Хоккейный бренд: Cooper
В 1905 году Эр Айч Кэмерон основал компания General Leather Goods, первоначально специализировавшуюся на производстве лыж, снегоступов и лыжной экипировки из кожи. Знал ли он, что два юнца, которых он примет однажды на работу в свою компанию превратят её во всеизвестный в хоккейном мире бренд?..
Первое время дела у компании шли нормально - она была середнячком своего сегмента рынка. Однако, вскоре, во времена Великой депрессии (1929 - начало 1940-х), для General Leather Goods, также, как и для многих других компаний той эпохи, наступили тяжелые времена...
В июне 1932 на работу в General Leather Goods был нанят Джек Купер, ранее занимавшийся поставкой товаров из кожи в универмаг Eaton - крупнейший универмаг Канады того времени. Купер ранее сотрудничал с компанией Кэмерона, закупая у неё различную лыжную экипировку из кожи. Купер давно восхищался качеством продукции General Leather Goods и однажды предложил свою кандидатуру Кэмерону, который её вскоре одобрил. В том же 1932, в компанию устроился и племянник Кэмерона Сесил Уикз.
Купер и Уикз были одними из тех, кто предложил General Leather Goods, для выхода из кризиса, сконцентрироваться на производстве более рентабельной, в то время, хоккейной защиты. Первыми хоккейными продуктами фирмы стали щитки и краги, произведённые в 1933 и 1935 годах соответственно.
В 1949 Купер и Уикз выкупили General Leather Goods у Эр Айч Кэмерона и переименовали её в Cooper Weeks. После покупки компании Купером и Уикзом, она довольно быстро стала известна и начала завоёвывать хоккейный рынок, благодаря тесной работе с потребителями, а также инновациям. В 50-х годах с Cooper тесно сотрудничал генеральный менеджер "Монреаль Канадиенз" Фрэнк Селке, во многом благодаря советам которого компании удавалось разрабатывать более легкие и прочные варианты экипировки. Вот такой шлем Cooper разработал в середине 50-х:
В 1969 Copper оставил след в истории хоккея, представив первую в мире пластиковую клюшку, крюк которой можно было менять в случае необходимости. Идею замены крюка фирма позаимствовала из инлайн-хоккея. В 70-х годах Cooper представил несколько инноваций для голкиперов, разработав защиту шеи. В разработке вратарской экипировки фирме помогал Дэйв Драйден, известный в НХЛ и ВХА голкипер, брат легендарного вратаря "Канадиенз" Кена Драйдена. Также в те годы компания отметилась в производстве экипировки для лакросса.
Cooper всегда отличался новаторским мышлением. Они первыми придумали производить цветную экипировку, а также одними из первых начали использованть при изготовлении хоккейной защиты такие, зарекомендовавшие себя впоследствии, материалы, как нейлон, пенопласт и пластик.
В июле 1972 года Cooper приобрел производителя клюшек и бейсбольных бит Hespeler-St. Mary's Wood Specialties Ltd. и обратил свое внимание на бейсбольный рынок. Наиболее удачным оказалось для Cooper производство бейсбольных перчаток и бит.
Несмотря на очевидный успех, некоторые виды продукции порой Cooper получали определенную долю критики. Такими были, например, знаменитые хоккейные трусы-щитки Cooperalls, а также знаменитый шлем Cooper XL7, ныне являющийся предметом гордости многих коллекционеров, в свое время были названы худшим хоккейным продуктом всех времен. Связано это было с недостаточной защищенностью.
Cooperalls:
1981 год. Регулярный матч НХЛ между "Лётчиками" из Филадельфии и "Красными Крыльями" из Детройта. Болельщики замечают изменения в форме "Флайерс", но не все могут понять - что за изменения произошли. Лишь приглядевшись можно было понять в чём тут дело. Игроки "Флайерс" вышли на матч в штанах полной длины (от пояса до конька), под названием Cooperalls.
Точнее говоря, "Лётчики" вышли в подобных оригинальным "Cooperalls" штанах, от фирмы CCM. Однако Cooperalls к тому времени были настолько популярными, что их название из собственного перекочевало в нарицательное.
Cooperalls были разработаны в середине 70-х и вскоре завоевали популярность. Штаны, защищавшие всю поверхность ноги хоккеиста, стали активно использовать сначала в детском хоккее, а затем по нарастающей: в юниорском, молодёжном и взрослом хоккее.
Разработку Cooper вскоре принял на вооружение и другой известный производитель хоккейной экипировки - CCM. Уже в 1981 году длинные штаны начали использовать команды НХЛ. Новаторами стали "Филадельфия Флайерс" и "Хартфорд Уэйлерс".
Однако, как быстро эта разработка взлетела на Олимп славы, также быстро она ушла в небытие. Объективно, у штанов Cooperalls был лишь один серьёзный недостаток. Из-за несовершенства материалов длинные штаны были скользкими и, в случае падения игрока, были куда опаснее, нежели классическая экипировка. После окончания сезона 1982/83 НХЛ запретила использование длинных штанов, сославшись на тот самый единственный минус.
Оглядываясь назад, можно сказать, что это решение было принято не из-за заботы о безопасности игроков, а из-за неуверенности и страха перемен тогдашних руководителей Лиги. Нежелание руководителей НХЛ что-либо менять очень дорого обошлось, как отдельно Cooperalls, так и в целом фирме Cooper.
***
Убытки и безуспешные разработки новой экипировки привели к тому, что в конце 80-х слава Cooper пошла на спад, а в 1990 году компанию приобрели владельцы Bauer. В 1999 менеджеры бейсбольного подразделения фирмы выкупили соответствующие производственные мощности и основали фирму KR3, специализирующуюся на производстве бейсбольной экипировки...
P.S.
"Джек Купер или "главный", как его ласково называли его сотрудники, построил свой успех на высоком качестве продукции, отличном сервисе, сильных научных исследованиях и разработке всего в согласии с его личной честностью и преданностью к своим сотрудникам, поставщиками и клиентами. В 1989 году он был избран в канадский Зал славы бизнеса. Он действительно это заслужил..." - официальный сайт компании KR3.
***
Автор: Александр "HockeyBird" Крупеник
Фото в статье: http://hockeygods.com; http://etsy.com; http://sportsillustrated.cnn.com;