11 мин.

Вячеслав Быков: «Во время матча ко мне боятся подойти, считают меня монстром!»

В студию «Радио Зенит» пришли тренеры СКА Вячеслав Быков и Игорь Захаркин. Планы по созданию Академии СКА, принципиальные соперники и радость от работы в Петербурге – все это в расшифровке часовой беседы. 

Быков и Захаркин

– Последняя победа над «Амуром» была крупной – 7:1. Вернулись многие хоккеисты, которые ранее лечились – Дадонов, Шипачев. Все ли здоровы в команде? 

- Б.: Практически все. Несколько игроков поправляют свое здоровье. Скоро мы увидим и Антона Белова, и Евгения Кетова, и Алексея Поникаровского. Очень рады, что ребята снова могут доставить радость нашим болельщикам.

– Я не люблю слово «спад». Но чем же была вызвана серия поражений команды?

– З.: Мы потеряли несколько ведущих игроков. Но при этом мы сделали попытку повысить уровень функциональной готовности в ходе соревнований. Сезон длинный, а от команды ждут результатов. Да, СКА хорошо играл в первые осенние месяцы и в первых 22-23 матчах нам сопутствовал успех. Затем мы увеличили нагрузки для того, чтобы следующий цикл игр прошел не менее успешно. Учитывая то, что в этом сезоне нет окон для подготовки команды, а игроки приглашались в различные сборные, мы по ходу турнира были вынуждены давать большие нагрузки игрокам. Такие тренировки непривычны для хоккеистов по ходу сезона. Но процесс был управляемый: мы ожидали, что спортсмены привыкнут и выйдут на более высокий физический уровень. Удачная игра в последних матчах – это результат всех этих перемен.

 – Б.:Этот опыт нам был необходим. Лига планирует увеличить число матчей за счет пауз. Мы осознанно пошли на эксперимент. В любом случае -  кто не ошибается, тот не имеет успеха. Кто знает, тот пробует, а кто не знает, тот критикует.  

– Руководство команды поставило цель выиграть регулярный чемпионат КХЛ. То, что сейчас ЦСКА на первом месте, вас не нервирует?

– Б.: Была поставлена задача создать боеспособный коллектив, который будет стремиться завоевать Кубок Гагарина. По ходу турнира появилось желание выиграть и регулярку. Почетно иметь звание чемпиона России, но куда важнее именно Кубок Гагарина. 

– З.: Это может звучать в качестве оправдания. Но в рамках чемпионата мы решаем много сложных задач: работаем над тактикой, наигрываем звенья. Но самое главное – подготовить ментально игроков к плей-офф. Сейчас мы создаем ту модель игры, которая необходима в более сложных матчах на вылет. Это поможет решить самую главную задачу – выиграть Кубок Гагарина. 

–Б.: Перед каждым матчем мы ставим задачу – победить. Получается или нет – это другой вопрос. Но всегда мы в команде делаем разбор игры. Профессиональные спортсмены соревнуются только для того, чтобы побеждать.

– Когда начались травмы, болельщики задумались, не рано ли избавились от нескольких хоккеистов. Например, от Кучерявенко, Макарова, а ранее – Семенова. Они уже не могли прогрессировать? Трудно ли было решать с ними сложные задачи, о которых вы говорите?

–Б.: Будет некорректно, если я начну за спиной игроков рассуждать о них. Они способы исполнять роль лидеров в других командах. Мариновать их в четвертых и пятых звеньях, которые имеют специфическую направленность, я считаю неправильным. Это одна из причин, почему мы с ними расстались. Кроме того, мы видим, каким должен быть коллектив СКА. Нам необходимы хоккеисты определенного уровня.

– З.: Итогом составления всего коллектива должна стать атмосфера, взаимодействие и взаимопонимание игроков. Мы ожидаем от каждого хоккеиста максимальной отдачи в каждом матче. Выбор был сделан сознательно. Качество хоккеистов – определяющий фактор, который повлиял на формирование состава. 

– Высока ли вероятность появления в составе СКА вратаря Коскинена? 

– Б.: На данный момент, когда нет подписей под контрактами, я не считаю правильным спекулировать этой информацией. Могу сказать только о том, что игрок высказал определенную неудовлетворенность своим клубом, и к нам пришло предложение рассмотреть эту кандидатуру. Мы активно работает на трансферном рынке. Безусловно, одна из интересующих нас позиций – голкипер. 

– З.: До 25 декабря нам нужно сформировать окончательный состав, который будет бороться за Кубок Гагарина. 

– Б.: Но мы рассчитываем и на тех вратарей, которые уже есть в составе. Но у них нет опыта достаточно опыта игры в плей-офф. 

– Евгений Иванников вернулся в родной город. В Петербурге по-особому относятся к своим воспитанником. Иванников заслужил место в составе? Или у Александра Салака возникли сложности? 

– Б.: Вопрос с подковыркой. Я считаю, что мы не на 100% были уверены, что Алекс – вратарь №1 для наших задач. Но говорить, что Женя выиграл позицию, я бы не стал. 

