6 мин.

«От него зависело бы стать сто крат хуже». Каким мы запомним Александра Медведева на посту президента КХЛ

Итак, свершилось. Александр Медведев, "ГазоМедвед", "Иваныч" - больше не президент КХЛ. Хотя осознаем мы это не сразу - его образ уже навечно связан с лигой, а имя навсегда вписано в ее историю. 

Да, можно сказать, что он руководил ей не так и долго - всего-то 6-7 годков, когда заокеанские комиссионеры отсчитывают на своих должностях десятки лет. С другой - во-первых, мы в России, где традиционно год можно считать за три, а во-вторых, годы его правления были для лиги первыми, а значит, и самыми сложными, самыми долгими, самыми трудными. 

Кроме того, в случае с Медведевым и его влиянием на российский хоккей было бы некорректно отсчитывать эпохальность по годам. Важнейшая заслуга лиги в целом и ее первого президента в частности - это выведение российского клубного хоккея из состояния "купеческого театра" - несоответствия своих амбиций реальному положению вещей, его пробуждение от той "спячки", в которой он пребывал ранее, лишь изредка перемежая ее рассуждениями о том, как же все было прекрасно в советском хоккейном прошлом. 

Медведев и КХЛ важны для российского хоккея тем, что в отличие от многих, старались не искать ответы на вопросы дня сегодняшнего в пусть светлом, но вчера.

Наконец, Медведев и КХЛ подняли в российском хоккее философскую дискуссию о приоритетах. 

И тем самым - вольно или невольно - стали подвергать сомнению безусловный примат хоккея сборных над хоккеем клубов, который загонял чемпионаты страны в прокрустово ложе "одного из этапов подготовки сборной". 

Медведев и КХЛ всей своей деятельностью - пусть зачастую вкривь и вкось - подчеркивали, что наша система организации хоккея, сложившаяся к середине нулевых, была безумно устаревшей и не обещавшей - без решительных шагов - ничего, кроме тихой деградации. 

"Надо было прибавить (не в качестве уступки, но как правду), что правительство все еще единственный европеец в России. И сколь бы грубо и цинично оно ни было, от него зависело бы стать сто крат хуже", - писал когда-то Пушкин Чаадаеву. 

Так вот, для российского хоккея Медведев со своей линией был едва ли не тем самым "единственным европейцем" (а ведь мог быть "во сто крат хуже" - да запросто, обернитесь-ка вокруг и посмотрите на хотя бы какой-нибудь Совет ФХР), который искренне стремился построить КХЛ так, как он ее видел - самостоятельным (хотя бы даже условно) субъектом, который проводит какую-никакую свою политику и влияет на российский хоккей, являясь вершиной его клубной пирамиды. 

Главная заслуга Медведева - в том, что он смог убедить значительную часть хоккейного сообщества в том, что именно такая КХЛ нужна российскому хоккею - независимая, сильная, профессиональная, международная. 

Недавно попалось на глаза сравнение Медведева с царским премьером Столыпиным, и наверное, в чем-то оно оправданно. Тот ведь тоже своими реформами, о которых до сих пор спорят историки, пытался убедить народ в том, что он должен тянуться к независимости, набирать силу и начинать надеяться больше на себя, становиться в своей стране хозяином. 

Понятно, что признавать Медведева идеальным руководителем было бы наивно. Критиковали его с самых разных сторон (как, кстати, в свое время и Столыпина) - и было за что. Доставалось ему и от адептов "старого режима", и от тех, кто уверовал в идею "русской НХЛ" как высшей формы хоккейной организации в стране. Но как и любой босс, Медведев всегда был вынужден лавировать. Особенно это умение пригождается в нашей парадигме хоккейной действительности - где высшему руководству (каковое КХЛ непосредственно и созидало) хочется всего: и максимального приоритета игре сборной, и полномасштабной конкуренции с НХЛ, и прочая, и прочая. 

Нужно понять - без вороха проблем при создании в России даже той КХЛ, что мы имеем сегодня, обойтись не могло никак. Да, многие из них связаны с косностью и самих хоккейных чиновников (в том числе и КХЛ-овских), их своеобразным пониманием всеобщего блага и структуры лиги, особенностями "бизнеса по-русски" и т.д. Но ведь, положа руку на сердце - ведь невозможно даже за 6 лет и при искреннем желании взять и устроить "все, как там". Просто потому, что другая страна, другие реалии, другая экономика. 

Да, Медведева и К можно долго и правильно критиковать за все существующие в лиге неполадки (которые как раз за 6 лет можно было извести под корень), что и ваш покорный слуга делал регулярно. Это касается и организации соревновательного процесса (о, календарь!), и маркетинговой политики (где деньги от "Мегафона", недоумевал даже Сечин), и постоянных переписываний трехлетних регламентов (привет, Госдума!), и "натяжных потолков" (здравствуй, Ковальчук!)

Но так или иначе, "единственный европеец" все-таки двигал лигу вперед, пусть по кривой, пусть по косой. При том даже, что и внешние обстоятельства сопутствовали не всегда - а мировой кризис на самом старте? А гибель целой команды в тяжелейшей катастрофе?

Хотя бы как-то договаривался с НХЛ. Призывал адептов вчерашнего дня к сдержанности, пытался бить аргументами (в историях с лимитами, где "ищущие вчерашний день" регулярно прибегают в том числе и к низкопробной демагогии), пресекал манипуляции - хотя опять же, как мог в нашей нынешней системе координат, где вот уже даже главный трофей лиги пытаются принизить до масштабов Кубка СССР. Хотя, это уже вряд ли получится - и в этом тоже заслуга КХЛ, внедрившей в обиход "плей-оффный марафон" до 4 побед на всех стадиях - а ведь и это проходило когда-то с боем!

Ну и конечно, нельзя не отметить и "личного вклада" Медведева в новое хоккейное строительство. Те эпизоды с его участием, которые разрывали заголовки всех СМИ и возмущали в стиле "да как же так можно!" - ну, помните, "Финикс" - фарм-клуб "Витязя", "Если ты мужик - извинись, *****", "лемуры из ИИХФ" - свидетельствовали в том числе и о широте души, и оправдывали фамилию.

Такой вот он и был - русский медведь, где-то потешный, где-то глупый, где-то неповоротливый, где-то самоуверенный и бесцеремонный, и тут же - впадающий в спячку на полгода (та самая противоречивость, да), но когда нужно - идущий к своей цели напролом и сметающий все на своем пути.

Наверное, у Медведева быть таким - всепробивающим медведем - получалось не всегда. Но уж такая ему попалась тайга, опять-таки. 

В новый этап развития КХЛ войдет с новым президентом. Другое время - другие люди. Сама история с переменой власти, как и дальнейшие судьбы лиги - заслуживает отдельного (и серьезного) разговора, и к этой теме еще будут неоднократно возвращаться, в том числе и (обещаю) здесь. 

Сейчас же хочется сказать вот что - в истории КХЛ останется бесшабашный первый этап ее развития, когда казалось, что нам по колено все моря мира, "все флаги в гости будут к нам", и дух захватывало от близости Нового Уровня, который почти физически ощущался совсем рядом. 

Таким был и тоже в чем-то бесшабашный первый президент КХЛ - соответствующим духу своего времени.