8 мин.

Сандис Озолиньш: Продолжаю играть, потому что получаю от хоккея кайф

Вернулся в рижское "Динамо" после проведённого сезона в подмосковном Атланте. Один из ключевых игроков Динамо предстоящего сезона Сандис Озолиньш в интервью "Диене" раскрывает, почему в свои 40 лет ещё не вешает коньки на гвоздь, рассказывает о подготовке к сезону и признаётся, что впервые главный тренер будет моложе его.

- С какими чувствами дождался первую тренировку Динамо – с удовлетворением, что снова можешь вместе со всеми готовиться к сезону или с сожалением, что закончился свободный режим?

- Вначале чувство было такое – ужас, отпуск то уже закончился, и будильник нужно воспринимать именно как будильник, нужно же везде успевать. Для нас, хоккеистов, лето уже закончилось, а для некоторых может только начинается. Ощущения? Я рад, что нас ждут совместные тренировки. 

- Сколько времени после прошлого сезона смог позволить себе ничего не делать?

- Полтора месяца. В конце апреля начал тренироваться. До того момента мог позволить себе не нагружать своё тело конкретными заданиями. С конца апреля с большей или меньшей интенсивностью происходит целенаправленная подготовка к новому сезону, которая продлится ещё два месяца. 

- Готовился по лично составленному плану?

- Да, потому что начал понимать, какой результат даёт целенаправленная планомерная и логически построенная программа физической подготовки. Раньше мог просто, что то делать на количество и длительность, и так и так становился сильным, но пришло время, когда пришлось менять подход и отношение. Поэтому у меня сейчас тоже есть человек, который помогает со всем этим справиться, даёт советы. Он рядом во время тренировок и в моменты, когда есть ощущение, что ну уже хватит. Его присутствие меня дисциплинирует. Например, выполняя упражнение 12 раз в пять подходов, в пятой серии уже после 10 раза сам себе говорю – ну хватит, ведь так устал уже… А когда есть кто то рядом, психологически легче заставить себя всё сделать до конца. 

- А я вот слышал, что пару лет назад в Валмиере Озолиньша нужно было серьёзно тормозить, потому что выполнял больше, чем просил тренер…

- Я ведь тренируюсь для себя, а не кого-то другого. Если я чувствую, что мне нужно выполнить ещё упражнение, я выполняю больше повторений, чем было задано. Со стороны же не скажешь – мне было легко или трудно. Например, у меня сейчас 100 кг, а рядом будет парень с 80 кг, и мы будем выполнять приседания с одинаковым весом. Один из нас переутомиться, а другой не устанет, как следует. Если я буду чувствовать, что после 10 раз не устал, как следует, сделаю добавочные пару раз. 

- А кто тебе помогает?

- Алвис Станкевич. Наше сотрудничество началось прошлым летом. Мне сделали операцию на позвоночнике и нужно было укрепить внутреннюю мускулатуру живота. Я знал, что у него хорошая так называемая половая программа, то есть упражнения на коврике. Он уже помогал другим хоккеистам, поэтому попросил, чтобы он разработал программу для меня. 

- На одном из коленей у тебя прооперирована крестовидная связка, поэтому не можешь делать всё?

- Я берегусь от травм, поэтому не играю в футбол, теннис и баскетбол. Если выполняю прыжки, приземляюсь на вторую ногу. У меня отработаны ориентиры, если я в конкретном интервале могу сделать то и то, тогда я психологически в себе уверен, что выдержу весь сезон.

                  

- Один из вопросов, на которые очень ждут ответа болельщики, это почему после сезона в Атланте ты решил вернуться в Ригу. Ведь, как известно, подмосковный клуб предлагал тебе контракт на следующий сезон. 

- О предложениях, которые были, мы публично не дискутируем. По крайней мере я. Почему Рига? Мы договорились, я здесь, и я рад играть в Риге.

- Сейчас можешь сравнить, чем Рижская команда лучше чем Атлант?

- Рига это Рига – это дом. Если хочешь, чтобы я похвалил Ригу, нет проблем перечислить то, что всем и так известно. Опыт в Динамо уникальный и неповторимый. Во-первых, тут болельщики, ради которых только стоит здесь играть. 

- Говорят, что в Российских клубах каждодневность довольно суровая. Почувствовал это?

- Мне трудно судить. Во всяком случае, будучи импортом, требования более высокие и ноша ответственности больше. В случае неудачи нужно считаться с последствиями. Я лучше стал понимать тех игроков, которые играли в Риге и потом уехали в Российские клубы. Психологическое давление точно больше, потому что от тебя ждут большего, чем от местных игроков. В быту у каждой команды условия разные. У нас всё было очень нормально. Большие трудности доставляло то, что всё время был вдали от дома. У меня было ощущение, что всё время нахожусь на очень длинном выезде. Возможно, у 25 или 27 летнего игрока ощущения другие. 

