Фанат ХК «Ак Барс»: Создав «Ультрас», мы поднимем культуру боления на новый уровень
Начну издалека.
В Нижнекамске болельщики, расстроенные пятиматчевой серией поражений и плохой игрой своих любимцев, подвергли команду обструкции. За эту акцию фан-клуб «Нефтехимика» не стал брать ответственность на себя, предложив поискать нарушителей спокойствия среди жен хоккеистов.
В соседней Казани фанатам жаловаться не на что. «Ак Барс» продолжает борьбу за лидерство в Восточной конференции и пока не оставляет шансов привезти долгожданный третий кубок Гагарина. К такому событию и поддержка должна быть соответствующей – так рассудили самые ярые поклонники «бело-зеленых». И вот со старта нового сезона на фан-секторе все чаще раздается чуждое хоккейному миру слово «ультрас».
Инициатором идеи является давний поклонник «Ак Барса» Алексей Николаев (не путайте его с Андреем Николаевым, лидером московского «Барс-бенда»). В фан-клубе он состоит с чемпионского 1998 года и признается, что в болельщицкой среде уже давно настало время перемен. При этом, собеседник готов объяснить свою позицию и рассказать, зачем это нужно человеку, у которого есть свой собственный доходный бизнес.
Словарь sport.kazanfirst.ru
Движение «У́льтрас», или просто У́льтрас — организованные группы из болельщиков для поддержки спортивных команд.
Группировка Ультрас — это, как правило, официально не зарегистрированная структура, которая объединяет от десяти до нескольких тысяч наиболее активных фанатов, занимающихся всевозможным информационным продвижением и поддержкой своей команды — промо-атрибутикой, популяризацией своего движения (граффити, стикеры, листовки и т.д), распространением и продажей билетов, организацией специальных шоу на трибунах (суппорт, перфоманс, заряд), организацией выездов на гостевые матчи любимой команды.
Суппорт (от англ. support) – поддержка; суппортеры – активные болельщики
Перфоманс (от англ. performance) – совокупность предметов и действий на трибунах (баннеры, флаги, песни, речевки и т. д.), направленных на поддержку своей команды
Заряд – групповое скандирование, как правило, в поддержку своей команды
Кузьмич – среднестатистический болельщик, не приверженец фанатского клуба.
О.С.К.А.Л. или «ОСКАЛ» - казанская фан-группа хоккейного клуба «Ак Барс»
ТНА – ледовый дворец «Танефть-Арена»
«Сетка» – игровая хоккейная майка (накидка, джерси)
«В «Татнефть-Арене» зал «мертвый»»
– Алексей, правильно ли я понимаю, что вы планируете создать отдельное движение хоккейного «Ультрас» в Казани?
– Отдельным от фанатского движения сделать его не получится. По крайней мере, на первых порах. Но требования к новому «движу» будут самые серьезные. Мы планируем набрать ответственных людей, которые будут ходить на каждый матч и обязательно в клубных цветах. У нас есть три цвета: зеленый, белый и красный. Нужно менять ситуацию, когда народ уходит с арены до финальной сирены. Посмотрите на «Йокерит», как там болеют! Там зал живет игрой благодаря своим «Ультрас», которые постоянно заряжают перфомансы. Смотрится это красиво! В России, к сожалению, пока даже близко нет ничего подобного. И мне хочется именно в родной Казани поднять культуру боления на более высокий качественный уровень, как в той же Финляндии или в НХЛ. Там люди приходят на стадион и отдаются игре, а у нас в «Татнефть-Арене» зал «мертвый». Кузьмичи приходят и тупо смотрят хоккей. А хочется, чтобы они срывались.
– И чем Кузьмичам могут помочь «Ультрас»?
– «Ультрас» – это компания молодых людей, которые будут стоять внизу и заряжать весь зал. Для многих само слово «Ультрас» является синонимом драки, но это ошибочное мнение. Для меня это движение, прежде всего, символизирует перфомансы и культуру истинного боления.
– «ОСКАЛ» вашим требованиям сейчас не отвечает?
– «ОСКАЛ» только начал движение в этом направлении. В последние несколько лет наблюдается прогресс в работе с болельщиками, но давайте понимать, что это не основная задача фан-сектора. «ОСКАЛ» должен создавать фирменный рык барса, поддерживать команду. А «Ультрас» будет заводить обычных Кузьмичей.
– Так сейчас на самом активном секторе за воротами есть все, чтобы создать «Ультрас»: самые активные болельщики в одной цветовой гамме…
– К сожалению, пока не все приходят на матчи в одних и тех же цветах. Но на последнем собрании «ОСКАЛа» четко решили, что начнем строго придерживаться бело-зеленой цветовой гаммы. В начале сезона на сектор стали приходить студенты, появлялись черные оттенки. Со стороны это смотрелось некрасиво и смазано. А мы должны одним своим видом показывать, что система у нас четко выстроена.
Мы не планируем создавать отдельное движение. Я хочу создать «Ультрас» на базе «ОСКАЛа», а потом обособиться компанией активистов, которые и будут все продумывать. Пока мозговые штурмы не всегда приводят к результату. Но если появится специальный коллектив, ответственный за заряды, песни, кричалки, станет легче. Нужна новая струя.
