«Мне некому и нечего доказывать». Как Никита Артамонов перезагружается в «Нефтехимике»
20-летний бомбардир ищет свою игру

Никите Артамонову всего 20 лет, но за его плечами больше 150 матчей в КХЛ, Кубок Харламова и Кубок Петрова. Нападающий доказал свою состоятельность на высшем уровне, став в прошлом чемпионате лучшим бомбардиром и снайпером «Торпедо» с 39 (22+17) очками в 63 матчах.
После смены тренерского штаба «Торпедо» летом 2025 года дела у нападающего не задались: доверие снизилось, роль в команде изменилась, и в итоге 20 ноября Никита отправился в аренду в Нижнекамск. Под руководством Игоря Гришина к форварду начала возвращаться уверенность: он набрал четыре очка в первых семи матчах за «Нефтехимик», в том числе поразив ворота «Торпедо».
В интервью блогу «Лига Сильных» Никита Артамонов рассказал о неудачном старте сезона, возвращении к семье, Игоре Ларионове и хоккеистах-вундеркиндах.

«Родители были в шоке от моего возвращения в Нижнекамск»
– Уже освоились в новой команде?
– Да, потихоньку притирался через игры, сейчас все хорошо. Думаю, на полноценную адаптацию ушло две-три игры.
– Вы говорили, что из-за своей стеснительности переход в другую команду – это всегда стресс. Фактор возвращения на родину минимизировал нервы?
– Все равно было волнительно, первое время стеснялся. Думал о том, как меня примет команда, потому что это всегда очень важный фактор. Все по чуть-чуть мне помогали. С Никитой Хоружевым мы знакомы еще по МХЛ, где вместе выступали за «Реактор». В «Нефтехимике» играет достаточно выпускников местной школы, которых я знал еще до своего перехода сюда. Мне просто хотелось чаще играть и показывать себя с лучшей стороны.
– Как на ваше возвращение отреагировали родители, которые живут в Нижнекамске?
– Они были в шоке, когда я им позвонил. За пару дней до новости об аренде они приезжали в Нижний Новгород на мой день рождения, и тут я им звоню и говорю, что теперь сам еду к ним. Возвращение к родным добавляет позитива в мой переход. Когда ты находишься рядом с родителями, на душе всегда тепло. Хорошо, что все так совпало, и меня арендовал именно «Нефтехимик».
– Ваша мама – повар. Соскучились по ее блюдам, играя в Нижнем Новгороде?
– Очень. Сейчас почти каждый день заезжаю к маме, кушаю вкусную еду. До этого три года приезжал только летом, так что соскучился по ней и ее готовке.
– Теперь будет тяжелее держать вес? Особенно когда рядом ваши любимые плов и лагман.
– Думаю, за три года я уже научился все контролировать. Даже если прибавляю в весе, то знаю, как сбавить. Сейчас без проблем держусь в одном весе.

– Ваш рацион сильно изменился после зеленого вектора в «Торпедо»?
– Нет. В «Торпедо» у нас был не полностью зеленый вектор – в рационе присутствовало мясо (куда уж без него?) и все остальное. Питаюсь как все нормальные люди. После запрета на сахар в «Торпедо» до сих пор его не употребляю, но раз в месяц могу съесть шоколадку, если приспичит. По сравнению с прошлым сезоном мой рацион не изменился.
– По чему или кому вы больше всего соскучились в Нижнекамске?
– По родителям – это самое главное. По чему тут еще скучать? Нижнекамск – уютный компактный город, тут особо никуда и не сходишь. Он очень сильно изменился в лучшую сторону за три года: строится много новых объектов, в том числе новые небольшие арены, еще местные парки на высшем уровне. Думаю, через десять лет Нижнекамск будет как большая Казань (улыбается).
– Сильный контраст с Нижним Новгородом?
– Конечно. Эти города сильно отличаются по площади. Нижний Новгород сам по себе очень масштабный, а в Нижнекамске за год можно выучить каждую улочку.
– Вы сказали, что для родителей новость о вашей аренде стала шоком. А для вас?
– Я узнал об этом день в день. Мы с руководством «Торпедо» разговаривали об аренде в другой клуб, где на меня будут рассчитывать и давать играть, тем более если в Нижнем меня не видят в составе. Из 16 матчей я полноценно сыграл в 6–7, а в остальных играх просто сидел 13-м нападающим. Понимал, что в «Торпедо» больше доверяют другим нападающим – хоккеисты сразу замечают такие вещи. Чем меньше ты играешь, тем хуже ты себя чувствуешь на льду.
Уверенность тяжело найти, но очень легко потерять. Все возвращается только через игры, в которых ты хорошо себя показываешь. В нынешнем «Торпедо» возросла цена ошибки, во время игры возникали мысли, что в случае неудачного действия ты в будущем будешь еще меньше играть или вообще сядешь на лавку. Слава Богу, нижегородский клуб пошел на уступки, тем более мне выпал такой шикарный вариант с Нижнекамском. Сейчас самое главное – играть и доказывать.

