«Перебежчик». История первого чеха, бежавшего в американскую команду НХЛ
Клима был первым чешским игроком, сбежавшим именно в американскую команду НХЛ. Photo by Elsa/Staff via Getty Images
Петр Клима родился и вырос в Хомутове, в тогда еще в Чехословакии. Любовь к спорту, и к хоккею в частности, ему с раннего детства прививала вся семья. Папа, Йозеф Клима, был хоккеистом, за карьеру он сыграл 74 игры за сборную. Мама была баскетболисткой, а старший брат, как и отец, тоже занимался хоккеем.
– Вся моя семья оказала на меня большое влияние. И мой папа, который выступал за сборную страны, и мама, игравшая в баскетбол, и брат, который был старше меня на пять лет. Когда я был молодым, я всегда старался быть с ним на одном уровне. Но мой брат играл недолго, как только я переехал в Америку, его стали отправлять в низшие лиги. После этого он не так много играл.
С восемнадцати лет Клима начал играть в Чешской лиге за клуб «Литвинов». Уже второй его сезон на профессиональном уровне оказался весьма удачным, в 44 матчах он набрал 36 (19+17) очков, что стало четвертым результатом в команде. В том же сезоне Клима был приглашен на молодежный чемпионат мира, по итогам которого сборная Чехословакии заняла второе место, уступив лишь хозяевам турнира - сборной СССР.
Летом 1983 года на драфте НХЛ в пятом раунде Климу выбирает Детройт. Но хоккеист такой факт воспринял достаточно равнодушно, и летом переходит в «Дуклу Йиглаву», где становится одним из лидеров команды. Там он проводит неплохой первый сезон, входит в десятку лучших снайперов лиги, становится вторым бомбардиром в команде и чемпионом Чехословакии. А также Климу по ходу сезона вызывают в Швецию на молодежный чемпионат мира, где его сборная занимает третье место, и впервые на взрослый чемпионат мира.
После отличного сезона для 19-летнего Климы вокруг него начинает распространяться множество слухов о его переезде за океан. На что он говорит, что такое возможно только после окончания этого сезона. По его итогам он стал четвертым бомбардиром в команде, двенадцатым в лиге, а «Дукла» вновь выиграла чемпионат Чехословакии.
Разговоры об отъезде Климы за океан по ходу сезона не прекращались. Ну а летом 85-го на сборе в Германии игрок, наконец, улетел за океан.
Это была середина августа. Клима находился на сборе в Нуссдорфе, Западная Германия, вместе с чехословацкой сборной. В тот день он должен был встретиться с вице-президентом Детройта Джимом Лайтсом и с помощником главного тренера Ником Полано в лесу, рядом с отелем. Они долго ждали его, но он все не появлялся. Тогда Лайтс и Полано вместе с переводчиком решили подняться в отель, но там Климы тоже не было. Вдруг Лайтс и Полано заметили, как он идет к своей машине, они подбежали к нему, чтобы тут же уехать. Но Клима заявил, что никуда не поедет без своей подруги. Лайтс мгновенно согласился и приказал игроку сесть в машину. Но тому нужно было подняться в отель за некоторыми личными вещами. Через пять минут они все вместе как можно быстрее уезжали подальше от отеля, чтобы выиграть побольше времени перед вечерней проверкой команды, которая должна была пройти в 11 часов.
С того дня Петр Клима стал первым чешским игроком, бежавшим в американскую команду НХЛ. Как выяснилось позже, разговоры между Климой и руководством Детройта о побеге начались намного раньше, еще в декабре 1983 года на молодежном чемпионате мира скаут «Ред Уингс» Алекс Дэвидсон тайно встречался с Климой, но тот заявил, что собирается отработать свой действующий контракт до конца. Меньше чем через год, в 1984 на Кубке Канады, Клима начал говорить о возможности поиграть в НХЛ в следующем сезоне. Даже была информация, что, находясь в Ванкувере вместе со сборной, Клима подписал секретный многолетний контракт с Детройтом.
