«Поло». История хоккеиста, похожего на шар для боулинга
Карьеру Денниса Полонича изменила одна лишь травма из огромного множества, полученного им. Photo by Steve Babineau/NHLI via Getty Images
Он провел в НХЛ всего восемь сезонов, все в составе «Ред Уингс», но успел заработать больше тысячи штрафных минут и поучаствовать в 110 боях. При своем небольшом росте он никогда никого не боялся и сбрасывал перчатки даже перед одними из лучших бойцов 20 века, Тайгером Уильямсом, Дэйвом Шульцом и Китом Магнусоном. Он был раздражителем для соперника на льду и душой команды в раздевалке. Все это есть Даниэль Полонич или просто «Поло».
Деннис Полонич родился в маленьком местечке Фоум Лэйк, что недалеко от Саскатуна, в провинции Саскачеван. Население этого городка не превышало и тысячи, поэтому все детство Полонич хотел доказать всем, что обычный парень из деревни способен на многое.
– Когда я был ребенком, где-то около 16 или 17 лет, я пытался устроиться на работу в цинковый карьер в Флин-Флоне (Манитоба). Но мне нужно было пройти медосмотр.
Но рост Полонича был слишком мал для такой работы, поэтому ему отказали. На юниорском уровне Полонич тоже сразу встретился с проблемами роста. Выступая за «Флин Флон Бомберс» из WCJHL, он все время не мог выйти из тени своих габаритных и мощных товарищей по команде. Он хотел привлечь внимание скаутов, и выбрал самый простой способ это сделать. Полонич стал ввязываться в драку со всеми подряд, со всеми, кто давал повод. Для него выбор на драфте был важнее всего на тот момент.
– Я боялся проиграть. Я боялся того, что меня могут не выбрать, я боялся возвращаться домой, поэтому я делал все, что требовалось.
Но его старания были не напрасны. На драфте 1973 года его в восьмом раунде под 118 номером выбрал Детройт. В Детройте сомневались, что Полонич сможет сходу заиграть в НХЛ так, как провел последний сезон в юниорах, став седьмым бомбардиром лиги. Поэтому руководство клуба приняло решение отправить игрока в командировку в Англию, в клуб Лондон Лайонс, который в сезоне 1973/74 играли против лучших хоккейных команд Европы. В 67 матчах Полонич набрал 60 (17+43) очков, тем самым обратил на себя внимание тренерского штаба «Ред Уингс».
Впервые Полонич надел джерси Детройта во время выставочного матча в 1974 против Сент-Луиса, который проходил в городе Лансинг. Он должен был заменить Марселя Дионна, который приболел в тот день. Но Полонич должен был успеть доехать до Лансинга из Каламазу, чтобы попасть в список игроков команды.
– Когда я добрался до Лансинга, было упаковано только 20 маек, поэтому мне пришлось надеть № 12 Марселя. Когда я вышел на лед, люди думали, что это Марсель, потому что у меня был правый хват, и я был примерно такого же роста. Я покатался по площадке, улыбнулся пару раз и помахал в ответ поклонникам, затем уже продолжил играть.
А в середине второго периода состоялся первый бой Полонича в профессиональной карьере.
– Я выскочил со скамейки, потому что у них на льду были братья Плэйджер, Джон Венсинк и Боб Келли. Я хотел как-то отметиться, ведь это была моя первая выставочная игра. Ну, я прыгнул на лед и сразу нокаутировал Хауи Хеггедала, толпа просто сходила с ума. Они думали, что Марсель превратился в какого-то маленького бойца.
Тот сезон Полонич начинал в АХЛ. За «Верджинию Уингс» он отыграл весь сезон, включая плей-офф, где команда вылетела в первом же раунде. Но через несколько дней Полонич уже собирал вещи и отправлялся в Детройт, где ему был готов предоставить шанс главный тренер Алекс Дельвеккио. За Детройт Полонич успел сыграть всего лишь четыре матча, в которых очками не отметился.
