11 мин.

На плаву. Проза жизни хоккейного клуба (2)

продолжение. начало здесь: На плаву. Проза жизни хоккейного клуба (1)

                                      

обломок цивилизации

                                                                            Глава IV

  Мы на стыке зимы и весны. 2012-ый год. К моему разочарованию, клубное руководство «Дисбата» слабо ориентируется в расстановке сил на хоккейном пространстве. А так же, не блещет глубоким знанием Регламента лиги.

  У клуба действует договор о сотрудничестве с «Алхимиком», по которому за «Дисбат» играют братья Ельшанские и Николай Колянчиков. В недолгую командировку приезжал Пётр Остряков. Регулярку «Дисбат» преодолевает вполне успешно. Однако, тренер повторяет, что без усиления состава делать в плей-офф нечего.

  Перед дедлайном, «Зубило» выставило на драфт отказов талантливого нападающего Филиппа Толузакина. К ним пришёл новый тренер, который не видел Толузакину места в своих тактических построениях. Рабочая ситуация. Я лично получил предварительное согласие нападающего на переход в «Дисбат». Сколько ни убеждал Обыдова забрать игрока с драфта отказов, всё тщётно. Единственный контраргумент: «А знаешь, какие у них зарплаты? Мы не потянем»!

  Вскоре «Дисбат» добровольно расстаётся с центрфорвардом Романом Петровским. По иронии судьбы, тот переходит в «Зубило» безо всякой компенсации. Толузакина забирает с драфта отказов ХК МВФ, а у «Дисбата» - рукотворный кадровый дефицит. Тут не только усиливаться, впору бреши латать!

  Виктор Атлетов имел свой план. Он договорился с коллегой из «Коралла», Яном Захарлой, о содействии в переходе нападающего Семёна Пакуева. Но клуб из Энска ничего не предложил коралловцам взамен, уповая на бесплатную помощь.

  Варианты исчерпаны, администрация «Дисбата» умыла руки. Оставалось играть тем составом, что есть. Я предложил Обыдову внимательнее изучить условия дозаявки в НХЛ. Теперь он не делал «хорошую мину при плохой игре». Сославшись на большую загруженность, «менеджер» поинтересовался:

- Кого можем пригласить?

  Накануне плей-офф, Регламент позволял усилиться игроками «Алхимика» с двусторонними контрактами и довести «обойму» командированных до шести человек. Среднереченцы потеряли шансы на плей-офф СХЛ. «Дисбат» мог получить не только заигранных ранее Острякова с Гостевым, но и чемпиона мира среди молодёжи Максима Берёзова, отыгравшего сезон в СХЛ. Оставалось подсуетиться клубному руководству «Дисбата».

  Вооружившись новыми знаниями, энский менеджмент засучил рукава. Среднереченску  сделали выгоднейшее предложение - в обмен на дополнительную помощь к плей-офф, осенью передать «Алхимику» спортивные права на Андрея Зигзагова. Очень сильный ход. Реакция замдиректора «Алхимика» Владимира Потусторонкина следует мгновенно – Пётр Остряков и Максим Берёзов срочно отправляются помогать «Дисбату».

  Стартовые домашние матчи плей-офф, с «Моторкой», оставляли вопросы по сыгранности энской команды. Но гостевые поединки явили новое лицо «Дисбата». Коллектив определённо сплотился, засверкали его молодые звёзды. Что любопытно: опытные хоккеисты оказались в команде на вторых ролях, и никто не ревновал к славе молодых.

  «Дисбат» организовал выездные радиотрансляции из города Спагетти, с подачи нашего радио «Дисбат-Спорт». Передав инициативу через Обыдова, я впервые лично пообщался с директором клуба Коряговым. Это довольно высокий и тучный, сорокалетний гражданин. Первое впечатление - Корягов любой ценой стремится «сойти за своего», избегая озвучивать собственное мнение. Он заговорил казёнными штампами: «спасибо за помощь», «спасибо за преданность хоккею», «мы бы сами хотели помочь радио, да не можем»... Подумалось, что если вызовусь ехать в Спагетти за свой счёт и бесплатно вести прямой эфир - Корягов ухватится, не моргнув глазом. Пришлось озвучить условие: руководство клуба оплачивает командировочные расходы корреспондента, остальное радиоканал предоставляет бесплатно. Договорились.

  Вскоре Обыдов назначил мне встречу в городе и принёс деньги на расходы. Там было: автобусный билет туда и обратно, оплата трёх суток проживания в гостинице и тысяча рублей суточных - на три дня.