Как бы то ни было, в конце сентября 1985 года Петр Клима вместе со своей подругой уже находился в расположении Детройта. В команде он попросил джерси с номером 85, под которым он будет играть на протяжении все свой карьеры в НХЛ, как память о годе, в котором он стал свободным.
Стартовал в НХЛ Клима отлично. В 74 матчах он набрал 56 (32+24) очка, став четвертым бомбардиром и вторым после Джона Огродника снайпером в команде. С самого начала своей карьеры он заставил приковать к себе внимание и болельщиков, и журналистов, и других команд. Клима не был провокатором, но его игра никому из соперников никогда не нравилась и даже выводила из себя. Частенько он получал клюшкой просто так, но отвечал редко.
В следующем сезоне Клима нисколько не сбавил, но и особо не прибавил. В 77 матчах он набрал 53 (30+23) очка, по-прежнему оставался четвертым бомбардиром в команде, а также набрал больше всех очков в лиге среди чешских игроков.
Клима долгое время не мог привыкнуть к жизни в Америке, к тому же ему трудно давался английский язык. Но со временем, общаясь с тренерами и товарищами по команде, он сумел окончательно адаптироваться, и даже снимался в рекламных роликах, где подшучивал сам над собой.
Сезон 1987/88 стал, наверно, одним из лучших в карьере Климы. Помимо 62 (37+25) очков в регулярке, он великолепно провел плей-офф, где Детройт добрался до финала конференции. Перед этим команда выиграла дивизион Норриса, в первом раунде плей-офф было обыграно Торонто, во втором Сент-Луис, и лишь в третьем раунде Эдмонтону, во главе с Уэйном Гретцки, Марком Мессье, Яри Курри и Гленном Андерсоном, удалось остановить Детройт, где лидерами были Адам Оутс, Боб Проберт, Джон Чабот и, собственно, Петр Клима. В 12 матчах плей-офф он набрал 18 (10+8) очков, стал шестым снайпером, отстав от Яри Курри на четыре гола и сыграв на семь игр меньше чем финн.
– Да, мы проиграли Эдмонтону, но мы очень хорошо играли в первых раундах. Я, Проберт и Чабот составили хорошую тройку и забили много голов и набрали много очков. Это было очень волнительно, потому что мы долго играли в плей-офф.
Перед пятой игрой с Эдмонтоном произошло событие, которое, возможно, сильно повлияло на дальнейшую карьеру Климы. За день до игры он как обычно вместе с Чаботом и Пробертом отправился в бар, откуда их уже ночью пришлось забирать Нилу Смиту, помощнику генерального менеджера.
Как вспоминал Боб Проберт, проблемы у этой троицы начались еще за завтраком. Брент Эштон, нападающий команды, накинулся на Климу: «Какого хрена вы тащите Проби с собой? С ним и так уже до хрена чего случалось, а вы берете его с собой, да ещё и бухаете. О чем вы вообще думаете, чёрт бы вас побрал?». После этого пресса сильно раздула эту историю, а Жак Демерс молчал на все вопросы журналистов. Получилось так, что если бы Детройт проиграл пятый матч и серию в целом, то все бы узнали о похождениях игроков команды, а если бы выиграл, то всю эту историю бы замяли.
Детройт проиграл, а главным запевалой сделали Проберта, который, кстати, обманывал персонал команды, принимая вместо таблеток, помогающих бросить пить, обычный аспирин, который он сам же подменивал. Игроки «Ред Уингс» тоже подливали масла в огонь - например, защитник Ли Норвуд заявил, что если Проберт и Клима не хотят подчиняться внутрикомандным правилам, то им не место в клубе.
После этого, уже в тренировочном лагере, руководство клуба решило лишить Климу и Проберта возможности играть на неопределенный срок за нарушение правил команды. Поэтому начало сезона 1988-89 Клима провел в «Адирондаке», в это время в «Ред Уингс» заявили, что собираются обменять игрока, но этого не случилось. Лишь через полтора месяца Клима смог присоединиться к основной команде. Он извинился перед товарищами и пообещал, что такого впредь не случится.
