В погоне за счастьем. Как игрок НХЛ боролся с алкоголизмом
Весна 2010-го. Ричард Клюн сидит на скамейке «Лос-Анджелеса», пока команда бьется в первом раунде плей-офф с «Ванкувером».
Уроженец Торонто в НХЛ. Он на экранах телевизоров. Его мечта сбывается.
Только вот его ноги сводят судороги, так как он не выспался и давно нормально не ел. Честно говоря, это продолжается уже длительный период времени.
Беспробудное пьянство и глотание различных таблеток подкосили его, лишили его сил, но, что еще страшнее, лишили его желания играть в хоккей. И в момент, который должен был стать ярким воспоминанием, блеском молодости, которой он с гордостью мог бы делиться с детьми и внуками, Клюн вместо возвышенных чувств испытывает отвращение и преисполнен ненавистью к себе, к своей жизни, к тому, во что он превратился. «Ведь это мечта любого мальчишки, а я просто хотел провалиться под землю. Я был просто отвратителен сам себе. Я был абсолютно выхолощен», – вспоминает Клюн.
«На момент, когда меня вызвали из фарма, я уже не хотел больше выходить на лед. Наконец-то у меня появился шанс попасть в то место, о котором я мечтал, но я думал: «О, нет. Я не мог этого сделать». Мне нужен был рестарт. Просто не мог дождаться окончания сезона», – делится своими воспоминаниями Клюн во время нашей неспешной беседы в одном из ресторанов Нэшвилла.
В этот день передо мной сидит яркий, умный, спокойно говорящий человек, на лице которого еще не зажил шрам после встречи с клюшкой защитника «Кингс» Дрю Даути.
В одной из первых игр после окончания локауту партнер по команде Даути Майк Ричардс хорошенько заехал Клюну локтем и выбил тому четыре зуба, фрагменты которых даже попали в горло Ричарда. Он носил специальную маску и только недавно снял эту защиту. Он шутит, что самым близким другом в Нэшвилле из нехоккейного окружения для него стал дантист.
Клюн широко улыбается, и становится понятно, что эти неприятности, о которых мы упоминали выше, он пережил легко. Эти раны ему удалось залечить. И если возможно быть довольным посещением дантиста и раной на носу, то чистый и трезвый Клюн спокоен как удав.
После той серии трехлетней давности с «Ванкувером» в жизни Клюна произошел переломный момент – командная поездка в Лас-Вегас. Вернувшись в Лос-Анджелес несчастный и нездоровый человек решил, что с него хватит, решил, что так больше продолжаться не может. Не только ради хоккея, не только ради мечты стать профессиональным атлетом, просто так больше не может продолжаться. Точка.
Так что он позвонил единственным людям, которые могли ему помочь, единственным людям, с кем он мог поделиться своей бедой – своим родителям. «Помогите мне, пожалуйста!» – услышали в трубке на другом конце провода. Этот момент никто из семьи Клюнов никогда не забудет. Этот момент изменил все, изменил их всех.
«Была ли я напугана? Конечно. Страшно напугана», – говорит его мама, Энн Мэри Клюн.
Он видела своего сына по телевизору, его крупный план во время трансляции, лицо, в котором она не могла узнать своего сына, совершенно точно не того человека, которому он помогала перебраться в Нэшвилл пару месяцев назад. «Я была раздавлена, опустошена. Я чувствовала страшную вину. Что я сделала, чтобы такое случилось с моим сыном?», – добавляет Энн Мэри.
Когда первоначальный шок прошел, Энн Мэри, ее муж Том, ее родители, ее младшая сестра и два младших брата Ричарда – все бросились спасать Клюна и помогать ему вернуться на правильный путь.
Клюну было всего два года, когда он впервые взял в руки клюшку. «Он просто не расставался с ней», – рассказывает его мама.
Он начал учиться кататься на коньках в пять лет. Его отец, Том, раньше игравший в хоккей в колледже, согласился учить местных мальчишек стоять на коньках, но только при одном условии – его старший сын сможет также заниматься с ним в это же время.
Том Клюн закончил колледж Сант-Майкла, Торонто. Это заведение славится богатыми хоккейными традициями. Клюн-младший рос вместе с молодым игроком, имя которого – Шон Эйври. Жесткий, быстрый, бесстрашный – все это выделяло Эйври среди других. Именно к этим качествам стремился Клюн в своей игре и старался брать пример с товарища. «У Ричарда всегда загорались глаза, когда речь заходила о спорте», – добавляет его мама.