– З.: Это большая ответственность – стать вратарем в родном городе. Но мы верим и в Женю, и в Игоря Шестеркина. Они достойны представлять СКА. Но первый вратарь – это очень важная позиция для команды, которая хочет завоевать Кубок Гагарина.

– (вопрос слушателя) Чем принципиально отличается процесс тренировки сборной от клуба? 

– Б.: Работа в сборной – это краткосрочный период. Все намного быстрее: и в эмоциональном плане, и при принятии решений, и в вопросах анализа. А работа с командой – это каждодневный труд, который исчисляется целым сезоном. Есть моменты и для творчества, и для экспериментов. Могу сказать, что работа со сборной – это десерт! Праздник!  

– З.: В сборной надо больше работать над мотивационной составляющей. Быть тренером в клубе – это наука:  понимание функциональной подготовки, правильное распределение физической формы по ходу сезона. 

– (вопрос слушателя) Было ли в вашей практике, когда буллиты пробивали вратари?

– Б.: Было. Я смотрел мультфильм «Шайбу-шайбу». Это тоже практика (смеется).  

– Но регламент же не запрещает? 

– З.: Не запрещает даже тренеру (смеется). 

–Б.: У нас в тренерском штабе достаточно мастеров (смеется). А Коля Борщевский – тот еще буллитер!

–  (вопрос слушателя) Есть ли у вас духовная связь с «Зенитом»? 

– З.: Вчера только обедали с Сашей Кержаковым.

– Б.: Поэтому есть. 

 

Быков и Захаркин

– Болельщики делят свои клубные предпочтения, но все болеют за Петербург. Вы ощущаете, что вы живете и работаете в особом городе? Ощущают ли это хоккеисты? 

– Б.: Конечно. Атмосфера в «Ледовом» поражает. Я ездил по миру, участвовал в разного рода соревнованиях. Но то, что я сейчас переживают в Петербурге… Честно говоря, мне очень приятно и радостно. 

– (вопрос слушателя) Будут ли появляться в составе свои воспитанники? 

– З.: Мы следим за «СКА-1946», у нас есть команда в Карелии. Конечно, будут воспитанники. Они и сейчас есть. Происходит ротация молодых хоккеистов, мы внимательно за ними наблюдаем. Вячеслав сказал, что ощущает особую атмосферу в городе. Это действительно так. Посмотрите, как встречают игроков в отеле. Хоккеисты в такие минуты понимают, для кого они играют. Весь город более за своих: за «Зенит» или за СКА – не так важно. Я очень рад, что работаю в Петербурге тренером СКА. Когда я выезжаю рано утром из дома, любуюсь городом – архитектурой, мостами. Не чувствовать торжества и особого момента в жизни, когда работаешь в Петербурге, невозможно.

– Б.: Я бы хотел добавить по поводу молодых игроков. Мы предложили руководству клуба проект академии в Петербурге. Я думаю, что в будущем мы получим пополнение воспитанников на регулярной основе. 

– Много говорится о том, как мальчишки дорастают до команды мастеров. Это реальность или красивая сказка?

– Б.: Все это станет реальностью. Несколько дней назад мы получили «зеленый свет» от руководства. Необходимо сделать «дорожную карту» – кто за что отвечает. Отправная точка уже поставлена. Для меня принципиально, чтобы эта система существовала и после нас. Это будет почетно.

– З.: Я бы хотел уточнить, что в нашей академии появится ядро, где с талантливыми хоккеистами будут работать профессиональные тренеры над физическим состоянием, техникой. Будут отдельные специалисты по вратарям защитникам, нападающим. Все согласно новым методикам. Это должно обеспечить приток новых хоккеистов. 

– (вопрос слушателя) Во время матча СКА с «Амуром» молодой человек сделал предложение девушке. Обращаете ли вы на такое внимание? Как вы относитесь к такому?

– Б.: Я был потрясен. Это уже во второй раз такое происходит в «Ледовом». 

– З.: Это здорово, что болельщики чувствуют себя как в спортивном храме. Хорошо, что они получают удовольствие и от хоккея, и от того, что происходит в «Ледовом дворце». 

–Б.: Здорово, что на хоккей приходят семьями. Это станет традиций, которая будет переходить из одного поколения в другое.  

– (вопрос слушателя) Обращаете ли вы внимание на очередной матч с ЦСКА? Расстраивает ли вас отставание на четыре очка? 

– Б.: Я в таблицу особо не заглядываю. Но московские армейцы играют интересно, впечатляюще. Догнать во что бы то ни стало? Такой задачи перед нами нет.  

– З.: СКА одержал одну победу над ЦСКА и один раз проиграл. Впереди два матча, которые и позволят сократить отставание в очках.

 

Захаркин

– Когда сравнивают лидеров Западной конференции КХЛ, отмечают, что москвичи больше заточены на оборону, а петербуржцы – на атаку. Правда ли, что победы одерживают вратари и оборона? 

– Б.: Я бы не стал утверждать, что ЦСКА играет от обороны. Они действуют за счет скорости при контратаках. Они не отдают приоритет какой-то конкретной стороне игры. Это касается и нашей команды. 