  Спагеттинская гостиница «Эпохальная» в те дни вместила многих людей хоккея. Кроме «Дисбата», там квартировал среднереченский «Инкубатор». Они приехали в рамках чемпионата БХЛ (Благонадёжной Хоккейной Лиги). Лёд дворца спорта «Булгарин» предоставлялся для благонадёжного хоккея днём. Потому у нас была возможность наблюдать, с какой интенсивностью тренируются молодые среднереченцы под руководством Александра Ястребова. Даже по завершению своих матчей, против местной «Лодки», они дружно расстилали маленькие коврики в коридорах и отжимались на специальных упорах. Корягов находился в Спагетти вместе с «Дисбатом». Позднее он говорил, что тренировки «Инкубатора» произвели на него огромное впечатление.

                                                                            Глава V

  С апреля я приступил к обязанностям пресс-атташе. Этому предшествовал второй разговор с директором, обсуждали мою зарплату.

-  Клуб беден, - ожидаемо начал Корягов. - Возможно, мы не оправдаем твой уровень запросов. Да что там, всё плохо до такой степени, что неудобно озвучивать конкретные цифры. Назови свою сумму, Андрей, а мы примем решение. Только не стоит ориентироваться на зарплаты хоккеистов, ладно?

  Услышав преамбулу, хотелось молча выйти из офиса. С другой стороны, я заранее решил не упускать эту возможность:

-  Давайте начнём с 15 000 рублей в месяц. Клуб оценит мою работу, я составлю мнение о клубе и тогда обсудим тему вновь.

-  Пятнадцать чистыми? - переспросил Корягов. Похоже, его что-то встревожило. - Мы ведь налоги платим, как любая организация.

- Шестнадцать «грязными».

  Я задумался о смысле «налоговой» реплики Корягова. То ли он не мог упустить возможности поторговаться, то ли проверял мои познания в трудовом законодательстве.

  «Дисбат» в тяжёлой серии (3-2) прошёл «Бронепоезд», а на полуфинальной стадии уступил «Рубикону» (2-4). Пельменская команда располагала широким выбором классных исполнителей и по сумме составляющих оказались чуть сильнее.

  На шестой, решающий поединок серии, из столицы приехал управляющий директор НХЛ Скоробогатов. Мы с ним были немного знакомы - общались на хоккее и по телефону. Вскоре, директорский кабинет «Дисбата» принял раунд  злободневных переговоров. Стол украшали разнообразные закуски - Корягов очень любил перекусить на работе. В паузах, отдыхая от еды, он разговаривал по телефону или подписывал бумаги. В юности директор был худосочным пареньком, а теперь подоспела так называемая суперкомпенсация.

  Но сейчас на первый план вышла моя беседа со Скоробогатовым. Предметом диспута стали три вопроса.

  Во-первых, какие-то добрые люди подбросили в почту Александру Ивановичу Косолапову письмо, с красочными подробностями ледового шоу «Арбитраж», исполненного на днях в Энске Ильшатом Продажновым и его коллегами. Отчего-то Скоробогатов уверился, что послание составлено мной.

  Во-вторых, обсудили разность в прочтениях Регламента НХЛ. Тут и Корягов оторвался от бутербродов, подключившись к разговору. А иначе, лишился бы Энск заслуженной бронзы российского соревнования по хоккею.

  В-третьих, речь пошла о проекте выставочных матчей, НХЛ vs. Allbalkan. Этот вариант международной экспансии родился именно в моей голове, как альтернатива матчам с щепетильной заморской AHL. Ведь Allbalkan – самая грозная лига европейского «закулисья». Осенью 2011-ого, в телефонном разговоре я предложил «балканский курс» Скоробогатову. Леонид Ильич загорелся идеей, поставил задачу Сазановичу - выйти с румынами на связь. Ромалэ оценили нашу мысль, даже нанесли визит в офис НХЛ, подтвердив свою заинтересованность.