Несмотря на то что родители и агент, Бобби Орр, считали, что Клюну стоит рассмотреть вариант с игрой в колледже, эти разговоры были забыты, когда его порог стали оббивать скауты НХЛ. Они склонили его к идеи выступать в Канадской хоккейной лиге.
И в 16 лет Клюн направился в Сарнию, чтобы выступать в Хоккейной лиге Онтарио за «Стинг».
Том и Энн Мэри Клюн согласились отпустить своего сына, прилежного ученика, но с тремя условиями: хорошо закончить школу, не искать неприятностей и заняться высшим образованием. Ричард согласился с этим.
На второй сезон в составе «Сарнии» (сезон-2004/05) Клюн был назван лучшим игроком ОХЛ по успеваемости в учебе. В том же году нападающий попал в состав юниорской сборной Канады до 18 лет и завоевал вместе с командой серебро на чемпионате мира в Чехии. Его приглашали в национальную команду и на другой турнир, но к тому моменту «Даллас» уже выбрал форварда на драфте-2005 под общим 71-м номером.
Сложно придумать лучшую жизнь для молодого парня, пусть и жившего в одиночестве в Канаде. Он уже стоял на пороге успешной карьеры в НХЛ, успешной жизни, дверь уже отворилась. Однако оказалось, что жизнь Клюна пошла под откос, он встал на путь саморазрушения, который мог лишить его всего.
Первый раз Клюн напился в 13 лет. Тогда он понимал, пусть ему и понравилось ощущение, что поступает неправильно. Но понадобилось около десяти лет и совсем другие эмоции, чтобы он начал бороться со своими проблемами: чувства вины и стыда из-за злоупотребления алкоголем, различными наркотиками, а главное, нежелание это бросать.
Став капитаном «Стинг» перед сезоном-2005/06 Клюн стал проводить все больше и больше времени в барах. Он нарушал комендантский час, чтобы пойти повеселиться. Он с друзьями стал прогуливать школу, чтобы напиться с раннего утра. Пусть Клюну удавалось показывать неплохую игру, но стало нарастать чувство недовольства. «Вся радость и счастье ушли из моей жизни. Я всегда был оптимистом и весельчаком, но я переменился», – делится Клюн. «Именно тогда алкоголь взял верх надо мной. Я завел ненужные знакомства со многими сомнительными личностями»? – добавляет Ричард.
Во время межсезонья форвард потребовал обмена, поставив невыполнимые условия перед клубным руководством, агентами и даже своей семьей.
В команду должен был прийти Стивен Стэмкос, и в клубе видели Клюна в качестве ментора для молодого таланта. Но вместо того, чтобы стать лидером, он думал только о себе: «Я стал другим человеком в тот момент. Самовлюбленным, эгоистичным. Я никогда бы не помог своему партнеру. Команда была мне больше неинтересна». Он захотел уйти.
В среде алкоголиков подобный шаг называется «географическое лечение». Ты не видишь проблему внутри себя. Кажется, что на новом месте дела пойдут на поправку, объяснил мне Клюн. Но это не так. По правде говоря, все стало еще хуже.
После обмена в «Бэрри», в составе которого Клюн провел свой последний сезон в юниорах, Ричард продолжил свой путь в никуда. Дело дошло даже до судебного разбирательства, пусть оно и не было связано с алкоголем. В конце концов, обвинения были сняты, так что инцидент не заставил Клюна обратить внимание на проблемы, зато он заставил других обратить внимание.
Клюн совсем потерял контроль: выпивка, наркотики, распутные женщины. В нем столкнулись молодой человек, ведущий отвязный образ жизни, и человек, страдающий из-за низкой самооценки: «Кажется, что для тебя все складывается здорово, но в глубине души тебе стыдно за это».
В сезоне-2005/06 образ жизни не мешал Клюна удачно выступать. В составе «Бэрри» он забил 32 гола и набрал 78 очков: «Чем больше я забивал, тем больше тусовался». Он никогда не опаздывал на тренировки, на игры. Но тусовки? «Постоянно», – констатирует Клюн.
Оглядываясь в прошлое, Ричард удивляется, как его организм вообще смог все это выдержать.
Теперь ему предстояла поездка в АХЛ, в «Айову». Он становился профессиональным игроком, живущим по собственным правилам, без пристального надзора и с мизерными шансами выбраться из того водоворота, в который его засасывало, пусть мысль о том, что что-то идет не так, его иногда и посещала.
