7 мин.

Барбашев был бы незаменим в сборной России на Олимпиаде-2026

Важнее Овечкина.

Хоккейная сборная России пропускает Олимпийские игры-2026, что сразу переводит разговор о ней в плоскость «а что, если...».

Можно спорить, кого вызвали бы в эту сборную, можно только догадываться, кто и как провел бы турнир с участием лучших в Италии. Но в чем сомнений нет – одной из ключевых фигур России-2026 стал бы нападающий «Вегаса» Иван Барбашев

И оказался бы незаменим.

Почему обычный, как кажется, ролевик так важен? Не этот ли парень сегодня забил впервые за 17 матчей?

Барбашев – идеальный напарник для звезды

Простой факт: после чемпионского для «Вегаса» плей-офф-2023 Джек Айкел – лучший бомбардир того розыгрыша – попросил отца Ивана, Дмитрия Барбашева, убедить сына продлить контракт с клубом. А ведь американец играл в «Найтс» и с Максом Пачиоретти – сильнейшим снайпером, забивавшим больше 30 голов за сезон, и с Марком Стоуном – главным драйвером команды.

Оказалось, что русский форвард – не самый сильный, но все же лучший партнер для Айкела. The fittest survives – именно так в оригинале звучит наше «выживает сильнейший», но перевод, конечно, неверный. Выживает наиболее подходящий. В данном случае – выживает в звене с Айкелом. 

Партнеры Джека нередко меняются. Еще недавно, например, третьим в звене Айкела и Барбашева был молодой Брэйден Боумэн, который внезапно обнаружил в себе снайперский навык и моментально закрепился в составе. Но кто бы ни был третьим, второй – всегда Барбашев. Его роль в первом звене – гораздо важнее, чем просто помогать Айкелу в атаке: он, по сути, тот самый грузчик, таскающий рояль. Иван снимает черновую работу с Айкела и третьего хоккеиста в их звене, чем дает им возможность творить.

Вот один из примеров, когда незаметная работа Барбашева привела к голу:

Здесь Иван сначала силовым отвоевал шайбу для своей команды, а затем еще и поборолся на пятаке – так Джек забросил важную шайбу в концовке матча.

Барбашев вообще умеет на льду все. Ну или почти все. В «Сент-Луисе» Иван четыре года (с сезона-2018/19 по 2021/22) играл в меньшинстве, а на реализацию лишнего стал регулярно выходить с регулярки-2021/22. И пусть после обмена в «Вегас» его айстайм в спецбригадах неуклонно сокращается, это никак не связано с игрой самого Ивана: у «Найтс» просто слишком строго распределены эти роли, так что его умения просто не настолько сильно нужны. 

Может забить сам, отдать, побороться за шайбу, одинаково полезно выполнять свою роль в любом звене и спецбригадах. Может быстро сыграться со звездой и постоять за нее, если кто обидит партнера. Много ли таких игроков в России? 

Барбашев и сам умеет играть в центре

К использованию Барбашева на позиции центрального нападающего можно относиться по-разному – в «Вегасе», например, от этой идеи не в восторге. Но все же этот навык у нападающего есть, и он – с учетом проблем сборной России – бесценен. Последний раз более или менее систематически Иван играл центрфорварда в сезоне-2021/22, когда в «Сент-Луисе» собирали русскую тройку с ним, Павлом Бучневичем и Владимиром Тарасенко. Это сочетание провело вместе 91 минуту в формате 5 на 5, появившись в 11 матчах. А всего у Барбашева в том сезоне не набралось и 200 минут в центре. Годом позже – 42 минуты за сезон. В «Вегасе» Иван в центре не играет вообще, .

И, даже несмотря на фактически четыре года игры на краю, его упрямо ставят в центр в большинстве ориентировочных составов. Причина грустна: у России зияющая пустота на этой позиции. За год до Олимпиады мы прикидывали состав нашей сборной на Турнир четырех наций – и там Барбашева пришлось ставить первым центром (тогда был травмирован Евгений Малкин). 

Очевидно, не от хорошей жизни. Равно как и Бучневич, которого в «Блюз» наигрывали в центре, но ему приходилось «проигрывать вбрасывание вон туда», потому что выиграть не получалось.

И, конечно, Евгений Малкин стал бы мозгом первой тройки, но на вторую поставить просто некого – звено неконкурентоспособно против Канады, США и наверняка Швеции. В том числе поэтому и нужен был бы Барбашев. Он привык играть в топ-6 и приносит там немало пользы и как игрок атаки, и как силовик. С тем набором вингеров, что есть в наших верхних звеньях, это как раз то, что нужно.

К тому же другие варианты – это Павел Бучневич (такой же вингер), Влад Наместников (его хочется оставить для третьего звена), Даниил Юров (пока набирается опыта) и Роман Канцеров (при всем уважении, против лучших он еще никогда не играл). 

Барбашев имеет чемпионский опыт

В коротких турнирах сборных важно умение собраться, настроиться и выйти на лед с целью «умри, но сделай». Барбашев – как раз такой боец. У него два Кубка Стэнли – этим могут похвастаться четыре действующих российских форварда, включая него, и восемь игроков в общей сложности. Причем если с «Блюз» Иван выиграл как нападающий четвертого звена с задачей «сокрушить-переработать», то в «Вегасе» он был одним из передовиков-ударников: 18 очков в 22 матчах – место в десятке лучших бомбардиров плей-офф-2023. 

Победный опыт Барбашева, который знает и как играть в топ-6, и как таскать рояль, был бы ценным для тех, кто впервые выступит в важных матчах – того же Демидова или более взрослых, но все же не сражавшихся в плей-офф НХЛ Марченко и Воронкова. Да, были бы Малкин, Кучеров или Овечкин, тоже побеждавшие в Кубке Стэнли, но Иван – несколько другое. Это постоянное движение на льду, высокая работоспособность и энергия, которой хватит, чтобы зарядить всю команду. Кому еще прививать чемпионские навыки, как не ему?

Можно сказать, что тот же Малкин точно так же попадает под все три вышеназванных пункта: Евгений – лучший партнер в карьере звездного нападающего Сидни Кросби. Он играет центра, а может и на фланге. Малкин трижды брал Кубок, имеет золото чемпионата мира и уже выступал на Олимпиадах. Но, во-первых, Малкин нередко травмирован; во-вторых, представить себе Евгения где-то, кроме центра первого-второго звена, сложно. 

Можно подумать и насчет Воронкова, который отлично справляется с ролью игрока топ-6 в «Коламбусе», при этом обладает отличным арсеналом действий силовика, плюс классно играет на пятаке. Но у Дмитрия нет опыта игры против больших парней из НХЛ в плей-офф, а уж Олимпиада – это еще более серьезный уровень, где нет права на ошибку, нервы или отсутствие опыта. На краю игроков для топ-6 у нас хватало бы – не Панарин, так Капризов. Не Кирилл, так Кучеров или Кирилл Марченко. А Барбашев способен закрыть буквально любое место из двенадцати для форвардов. И не просто закрыть – а дать качество, опыт и надежность. И, к слову, при таком стиле игры удаляется – в отличии от Андрея Свечникова – он совсем немного.

Поэтому Иван – незаметный герой и, вероятно, самый важный игрок сборной России на Олимпиаде-2026 с неприятным добавлением слов «был бы». На Играх в Италии не будет ни его, ни остальной сборной.

Фото: Gettyimages.ru/Ethan Miller, Candice Ward