Реквием. Гленну Холлу посвящается
Не стало великого «Мистера вратаря».

502 матча регулярного сезона, не уходя со льда. А если сюда ещё приплюсовать матчи плей-офф, то получится 552. И во время всех этих игр ты ежесекундно находишься в напряжении, готовясь отразить атаку на свои ворота. А экипировка? Посмотрите на нынешних голкиперов. Что у них под свитерами? Да, да, да - безопасность - превыше всего. Нынешние нападающие, нынешними клюшками так постараются... Хорошо, я не буду разбирать те человеко-горы, которые защищают ворота современных команд. Я всего-лишь предлагаю обратить внимание на одёжку тех, кто занимал место в воротах в те бородатые, винтажные времена. Легковата была одежонка, прямо скажем. А маски? Маски? А что это такое? И так более семи сезонов. Конечно, шайбы находили и его голову, и лицо, и зубы, и скулы. «Мы всегда держали одну руку высоко, чтобы, «в случае чего», закрыть ею лицо», - слова Гленна Холла. Присмотритесь к фотографии. Видите шрам на правой щеке? Внимательнее присмотритесь. Это лезвие конька соперника в схватке у ворот оставило. А следующий матч пропускать нельзя. И вовсе не из-за рекорда. В то время о рекордах, как и о масках, не слышали совсем. Просто Гленн знал, что на него рассчитывают, а подводить - это было не в его правилах. Это было не в правилах «того поколения». По эту сторону океана, между прочим - в том числе.
Суровое, надёжное было поколение. У Горди Хоу было прозвище - «Мистер Хоккей». У Гленна Холла - «Мистер Вратарь». Им довелось поиграть вместе. В «Детройте» (ну, а где же ещё). Гленн был дублёром у Терри Савчука и, как бэкап, он выиграл Кубок Стэнли 1955 года. После этого генеральный менеджер «Детройта» Джек Адамс решил на последнем рубеже сделать ставку на Холла, продав Савчука в «Бостон». Став стартером, Гленн в 1956-м завоевал «Колдер». Однако в финале Кубка Стэнли «Ред Уингз» уступили зарождавшейся великой династии «Монреаля». В следующем сезоне «Мистер Вратарь» вновь не дал поводов усомниться в своём мастерстве. Тем не менее, уверенно пройдя регулярный чемпионат и заняв в нём первое место, в полуфинале Кубка команда неожиданно (если это слово корректно к плей-офф НХЛ в принципе) уступила «Бостону». Савчук в той серии выдал бенефис, напомнив о себе и бывшим партнёрам и руководству «Крыльев». Сработало. Терри забрали назад. Это было нетрудно. В те замшелые времена, и я об этом уже говорил неоднократно, американские команды Лиги курировала семья Норрисов - владельцев «Детройт Ред Уингз».
Возможно... Да нет - не «возможно», а так оно и есть - в «Детройте» планировали «таймшерить» своих голкиперов (предоставлять одинаковое количество игрового времени). Но тут произошёл бунт. Или попытка бунта.
То была первая попытка игроков НХЛ выстроить отношения с работодателями на справедливой основе. Мы с вами уже как-то говорили о восстании второй половины 50-х. Бунт был подавлен. Лидера повстанцев - Теда Линдсея решено было обменять из преуспевающего «Детройта» в беспросветного аутсайдера - «Чикаго Блэк Хоукс». Кто решил включить в трейд-блок Холла, какими мыслями тот «некто» при этом руководствовался? Не знаю. Есть мнение, что его отправили к «Ястребам», как близкого друга Линдсея. Сам Гленн в мятеже не участвовал, но... Представьте, если бы Холл остался в «Крыльях». Таймшеря с Савчуком, он, бесспорно, достиг бы высокого уровня хоккейной славы, но, конечно, вечного рекорда «Железного человека» он не добился бы никогда. А ещё говорят, что Гленн Холл был первым, кто стал играть в стиле «баттерфляй». Вернее, это уже в наше время придумали про «баттерфляй». Холл просто гораздо чаще остальных коллег по вратарскому ремеслу перекрывал нижние углы ворот щитками «оба одновременно». Т.е., он первым (или одним из первых) стал отказываться от классической «верхней» стойки североамериканских голкиперов. Здесь, на самом деле, всё настолько запутано, что трудно кому-то одному отдать первенство. После победы в Кубке 1961-го Гленн ещё 5 раз играл в финале и все 5 раз терпел поражения. Дважды это было с «Чикаго» в 1962-м и в 1965-м, ещё трижды - с «Сент-Луисом», куда Мистер Вратарь попал на излёте карьеры во время масштабного расширения 1967-го. В 68-м, 69-м и 70-м Холл вместе с «Блюз» играл в финалах и все три раза терпел поражения. Знаменитый гол Орра в падении помните? Тот, что шагнул в эпос? В его ворота. Три «Везины», один «Конн Смайт» - отличная карьера.