- После чудесного попадания Атланта в плей-офф из казалось бы безнадёжной ситуации у тебя нету теперь рецепта, как то же самое сделать с рижским Динамо?

- Нет, нету, потому что конечный результат определяют конкретные люди, выходящие на площадку. Состав команд разный. 

- Атлант, как и Динамо, не был укомплектован звёздными игроками, к тому же команда в самый ответственный момент рассталась со своим лидером Николаем Жердевым, и места в основном составе получили многие игроки юниорского возраста.

- Да, так было, и между собой уже говорили – если проиграем эту игру, то всё, шансы потеряны. И проиграли. И перед следующей игрой говорили то же самое. Так это тянулось на протяжении многих игр. После обмена Жердева не было больше лидера на передней линии и о голах нужно было начинать думать другим. В общем, начали «копать лёд». Проиграли очередную игру в Донецке, но с победы в Риге началось наше победное шествие. Один из представителей руководства команды, после проигрыша команде СКА в первом круге кубка Гагарина, пришёл в раздевалку и сказал, что в январе, выдвигая цели для команды – попасть в ПО, сам в это не верил. 

- Говорил, что большое значение имеют конкретные люди. Состав Динамо в межсезонье пополнили опытные игроки. Обычно в таких случаях ориентируются на результат в конкретном сезоне, а не в будущем.

- Я не занимаюсь комплектацией состава

- В прошлом сезоне руководители Динамо не скрывали, что команде не хватает капитана Озолиньша, который собрал бы команду в единый кулак. Подписывая договор, тебе уже намекнули, что нужно будет брать на себя такую роль?

- Такого специфического разговора не было. Я сам в принципе понимаю свою роль, и то, что мне нужно делать на площадке и в раздевалке.

- Когда ты первый раз пришёл в Динамо, тебя сразу информировали, что будешь капитаном. В этот раз тоже так сказали?

- Нет

- Обычно главный тренер задумки и планы обсуждает и с опытными игроками. Был уже подробный разговор с Аболсом?

- У на с было только общее собрание. В процессе работы уже и выкристаллизуется, кто от кого чего ждёт. Тренер знает, на что способен каждый игрок. Если они будут это выполнять, конфликтов не будет. Если игроки будут игнорировать требования тренера или не справляться, логично, что будут разногласия. На главные вопросы игроков Аболс на первом собрании ответил. В мае мы с Артисом выходили на лёд, сыграли немного, и тогда же немного поговорили. 

- Впервые в карьере главный тренер будет моложе тебя?

- У меня да. В НХЛ я играл в команде, где Пол Морис был младше Рона Френсиса, к тому же не на один год. Мне это тогда казалось таким событием, но на самом деле оба же взрослые люди и каждый знает свои границы. 

- Вспоминаю, как пару лет назад на летних тренировках на льду особое внимание уделял Кристиану Пельшу. Объяснял ему что-то. Воспитание молодых воспринимаешь как обязанность, или нравиться это делать?

- Часто бывает, что я вижу, парень старается, но что-то не выходит так, как нужно. Например, на тренировке есть катание от синей до синей линии. Один раз не хватает 10 см, другой раз уже 20. .. Я знаю, что сам когда то так поступал, но парням нужно объяснить, что так поступая, они себя обкрадывают, а не кого то другого. Кристиан меня приятно удивил, что он действительно доезжал до синих линий. Мы говорили о других вещах. 

- Я встречал людей, которые удивлялись, чего это Озо в 40 лет ещё мучает себя на льду. Денег ведь у него хватает, не из за них же он играет

- Почему кто-то думает, что я себя мучаю на льду? Хоккей всегда был моим образом жизни. С одной стороны работа, с другой хобби. Можно сказать что любовь. Уже сколько лет я это делаю. И мне это нравится. Бывает тяжело, но иногда и легко, и почему бы мне ещё год это не делать? Я слушал и мнения бывших игроков. Я действительно делаю то, от чего получаю кайф. 

- В своё время велосипедист Роман Вайнштейн стратегически правильно спланировал сезон 2000 года. Отказался от старта на Олимпиаде в Сиднее, чтобы «выстрелить» на чемпионате мира. Примерно уже ясно, что после Олимпиады в Сочи команды на ЧМ в Минске не будут в сильнейших составах. Может попробовать всех убедить, и Озолиньша тоже, что это может быть большой шанс сборной Латвии?

- И что от этого изменится, если мы, например, доиграем до полуфинала? Я прекрасно понимаю твой ход мыслей, но это будет латание дыр. Что произойдёт в 2015 году? Я считаю, что на ЧМ молодые игроки могут приобрести неповторимый опыт, который им пригодится надолго. Зачем мне занимать их место?

- В какой то момент нужно будет дать ответ, будешь ли играть на ОИ в Сочи. Не думал ещё об этом?

- Нет, мне сейчас нужно думать о том, как я завтра на тренировке опять гантели таскать буду.

Источник: газета Diena

Перевод: Doctor