Перед началом
Начать новый блог хотелось бы с сожаления. Во-первых, удивительно и жалко, что клуб из (по разным версиям) третьего-четвертого города России так узко представлен на просторах спортивных Интернетов. На этом сайте была попытка вести блог про команду, но, увы, энтузиазм у парней заглох, возможно, из-за того, что они начали делать блог во время кошмарной для команды осени 2011 года. Был еще один блог про команду – типа официальный, и на старой версии сайта на него даже висела ссыль. Но официальный блог занимался в основном дубляжом материалов и видео с оффсайта. Оригинального контента там почти не было.
Общественное мнение из-за финансовых проблем и терок с областной властью, которые происходили при «старом режиме», успело давно и прочно записать Авто в аутсайдеры лиги, хоть и был в первом же сезоне сенсационный выход в плей-офф. Даже в последний год, когда команда отжигала в регулярке и тройка Чернов-Малыхин-Лазарев вела за собой команду примерно так же, как магнитогорские Мозякин-Коварж-Зарипов, что стало самым запоминающимся моментом года? Конечно же, «Я не Федор»! (когда читаешь шутку про «ивсетакифедора» в 163-й раз, думаешь, а все ли хорошо с фантазией у комментаторов Спиртса)
А ведь история свердловского хоккея весьма богата. ОДО был участником самого первого чемпионата СССР по диковинной канадской забаве с шайбой. Вообще, свердловские команды провели на троих (ОДО, Динамо, Автомобилист) 27 сезонов в высшей лиге СССР. Если брать РСФСР без Москвы и МО, то это третий показатель после Ленинграда, Челябинска и Горького. Другое дело, что звезд с неба команда не хватала, чаще всего занимаясь увлекательным процессом брождения между лиг.
Тем не менее, яркие моменты в истории команды все же были – пятое место в чемпионате страны-1969, разгром ЦСКА 6-0 (в Москве!), вызов Виктора Пучкова в сборную СССР, где он стал чемпионом мира. В семидесятых ударная тройка Автомобилиста Малько-Рудаков-Краев наводила шороху в высшей лиге, из-за чего тот же Рудаков отправился в московский Спартак.
Была и еще одна запомнившаяся победа над ЦСКА – опять в Москве (!), которое стало первым поражением ЦСКА дома в том сезоне (!!), 23 февраля (!!!). Тем не менее, лучшие свердловские игроки все так же уезжали в гранды (Шепелев, например)
Положение улучшилось в середине-конце восьмидесятых, когда команда прочно закрепилась в элите. Например, в октябре 1988 поклонники команды могли видеть такую приятную табличку после 12 туров:
Тем не менее, даже при таких хороших стартах сезонаЮ команда так и не замахнулась на цели более возвышенные, чем простое сохранение места в высшей лиге, занимая 7-8 места. Психология, что ли, сказывалась. Непонятно.
Тем более на сломе эпох в Свердловске родилось замечательное поколение – Бякин, Хабибулин, Яшин, Малахов. Но увы, толком поиграть за команду удалось только Бякину. А команда после распада СССР выступала только хуже. С крахом АТП достойное финансирование взять было неоткуда, команда помыкалась, два раза поменяв название и источники финансирования, и в конце концов стала «Динамо-Энергией», став фактически фармом главного московского «Динамо». Даже форма у команд была похожа, различался только герб. Но и это не помогло – в 2001 Екатеринбург окончательно лишился места в суперлиге. Ну и ледового дворца, который к тому моменту требовал капитальной реконструкции.
Несмотря на все пертурбации, происходившие с командой, любовь к хоккею не проходла. Вот какая занятная история произошла в ноябре 1999 года:
Матч между "Динамо-Энергией" и "Нефтехимиком" начался со скандала. Руководствуясь полученным в день игры указанием ПХЛ, администрация екатеринбургского клуба отказалась пропускать на игру болельщиков, многие из которых, несмотря на сильнейший мороз, приехали на хоккей. Можно понять чувства четырех тысяч замерзших у закрытых дверей людей, отдавших деньги за билеты и вынужденных вернуться домой несолоно хлебавши.По словам генерального директора ХК "Динамо-Энергия" Германа Скоропупова (ага, того самого - прим. автора), ПХЛ наказала клуб за то, что по окончании матча екатеринбургского клуба с "Ак Барсом" кто-то из болельщиков, огорченных очередным поражением своей команды, бросил на лед несколько пластиковых бутылок, никому, к слову, не причинивших вреда.
После окончательного оседания в высшей лиге, казалось бы, дно было пробито. Но это только казалось. На самом деле наступил золотой век екатеринбургского хоккея. ДинЭнер уныло плелся в хвосте восточной зоны высшей лиги, позволяя обгонять себя даже таким монстрам, как серовский Металлург и новоуральский Кедр, а главной командой области прочно стал тагильский Спутник. Из-за реконструкции Дворца спорта ДинЭнер играл не в городе, а в селе Курганово, что тоже популярности команде не добавляло.
Одновременно на реконструкцию закрылись площадки «Юности» и «Спартаковца». В городе банально не осталось вообще никаких ледосов. Например, в 2005 ветеранами Авто было решено устроить товарищеский матч с ветеранами «Детройта». Единственным местом, где можно было играть, был манежик «Снежинка», который при вместимости 500 человек принял в тот день сразу две тысячи. Американцы были шокированы
После хоккея, на ужине, Дэйв Льюис, который был тренером, говорит мне: "Я не понимаю, сколько население Екатеринбурга". Я ему говорю: "Около 1,5 миллиона". Он мне: "У нас население гораздо меньше, и у нас 11 дворцов, а у вас один?". Я ему говорю: "Да, Дэйв". А он говорит: "Я ничего не понимаю: Паша вырос в этом дворце?» (из интервью Антона Хазова – бывшего игрока и ГМа Автомобилиста)
Ну а весной 2006 года ДинЭнер занял последнее место в Вышке. К тому времени правительство решило возродить Автомобилист, так как ледовый дворец был уже готов. И год команды таки просуществовали параллельно. Но в живых должен был остаться только один. Собственно, смерти ДинЭнера никто особенно не расстроился, особенно активные фаны Автомобилиста. Ну а что было дальше – почти все знают.
Чего только не было за эти годы – взлеты и падения, финансовые дрязги и видимость финансового жирка, феерические победы, которые буквально через день сменялись разгромами, моменты, когда хотелось уже все послать и чувство гордости за команду. Несмотря на все, мы никогда не жалели, что болеем за Автомобилист
Итак, торжественная вводная часть закончена. Перейдем к делу. Прежде всего, я очень надеюсь, что этот блог в одиночку вести не буду, и он станет действительно коллективным. Не стесняйтесь, обязательно пишите в личку, в комменты, если хотите освещать жизнь команды. Надеемся, все это дело не заглохнет на полпути