– Какой для вас самый принципиальный соперник? ЦСКА?

– З.: Самый принципиальный – это та команда, с которой нам предстоит играть. Команды могут выступать на разных уровнях. Хотелось бы выиграть у всех. Да, ЦСКА - среди лидеров, но и другие команды нельзя недооценивать. 

– Следующий соперник – московское «Динамо». Для петербургских болельщиков победа над бело-голубыми – это возможность вернуть должок за поражения в плей-офф.  Или это уже в прошлом?

– Б.: Топовые команды дополнительно мотивируют. Отношение к ним иное. Но я не считаю, что кто-то вспоминает прошлое. Наши хоккеисты живут сегодняшним днем. Впрочем, мы все горим желанием взять реванш.

– «Динамо» называли командой, которая играет в нахальный хоккей. Некоторые считают, что этого не хватает СКА. Мастерство есть, а нахальности нет. Согласны ли вы с этим?

– З.: Тогда в плей-офф мы столкнулись с командой, которая по хоккейным законам должна была сдаться, но они играют до конца. Наши ребята отчасти не были готовы к такому повороту событий. Но мы накапливаем умения и опыт. В следующем матче вы увидите хоккеистов СКА с бойцовским характером. 

– Б.: Для этого мы и формируем команду. Нужно знать своих хоккеистов, узнать слабину и  сильные стороны. 

– (вопрос слушателя) Как вам удается оставаться спокойным после гола?

– Б.: Когда мы забиваем, я очень рад. Когда нам – реакция противоположная. Это камера не выхватывает, когда мы радуемся и смеемся (смеется). Боятся подойти ко мне. Считают меня монстром.

– З.: Ну, а что в этом такого, если это правда (смеется). Важно видеть логику матча, понимать, в состоянии ли команда изменить ход матча после пропущенной шайбы. 

– (вопрос слушателя) Когда вы смотрите футбол, у вас нет профессиональной привычки: придумываете схемы, представляете, что бы сказали в той или иной ситуации?

– Б.: Я в 19 лет выбирал между футболом и хоккеем. Зная, что тогда Марадона начинал карьеру в моем возрасте, я отдал ему футбол, а сам пошел в хоккей (смеется). Я очень люблю смотреть футбол, но не как специалист. Восхищаюсь зрелищем. Я немного разбираюсь в тактике, но критически не отношусь к играм или соперникам. Любимых команд даже нет. Мне нравятся, когда забывают много голов – 3:3, 4:4, 5:5. 

– З.: Я не так часто смотрю футбол, но мне интересно понять, что может хоккей у футбола позаимствовать. Особенно любопытно смотреть анализ игр специалистов. Их размышления и оценка дают много информации мне как тренеру хоккея. С удовольствием смотрю на разминку, упражнения футболистов. Это может пригодиться и хоккеистам.  

– (вопрос слушателя) Вячеслав Аркадьевич, вы сочетаете интеллигентность и жесткость. Что-то подобное можно заметить и у Сергея Семака. Даже тембр голоса похож. Мажет быть, вы общаетесь с ним? 

– Б.: К сожалению, нет. Следил за его карьерой, но лично не знаком с ним.

– (вопрос слушателя) Как оцениваете новые правила хоккея: больше плюсов или минусов?

– Б.: Больше плюсов. 

– З.: Они ускоряют игру, делаю ее более динамичной.  

– Сложно было перестроиться в начале сезона?

– Б.: Есть какие-то каноны, поэтому сложно было сразу привыкнуть к изменениям. Но постепенно ребята адаптируются.

– З.: Пока не раскрыты новые возможности правил.  

– (вопрос слушателя) В чем специфика польского хоккея?

– З.: Там главная проблема – отсутствие стабильного финансирования. Тем не менее, поляки – очень спортивная нация. Это касается и футбола, и баскетбола. В хоккее у них несколько хороших спортсменов. Я знаю, что некоторые отправляются играть в НХЛ. Но не думаю, что они составят конкуренцию российскому хоккею.

– Б.: Нужна пропаганда, хороший посыл и желание со стороны нации, чтобы развивать это вид спорта.

 

Быков

– (вопрос слушателя) Как вы относитесь к идее введения видеоповторов в футболе? Помогает ли это или мешает в хоккее?

– Б.: В хоккее не мешает, а приносит пользу. Я бы спорные решения выносил на куб, чтобы зрителям было понятно. В футболе тоже стоит ввести повторы. Мы предотвращаем грандиозные ошибки, которые могут повлиять на результат. Все это можно делаться быстро и квалифицированно. 

– З.: Повторы нужны. В футбол вкладывают большие деньги, и человеческий фактор должен быть исключен. Команда проводит большой путь, чтобы чего-то добиться, но страдает от ошибки судьи. Это несправедливо. 

– (вопрос слушателя) Вы встречали хоккеистов из Африки?

– З.: Когда я работал в Швейцарии, в нашей команде были метисы и темнокожие. Сейчас мой сын играет в команде, где двое таких хоккеистов. С ними приятно иметь дело. Цвет кожи никакого значения не имеет. 

 

Фото: Татьяна Сухарева