В сезоне 1975/76 Полонича ждала недолгая ссылка в ИХЛ, а затем закрепление в основе Детройта. В своем первом сезоне Полонич продолжал играть в той же манере, что и раньше. Он стал вторым в команде и пятым в лиге по количеству штрафных минут. Но тренерский штаб и руководство клуба никаким образом не препятствовали такому стилю, даже напротив, команде было выгодно иметь при себе такого силового форварда, готового в любой момент сбросить краги. А 24 марта в матче против Вашингтона, который Детройт выиграл 7-3, Полонич установил клубный рекорд, получив восемь штрафов - шесть малых, один большой и дисциплинарный. По словам самого Полонича, лучше бы он больше времени провел на льду, чем на скамейке штрафников.
– Если бы я немного больше проводил времени на площадке, я, возможно, забросил бы 20 или 25 шайб, у вас должна быть очень длинная клюшка, чтобы забивать прямо из штрафного бокса.
На следующий сезон, когда был травмирован Дэнни Грант, Полонич стал капитаном команды на короткий срок. Тот сезон стал лучшим для него, это был разгар его карьеры. Он добился того, чего хотел. Ему было обеспечено бесплатное питание во всех ресторанах Детройта, лучшие автомобили местного центра Кадиллак, а болельщики дружно скандировали его имя.
– Это были неудачные сезоны, конечно, но это не беспокоило меня. Я всю жизнь шел к этому. Когда я был капитаном некоторое время, Олимпия скандировала мое имя: «Вперед, Поло, вперед!». Весь город любил своих спортсменов, будь-то бейсболист, или баскетболист, или футболист, или, конечно, хоккеист. Это был город рабочего класса, и я был игроком из рабочего класса. Это было просто восхитительно.
Полонич закончил сезон вторым в списке бомбардиров Детройта с 46 (18+28) очками в 79 играх, а также заработал 274 минуты штрафа, что стало первым результатом в команде и вторым в лиге. На следующий год результативность Полонича спала, а вот количество штрафа нет, он вновь стал первым в команде и третьим в лиге.
А в октябре 1978 года произошло событие, которое стало определяющим в карьере Полонича и до сих пор является одним из самых жестких и жестоких в истории НХЛ. В матче регулярного чемпионата против «Колорадо Рокиз» на Поло набросился нападающий гостей Уилф Пэймент. Он начал избивать Полонича клюшкой по голове и шее, словно битой. Нападающий Детройта попросту не успел ни ответить Пэйменту, ни как-то защитить себя.
В итоге, у Полонича был сломан нос, что позже потребовало хирургического вмешательства, тяжелое сотрясение мозга и множество рваных ран на лице.
НХЛ выставила штраф Пэйменту в размере $500 и дисквалифицировала его на 15 игр. Но на этом история не закончилась. В 1982 году Полонич выиграл суд, по итогам которого Пэймент должен был выплатить $850 000. После этого многие накинулись на Полонича с претензиями, потому как после того инцидента хоккеист в короткие сроки вернулся в строй, и, казалось, что его травмы просто раздуты.
– Это был не просто сломанный нос, как некоторые говорили. Если бы им пришлось пройти через то, что пережил я - раны и шрамы, увечья и психологические проблемы - и они говорят, что это не стоило $850 000.
Полностью восстановиться Полоничу так и не удалось. Весь остаток карьеры его мучили проблемы с дыханием, вызванные искривлением носовой перегородки, и, как следствие, его дела в НХЛ пошли вниз. Он провел в лиге еще один полный сезон, а затем стал все больше и больше играть за «Адирондак», с которым в сезоне 1980/81 выиграл Кубок Колдера.
После двух сезонов в АХЛ Полоничу представился шанс вернуться в НХЛ. Ник Полано, главный тренер Детройта, вызвал игрока в основу, где тот провел свои последние одиннадцать матчей в лиге, в которых набрал лишь одно очко. Далее были еще два средних сезона в АХЛ, где он ждал шанса, а потом полтора сезона в ИХЛ за «Маскегон Ламберджекс», с которым Полонич сразу выиграл «Кубок Тернера», и, не дожидаясь окончания второго сезона, в 1987 году, в возрасте 33 лет, закончил игровую карьеру, так и не сумев ничего выиграть за Детройт.