  Теперь мы обсуждали формат противостояния. Я сообщил Скоробогатову, что велосипед уже изобретён. Надо делегировать один клуб от НХЛ в турне по Румынии (4-5 матчей). По аналогии, привезти команду из Allbalkan в Россию - на такое же количество встреч. Скоробогатову понравилась эта схема. Казалось, что всё «на мази» - у НХЛ скоро начнутся суперсерии с балканцами…

  Позже, я имел неосторожность поинтересоваться у Сазановича ходом переговоров. К тому времени, молодой человек не только разъелся на столичных харчах, но и порядком вознёсся над суетой. Через почту он ответил: «Тебя не касается». Пришлось звонить и рассказывать «директору по развитию НХЛ», чьим проектом он занимается, на самом деле. В результате, новости о контактах НХЛ и Allbalkan исчезли «с радаров». Скоробогатов озвучивал, спустя год, будто сотрудничеству с румынами воспрепятствовал заокеанский локаут. Но гораздо легче верить в то, что Сазановичу мешают неотложные дела монгольской федерации флорбола, где он председательствует параллельно с работой в НХЛ.

  Ещё раз отмечу перманентное чувство собственного величия у Сазановича. Однажды, нам в офисе «Дисбата» захотелось узнать - кто же выбирает лауреатов, для индивидуальных призов Лиги. Я задал этот вопрос Сазановичу по телефону, напрямую.

-  Комитет, - последовал ответ.

-  Кто же входит в состав комитета?

-  Я его председатель. Думаю, что этого достаточно.

  И в самом деле, такая информация самодостаточна - интрига убита окончательно. Но и молчать о «принципах» определения лучших хоккеистов в Лиге тоже нельзя! Быть может, будущее принесёт нам более внятные критерии выбора. А пока Сазанович тешится, «на основе хоккейной статистики и мнения экспертов» назначая лауреатов.

                                                                            Глава VI

  Сезон 2011/12 получился для «Дисбата» успешным. Заслуга главного тренера велика. Виктор Атлетов сумел распределить силы команды, на дистанцию регулярки и плей-офф. Давал подопечным тактически верные, выполнимые игровые задания. Внутри коллектива боевой дух поддерживал Заслонов. Усиление на плей-офф, Берёзовым и Остряковым, можно считать заслугой администрации «Дисбата». Так и должно быть – каждый участок клубной системы вносит свою лепту в результат. И всё же, наши усилия не тянули на золото. Требовались грамотные выводы, и «двигаться дальше» ©, как любил говаривать наш тренер. Однако, вскоре руководство «Дисбата» совершило переворот в общественном сознании - фактически приписав себе все заслуги, на пути к достигнутой цели.

  Стараниями облспорткомитета, в середине апреля проходило мероприятие закрытия сезона. На следующий день Виктор Атлетов пришёл в офис для интервью. Тренер рассказал о выполненной задаче сезона. Отметил значительный прогресс братьев Ельшанских, освоившихся во взрослом хоккее по ходу чемпионата. Высоко оценил шефство Заслонова над молодёжью. И прозрачно намекнул, что нельзя из года в год подкреплять аппетиты руководства лишь обещаниями.

  Перед интервью, Атлетов беседовал с Коряговым. По всему было видно, что тренер и дальше планирует работать в Энске. Оставался 1 год его личного контракта с «Дисбатом». Тренер отправился в отпуск поистине счастливым человеком, связывая планы на будущее только с энской командой. Ни о каком увольнении, Корягов с Атлетовым не договаривался.

  А затем грянула новость об отставке тренера, шокировавшая болельщиков. Теперь открылось истинное значение реплик Обыдова в адрес Атлетова. Уволенный тренер, якобы, доверял исключительно «своим» игрокам, рьяно оспаривая прочие кандидатуры. По мнению Обыдова, представление Атлетова о хоккеистах давно устарело. Менеджер «скромно» намекал, будто знает хоккейный рынок лучше - но из нашего общения следовало обратное.

  Руководство клуба решилось сообщить о тренерской отставке только 3 мая. Новым «рулевым» объявили Александра Ястребова из «Инкубатора». Тот заезжал в Энск, беседовал с Коряговым. Присутствовал на той встрече и Заслонов.

  Мой рабочий стол располагался напротив «менеджерского». Часто, прямым вопросом, удавалось прояснить механизм принятых решений. Судя по всему, настрой Александра Юрьевича работодателям понравился. Ястребов - настоящий фанат хоккея. Это в нём, бесспорно, подкупало. Важно, что Александр Юрьевич производил впечатление жёсткого наставника. Только от комплектования команды, тренера сразу «отодвинули». Предложили работать с теми, кого наберёт клубная администрация.