А этот снимок датирован 7 ноября 1962-го года. В раздевалке «Блэк Хокс» Томми Айвен (генеральный менеджер) показывает приблизительное место травмы Гленна Холла. Травма была получена накануне, на тренировке. Гленн «подвернул спину»... А может «вывернул спину»? В любом случае - Гленн почувствовал боль и тренировку покинул досрочно. Через два дня он вышел на матч с «Бостоном». В середине первого периода, пропустив гол от Мюррея Оливера, Холл отъехал к своей скамейке, долго о чём-то говорил с тренером Руди Пилусом, а затем проследовал в раздевалку. Место в воротах занял Денни ДеДжорди. Так была завершена уникальнейшая «железная» серия в хоккее. И что-то подсказывает мне, что рекорд этот будет вечным.
Ну, и напоследок ещё несколько слов о Гленне Холле, причём, людям впечатлительным я предлагаю этот абзац пропустить. «Мистер Вратарь». Факт. В Торонто, в Зале хоккейной славы, вам этот факт развернут, подсветят, покроют золотым блеском (именно золотым, позолота - не для этого пантеона). Но в том же Зале вы узнаете об одной привычке Холла, которая дала ему ещё одно, отнюдь нелицеприятное прозвище - «Queasy» - «Тошнота». Это не было каким-то ритуалом, хотя остальные игроки команды относились к этому, как к ритуалу. А что им ещё оставалось делать? Гленн блевал перед каждой игрой, во время каждого перерыва, а иногда и по ходу периода. «Я думаю, что хоккей - замечательная игра, если её смотреть,» - говорил он. «Я ненавидел каждую минуту, которую играл. У меня начинал болеть живот перед игрой и болел всю игру. У меня начинал болеть живот перед каждым сезоном и болел весь сезон. Я ненавидел хоккей...» Представьте уважение к человеку, даже слабость которого (или болезнь) «возвели в величие» и пишут об этом в пантеоне великих (в Зале хоккейной славы). Нет, нет - Вы не ошибаетесь, я по прежнему пишу о «железном человеке» - хоккейном вратаре, который установил «вечный рекорд», не уходя со льда в течении 502-х матчей регулярного чемпионата (плюс 50-и в плей-офф - ну, а как же).
Покойся с миром, Мистер Вратарь. Ты навсегда останешься в наших сердцах.










1. На Кубковом кольце 1952 года его имя выбито с ошибкой: Glin Hall вместо Glenn Hall. Несмотря на опечатку, Лига признала Холла обладателем трофея, в те времена "опечатки" были нередким событием.
2. В качестве тренера вратарей в 1989-м году стал обладателем Кубка Стэнли с "Калгари". Первый и последний год, когда Холл работал тренером.
Ну и достаточно зайти на https://www.nhl.com/player/glenn-hall-8449988 официальный сайт НХЛ, чтобы увидеть все награды Холла.
В сезоне 1954-55 Холл провёл две игры в основе и обе выиграл, на этом всё. Остальная часть сезона прошла в WHL.
Про это же можно прочитать и в Википедии - https://en.wikipedia.org/wiki/Glenn_Hall
Мистер Вратарь, покойся с миром.