4 мин.

Спорт-Экспресс пошел по миру

"Хоккейные атрибуты" от 19 марта 2011 года:

Убежден, если дело так пойдет и дальше, спортивные печатные СМИ рано или поздно сыграют в ящик. Если принципиальным образом не поменяются, на что надежды мало. Ничего не случится с "Коммерсантом" - на их аналитику всегда будет спрос, будут и дальше дышать полной грудью "7 дней" и "Твой день" - невозможно представить, что в России в одночасье умрут все дебилы, а новые родится не успеют. А вот как сможет конкурировать хиреющий год от года "Спорт-Экспресс", стоящий аж 25 рублей с бесплатными и, в последнее время, более качественными электронными СМИ - я не представляю. 

Последний форпост, на котором держится печатка - это то, что, во-первых, еще не все обзавелись карманными гаджетами для чтения текста на экране (смартфоны, нетбуки, айпады, КПК, читалки и т.д.), во-вторых, высокие цены на мобильный интернет и его недоступность в тоннелях метро и просто невысокая скорость. И это притом, что уже есть немало людей, которые перед выходом из дома просто скачивают ПДФ-ки "СЭ" и "СС" в свои карманные устройства. Как только последние эти проблемы будут преодолены, покупать газеты будут лишь фанаты свежей типографской краски по утрам. 

В подтверждении всех процессов, о которых я толкую, предлагаю всем просто сравнить тиражи на примере "Спорт-Экспресса". Сегодня суббота, тираж "СЭ" в Москве и Санкт-Петербурге - 85 697 экземпляров, вчера в достаточно популярную пятницу -  98 929, в самый же популярный понедельник до сотни тысяч недотянули совсем чуть-чуть. Для сравнения в 1999-м году тираж составлял 640 тысяч экземпляров, в 2002-м году - 650 тысяч (например, тогда же сайт СЭ посещало около 60 тысяч человек), в 2004-м - 200 тысяч, а в 2007-м - уже 147 тысяч. Если 10 лет назад тиражи были в 10 раз выше чем посещаемость интернет-портала, то ныне уже в интернете СЭ читают почти в два раза больше. У меня нет данных по СС, но думаю, что вряд ли там ситуация сильно отличается. Все данные можно проверить здесь. Кстати, забавный факт: посещаемость интернет-портала СЭ держится неизменной уже 7 лет. Ну и для сравнения: sports.ru ежедневно посещают 200 тысяч человек, что в два раза больше, чем покупают СЭ и в три с лишним раза больше, чем покупают СС. 

На сегодняшний день безлимитный мобильный интернет в Москве - от 150 рублей. Операторы проникли уже во многие туннели, московский метрополитен и сам запускает бесплатный вай-фай в поездах подземки. Телефон с 3,5-дюймовым экраном и более менее приличной читалкой можно приобрести за 3-4 тысячи рублей. В те же деньги обойдется цветная 8-дюймовая электронная книга. Чуть подороже - планшет. В политике "Спорт-Экспрессе" ничего не изменилось, и как итог - вчерашний "Коммерсант":

В пятницу, 24 августа, состоялись финальные переговоры по продаже контроля в ЗАО "Спорт-Экспресс", издающем одноименную ежедневную спортивную газету. <...>  основной владелец "Спорт-Экспресса" Иван Рубин согласился продать свой пакет (владеет более 51% акций) в компании. Кто выступает его покупателем, он не уточнил, пообещав лишь, что в ближайшее время перед коллективом издания будут погашены долги по зарплате. Ранее часть сотрудников издания, зарплату которым не выплачивали уже несколько месяцев, заявляли о готовности с 24 августа начать забастовку, перестав выпускать газету.     Несколькими днями ранее в редакции "Спорт-Экспресса" появилась информация о том, что покупателем газеты станет медиагруппа из Санкт-Петербурга, рассказали журналисты издания. По мнению сразу нескольких из них, это БМГ Олега Руднова — холдинг, включающий в себя телеканал 100 ТВ, "Радио Балтика", спортивное "Радио Зенит", недавно приобретенную радиостанцию "Нева FM", Балтийское информационное агентство, газеты "Невское время", "Вечерний Петербург" и "Смена". Сам господин Руднов одновременно является председателем совета директоров ИД "Комсомольская правда", издающего ежедневную газету "Советский спорт".  Переговоры по продаже "Спорт-Экспресса" завершились на удивление быстро, отмечает президент Национальной ассоциации букмекеров и основатель букмекерской конторы "Лига ставок" Олег Журавский, который делал предложение о покупке "Спорт-Экспресса". Спешка могла быть связана с усугубившимися бизнес-проблемами газеты и нарастающим недовольством сотрудников издания. 22 августа в интернете была опубликована аудиозапись встречи Ивана Рубина с коллективом газеты, из которой следует, что самостоятельно справиться с финансовыми трудностями газете не удастся: при средней выручке 25 млн руб. в месяц компания генерирует ежемесячный убыток на уровне 10 млн руб., причем такая ситуация сохраняется "уже на протяжении нескольких лет".  По словам господина Журавского, он не успел даже встретиться с основным владельцем для переговоров — настолько быстро был найден покупатель. По информации источника "Ъ" в одной из компаний, также интересовавшихся приобретением "Спорт-Экспресса", консультации по продаже издания в последнее время велись с большим количеством потенциальных покупателей, среди которых были как медиакомпании, так и крупные финансовые структуры. За период этих консультаций и переговоров оценка бизнеса газеты была пересмотрена в несколько раз, утверждает источник "Ъ", с изначальных $25 млн до примерно $5 млн.  В сегодняшнем виде "Спорт-Экспресс" несостоятелен как бизнес, но по-прежнему обладает громким брендом и большой аудиторией, отмечает руководитель одного из российских медиахолдингов. В такой ситуации, считает он, инвестицию можно считать скорее политической: покупателем может стать лишь структура, лояльная власти, а Олег Руднов не только является давним деловым партнером основателя НМГ Юрия Ковальчука, но и сам считается другом президента Владимира Путина. 

Собственно, что и требовалось доказать. Как я уже писал полтора года назад, смерть независимой печатной спортивной прессы уже наступила, как только представители печатных изданий стали прикармливаться "Зенитом", РФПЛ и т.п. Теперь в этом нет необходимости. Властьимущие консолидировали в своих руках прессу не только де-факто, но и де-юре. Отличный пример того к чему приводит застой и долгое почивание на лаврах. Тем не менее, один большой плюс для "Спорт-Экспресса" теперь точно есть: меняться ему нет никакой необходимости. Потому что быть убыточной витриной этому "громкому бренду" теперь не страшно. Питерские заплатят.