У всех фан-клубов КХЛ одни и те же кричалки. Просто в текстовке меняется название команд. Мы хотим разработать абсолютно новые песни, тексты.
«Хотим диктовать условия руководству»
– Где будете сидеть?
– За воротами найдется место всем. Мы не отделяемся от «ОСКАЛа», просто создаем группировку самых активных фанатов.
– То есть «Ультрас» будете делать из «ОСКАЛа»?
– Вместе с «ОСКАЛом».
– Там будет место не «ОСКАЛовцам»?
– Конечно! Главное – выдержать стиль. Например, в одежде. Мы не хотим ходить в «сетках». За модой не уследишь. Меняются игроки, номера фамилии…Угнаться за постоянным ребрендингом команды не возможно. Зато можно сделать свою отличную и узнаваемую форму.
– В футболе «Ультрас» могут влиять на решения руководства. Планируете ли, что и в хоккее самая активная часть фанатов «Ак Барса» сможет диктовать свои условия?
– Да, хотим, чтобы команда к нам прислушивалась. Желаем принимать активное участие в вопросах клубной жизни. В свое время было допущено много ошибок, в том числе и в работе с болельщиками.
– Когда были допущены эти ошибки и в чем это выражается?
– Обратите внимание, в свое время нас на секторе собиралось до трехсот человек. Но где-то года четыре назад у нас просто все развалилось. Не знаю, с чем это связано. Со сменой ли руководства клуба или появлением новых команд в Казани, но народ резко перестал ходить. Некоторые города-участники КХЛ живут хоккеем, в Казани, сами понимаете, какая огромная конкуренция за зрителя. Поэтому в Тольятти весь зал кричит в унисон с фан-сектором, а у нас тишина и приходится отправлять фанатов на противоположный сектор, чтобы просто зарядить перекличку.
– Так это «подсадные»? Я думал, что заряды фанатов иногда находят отклик и у простых болельщиков.
– Да. Это четверо наших ребят идут на другие сектора, чтобы разгонять толпу на перекличку. Некоторые подключаются, но в основной массе народу пока все равно. С ними надо работать.
«Многие пошли на фан-сектор, потому что была халява»
– Есть подозрение, что многих «ОСКАЛовцев» устраивает нынешнее положение вещей и если вводить какую-то дисциплину по форме одежды, это может оттолкнуть фанатов.
– Да мы не собираемся кого-то принуждать. Дисциплина будет касаться только «Ультрас» группы. У нее должен быть неповторимый стиль.
– И все-таки, чем будете отличаться, если даже сидеть будете вместе с остальными фанатами?
– Мы возьмем на себя разработку перфомансов. Это будет инициативная группа «ОСКАЛа». Хочется вносить что-то новое. Стараемся привлекать и новый народ. Почему многие приходят на наш сектор? Потому что была халява. Но зачем нам такие фанаты? Если ты не болеешь сердцем, то незачем и приходить. Я, например, на игры стараюсь вообще не смотреть. Весь матч стою спиной ко льду и слежу за работой фан-сектора.
– А в чем удовольствие прийти на хоккей, но не увидеть ни одного гола, а счет узнать только в конце игры?
– В поддержке команды! Мне важно, чтобы команда нас слышала. И зал обращал на нас внимание. Это моя основная задача. Наверное, видели, как болеют фанаты московского «Спартака»? Главный их интерес – перекричать зал. У нас на выездах тоже получается отрываться. Когда 40 приезжих перекрикивают полную арену местных болельщиков – это заводит. Но дома приходится работать в контакте с «мертвым» залом ТНА, и наши голоса растворяются.
– Если новых авторов не было последние 15 лет, то откуда им взяться в одночасье?
– А они уже есть. Разработки новых зарядов идут полным ходом. 15 лет назад не было интернета, а сейчас есть возможность постоянно быть на связи с соратниками из других городов и даже общаться с абсолютно незнакомыми, но креативными людьми.
– В этом сезоне на фан-секторе наблюдается просто огромный приток молодежи. Ваше отношение к этому?
– Это хорошо! Лишние все равно отсеиваются. Сам приток был порядка двух тысяч человек, а в итоге остались около 80. Мы не теряем надежды забить до отказа всю трибуну. Он рассчитан на 360 человек, но пока заполняется лишь наполовину. Мы должны стать зарядным сектором, чтобы от нас подзаряжалась вся арена. А она у нас пока отвратительная. У нас не умеют поддерживать – люди приходят просто посмотреть, как в театр.
– Вы сам себя считаете «ОСКАЛовцем»?
– Я был одним из тех, кто разрабатывал это название. Если помните, раньше мы звались «cats» и нас стали дразнить зелеными кошками и обзывать блохастыми. В ответ мы решили показать им зубы и назваться «ОСКАЛом». А вообще – это аббревиатура: «один сильнейший клуб «Ак Барс» любимый». Конечно, сначала название не приживалось, но со временем все стало на свои места.
Оригинал: http://sport.kazanfirst.ru/feed/27615
Дата: 11.11. 2014 г.
Фото: Роман Хасаев