5 мин.

Хоккейный бренд: Zamboni

Сегодня блог HockeyScience вспоминает легендарного изобретателя Фрэнка Замбони и знакомит читателей с его гениальным изобретением - ресурфейсером, более известным, как ледозаливочная машина.

 

  • История:

Фрэнк Замбони родился в 1901 году в семье итальянских эмигрантов, в городке Юрика, штат Юта. Вскоре его родители приобрели ферму недалеко от Покателло, штат Айдахо, где он вырос.

В 1920 году Фрэнк переехал вместе со своей семьёй в пригород Лос-Анджелеса. Там он и его брат Лоуренс присоединились к их старшему брату Джорджу в его авторемонтном бизнесе. В 1927 младшие из братьев Замбони, обосновавшись на новом месте, открыли свой бизнес: они снабжали местную молочную промышленность холодильным оборудованием, которое сами же и изготавливали.

Постепенно спрос на их холодильное оборудование возрастал и бизнес братьев Замбони пошёл в гору. Они осваивали всё новые технологии, связанные с их работой в области сохранения и использования льда.

В конце 1930-х годов, в Америке, в моду начало входить спортивное катание на коньках. Однако количество катков по-прежнему оставалось низким. Братья Замбони не могли не воспользоваться таким великолепным шансом извлечь выгоду. В 1939 году они продали своё производство, а в Парамаунте, близ Лос-Анджелеса, начали строительство катка "IceLand", который до сих пор использует технологии, придуманные братьями.

В 1940 году каток "IceLand" был открыт. Площадь искусственно намороженной поверхности составляла приблизительно 20000 кв. футов, что позволяло называть его одним из самых больших катков в стране. Однако теперь перед Замбони стояла цель создания технологии по обслуживанию и поддержанию качественного искусственного покрытия, соответствующего самым высоким критериям.

В те времена, лед на катке восстанавливали люди со скребками и выравнивающий трактор. Затем, собравшаяся ледяная крошка смывалась из большого шланга. После грязная вода удалялась вручную большими резиновыми швабрами. В завершение, лёд покрывали новым слоем воды. Все эти манипуляции занимали, как минимум, полтора часа. Это было слишком долго...

Фрэнк Замбони понял, что нужно придумать что-то, что позволило бы делать хороший лед за более короткое время. В течение семи лет изобретатель придумывал свою машину и в 1949 он наконец-то разработал и изготовил её.

Изобретению быстро завоевало популярность и начало пользоваться спросом. Первой, кто приобрёл ресурфейсеры Zamboni, стала олимпийская чемпионка Соня Хени попросившая Фрэнка построить ей такую же машину, для использования её во время турне по Северной Америке и Европе. Машина, построенная для Хени, стала лучшей рекламой для Zamboni. После того турне Фрэнк получил заказы еще на 16 новых машин. Первые машины были построены на базе полноприводных Jeep CJ-3B, и это были настоящие, уникальные машины Zamboni. Они все были собраны вручную и каждая отличалась от другой. 

 

Популярность машин Zamboni возростала. Причем настолько, что в 1954 Фрэнк основал собственное производство в Парамаунте. Окончательный успех и признание пришли к Фрэнку Замбони после зимних Олимпийских игр 1960 года в Скво-Вэлли, где машины марки Zamboni использовались для заливки льда.

После окончания тех Игр, заказы на ресурфейсеры Zamboni принимались из Японии, Австралии и Западной Европы. С того времени, машины Zamboni видоизменялись несколько раз, но их концепция осталась прежней. Также добавлю, что после тех Игр были разработаны различные модели машин Zamboni. На рынке появились маленькие машины для небольших катков; поглотительные машины для крытых катков, где нет места для отвалов снега; а также специальные выравнивающие машины для скоростных овалов конькобежцев...

***

  • Как это работает?

Большинство комбайнов Zamboni оборудованы ножом длиной 196 см и толщиной 127 мм. В ходе работы, нож ресурфейсера срезает 4-8 мм верхнего слоя льда. Нож проходит по льду как лезвие бритвы. Объём срезаемого верхнего слоя зависит от состояния льда. Чем хуже (более неровная, мягкая, рыхлая) поверхность льда, тем глубже срезает нож.

Прямо над ножом, расположен горизонтальный шнек. Этот механизм собирает ледяную стружку, или снег и вращаясь, подаёт его на вертикальную часть, которая в свою очередь, убирает ледовую стружку и снег в специальный бак. Бак Zamboni обычно вмещает 500-1200 литров снега.

Под баком для сбора снега, расположены две ёмкости для воды. Горячая вода из первого резервуара перекачивается на очиститель, откуда равномерно подаётся на поверхность арены, где смывает со льда грязь и ледяную крошку, заполняет углубления и трещины, а также растапливает старый лёд, формируя с ним монолитную конструкцию. Излишки воды, оставшиеся на поверхности, убираются резиновым ножом в задней части машины.

Последний этап в создании катка - выравнивание льда. Тёплая вода из второго бака подаётся на нож и также равномерно распределяется по поверхности льда. Это помогает убрать трещинки на поверхности льда и окончательно выровнять поверхность. После этой операции, комбайн уезжает с арены в специальный гараж...

***

  • Сейчас:

Компания, основанная Фрэнком Замбони, продолжает работать и процветать. Как и прежде, машины Zamboni производятся лишь на двух заводах. Первый находится в Парамаунте, второй - в канадском Брэнтфорде. На двух этих заводах работают менее 100 человек.

Несмотря на такое небольшое производство, с момента основания, компания продала более 10 тысяч ресурфейсеров. Десятитысячный агрегат был передан клубу "Монреаль Канадиенс" в апреле 2012 года для использования в комплексе "Белл-центр". 

Фрэнк Замбони умер от рака легких в 1988 году, в возрасте 87 лет. Однако его дело продолжает жить и развиваться. Компанией "Frank J. Zamboni & Co. Inc" ныне руководит сын основателя компании - Ричард.

"Каждая машина - нечто особенное для нас. Не имеет значения, для кого она. Мы обслуживаем каждую выпущенную нами машину, независимо от ее размера. Этот путь привел нас к успеху. К чему что-то менять?" - Ричард Замбони, прездент компании "Frank J. Zamboni & Co. Inc".

За более чем 60-летнюю историю, имя Zamboni стало именем нарицательным для всех ледозаливочных машин, аналогично тому, как, например, имя Xerox стало нарицательным для всей копировальной техники, а имя Jeep стало нарицательным для внедорожников. А это, безусловно, знак качества продукции и наивысшее признание этой компании... 

***

Спасибо за внимание. До новых встреч!