В оставшейся части сезона Клима провел 51 матч и набрал 41 (25+16) очков. В плей-офф Детройт в первом раунде проиграл Чикаго в шести матчах. В начале следующей регулярки, после 13 игр, в которых у Климы было 10 (5+5), его вместе с Джо Мерфи и Адамом Грэйвсом обменяли в Эдмонтон, получив взамен Джимми Карсона и Кевина МакКлелланда. Как выяснилось позже, этот обмен не был равноценным. Клима помог «нефтяникам» выиграть Кубок Стэнли, а Детройт неожиданно для всех опустился до последнего места в своем дивизионе.
В последующих трех сезонах в составе Эдмонтона Петр Клима дважды играл в финале конференции, регулярно был в числе лидеров по голам и очкам, но после неудачного для команды сезона 1992/93, по итогам которого Клима стал лучшим бомбардиром «Ойлерс», руководство приняло решение не продлевать контракт с 28-летним чехом. Последующие три сезона Клима провел в Тампе, где числился одним из лидеров, долгое время был лучшим снайпером команды, но там он тоже не задержался и летом 96-го перешел в «Кливленд Ламберджекс». В ИХЛ он сыграл 19 матчей, в которых набрал 21 (7+14) очков, но позже подписал контракт с Лос-Анжелесом. После восьми игр за «королей» Клима перешел в Питтсбург. Уже оттуда, после девяти игр, вернулся в Эдмонтон, с которым проиграл в втором раунде плей-офф Колорадо.
Сезон 1997/98 Клима провел в немецкой лиге, играя за «Крефельд Пингвин». На следующий год была попытка вернуться в НХЛ. Отыграв полтора десятка матчей за фарм, Клима вернулся в Детройт. Он провел 13 игр, забросил одну шайбу и в возрасте 34-х лет закончил карьеру.
Отдохнув два сезона, он вернулся в чешскую лигу, в клуб «Литвинов». В качестве капитана Клима в первый же сезон стал лучшим бомбардиром команды. Во втором сезоне он забросил больше всех шайб среди одноклубников и завершил карьеру хоккеиста.
Всего в НХЛ Клима сыграл 786 матчей, в них он набрал 573 (313+260) очков. Это пятнадцатый результат за всю историю НХЛ среди чешских хоккеистов, ближайший преследователь из действующих игроков - Мартин Гавлат, у него 565 очков. А также Клима является шестым снайпером в истории НХЛ среди чехов, ближайший из действующих вновь Гавлат, у него 227 заброшенных шайб.
Клима опять примерит джерси Детройта 31 декабря в матче ветеранов в рамках Зимней Классики.
Причём удивляет поведение чехословацких властей - несмотря на все слухи, Клима оставался "выездным". Играя при этом в чехословацком аналоге нашего ЦСКА - Дукла была армейской командой. Именно поэтому он отговаривался бежать раньше - срок его службы истекал в 85-м, он не хотел быть дезертиром. Т.е. в отличии от Ларионова, который тоже хотел свалить из ЦСКА после двух лет, Климе видать не успели присвоить офицерское звание. Интересно какая реакция в Чехословакии была.....
Потенциал-то у него есть, это и в Детройте отмечали, но адаптация в проф. хоккее проходит сложновато. Ему доверия побольше нужно, но Блашиллу некогда экспериментировать.
А к поколению постМессье и Гретцки Климу все же можно отнести. Именно он вместе с такими товарищами, как Симпсон, Корсон и Цигер, восстанавливал Эдмонтон после уходов Мессье, Гретцки и тд. Просто в 1993-1995 годах начались многочисленные обмены игроков, которые вот-вот были готовы стать лидерами. По сути, руководство "нефтяников", неуспев закончить перестройку, начало еще одну, совершенно новую и совершенно ненужную.