Околохоккейное: Еврохоккейтур как индикатор интереса к хоккею
Столько всего примечательного происходит в последнее время в хоккейном мире и у меня не хватает времени на работу, просмотр хоккейных мероприятий и обработку статистики.
В связи с этим я решил не делать традиционную заметку о последних девяти днях регулярного сезона НХЛ, а подготовить общий обзор по итогам сезона.
Однако, чуть раньше, закончился Еврохоккейтур, победу в котором, вопреки временами непонятной игре, одержала сборная России. Приятно.
Так как я не могу похвастаться глубокими знаниями хоккея, то проводить оценку игры сборных не буду.
В свое время, когда я начинал вести блог, мне был задан вопрос о том собираюсь ли я анализировать и выявлять причины падения посещаемости матчей шведской Элитной серии. Я ответил, что нет. Я в этом не видел для себя смысла. Уж очень много факторов влияет на человеческое поведение. А так как хоккей – это сложный продукт, а не просто кусок хлеба, то задача становится в разы сложнее. Хотя и интереснее. И пусть я люблю сложные задачи, но в данном случае эта работа не имеет смысла.
Перед вынесенным матчем шведского этапа Еврохоккейтура между Россией и Финляндией, состоявшемся 06 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге, у меня был легкий спор с некоторыми болельщиками по поводу цен на хоккей. Я считал и считаю, что цена билетов на тот матч была завышена. Но это не помешало организаторам продать все билеты. Более того, по документам количество зрителей превысило официальную вместимость спортивного сооружения.
И тут в самом конце Шведских игр (правильное название - Oddset Hockey Games) матч сборных России и Чехии прошел практически при пустых трибунах. Сразу вспомнился прошлогодний Чемпионат мира по хоккею.
Получается, что хоккей в Швеции потерял свою популярность? Все может быть. А в других странах?
Предлагаю посмотреть на некоторые цифры, касающиеся посещаемости Еврохоккейтура, и подумать.
Начнем с общих цифр.
Посещаемость турнира
Согласитесь, что только особые знатоки хоккея могут оценить красоту паса, комбинации или какие-либо иные моменты. Большинство даже за шайбой с трудом успевает следить.
Стоит признать, что в приведенном комиксе есть доля правды.
Для основной массы хоккей – это голы, столкновения и драки. Именно это называют зрелищностью.
Из указанных параметров проще всего отследить количество голов. С этим показателем я и предлагаю ознакомиться до оценки показателей посещаемости.
Если в сезоне 2010/11 команды забили 133 гола (без учета послематчевых бросков), то в сезоне 2011/12 только 112. В сезоне 2012/13 болельщики имели повод вскочить со своих кресел только в 95 случаях. Обычные болельщики вполне могли потерять интерес к такому хоккею.
А теперь сравним тренд количества забиваемых голов с трендом посещаемости.
В сезоне 2010/11 турнир посетило 192 642 человека, в сезоне 2011/12 – 194 449 человек, а в сезоне 2012/13 – 172 774 человека.
На лицо падение интереса людей к турниру.
Но кому интересна эта общая цифра?
Если взглянуть на Таблицу 1, то можно заметить, что процент заполняемости трибун по итогам всего турнира остается примерно одинаковым – 63-68% (в зависимости от методики расчета цифры могут немного отличаться по значению, но не по положению относительно друг друга).
При этом падает вместимость используемых спортивных сооружений, пусть и не критично. Исключением стал только российский этап турнира. Это прекрасно видно из Таблицы 2.
Цифра максимально возможной посещаемости сезона 2011/12 стала такой большой главным образом благодаря матчу Финляндия – Россия (вынесенный матч шведского этапа - Oddset Hockey Games; 09.02.2012), который был проведен на Олимпийском стадионе Хельсинки вместимостью 40 600 человек. Этот стадион стал самым большим спортивным сооружением, использовавшемся для проведения игр Еврохоккейтура за последние три года. Самой маленькой ареной стала Arena Chomutov (вынесенный матч Кубка Первого канала Чехия-Швеция 15.12.2011) вместимостью 5 250 человек.
Пытливый читатель вправе указать автору заметки на то, что общий результат складывается из показателей отдельных этапов, а те, в свою очередь, из показателей матчей отдельных команд. Следовательно, только детальный анализ по этапам и сборным может дать представление о масштабах проблемы. И он будет прав. Поэтому перейдем от общего к частному.
Посещаемость этапов
Если посмотреть на посещаемость отдельных этапов Еврохоккейтура (Таблица 3), то можно заметить явное разделение на «старших» и «младших».
Явными лидерами по количеству зрителей стали российский и финский этапы. Чешский и шведский явно уступают им. И пусть вас не обманывает большая посещаемость шведского этапа в сезоне 2011/12. Здесь свою роль сыграл ранее упомянутый мной вынесенный матч Финляндия-Россия, который собрал на стадионе 25 036 человек. Но это не заслуга шведов.
Средняя посещаемость матча также не меняет ничего в расстановке сил (см. Таблицу 4).
Больше всего людей посещают матчи российского и финского этапов.
