19 мин.

Записки «дикаря» из Хельсинки. День второй

В субботу в Хельсинки сборная России провела свой первый матч на чемпионате мира. Блог «Юниорский взгляд» продолжает свой рассказ о жизни финской столицы репортажем из Хартвалл Арены. 

Все фотогорафии кликабельны

Записки «дикаря» из Хельсинки. День первый

После крайне неудачной попытки посреди ночи опубликовать «свежеиспеченный» текст о первом дне пребывания в столице Суоми (привет Wi-Fi’ю за 5 евро) я, к своему же удивлению, умудрился проснуться достаточно рано.

Первое, что сразу бросается в глаза – погода: второй день чемпионата мира финская столица встретила пасмурным небом, которое на первый взгляд вполне могло наградить всех приличными каплями дождя.

Из гостиницы нужно было выезжать с самого утра, вследствие чего атрибутику сборной я решил одеть сразу, дабы потом не мучиться в поисках заветного свитера где-нибудь на улице с тремя сумками в руках.

Утром, в районе 11 часов, город, как и днём ранее, особых признаков хоккейной жизни не подавал. До матча оставалось около четверти суток и, чтобы убить пару лишних часов, я решил проведать оставшиеся части центра Хельсинки. В основном это были магазины электроники, которые в пятницу к моему приходу оказались уже закрытыми.

***

Уже после полудня в центре практически везде можно было встретить ярко выраженных болельщиков. В основном это были представители Латвии, различные группировки которых попадались на глаза чуть ли не каждые пять минут. К слову, с одной из таких далеко не трезвых группировок (наверное, из Риги – судя по атрибутике «Динамо») я пересекся в одном из переулков. Своим видом «прибалты» дали понять, что они с презрением относятся к российской атрибутике, попавшей в их поле зрения. Я ответил довольно суровым взглядом, чем случайно приезжих латышей напугал. В динамике всё это выглядело крайне забавно.

Безусловно, в городе пестрили своими светлыми одеяниями финны. Также выделялась массивная группировка из Словакии, оккупировавшая один из фонтанов в целях фотографирования. Видимо, братья-славяне продолжали праздновать вчерашнюю победу. Конечно, на улицах было и предостаточно россиян, однако идентифицировать их удавалось разве что по речи. В хоккейной же атрибутике на глаза попадалось только несколько человек.

В общем, пока на севере города США и Австрия выясняли, кто кого – все остальные спокойно прохлаждались в южной части Хельсинки, именуемой центром, находясь в предвкушении вечерних противостояний. Находчивые финны, раздавая бесплатные йогурты, рекламировали иностранцам продукцию «Valio»; погода к тому моменту уже разгулялась, не оставив на финском небе ни облачка. Всё шло своим мирным чередом.

***

Стоит отметить, что по сути своей Хартвалл Арена вместе с магистралью образуют северную границу Хельсинки, отделяя город от оставшейся части провинции Уусимаа. Именно поэтому, когда вы подъезжаете к стадиону, складывается впечатление, что из города вы уже выехали, а в голове невольно проскакивает ошибочная мысль, что, скорее всего, избранный вами путь был неправильный.

***

В половине третьего около арены было настолько людно, что любой незнающий человек мог спокойно предположить, что матч Россия – Латвия соберет аншлаг. На самом же деле многолюдность заключалась в том, что от арены еще не успели отойти зрители утреннего поединка американцев и австрийцев, причем навскидку казалось, что финнов на этом матче присутствовало больше, чем болельщиков США и Австрии вместе взятых. 

Снаружи «Хартвалл» чем-то напоминает увеличенную копию петербургского «Ледового». Также на территории арены довольно-таки много свободного пространства, вследствие чего всяческих давок здесь быть практически не может. Сразу же при входе вас встретит неизменный талисман последних чемпионатов мира – «Шкода», а по периметру сразу бросятся в глаза шестнадцать мачт с флагами стран-участниц турнира. 

  

Как и футбольный стадион в Браге, главная арена Хельсинки построена в скале, остатки которой вполне можно наблюдать в пределах комплекса.

Первое, что может удивить в устройстве арены (особенно в том случае, если билеты у вас взяты на нижний ярус) – это, как ни странно, вход в нее. Надпись «секторы 301-309», находящаяся на центральных дверях Хартвалл Арены, вполне может смутить и сбить вас с толку. На нужные места попасть можно совершенно спокойно и через этот вход, однако вероятность потерять некоторую часть времени в поисках «нужных» дверей имеет место быть.

Запуск внутрь арены начинался за полтора часа до начала матча, то бишь в 14:45 по местному времени. Так как стрелки часов до нужного положения еще недотягивали, я прогулялся по территории арены. Кстати, обойдя примерно половину сооружения, других входов лично я так и не заметил.

Зато, возвращаясь обратно, была замечена одна крайне оскорбительная картина: очередной выпивший финн, напяливший на себя ямайский парик с дредами, под аккомпанементы латышей, разминавших перед игрой свои голосовые связки, нагло пританцовывая, справлял нужду на российский флажок, лежащий на асфальте. Затем где-то сзади послышались возгласы «смотрите, русские», после чего финн, смотря в нашу сторону, победно вскинул руки.