Бывший генеральный менеджер «Далласа» Лес Джексон несколько раз пытался наставить игрока на путь истинный. Речь шла не только об игре, но и о жизни вне площадки. «Думаю, он видел, что я иду по пути саморазрушения. Сам же я этого не осознавал. Я считал: «О чем он вообще говорит? Давайте лучшим обсудим мой контракт», – рассказывает Клюн.
У Ричарда была стереотипное представление о настоящем алкоголике: бездомный парень на скамейке в парке. Он никогда не представлял себя в таком положении и никогда не признавал свой недуг: «Если бы отмотать время назад, то было огромное количество тревожных звонков, к которым мне стоило прислушаться».
По прошествии двух лет в системе «Далласа» Клюн был обменян в «Лос-Анджелес». Первыми, кто его там встретил, стали генменеджер Дин Ломбарди и его ассистент Рон Хекстолл. Клюн ожидал традиционное «Добро пожаловать к нам, парень» приветствие, но вместо этого двое представителей руководства клуба заявили, что им нравится его стиль игры, но они видят и его минусы.
Такой прием стал еще одним ударом по уже и так упавшей самооценке игрока, еще одним поводом пожалеть себя и продолжить самоубийственное поведение.
А ведь у него вновь зародилась мечта самореализоваться в хоккее, стать игроком НХЛ. Однако неспособность побороть пристрастие к алкоголю и другим наркотикам вырывали на корню все стремления и мечты. Его настолько затянула ночная жизнь, что иногда ему даже было просто тяжело стоять, не то что готовиться к матчам за «Манчестер», в составе которого он провел в общей сложности практически пять лет.
Некоторые из партнеров перестали общаться с ним. Клюн вспоминает, как голкипер Джонтан Бернье, ныне второй вратарь «Лос-Анджелеса», смотрел на него с отвращением: «Он просто сказал: «Ты кусок (непечатное)». И можно ли было с этим спорить?
Хекстолл интересовался у Клюна, не нужна ли ему помощь, но Ричард был смущен таким предложением и не мог его принять. И вот, в противовес всем проблемам, он получил шанс, его вызвали в основу.
Наверное, Клюн не опустился на самое дно. Но он знает, что не заслужил того шанса, что он не был готов ни физически, ни психологически к этому. Думаю, не сложно догадаться, что звонок родителям дался ему еще тяжелее: «Я рассказал им всю правду, без приукрашиваний. Понимал, что мне нужно измениться. Наверное, мне никогда не было так стыдно, как во время того разговора».
Он вернулся домой и занялся серьезным лечением. Сначала стационарно, потом его перевели на амбулаторное лечение. Он до сих пор состоит в программе поддержки трезвости.
Ричард – старший из трех братьев. Средний брат – Мэтт – играет за «Онтарио Рейн» и мечтает стать сценаристом. Младший брат – Бен – тоже писатель и помогает Мэтту в некоторых проектах, а также играет в бейсбол на уровне колледжей.
Всю сознательную жизнь именно Ричард был для Мэтта образцом для подражания. Он признает, что навещал брата еще до того страшного звонка и понимал, что тот принимает неправильные решения. Но во время реабилитации Ричарда Мэтт осознал, что именно ему необходимо взять на себя роль «старшего брата» на период «временного отсутствия» Рича. «Наверное, вначале все проще отрицать. Нам было страшно узнать правду о том, через что он по-настоящему прошел», – делится своими чувствами Мэтт.
Ричард осознает, что на время мир в семье был разрушен: «Мэтт тяжело это переживал, я разбил его сердце. Мне пришлось вновь завоевывать его доверие. Думаю, что он считал, что я его предал».
В представлении Мэтта, Ричарду, скорее, нужно было просто занять свое законное место старшего брата, примера для подражания для Бенна.
С точки зрения матери, это путешествие – а как еще можно спокойно описать эту ситуацию? – вернуло в семью сына и брата, однако заставило Клюнов пройти через самое сложно испытание, через которое могут пройти только по-настоящему любящие люди.
Она шутит, что не хочет, чтобы люди переживали из-за их истории, из-за ее рассказов о том, как на всех сказалась эта ситуация. Но она горда тем, что, несмотря на все невзгоды, их семейные узы выдержали и ощутимо укрепились: «Я вижу это в своих мальчиках, и моя душа поет. Мы через многое прошли».