– В Детройте было слишком много генеральных менеджеров и около одиннадцати тренеров за последние восемь лет, пока я находился там. Были некоторые хорошие специалисты, но им не давали находиться на скамейке много времени, чтобы действительно что-нибудь сделать с командой.
После ухода, Полонич тут же возглавил команду «Йорктон Террьерс» из юниорской лиги Саскачевана. Проработав на посту главного тренера и генерального менеджера шесть лет и однажды выиграв «Кубок Роял Банка», Полонич перешел работать генеральным менеджером в Западную хоккейную лигу в клуб «Медицин Хэт Тайгерс», а затем в «Принс Джордж Кугарс».
За свои восемь сезонов в НХЛ Полонич провел 390 матчей, набрал 141 (59+82) очков и провел в штрафном боксе 1242 минуты. У него было множество травм, переломов, сотрясений, но лишь одна из них перевернула всю его карьеру.
– Когда вы становитесь старше, вы начинаете беспокоиться о своем здоровье. И когда видишь, как это сказалось на Бобе Проберте, Дереке Бугарде и на некоторых других игроках, да, я беспокоюсь, потому что я играл также на протяжении всей моей карьеры. Я получил много сотрясений, очень много. У меня было множество травм, как на льду, так и вне его, и у наших врачей не было таких возможностей, какие есть сейчас. Да, на данный момент у меня, может быть, и естькакие-то проблемы с дыханием, но я здоров.
В скором времени Полонич вернется на лед в рамках матча ветеранов Зимней Классики, который состоится 31 декабря.
Другие материалы по теме:
Горди Хоу. По прозвищу «Мистер Хоккей»
«Джонни О». История одного из лучших левых нападающих второй половины прошлого века
несколько неточностей.
1. правильное транскрибирование имени wilf paiement -- уилф (без мягкого знака) пеймант (через "а", не через "е").
2. тоже самое с "даниэль полонич". он же не француз. и даже не франко-канадец. посему "дэниел/дениел", но не "даниэль".
3. кого вы имели в виду под братьями "планжер"? если боба и баркли, то они "плЭЙГер". без буквы "н" и через "эйг".
есть еще несколько стилистических ошибок, таких как "одеть № 12 Марселя..." (вместо "надеть"), "его дела в НХЛ пошли вниз" (лучше -- "карьера пошла по наклонной", "успехи пошли на убыль" и тд), ну и первая фраза "Карьеру Денниса Полонича изменила одна лишь травма из огромного множества, полученного им" просто крайне громоздкая.
и в финале -- "Если бы им пришлось пройти через то, что пережил я - ... - и они говорят, что это не стоило $850 000". я понимаю, что это попытка точного перевода, но стилистически такие штуки на русском выдавать "в печать" не стоит.
есть еще один момент отсутствия унификации. в одном предложении сразу и "медиЦин хэт тайгерс", и "принС джордж кугарс". по идее и там и там должно быть "с". ну или в обоих местах "ц".
по поводу самого наполнения.
очень информативно. разве что, стоило бы отметить его драку с рэем бурком 11 ноября 1980 года, в которой капитан бостона отправил денниса в нокдаун, но покинул арену со сломанной челюстью.
ps. еще раз -- спасибо за текст. надеюсь, их будет еще много
Имелись в виду действительно Плэйджеры (или Плэйгеры, как угодно), это мой косяк, т.к. историю с его первым выставочным матчем дописывал впопыхах. Надеть/одеть от туда же.
По поводу произношения, так я говорю на английском не в идеале, следовательно, как произношу, так и пишу. Я понимаю, что с чужими произношениями мое иногда расходится, но я пытаюсь более точно донести значение того или иного слова. А писать те же названия команд по-английски не хочется, дабы не создавать контраст при прочтении.
Всегда стараюсь, чтобы было на максимум информативно и в небольшом размере.
Спасибо за поправки, ведь если поправляют, значит внимательно читают.
Сейчас в лиге только Гербе ниже ростом,чем Полонич.Даже Туту выше его на 3 дюйма.Смелый парень Деннис.