***

Именно в этот момент я пересекся с всё тем же Германом Васильевичем, ещё вчера делившимся своими впечатлениями о Хельсинки.

Думаю, сегодня будет не самая трудная игра, – с уверенностью начал собеседник. – Латвия – конечно, крепкая команда, но до уровня России ей далековато. Тем более, как известно, у них в этом году заметные проблемы с составом. Поэтому я, наверное, рискну предположить, что шайб шесть наши сегодня точно положат! Это будет отличным началом для нас. Ну а у Латвии все главные игры ещё впереди.

Герман Васильевич прибыл на арену с двумя колоритными шапками, чем-то напоминающими головы медведей, одной из которых он со мной на время поделился.

Эти штуки я купил недалеко от границы, в одном из супермаркетов, – поясняет болельщик. – Чья голова на них? Да я сам не знаю, если честно. На первый взгляд показалось, что это медведи, вот и взял. Ну, понимаете, Россия, медведи – для иностранцев почти одно и то же (смеется).

Во время разговора, во многом благодаря всё тем же шапкам, к нам подошла группа латвийских болельщиков.

Ребята, вы не против сфотографироваться? – спросил один из латвийцев.

Да нет, без проблем! – ответили мы.

Эдгар, давай, щёлкни нас с российскими болельщиками!

Обсудив происхождение колоритных головных уборов, мы с прибалтийскими соседями пожелали друг другу удачи и разошлись к своим секторам – двери арены уже были открыты.

***

Внутри Хартвалл Арены не менее просторно и интересно, чем снаружи. Как и на каждой мало-мальски уважающей себя арене, здесь есть пункты продажи атрибутики и питания. Однако и в такой банальной вещи финские организаторы просчитали самые мелкие детали.

Перед каждым матчем пункты атрибутики обновляют свой товар, вследствие чего, помимо стабильно представленных финских шарфов и свитеров, вы можете также приобрести целую россыпь болельщицких товаров, предназначенных именно для вашей команды. Кроме фанатских вещей можно также купить и «нейтральную» атрибутику – например, официальную шайбу первенства мира за семь евро. Ну а вообще цены за атрибутику внутри арены варьируются в пределах двадцати пяти евро. Единственное исключение из правила – игровые свитера команд, каждый из которых эквивалентен шестидесяти европейским денежным единицам. 

Также специально для полностью «русскоговорящего» матча организаторы собрали довольно массивный русскоговорящий персонал с «русскоговорящими» корнями. Так в фойе арены на чистом русском языке без какого-либо акцента россиянам предлагали бесплатные флажки и шлемы с российским триколором от «Шкоды». Та же ситуация с языком была и у доброй половины персонала, торгующего едой и напитками.

К слову, напитки, цена которых варьируется в районе четырех евро, на арену поставляет «Пепси», а картошку, сэндвичи и прочие закуски, за которые предлагают отдать в среднем по 2,5-3 евро, – уже местная финская компания. Вместе с этим в меню распространены так называемые «составные заказы», включающие в себя питьё и два вида закуски. Цена за такую услугу колеблется от шести до девяти евро, и экономически является более выгодной. Ну, если, конечно, пара евро для вас играет значительную роль.

Визитной же карточкой арены по праву можно назвать музей, который расположен около входа на центральную трибуну. Там есть практически всё, что можно себе представить! Причем музейные экспонаты «Хартвалла» не ограничиваются одной только хоккейной тематикой. Тут есть вымпелы команды американского футбола «Грин-Бэй Пеккерз» образца одного из своих первых чемпионских сезонов, ретро-футболки футбольных «Милана» и «Аякса», майки баскетбольных «Рэпторс», «Никс» и «Буллс», а также пластинки всемирно известных рок-групп: Queen, AC/DC, Led Zeppelin и многих других.

Однако хоккею, конечно, в музее арены уделено основное внимание. И отрадно, что помимо финских легенд Яри Курри и Теему Селянне место в ретро-уголке нашлось и свитеру нашего Сергея Фёдорова, находящемуся в компании с Уйэном Гретцки, Марком Мессье и большой фигурой защищающего ворота «Баффало» Доменика Гашека.

 

Чуть дальше, около входа на 117 сектор, куда были выделены билеты петербуржцам, располагалась витрина со множеством клюшек, а также бейсбольным уголком.

 

После музея болельщики плавно оказываются в огромном баре Хартвалл Арены, где любители выпить могут дойти до полного экстаза – перед ними откроется огромный выбор всевозможного алкоголя, расположенного на десятках полок длинной в сотню метров. Как ни странно, на момент моего прихода ни одного россиянина замечено не было. Зато сразу в поле зрения попали три белоруса, приехавших из Стокгольма поддержать братский народ (даже на финском языке, имеющий хоть что-то общее разве что с эстонским, Россия и Белоруссия имеют один и тот же корень «Venäjä»). Три персоны, одетые в красные свитера белорусской команды и нарисовавшие себе на щеках российские триколоры, долго о чём-то спорили с продавцом, рассказывая с белорусским акцентом что-то про «длинный язык».

