задрафтовали Джонса, они находились в статусе перестройки и пропускали плей-офф два года подряд, в том числе и в дебютный год Сета. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что голкипер Пекка Ринне никак не мог оправиться после травмы. Но еще больший удар по клубу нанес распад их звездного оборонительного дуэта.
В 2012 году Райан Сутер на правах свободного агента заключил контракт с «Миннесотой». Тем временем, Уэбер, который имел статус ограниченно свободного агента, получил предложение от «Филадельфии» на 14 лет и 110 миллионов долларов. «Нэшвилл» не мог препятствовать расставанию с Сутером, но позволить уйти и Уэберу… Выбора не оставалось, пришлось повторять предложение «летчиков». Это не был идеальный сценарий для команды, которая не обладает самым большим бюджетом в лиге, но другого пути не было. «Это было тяжелое лето, - вспоминает генменджер «Нэшвилла» Дэвид Пойл. – Мы надеялись сохранить Сутера и Уэбера. Да, исход получилось не лучшим, но, в итоге, другого варианта у нас и не было».
Немного скрашивало всю эту ситуацию то, что в клубе знали, что у них подрастает замена Сутеру. «Нэшвилл» - и особенно главный скаут клуба Джефф Килти – очень пристально следили за Йоси в сезоне-2007/08 и делали на него ставку на драфте. «Не знаю, сколько команд нацелились на него во втором раунде, но уверен, что их было немало», - отмечает Пойл.
Но как бы ни верили в «Нэшвилле» в таланты швейцарского игрока обороны, вряд ли можно предположить, что ожидали именно такого. Пару лет назад Йоси совершил большой скачок вперед, набрав 40 очков в 72 матчах. В прошлом сезоне прогресс продолжился – 55 очков. Один из скаутов назвал Йоси «защитником 50 на 50». Это означает, что он одинаково хорош и в атаке и в обороне. «Для меня Йоси – самый недооцененный хоккеист НХЛ. Это настоящая звезда», - говорит скаут.
К чести «Нэшвилла», он быстро разглядели талант швейцарца и заключили с ним контракт на очень хороших для клуба условиях до конца сезона-2019/20. Эти 4 миллиона в год можно считать некоторой компенсацией за контракт Уэбера. Ши уже давно входит в число лучших защитников лиги и считается суперзвездой. Тем удивительнее, что в списке его достижений до сих пор отсутствует «Норрис Трофи» (в прошлом году он занял четвертое место в голосовании, пятым стал Йоси). За последние семь сезонов только один защитник набрал очков больше, чем Уэбер (322) – Данкан Кит из «Чикаго» (331). Но атакующие способности – лишь одна грань таланта Уэбера, который вместе с Пеккой Ринне является лицом команды. Капитан «Предс» никогда не был болтливым, но даже его закрытая мощная челюсть говорит о многом. «Когда он надевает коньки, то время настало, - объясняет ассистент капитана «хищников» Майк Фишер. – И не важно, в какой ситуации это происходит».
Именно по этой логике Уэбер вместе с Йоси проводят на льду много времени. За последние пару сезонов больше айстайма получали лишь Сутер, Дрю Даути из «Лос-Анджелеса» и Эрик Карлссон из «Оттавы». Перед стартом нынешнего же сезона начались разговоры, что не мешало бы чуть снизить нагрузку на ведущую пару защитников «Предаторс». И прогрессирующий Джонс отлично подходил для этой роли. Команда и сам игрок чувствуют, что он готов сделать шаг вперед. Как отмечает главный тренер «Эдмонтона» Тодд Маклеллан, Джонс за счет физических данных и мобильности способен перекрывать большие пространства, но при этом оставаться достаточно резким и быстрым для борьбы на ограниченном пространстве: «Он уже превратился в опытного игрока, который понимает систему игры команды. Он чувствует себя уже комфортно. Он повзрослел».
Похожие слова говорит и Джастин Фолк, который вместе с Джонсом защищал цвета сборной США на чемпионате мира-2015. Фолк, который сам стал лидером «Каролины» и входит в число лучших молодых защитников лиги, верит, что взлет Джонса не за горами: «Если он совершит прорыв в этом сезоне, то никто не удивится».
Джонс уже сделал один важный шаг вперед еще даже до старта сезона, переехав в новые апартаменты и став жить отдельно от матери (родители Сета разошлись пять лет назад). Люди уже хорошо знают Попая, но о матери Сета, Эми, вспоминают гораздо реже. Но именно ей принадлежит основная заслуга в том, что все трое детей получили хорошее образование, пока отец занимался своей карьерой в НБА. Сет шутит, что они с матерью, которая все еще живет в 10 минутах ходьбы и посещает практически все домашние матче «Предаторс» - нашли идеальный баланс: «У нас замечательные отношения. Она не слишком раздражает меня, я – не слишком раздражаю ее, - говорит Джонс с ироничной улыбкой. – Понимаете, все равно тебе придется когда-то повзрослеть».
И, кажется, для Джонса сейчас настало это время. В таком случае защитная линия «Нэшвилла» превратится из завидной в просто переходящую все рамки приличия.
Источник: Sportsnet.
Наследник Сен-Луи. Как Тайлер Джонсон пробивался в НХЛ
«Людям хочется выставить меня засранцем? Прикольно». Джош Хо-Сэнг пытается сломать систему в НХЛ
P.S. VK сообщество | Блог «Новый Уровень»