При этом рекорд по самой низкой посещаемости на протяжении трех лет ставит один из матчей шведского этапа (1 857 человек в сезоне 2010/11;1 157 человек в сезоне 2011/12; 1 364 человека в сезоне 2012/13). Все три года его играли Россия и Чехия.
Глядя на представленную таблицу, можно предположить, что хоккей в Чехии и Швеции не любят одинаково сильно. Но не все так просто.
Мы же не учитываем вместимость арен. А вдруг несчастные чехи не могут попасть на матч любимой сборной из-за того, что матчи проводятся на маленьких аренах?
Но взглянув на процент средней посещаемости игр от средней вместимости (Таблица 5) все иллюзии улетучиваются. Нет ни одной страны, в которой спрос на хоккей превышал бы предложение. И у всех процент заполняемости трибун падает.
Скромный чешский этап лидирует по проценту заполнения трибун.
Чехи могут похвастаться и тем, что у них, как и у сборной России, регулярно на кассах появляется табличка «Билетов нет». Естественно, такое бывает только на матчах сборной Чехии, да и в последнее время не часто. Однако, это может свидетельствовать о потенциальном спросе. Шведы же отказываются посещать хоккей в принципе.
Если посмотреть на количество шайб, забитых на разных этапах, стройная теория о том, что количество забрасываемых шайб влияет на интерес болельщиков и заполняемость трибун, на мой взгляд, не находит весомого подтверждения (см. Таблицу 6). Все на грани статистической погрешности.
Второй по посещаемости этап – финский – не может похвастаться результативностью. Средние по результативности шведский и чешский этапы не блещут посещаемостью.
Забегая немного вперед, предлагаю взглянуть на распределение голов, забитых на турнире в сезоне 2012/13, по командам (см. таблицу 7).
Примечание: «Дома» и «В гостях» - это матчи, проведенные на территории соответствующей страны и вне ее.
Как видно из представленной таблицы, только сборная России балует своих болельщиков голами. При том, что только 4 матча проводится на домашнем льду, Россия забила в них больше, чем во всех остальных матчах.
А может все дело не в этапе, а в команде?
Посещаемость сборных
Если посмотреть на приведенные ниже таблицы (Таблица 8), то можно заметить, что наибольшая посещаемость у команд на играх дома, т.е. в своей стране. И это не удивительно. Куда более примечательным фактом является следующий. За пределами своей страны команды одинаково не интересны болельщикам.
Таким образом, скорее всего, людьми, приходящими на стадион двигают какие-то иные мотивы, а не желание увидеть хоккей и насладиться им.
Этим и объясняется безумно низкая посещаемость матчей гостей турнира.
Особенно ярко такое положение дел проявляется на российском этапе. При 100% заполняемости трибун на матчах сборной России на остальных матчах посещаемость не превышает 25%, а в основном находится на уровне 10-15%. Особенно плоха была посещаемость в прошедшем сезоне. Например, матч Финляндия-Швеция собрал только 1 500 зрителей.
При этом на скандинавских этапах самая низкая посещаемость традиционно на матче Чехия-Россия (чуть выше я приводил показатели посещаемости), а на чешском – Россия-Финляндия.
В свою очередь чешский этап может похвастаться тем, что посещаемость матчей команд-гостей и в относительном и в абсолютном значении находится на весьма приличном уровне – более 50% от вместимости арены и не менее 3 800 человек.
Итог
На мой взгляд, результат обзора не утешителен. В России, Финляндии, Чехии и Швеции действительно падает интерес к хоккею. Особенно это видно по Швеции и России. Российскую сборную спасают только не хоккейные факторы – мода на посещение хоккея, национальные чувства и может быть что-то еще.
Безусловно, обзор нельзя считать полным без оценки остальных факторов – доход населения, цены на билеты, период проведения матчей и характер параллельно идущих с ними мероприятий, а также иных. Но даже беглый обзор посещаемости подтверждает давно озвучиваемый тезис о том, что Еврохоккейтур изжил себя и не представляет интереса для болельщиков. Скоро он перестанет приносить и деньги.
P.S. Как всегда, предлагаю всем смело указывать на допущенные мной ошибки и выражать свое мнение по поводу заметки. Тех, кто ставит минус, прошу в комментариях указать причину. Это позволит сделать блог лучше.
Если для кого-то это первая прочитанная заметка блога «Шведские вратари в НХЛ», то предлагаю ознакомиться с остальными. Уверен, что вы найдете в них много интересного.
P.S. фотки лучше на яндекс заливать. Там они долговечнее
Возможны разные комбинации цифр. Все зависит от того, что хочется показать.
Согласен, что по данным посещаемости Еврохоккейтура можно с достаточной долей уверенности оценить только интерес к турниру или матчам сборной. Однако, для человека. который любит хоккей нет разницы между матчем сборной, матчем клуба, юниорским турниром.
В Питере на арене много случайных людей - это модно и дорого. А вот на бесплатный матч молодежки или ветеранов хоккея собрать народ уже проблематично. При пустых трибунах прошел и прошлогодний Турнир вторых сборных. А многие из этих ребят потом играли на Молодежном чемпионате мира.