– Кто или что помогало вам разгрузиться?
– Меня подбадривала семья, но мысли о регрессе все равно не выкидывались из головы, как бы я ни пытался. Со временем ты двигаешься по всем известным стадиям (принятие, осознание и так далее), выходя на новую дорогу.
Я по-разному пытался отвлекаться. Перепробовал все, что только можно. Например, стал больше гулять и ходить в кинотеатры. Это помогало отвлечься от проблем и затем вернуться к хоккею с тем удовольствием, которое я получал от этого спорта еще в детстве. После отдыха у тебя все будто лучше получается. Чаще всего я ходил в кино с Васей Атанасовым. Помню, что психологически было непросто смотреть фильм «Битва за битвой». Он шёл три с половиной часа, и мы с Васей так и не поняли, что до зрителей хотели донести режиссёры. Время было потрачено зря, хотя у этого фильма было много просмотров и хорошая оценка.
В Нижнекамске еще не был в местных кинотеатрах, но обязательно схожу. Недавно начал заново пересматривать сериал «Очень странные дела», а у нас серии нового пятого сезона как раз показывают прямо в кино. Я удивился этому, классно придумали. Так что снова посмотрю четыре сезона и пойду в кинотеатр смотреть пятый.
От молодёжной команды «Нефтехимика» до лучшего бомбардира «Торпедо». История Никиты Артамонова
«При Ларионове в «Торпедо» было больше креатива»
– Летом было тяжело перестроиться под новый стиль нижегородского клуба: более строгий и прагматичный?
– Да. При Игоре Николаевиче в нашей игре действительно было больше креатива. В нынешнем «Торпедо» он тоже есть, но по-своему. В прошлых сезонах нам разрешали включать импровизацию в своей зоне и неординарно играть, тем самым организовывая хорошие выходы, но теперь там все строго по заданию – ты делаешь так, как тебе скажут тренеры. При этом оба тренерских штаба полностью развязывали нам руки в зоне атаки, там мы творили все, что хотели.
– Хоккей нынешнего «Торпедо» – это хоккей прошлогоднего «Торпедо-Горький»?
– Конечно, то же самое.
– Перед матчем против нижегородцев мысль о голе не покидала голову?
– Если честно, я вообще об этом не думал. К тому моменту у меня было три передачи в шести матчах за «Нефтехимик», но в голове не сидели мысли о заброшенной шайбе. Выходил на лёд с целью играть в хоккей так, как умею. Выбросил все из головы, увидел на площадке Васю Атанасова и заулыбался. Просто так совпало, что я забил первый гол в сезоне именно в ворота «Торпедо». Внутри не пришлось сдерживать эмоции – я вообще свои голы никогда не праздную, такой у меня характер. Для меня матчи с нижегородским клубом вообще не принципиальные, просто обычные игры регулярного чемпионата. Мне нечего и некому доказывать.
– Ваше спокойствие когда-нибудь вредило вам в хоккее?
– Нет. Все люди ведь разные – кому-то проще оставаться спокойным, а кому-то легче прийти на лавку, наорать на кого-то и бросить клюшку, они от этого заряжаются. Если надо себя как-то зарядить во время напряжённого матча, могу просто покричать, и эмоции возвращаются.