«Мы очень близки. Я всегда знаю, что в этой семье любят меня таким, какой я есть», – вторит ей Ричард.
Клюн вернулся в систему «Лос-Анджелеса» в сезоне-2010/11 с мечтой пробиться в НХЛ, хотя, казалось, она может так и не сбыться.
После локаута «короли» выставили нападающего на драфт отказов, откуда его забрал «Нэшвилл». Рон Хекстолл позвонил Клюну и сообщил, что у него вновь появился шанс заиграть в НХЛ. Экс-вратарь «Филадельфии» заявил, что для него это тоже важная новость, так как он чувствовала себя в некотором роде наставником Клюна: «Он всегда выкладывается в каждом матче, в каждой смене. Он проделал очень тяжелый и длинный путь. Как в физическом развитие, так и в психологическом. Я очень рад за него. Для него это была отличная возможность», – признался Хекстолл в интервью ESPN. Хотя Рон не стал рассказывать о подробностях произошедшего с Клюном, стало ясно, что он гордится тем, чего удалось достичь игроку.
Клюн заранее предупредил тренера «Предаторс» Барри Троца о своем прошлом. «Хищники» уже имели опыт работы с проблемными игроками, достаточно назвать два имени – Джордин Туту и Брайан Макгрэттан. Да и сам Троц знаком с таким «путешествием». Его отец многие годы боролся с алкоголизмом, но смог избавиться от своей зависимости. «Мой отец прошел через это, и я знаю, насколько это тяжело. Клюн хорошо катается и чувствует игру», – поделился своими эмоциями Барри с ESPN.
В качестве образца для подражания Троц указал Клюну Брэндона Праста – универсальный форвард, способный играть в жестком стиле и быть полезным при убийстве меньшинства, но при этом способный вписаться в тройку с более техничными партнерами.
Подтверждая эти слова, звено Клюна оказалось на льду во время стартового вбрасывания в важном матче с «Эдмонтоном». Его тройка была весьма эффективна, сам Клюн забил гол и подрался с тафгаем «Ойлерс» Майком Брауном, а «хищники» победили – 6:0. Тройка Клюна начала и следующий матч – против «Миннесоты», в котором команда набрала столь драгоценное очко, уступив в овертайме. В довершении всего форвард реализовал буллит в матче против команды, которая его когда-то задрафтовала, – «Далласа». Сейчас у него стабильное игровое время и он входит в третий десяток игроков лиги по количеству силовых приемов.
Мэтту Клюну удалось пересечься со своим старшим братом во время выездного турне «Нэшвилла». Он сидел на трибуне во время раскатки «Предаторс» перед матчем с «Анахаймом» и впервые видел вживую старшего брата, выходящего на лед в качестве полноценного игрока НХЛ. Ричард последним вышел на лед, и Мэтт наслаждался тем, что его брат играет рядом с Ши Уэбером и Пеккой Ринне, что он выходит на лед против Теему Селянне и Саку Койву.
Гордость? «У меня нет слов, чтобы описать это чувство. Это один из лучших моментов в моей жизни», – признался Мэтт.
Несколько дней спустя Мэтт сидел на трибуне «Стэйплс Центр» и наблюдал за противостоянием «хищников» и «королей». Но этот раз он смотрел игру с меньшим удивлением, вся ситуация уже не казалась выдумкой: «Это чувство я уже могу описать: «Это работа моего брата. Здесь его место».
Уже прошло три года, и сейчас Клюн со спокойной душой может поделиться своей историей. Это история человека, который практически бросил профессиональный спорт, но нашел в себе силы вернуться. Он надеется что любой, кто прочтет этот рассказа: мальчик или девочка, спортсмен или нет, молодой или пожилой человек – сможет вдохновиться этим и обратиться за помощью, набраться храбрости, которой долгие годы так не хватало самому Ричарду.
Клюн не хотел идти на перемены ради продолжения карьеры, он хотел измениться, чтобы сохранить свою жизнь, чтобы вновь стать человеком. Но побочным эффектом его выздоровления стало то, что Клюн вновь обрел любовь к игре: «Я просто стараюсь жить сегодняшним днем и наслаждаться каждым мгновением происходящего. Я никогда раньше этого не делал. Я обрел душевное спокойствие».
Источник: ESPN.
сильная история. реальная проблема была у человека, а не то что у большинства сейчас - парень бросил или девушка не дала...
автору спасибо! побольше бы таких текстов, поучительно для всех !