«Джонни О». История одного из лучших левых нападающих второй половины прошлого века
Одна из последних игр Джона Огродника в НХЛ состоялась, когда ему было всего лишь 33 года. Фото: Fotobank/Getty Images/Steve Babineau/NHLI
В январе 1980 года в одном из матчей регулярного чемпионата нападающий Детройта Джордж Лайл получил тяжелую травму колена. Перед главным тренером команды Бобби Кроммом стояла задача в короткие сроки прикрыть брешь на левом фланге. Для этого Кромм решает вызвать из фарм-клуба 20-летнего Джона Огродника. С того момента начинается стремительная и короткая карьера «Джонни О», как называют его фанаты в Хоккейтауне.
Джон Огродник родился в Оттаве, провинция Онтарио, но вскоре после рождения сына, семя Огродников переехала жить в Колд Лейк, что в Альберте, неподалеку от Эдмонтона. Его карьера началась в Юниорской Хоккейной Лиге Британской Колумбии, откуда он, не успев доиграть полный сезон, был отправлен в Западную Канадскую Хоккейную Лигу, в клуб «New Westminster Bruins». Можно сказать, что Джону повезло попасть в такую команду. «Брюинс» вместе с Огродником выиграли чемпионат и завоевали Мемориальный Кубок. Через год успех полностью повторился, а Огродник стал лучшим бомбардиром команды. Следующий, преддрафтовый сезон, Огродник тоже провел фантастически. Он был лидером команды, вызывался в сборную Канады на молодежный чемпионат мира и закончил сезон вторым в списке бомбардиров клуба. Все шло к тому, что Огродника выберут в первых раундах.
– Мне было уже 19 лет, но я не получал много игрового времени. Тогда нашим тренером был Эрни МакЛин, он позвал меня в свой кабинет в конце сезона и сказал: «Джон, не волнуйся, ты уйдешь в первом или во втором раунде».
Но, к сожалению, слова тренера не оказались истиной, и Огроднику пришлось серьезно понервничать, прежде чем его в четвертом раунде выбрал Детройт.
– Я помню, как сидел у радиоприемника и слушал драфт, первый раунд проходит, меня не выбрали. Второй раунд проходит, снова нет. Третий раунд проходит, никто. А потом в четвертом раунде меня, наконец, выбрал Детройт.
Такое отсутствие внимания со стороны скаутов послужило мощной оплеухой для игрока. И в тренировочный лагерь «Ред Уингс» он приехал полный решимости доказать всем скептикам их неправоту. Там он действительно произвел сильное впечатление на весь тренерский штаб, но был отправлен в Адирондак, как позже выяснилось, всего на три месяца. С первых матчей Огродника поставили в первое звено к Дэйлу МакКорту и Майку Фолиньо, и весь остаток сезона он провел в Детройте.
Следующие четыре сезона Джон Огродник был одним из лучших левых нападающих в лиге. Он три раза с перерывом приглашался на Матч всех Звезд, регулярно становился лучшим снайпером в команде и впервые сыграл за Канаду на взрослом чемпионате мира. Но абсолютно удачным для Огродника стал сезон 1984/85, в котором он набрал 105 (55+50) очков, став седьмым бомбардиром в лиге и первым среди левых нападающих. Перед тем сезоном главный тренер Детройта Ник Полано создал ударную связку команды из Рона Дугая, Стива Айзермана и Джона Огродника. Рядом с этими партнерами потенциал Огродника полностью раскрылся. Пускай, команда и продолжала регулярно проигрывать, правда теперь уже в плей-офф, но первая тройка Детройта считалась одной из лучших в НХЛ на тот момент.
В феврале 1985 года Огродника четвертый раз приглашают на Матч всех Звезд. В то время он был на пике, и начинал игру в стартовой пятерке, рядом с Уэйном Гретцки.
– Я начинал игру, находясь на левом фланге, вместе с Уэйном Гретцки. Это было очень интересно для меня, хоть и длилось всего одну смену. Затем Глен Сатер опустил меня во второе звено.
