Вся сила в цифрах, брат!
Не секрет, что номер является важным элементом жизни хоккейного игрока. Как говорится, по номеру встречают, а по результату провожают.
И это не удивительно. Игроков в масках можно различить только по номерам. Не всегда можно увидеть фамилию на спине.
Кроме того, были такие темные времена, когда на хоккейной форме не было ничего кроме номера.
Фото: неизвестный автор
Кроме этой чисто утилитарной роли для многих игроков номер несет и сакральный смысл, являясь талисманом или способом отдать долг своим кумирам или иным значимым для них людям.
Если посмотреть на номера, которые брали себе хоккейные вратари, то можно увидеть определенные закономерности. Часть из них обусловлена простым расположением вратарей в списках команд.
Не считаю себя специалистом в хоккее, а особенно в истории отечественного хоккея, но слышал мнение о том, что «классическими» вратарскими номерами советского хоккея, как минимум на уровне сборной, были номера 1 и 20. Представляю читателям возможность самим проверить эту информацию.
Некоторые варианты номеров больше похожи на шутку или желание выделиться.
Например, Paul Bibeault, игравший за клуб из Монреаля, первым из вратарей вышел на лед с номером 0 на спине. Было это в сезоне в сезоне 1942-43.
Кумир Пелле Линдберга Bernie Parent, играя за Philadelphia Blazers, в сезоне 1972-73 первым из вратарей вышел на лед с двумя нолями на спине. Берни объяснил это просто – «Каждый раз, когда шайба проходит меня и я оглядываюсь на ворота, я говорю Ой-Ой!». В следующем сезоне он стал первым вратарем отыгравшем 90 матчей с учетом игр плей-офф.
Фото: неизвестный автор
Последним вратарем, носившим номер с двумя нолями, был Мартин Бирон в сезоне 1995-96, который он провел в форме клуба из Баффало.
Фото: неизвестный автор
Сейчас такие номера в НХЛ под запретом.
Но это было вступление.
В этой заметке я предлагаю посмотреть на номера, которые выбирали шведские вратари, играя в НХЛ.
Большинство из них (15 из 19 вратарей) старалось сохранять один единственный номер за всю карьеру.
В крайнем случае - один номер на команду (2 вратаря – Горан Хёгуста и Харди Острём).
Редким исключением стал молодой Якоб Маркстрем. Если я ничего не путаю, то в рамках одного клуба Флорида Пантерз он сменил целых три номера – 33 (сезон 2010-11), 25 (сезон 2011-12) и 35 (сезон 2012-13 – по данным сайта).
Фото: неизвестный автор
Фото: неизвестный автор
Спишем это на его молодость (в хорошем смысле) и постоянное перемещение между основным и фарм-клубами.
В спину ему дышит Юнас Энрот, который в одном клубе, Баффало Сэйбрс, выходил на лед под 1 и 31 номерами.
Основным его номером на протяжении нескольких лет является первый.
Фото: AP
Как на него напялили свитер с 31 номером, установить не получилось. Вероятно на предсезонке.
Если кто-то не верит, то это фото размещено на сайте Клинков.
Фото: Getty Images
Стоит признать, что девятнадцать шведских вратарей перебрало 13 номеров. Самыми любимыми номерами шведских вратарей были 1 (3 раза), 30 (4 раза), 31 (4 раза), 35 (3 раза), 40 (2 раза).
Если номера 1 и 30 я в какой-то степени могу считать случайными – они обусловлены скорее расположением вратарей в списках команд на соревнованиях, то вот все остальные являются осознанным выбором их владельцев. Причины выбора мне не известны. Может, кто из читателей знает?
При этом в пятерку шведских вратарей, сыгравших за свою карьеру больше всего матчей в НХЛ, входит 4 игрока с номерами в четвертом десятке. Возглавляют список Томми Сало (№35) и Хенрик Лундквист (№30).
Полный список игроков и их номеров:
Если смотреть на историю использования номеров, то получается следующее.
Первым №1 среди шведских вратарей взял Харди Острём в период игры за Колорадо Рокиес (1979/80 и 1980/81). И его игру нельзя назвать удачной. Полученное им прозвище «Шведское сито», говорит о многом. Хотя, к чести Харди стоит признать, что клуб по своему составу был слабоват.