  К завершению «календарного» хоккейного года, 30-ому апреля, в Энске сложилась очень непростая ситуация. Подавляющее большинство игроков «Дисбата» стало неограниченно свободными агентами, ещё четверо - ограниченно свободными агентами. Клуб переподписал трёх молодых игроков, не имевших опыта в высшей лиге: Гусарова, Ильюшина и Марченкова (2 матча в НХЛ). Продолжалось действие соглашений у Рамзоева и Зигзагова. Это всё! По Зигзагову, Обыдов сразу начал оговариваться: «Рассчитывать на него не стоит, он хочет уйти в СХЛ».

  Команду ждала масштабная смена состава. Предстояло искать новых игроков. Продлил контракт Алексей Ливанов (человек, пришедший в команду вместе с Атлетовым). Опять же, ещё по приглашению Виктора Васильевича, контракт с «Дисбатом» заключил Руслан Хоттабыч.

  Ястребов отправился утрясать формальности по месту прежней работы, в Среднереченск. Там Александр Юрьевич просил совета у президента «Алхимика» Владимира Босыгина.

- Поезжай, команда хорошая, - ответил ему тот. - Мы всегда тебе поможем игроками. Теми, кого ты прекрасно знаешь по совместной работе. На кого сможешь положиться.

  Лишь затем было принято решение о переезде в Энск. Содержание беседы Ястребова с президентом «Алхимика», я узнал гораздо позже. Нет повода усомниться в подлинности этой информации.

  Корягов поручил мне сделать интервью с новым тренером - по телефону, пока  Александр Юрьевич находился в Среднереченске. Меня озадачила странная просьба Ястребова, не торопиться с публикацией интервью. Передал Корягову оговорку тренера. Наш директор занервничал, ведь Александр Юрьевич озвучил по телефону буквально следующее: «Президент «Алхимика» Владимир Михайлович Босыгин пока решения не принял»!

  А тем временем, большое количество новых клубов лиги, обрушило летний рынок свободных агентов. Повышенный спрос на игроков, ускорил рост контрактных сумм. У «Дисбата» ожидалось горячее межсезонье! Подписал с нами контракт Иван Константинов, которого Ястребов ещё юниором тренировал в Среднереченске. Накануне масштабной селекционной работы, клуб балансировал на маленькой и зыбкой стартовой площадке: 5 нападающих, плюс 3 юниора. Но руководство «Дисбата» никуда не торопилось. Мне прямо сказали: «Вот увидишь, скоро к нам игроки сами начнут проситься».

  Параллельно, ХК «Житница» предложил хороший вариант трудоустройства нашему основному вратарю Михаилу Шугаеву, а ХК «Ворон» выложил Николаю Летову почти 3 миллиона за сезон. Эти игроки являлись неограниченно свободными агентами и «Дисбату» оставалось только развести руками. Я расспросил Обыдова о критериях, по которым будут отбирать новичков в команду. Вот они:

    1) Свобода от обязательств перед другими клубами.

    2) Крепкий средний уровень игры, по меркам НХЛ.

    3) Убедить руководство в полезности каждой кандидатуры.

  Помыслами директора Корягова овладела «магическая» формула: «Крепкие середняки всегда делают результат». Не знаю, как давно он с ней живёт. Я решил составить список кандидатов в команду, пренебрегая отсутствием задания.

  Узнал о собственной отставке Виктор Атлетов. Удивлённый новостью, он давал комментарии для прессы. Виктор Васильевич заявил, что клуб всё сделал за его спиной - в угоду отношениям с «Алхимиком». Поднялась настоящая буря негодования в интернете. Гостевые книги энских болельщиков наполнились гневом, по отношению к директору клуба. Выбирая между Коряговым и Атлетовым, люди явно отдавали предпочтение уволенному тренеру. И процесс только ширился. Утром 6-ого мая Корягов позвонил мне:

- Надо ответить болельщикам. Надежды, что возмущение схлынет само, не оправдались. Мне звонили из спорткомитета. Настойчиво рекомендовали объясниться перед болельщиками, урегулировать ситуацию.

 

продолжение следует...

                   здесь: На плаву. Проза жизни хоккейного клуба (3)

                             На плаву. Проза жизни хоккейного клуба (4)

                             На плаву. Проза жизни хоккейного клуба (5)

                             На плаву. Проза жизни хоккейного клуба (6)

                             На плаву. Проза жизни хоккейного клуба (7)

                             На плаву. Проза жизни хоккейного клуба (8)

                             На плаву. Проза жизни хоккейного клуба (9)

                             На плаву. Проза жизни хоккейного клуба (10)