В следующем сезоне Огродник вновь стал лучшим снайпером и бомбардиром команды, однако команда по-прежнему плелась в конце всей турнирной таблицы лиги.
Летом 1986 года генеральный менеджер Детройта Джим Девеллано производит существенные изменения в команде: было произведено несколько обменов, систему покинуло около десяти хоккеистов, и, самое главное, в команду пришел Жак Демер, которому с ходу удалось преобразить ее.
Детройт заиграл по-новому благодаря Демеру, который по окончании сезона получит за это «Джек Адамс Трофи». Сам же Огродник, носивший литеру «A» на джерси, выдал отличное начало сезона. В первых 39 матчах набрал 40 (12+28) очков, но за Детройт он играл ровно лишь до середины января, поэтому сыграть в финале конференции, до куда команда дошла в плей-офф, ему так и не довелось.
На экваторе регулярки Джим Девеллано обменял Огродника в Квебек Нордикс, где в то время играли братья Антон и Петер Штясны, Дэйл Хантер и Мишель Гуле. Основной причиной обмена послужила недостаточно активная игра в обороне. От Огродника требовали играть с оглядкой на ворота, что он делал неохотно. В интервью он объяснял, что его главная роль - атаковать, что ему нравится все время быть открытым для паса в средней зоне, что таков его стиль. Чуть позже последовал небольшой конфликт с одним из тренеров, и ждать оставалось недолго. Девеллано быстро нашел новую команду для Огродника.
– Когда я вспоминаю ту ситуацию, я как бы шучу. Я называю это двойной ложью от Жака Демера, потому что незадолго до этого ходило много слухов, в газетах писали, что меня обменяют в Квебек. Но Жак подошел ко мне во время утренней раскатки и сказал: «Джон, я читал о тебе в газете, тебя обменивают в Квебек?». На что я ответил: «Ну, Жак, я не знаю». Он говорит: «Не волнуйся. Я никогда не буду обменивать тебя в Квебек». Я называю это двойной ложью. В конце концов, он обменял меня, а недавно я узнал, что Жак тогда ничего не читал.
В Квебеке Джон Огродник доиграл остаток регулярки и дошел до второго раунда в плей-офф. Но его пребывание в Канаде было недолгим. В сентябре того же года игрок попросил у руководства клуба обмен, и уже спустя несколько дней Огродник собирал вещи в Нью-Йорк.
– После моей просьбы мой агент сообщил, что у меня есть два варианта, либо Питтсбург, либо Нью-Йорк. Мне всегда очень нравилось быть в Нью-Йорке, и я думал, что играть именно там было бы очень интересно, поэтому мы выбрали Нью-Йорк. Конечно, я согласен с тем, что Нью-Йорк может быть пугающим, и я действительно так думал в самом начале. Но время шло, я адаптировался, мне стало более удобно, и я действительно наслаждался жизнью Манхэттена.
Первые два сезона в Нью-Йорке Огродник не оправдывал ожидания. Провальными их сложно назвать, он по-прежнему набирал по 40-50 очков за сезон. Но вместе с этим тренер однажды даже отправил игрока в ИХЛ. Такая депрессия продолжалась до сезона 1989/90, когда «Рейнджерс» возглавил Роджер Нельсон. Он буквально и вытащил Огродника из ямы.
– На некоторое время я даже потерял уверенность. Но тогда в команду пришел Роджер Нельсон, он сразу же сказал мне: «Я дам тебе десять игр. Покажите мне все, на что ты способен». К счастью для меня, он поставил меня в одно звено с Брайаном Малленом и Келли Кизио. С этого все и началось.
Шансом Огродник воспользовался сполна, у него словно открылось второе дыхание. Играя вместе с Малленом и Кизио, он набрал 74 (43+31) очка в 80 играх. Но следующий сезон стал последним для этой тройки, оба партнера Огродника по звену ушли в Сан-Хосе, а в Нью-Йорк переехали Сергей Немчинов, Тони Амонте и Марк Мессье. Естественно, 32-летнему Огроднику было нелегко соперничать с ними за игровое время, поэтому, как следствие, его результативность резко снизилась.