– Как вы перезагрузились в Нижнекамске?
– Уверенность постепенно возвращается, в каждом матче появляются моменты. Пока не все идеально, но стремлюсь к этому. Каким я был в начале сезона и какой я сейчас – это два совершенно разных состояния. В голове уже нет негативных мыслей, просто кайфую от хоккея.
– Какие впечатления у вас остались от знакомства с Игорем Гришиным?
– Он очень классный специалист. У нас игровые тренировки – в «Нефтехимике» все направлено на то, чтобы забивать больше голов. Помню наш первый диалог на следующий день после того, как я приехал в Нижнекамск. У нас была раскатка, Игорь Владимирович очень тепло меня встретил и сказал готовиться к матчу. Постепенно мы лучше познакомились через игры. Гришин и Ларионов похожи своим подходом к хоккею.
– «Нефтехимик» провёл декабрь не лучшим образом, моментами вы отлично смотрелись с лидерами чемпионата, но отдавали матчи прямым конкурентам. С чем связана волнообразность командных результатов?
– Мы одинаково настраиваемся на каждый матч, просто где-то соперники ловят нас на ошибках. Также нам надо добавлять в реализации и стабильности. Мы можем забить семь голов в одном матче, после чего забросить пять шайб за следующие четыре игры.
«Новость об уходе Ларионова стала шоком»
– Очень удивил контраст статистики и времени на льду в вашем прошлом сезоне. Будучи лучшим бомбардиром и снайпером «Торпедо», вы заняли лишь 13-е место среди нападающих команды по среднему игровому времени.
– Где-то мне давали 18 минут за матч, а где-то игровое время просаживалось до 10-11 минут, потому что в играх было много меньшинства, а в этих спецбригадах имелись парни, которые очень хорошо играют в формате «4 на 5». В некоторых матчах я проводил по три-четыре минуты, потому что выходил на лед с травмой. В целом был доволен своим временем в прошлом сезоне.
– Учитывая результат «Торпедо» последних трех лет, можно ли сделать вывод, что «веселый» атакующий хоккей не создан для кубков?
– Ну, «Металлург» ведь стал чемпионом. У любой команды с атакующем стилем игры есть своя схема действий в обороне и средней зоне. Думаю, в плей-офф все зависит от того, кто сыграет хладнокровнее. Возьмём тот же финал «Магнитки» и «Локомотива», ярославская команда ведь была очень сложной и системной, там было сложно пройти даже среднюю зону, не то, что до ворот доехать, но магнитогорцы выиграли 4–0. Значит, можно найти свои ключи к любому сопернику. Просто нужен правильный подход.
– Тогда чего вам не хватило в прошлом плей-офф?
– Хладнокровия. Мы играли не хуже «Локомотива». Счет в серии 4–0 звучит разгромно, но, если посмотреть на сами матчи – там все было «кость в кость». То же самое было два года назад в первом раунде против СКА. Тогда мы выиграли первую игру, вели во второй встрече, но петербуржцы сравняли счет на последних секундах основного времени и забили в третьем овертайме. Так что у нас все было не так печально, как кажется.
– Далеко не каждого главного тренера хоккеист может назвать «вторым отцом», однако вы говорили так об Игоре Ларионове. Его уход восприняли как данность?
– Лично для меня это стало шоком, однако я в тот момент играл в плей-офф ВХЛ и концентрировался на матчах, поэтому не придал этой новости особого значения. После чемпионства с «Торпедо-Горький» написал Игорю Николаевичу теплые слова. При нём в КХЛ заиграло очень много людей, которых до этого никто не знал. Думаю, из таких хоккеистов можно собрать отдельную команду. Этот результат говорит об умении работать с молодыми игроками, ментально настраивая их на взрослый хоккей.
Под руководством Ларионова хоккеисты не боятся играть – это очень важно. Игорь Николаевич мог просто спросить у тебя о жизни, настроении или родителях, и ему это действительно было интересно. Он всегда говорил обращаться к нему, если у нас что-то случилось. Такое отношение главного тренера позитивно влияет на команду. Ларионов часто напоминал нам, что хоккей – это театр, в котором мы должны играть свои роли, а болельщики наблюдать за этим.
– Вы хотите вернуться в «Торпедо» предстоящим летом?
– Я обязан это сделать.