Однако, согласитесь, русская душа была бы крайне не похожа на саму себя, если бы просто так прошла мимо такого спиртного разнообразия. Стоило только стартовать словом «Degustation!» рекламной акции каких-то цитрусовых коктейлей, как к маленькому прилавку со словами «Что вам тут нужно попробовать» мгновенно подтянулось множество россиян.

***

Внутрь зала болельщиков стали запускать за пятнадцать минут до начала раскатки команд, т.е. приблизительно за час до стартового вбрасывания. Арена заполнялась медленно, но верно, и к первому выходу команд на лёд на обоих ярусах собралось достаточно приличное количество людей. А примерно в половину четвертого команды вышли на раскату.

 

 

  

Постепенно около судейского столика стал образовываться красный островок – это были болельщики, нашедшие отличное место для фотографирования своих любимцев. Стоит отметить стюардов, которые не стали никого отгонять. На заметку: пару лет назад в Петербург приезжал омский «Авангард» во главе с Яромиром Ягром. На раскатке тогда сложилась примерно такая же ситуация, однако в итоге всех быстренько отогнали обратно на свои места.

Ну а фотографии из оккупированного россиянами места даже на обыкновенные, как говорят профессиональные фотографы, «мыльницы», действительно, получаются классные. Весь фокус заключался в том, что игроки находились всего лишь в нескольких метрах. Рад сообщить, что и мне удалось сделать кадр на фоне Евгения Медведева и Ильи Никулина. Это на века!

 

  

    

***

Фильм «Легенда №17» бьёт рекорды отечественно кинематографа. Вследствие этого один из российских болельщиков (петербуржец, судя по сектору), одел свитер как нельзя актуальный. 

Из географических соображений матч России и Латвии должен был стать одним из самых посещаемых на финской территории. Пути «Петербург-Хельсинки» и «Рига-Таллин-Хельсинки» примерно одинаково коротки, дешевы и доступны, вследствие чего самое большое количество болельщиков в финскую столицу приехало как раз из России и Латвии.

Всего же к началу матча соотношение фанатов было 55 процентов на 40 в пользу россиян. Оставшиеся 5 процентов составляли местные финны и болельщики других команд, решивших посмотреть матч. Как стало известно позже, всего на игре присутствовало чуть больше пяти тысяч болельщиков, которые плотно уместились на центральных трибунах обоих ярусов.

 

***

С самого  начала игра завязалась в медлительный, отчасти вялый темп. Команды время от времени проверяли вратарей своими опасными атаками, но голкиперы держались на уровне. В первом периоде игра была равной, однако латышей хватило лишь на первый игровой отрезок. Первый гол россиян под занавес первого периода оказался началом конца для Латвии. Пропущенный гол подломил моральный настрой латышей, что вкупе с отставанием в классе и индивидуальном мастерстве хоккеистов в итоге и привело к разгрому с «сухим» счётом 6:0.

Примечательно, что у россиян отличились шесть игроков, а Илья Брызгалов в первом же матче засушил «сухарь».

Радость россиян можно было увидеть, горечь латышей – услышать.  Литературный латышский, доносившийся с верхних рядов сектор, понять нелегко, зато нецензурный – вполне. Как и многие другие народы стран СНГ, латыши нецензурную брать заимствуют у русских. 

Матч заканчивался традиционным награждением лучших игроков в каждой из команд, в котором в этот раз принимал участие Владислав Третьяк. У россиян лучшим был признан Александр Пережогин, у латышей – Кристапс Сотниекс.

После традиционного рукопожатия команда отправилась благодарить за поддержку болельщиков, не менее достойно проведших свою первую игру на чемпионате мира. В ответ зрители вновь отблагодарили команду за игру. И всё-таки чувство единения игроков и фанатов – это грандиозно.

***

Матч пролетел практически незаметно – и вот уже россияне и латвийцы, точно американцы и австрийцы тремя часами ранее, вперемешку отходили от арены. Навстречу им, по тому же мосту, направлялись финны, поглотившие внутри себя небольшие группы словаков. Под мостом, соединяющий арену с городом, отправлялся в путь одинокий финский экспресс.

  

По дороге, идущей от парковки «Хартвалла», двигалось множество машин. Почти на всех были либо российские, либо латышские номера. Финские автомобили были растворены.

Перейдя на сторону города, я повернулся лицом к арене. На душе было как-то двойственно. Вроде радостно, а вроде и грустно – настал момент уезжать. Вместе с матчем заканчивалась одна из самых ярких страниц в жизни, которую так хотелось продлить хотя бы на пару лишних дней. Но, увы. Деньги, которых хватало только на сутки, учёба, которую в наглую пропускать не очень уважительно, даже несмотря на её бессмысленность в старших классах… Всё говорило о том, что это конец.

Всё, что хотелось сказать – сказано. Всё, что хотелось показать – показано. На наше место в Хельсинки приедут другие, будут также поддерживать российскую дружину, ведь цель у всех одна и та же. Ну а моя история закончена.

Закончена, но с многоточием.

Многоточием, стремящимся вдаль, стремящимся в Минск

Хельсинки, 04.05.2013