Летом 1992 года, выйдя на рынок свободных агентов, Огродник начал готовить себя к жизни без хоккея. Но неожиданно для всех и для себя в том числе подписал контракт с Детройтом. Для команды он сыграл лишь эпизодическую роль, в 19 играх набрав 12 (6+6) очков. Летом, сыграв один матч плей-офф, Джон Огродник в возрасте 33 лет объявил о завершении своей карьеры, за которую провел 928 матчей в НХЛ и набрал 827 (402+425) очков. Уйдя из хоккея, он устроился на работу инвестиционным консультантом.
– Мне всегда нравилось работать на рынке... Одно время я даже торговал различными товарами у себя дома.
Огродник по сей день живет в пригороде Детройта, и помимо работы с финансами он также является вице-президентом «Red Wings Alumni Association», ежегодно участвует в благотворительных турнирах по хоккею и гольфу, а также готовится 31 декабря сыграть в матче ветеранов «Детройта» и «Торонто» в рамках Зимней Классики.
Как такого игрока за глушили в 33!
* эрни маклЕЙн. фамилии "маклИн", к сожалению, не существует.
* рон дугЕй. не дугай, не дагай и не дагей.
* жак демерС. вне зависимости от того, французское это произношение, английское или русское. "с" все равно сохраняется. это распространенная ошибка, вызванная, скорее всего, прононсом фамилии "лемэр". подсознательно, видимо, жак "лемэр" влияет на жака "демэра". так что тут надо смотреть на оригинальное написание "lemaire" против "demers". разные все-таки вещи.
* ну и кэл кисио -- он и есть киСио. тут не надо изобретать велозипед.
по поводу содержания. джордж лайл, на смену которому вызвали огродника, кстати, установил рекорд уэйлерс по голам — 39 шайб, в свой дебютный сезон (1976-77), набрав 72 очка за 75 матчей. но и джонни тоже был не лыком шит, возможно стоило упомянуть о то, что в возрасте 16 лет, он забил 54 гола в 67 матчах. и не только тренер маклейн увещевал джона в том, что его возьмут среди пиков первого раунда на драфте нхл. агент огродника, арт камински, убеждал: второй раунд — просто край для такого игрока, как джонни.
важным моментом является и факт того, что огродник шесть сезонов подряд становился лучшим снайпером детройта (лучше результат только у горди — 14 сезонов подряд; такой же — 6 сезонов — у стиви).
рубеж в 50 голов огродник преодолел 13 марта 1985 года, в матче против эдмонтона, который, несмотря на шайбу, заброшенную джоном в ворота грэнта фюра, крылья все же проиграли со счетом 6:7.
в матче всех звезд того года, огродник вышел в составе стартовой тройки не только вместе с уэйном гретцки, но и с яри курри, которого, я думаю тоже стоит отметить, ибо в том сезоне финну удалось забить 71 шайбу за 73 игры.
гретцки, кстати, когда ему задали вопрос о присутствии джона в стартовом звене, сказал: " он заслуживает быть здесь, он великолепный игрок".
к слову об отношениях огродника и демерса. когда джонни закончил регулярку с 55 шайбами (4-ый результат среди всех игроков лиги в том сезоне), жак, будучи еще тренером сент-луиса, сказал: "он один из самых элитных игроков в нхл. если бы джонни огродник играл за нас, мы бы были так высоко в нашем дивизионе, что никто бы нас не догнал".
ну и вы упомянули, кто играл в квебеке во время трейда джона, но на кого его поменяли, так и не сказали. 17 января 1987 года, в рамках сделки, включающей 6 хоккеистов, в нордикс вместе с огродником отправились даг шедден и бэйзил макрэй, а в стане красных крыльев оказались жильбер делорм, марк кумпел и брент эштон.