Юхан Хедберг, ставший вторым №1 среди шведских вратарей, очень долго ждал своего часа заиграть в НХЛ и сменил больше всего команд.
Что ждет Юнаса Энрота? Посмотрим. Пока он не может похвастаться большой игровой практикой в НХЛ.
С номером 30 в среде шведских вратарей в НХЛ связана какая-то странная история.
Впервые под этим номером вышел Горан Хёгуста в сезоне 1978/79 году и провел на льду только 9 минут. Больше под этим номером Горан в НХЛ не играл. Для следующего захода он использовал номер 29, который также не принес ему большой удачи.
За ним в начале девяностых последовал Томми Сёдерстрём, который за пять сезонов в НХЛ провел 156 матчей, что является пятым результатом среди шведских вратарей в НХЛ. Этот результат можно считать достаточно приличным.
Хенрик Лундквист, ставший третьим номером 30 в истории шведских вратарей в НХЛ, достаточно резко начал свою карьеру в сезоне 2005-06 и с тех пор не сбавляет обороты. Апогеем стал финал конференции и приз Везина Трофи в сезоне 2011-12. Он второй среди шведских вратарей по количеству проведенных игр регулярного чемпионата и первый по матчам в плей-офф, но он не собирается пока вешать свои коньки на гвоздь.
Однако следующий номер 30 – Юхан Баклунд – как и Горан Хёгуста не смог проявить себя в НХЛ под этим номером. Он провел на льду НХЛ меньше всего времени – меньше 42 минут за два матча в сезоне 2009-10. Это откровенная неудача.
Вроде и закономерности нет, но ощущения странные.
Искомую закономерность можно найти в игровой судьбе шведских вратарей под номером 31.
Впервые этот номер был использован Харди Острёмом в сезоне 1978/79. По итогам сезона Харди смог занести в свой актив только выход в четырех матчах за клуб НХЛ. Не густо.
Следующим 31-м стал Пелле Линдберг, который за 5 сезонов в НХЛ провел 157 игр регулярного чемпионата и 23 игры плей-офф. Он первым среди европейских вратарей получил Везина Трофи. Но жизнь его трагически оборвалась. Хотя в целом его выступление в НХЛ можно признать удачным.
На данный момент крайним шведским вратарем, взявшем себе номер 31, стал Эрик Эрсберг. Он провел 53 игры регулярного чемпионата и одну игру плей-офф в трех сезонах НХЛ. После этого игра не заладилась, и он предпочел покинуть североамериканский континент.
Все игроки, носившие номер 31, играли под этим номером только за один клуб НХЛ.
Номер 35, на мой взгляд, является для шведских вратарей тяжелым.
Карьера Томми Сало, первого вышедшего под этим номером шведского вратаря, развивалась достаточно трудно. Он прошел фарм-клуб, пробился в НХЛ, но смог прилично заиграть только во второй своей команде в НХЛ. Зато он может похвастаться самой долгой карьерой в НХЛ среди всех шведских вратарей. И почти все это время он был рабочей лошадкой своего клуба. Высокими достижениями в НХЛ похвастаться не может.
Что ждет Хенрика Карлссона, выбравшего 35 номер? Посмотрим. Клуб он уже поменял. Теперь будет ждать своего часа в фарм-клубе Чикаго Блэкхоукс. Под каким номером он снова выйдет на лед НХЛ пока не известно.
Пытаться найти какие-то совпадения в карьерах игроков под другими номерами мне кажется не целесообразным. Номера уникальные или использовались достаточно недавно и материала для сравнения не достаточно.
Примечание: В обзор не попал Виктор Фаст, дебютировавший в НХЛ в текущем сезоне под номером 30.
P.S. Как всегда, предлагаю всем смело указывать на допущенные мной ошибки и выражать свое мнение по поводу заметки. Тех, кто ставит минус, прошу в комментариях указать причину. Это позволит сделать блог лучше.
Если для кого-то это первая прочитанная заметка блога «Шведские вратари в НХЛ», то предлагаю ознакомиться с остальными. Уверен, что вы найдете в них много интересного.