«Кубок Харламова и Кубок Петрова у меня уже есть, остался Кубок Гагарина»
– В нашем прошлом интервью среди молодых игроков «Торпедо» вы выделяли Федорова, называли его вундеркиндом. Прогресс Виктора вас не удивляет?
– Конечно. Все получилось так, как я и говорил (улыбается). Он крепкий для своего возраста, боевитый, очень уверенный в себе и такой же спокойный, как я. Из него лишнего слова не вытянешь. Вспоминая себя три года назад, могу сказать, что по характеру был примерно таким же.
– Кого из хоккеистов вы тоже считаете вундеркиндами?
– Сейчас Жаровский вон что творит… У него очень высокий хоккейный IQ. Саша не отличается скоростью, но в свои 18 лет действует на льду как взрослые мастера. Иногда его поступки на льду даже чересчур импровизационные. В недавнем матче с «Амуром», оставшись один на синей линии, он сделал спинораму, обыграл соперника и забил. Это было очень смело! Еще в «Чайке» растет Сергей Скворцов – парень 2009 года рождения лучший бомбардир команды, при этом его партнёры на три три-четыре года старше. Этих ребят я могу назвать вундеркиндами.
– После вылета «Торпедо» от «Локомотива» у вас был выбор: присоединиться в плей-офф к команде МХЛ или ВХЛ?
– Нет, нас просто поставили перед фактом сразу после поражения в решающем матче с «Локомотивом». В ту же ночь мы с Виноградовым, Кирсановым и Мисниковым уже ехали в микроавтобусе в Москву на матч со «Звездой». Силаев с Конюшковым присоединились к нам чуть позже.
– Эмоции от чемпионства с «Торпедо-Горький» были теми же, что от чемпионства с «Чайкой»?
– Думаю, пацаны, которые прошли с клубом весь сезон «от» и «до», испытали больше эмоций. Мне было очень приятно завоевать Кубок Петрова, тем более это был первый чемпионат России под эгидой ВХЛ, однако поднять над головой Кубок Харламова было эмоциональнее – этот трофей стал для меня первым на профессиональном уровне, тем более уже в 16 лет.
– Кубок Гагарина – реальная цель для «Нефтехимика» в перспективе хотя бы пары ближайших сезонов?
– Сто процентов. Даже если не говорить о далеких перспективах – этот сезон еще никто не отменял. Мы уже показали, что можем спокойно играть с лидерами Восточной конференции и выигрывать. «Нефтехимик» в этом сезоне дома обыграл и «Металлург», и «Авангард».
В последние годы в КХЛ стало больше интриги. Раньше на Западе в финале конференций постоянно встречались СКА и ЦСКА, а сейчас у этих клубов уже не все так хорошо получается. Сейчас любая команда может попасть в плей-офф, даже «Сочи» рано списывать со счетов. Все клубы бьются и цепляются за место в топ-8 своей конференции. В Лиге уже нет аутсайдеров и фаворитов.

– Следите за МХЛ?
– Да, мне интересно наблюдать за этим «молодым» хоккеем. Не слежу за конкретными клубами, просто захожу на прямые трансляции и смотрю разные матчи. Иногда с утра могу включить игры «Амурских Тигров» или «Тайфуна», их обычно еще транслируют по КХЛ ТВ.
На самом деле, Лига очень сильно меняется. Раньше команды состояли в основном из выпускников МХЛ, а сейчас почти все клубы стараются привлекать молодых 16-летних ребят, чтобы выращивать своих воспитанников. Из-за этого меняется сам хоккей, он становится на самом деле молодежным. Лично мне за такими играми смотреть даже интереснее. Из-за омоложения Лиги уровень хоккея не теряется – шайба по-прежнему круглая, клюшки у всех те же. В МХЛ ведь попадают мастеровитые парни, которые умеют забивать голы и отдавать передачи.
– В финале Кубка Харламова 2024 вы поддерживали «СКА-1946» из-за присутствия в команде вашего земляка Амира Нугманова. В кого верили в финале МХЛ 2025?
– В «Спартак». По составу москвичи выглядели чуть сильнее, хотя в «СКА-1946» тогда были Матвей Короткий, Егор Заврагин, Игнат Лутфуллин и другие ребята, которые сейчас играют за СКА в КХЛ. В воротах «красно-белых» тогда был Ярослав Кузьменко, который творил в финальной серии что-то невероятное. Меня удивил камбэк петербуржцев с 0-3. Думал, там все закончится быстро, а они вытянули финал в седьмой матч. Помню о скандале, когда шайба вылетела в сетку над бортиком и вернулась на лед, судьи не увидели этот момент, а «СКА-1946» забил в следующей же смене и в итоге выиграл. Думаю, «Спартаку» воздалось за то незаслуженное поражение.
– Кто из команд МХЛ ваш фаворит в борьбе за Кубок Харламова в этом сезоне?
– Мне хочется, чтобы выиграл кто-то с Востока. Думаю, «Ирбис» может зацепиться в борьбе за Кубок Харламова. Я смотрел пару их матчей в этом сезоне, у казанцев достаточно опытный состав. «Мамонты Югры» тоже сильные, они каждый год находятся где-то рядом с финалом. Хочу, чтобы югорчане туда наконец-то вышли.
– Что вам дала МХЛ?
– В первую очередь опыт. Когда я заходил в МХЛ, тут еще играли парни 2002 года рождения. В подростковом возрасте ты смотришь на этих 20-летних мужиков, стремишься к их уровню, и со временем все приходит. Здорово, что у меня получилось стать чемпионом в первом полноценном сезоне на этом уровне. Молодежка – это важный этап в жизни хоккеиста. Там надо доказывать, и когда тебя заметят (а тебя по-любому заметят, потому что сейчас у всех хорошо работают вертикали), просто воспользоваться предоставленным шансом.
Автор: Александр Петрич
Фото: Фотоагентство КХЛ, ХК «Нефтехимик», ХК «Торпедо»
















