9 мин.

«Почему я должен ему отказать?» Нанесший смертельную травму сопернику хоккеист, вернулся в игру через два года

Журналист The Athletic побывал на первой игре хоккеиста Мэтта Петгрейва, который вернулся в хоккей спустя почти два года после несчастного случая на льду, который привел к смерти игрока Адама Джонсона.

Первый матч сезона для команды «Инди Фьюэл» (Indy Fuel) должен был начаться только через полтора часа, но все подходы к новенькому спортивному комплексу Fishers Event Center уже были забиты.

Музыкальный ансамбль из пяти человек разогревал народ, пока сотни хоккейных болельщиков толпились у входа. Магазин команды был переполнен, сотрудник впускал новых посетителей только после того, как уходили предыдущие. Несколько болельщиков среднего возраста потягивали явно горячительные напитки из пластиковых стаканчиков. Очередь к фургончику с мороженым тянулась от самой парковки. Талисман «Фьюэл», крылатый дракон по имени Нитро, позировал для селфи с поклонниками всех возрастов. Рядом смастерили стол для местной художественной школы, где раздавали карандаши в форме хоккейных клюшек, на другом столе - брендированные открывашки.

Удалось заметить несколько человек в свитерах Коннора Бедарда. В конце концов, «Инди»— фарм-клуб «Чикаго Блэкхокс» в ECHL.

На матче явно ожидался аншлаг — более 6500 болельщиков. Очевидно, что команда из пригорода к северо-востоку от Индианаполиса пользуется популярностью у местных любителей хоккея.

Так почему же? Зачем подписывать игрока, который привлекает столько нежелательного внимания, который последние два года ведет тяжелую судебную тяжбу, получая при этом смертельные угрозы?

Зачем подписывать Мэтта Петгрейва?

«Все хотят знать, почему я его подписал, — сказал генеральный директор «Фьюэл» Шон Халлетт. - Я же хотел бы задать всем остальным свой вопрос: почему я должен ему отказать? И никто не может назвать вескую причину».

Кроме, конечно, шлейфа трагических событий, который тянутся за ним.

«Ну, это не веская причина», — качает головой Халлетт.

Петгрейв был последним игроком «Инди», вышедшим на лед для разминки перед стартовой игрой сезона. Он не столько вышел на лед, сколько выпрогнул, словно глубоко выдохнув, когда его конек коснулся льда. Сделав несколько толчков, он поймал шайбу и своим первым броском поразил ворота. Вторым броском он попал в правую штангу. В какой-то момент он налетел на вратаря «Фьюэл» Оуэна Флореса, вызвав дружные возгласы у нескольких товарищей по команде. В ответ он развернулся и театрально закрутил клюшку, словно убрав ее в воображаемую кобуру.

Перебросив шайбу через стекло светловолосому мальчишке, который сидел на руках у отца, Петгрейв пролетел вдоль красной линии, приблизившись к разминающимся соперникам. Очевидно, кто-то из игроков «Форт-Уэйн Кометс» что-то ему сказал, потому что голова Петгрейва резко повернулась, и он что-то прокричал в ответ.

Петгрейв смеялся, улыбка не сходила с его лица на протяжении всей предматчевой разминки.

В первом профессиональном хоккейном матче Петгрейва за почти два года не было ничего необычного. Во время представления перед игрой ему устроили бурную овацию. Он начал игру в защите. На его свитере красовалась нашивка с литерой «А».

«Я недавно был на собрании руководителей ECHL и разговаривал со многими другими людьми в нашей лиге, которые взаимодействовали с ним в прошлом, — сказал Халлетт. - Кажется, все сходятся в одном: он хороший парнишка. Хотя… ему уже 33 года. Он хороший молодой человек».

Мэтта Петгрейва можно было бы считать всего лишь очередным игроком низшей лиги в возрасте чуть за 30 лет, который продолжает всеми силами цепляться за свою хоккейную мечту. Но все понимают, что его случаи – особый.

Почти два года назад, 28 октября 2023 года, Петгрейв, тогда выступавший за «Шеффилд Стилерс» в Элитной хоккейной лиге Великобритании, намеревался провести силовой прием против игрока «Ноттингем Пантерз». Он не достиг желаемой цели, но его левая нога подлетела вверх. Конек Петгрейва ударил в шею Адаму Джонсону из «Ноттингема» — уроженцу Миннесоты, сыгравшему когда-то 13 матчей за «Питтсбург Пингвинз» в НХЛ. Тот удар оказался смертельным.

Нелепая и ужасная смерть Джонсона потрясла хоккейный мир. Она также перевернула жизнь Петгрейва. Через 17 дней после инцидента его арестовали по подозрению в непредумышленном убийстве. Его много раз выпускали под залог. Он получал угрозы, проклятия, расистские оскорбления (Петгрейв — темнокожий) и прибегнул к краудфандингу для покрытия судебных издержек. В апреле 2025 года Королевская прокурорская служба Великобритании, в конце концов, решила не выдвигать обвинений против хоккеиста.

Петгрейв смог возобновить свою хоккейную карьеру, и в сентябре 2025 года клуб «Инди Фьэюл» подписал с ним однолетний контракт.

«Я благодарен клубу и всему городу Индианаполису за предоставленную мне возможность продолжить профессиональную карьеру», — сказал Петгрейв в опубликованном в тот день заявлении.

Хотя это решение все же далось руководству «Фьюэл» нелегко.

Обычно в ECHL главный тренер также является по совместительству и генеральным менеджером. И Данкан Далмао, начинающий свой четвертый сезон в качестве главного тренера «Фьюэл», имеет полное право подписывать тех игроков в свою команду, которых посчитает нужными.

Он работал с Петгрейвом, когда еще был ассистентом главного тренера «Брэмптон Бист» из ECHL в сезоне-2019/20, и чувствовал, что опытный защитник может усилить линию обороны его команды. Он также, по словам Халлетта, считал важным окружить себя игроками, которые его уважают, чтобы помочь сформировать необходимую культуру поведения в коллективе.

Но Далмао понимал, что это все же не обыденное подписание, и поэтому он обратился к Халлетту и его отцу, совладельцу команды Джиму Халлетту, а также к президенту клуба Ларри Маккуири. «Отягчающие обстоятельства», по словам Халлетта, определенно заставили всех в клубе задуматься. Халлетт не скрывает, что поговорил с несколькими бывшими товарищами Петгрейва и тренерами, и все они поручились за него.

«Подавляющее большинство согласилось с тем, что он хороший парень, он совершил ошибку и хочет сейчас просто играть в хоккей, — сказал Халлетт. - В конце концов, мы решили, что ему следует предоставить эту возможность.

Я же не судья и не присяжные, верно? Я знаю, что произошел несчастный случай. Я знаю, что существуют разные мнения о том, почему это произошло и как это произошло. Но несчастные случаи случаются, а ему нужно вернуться к любимому делу».

И все же, зачем рисковать? В «Фьюэл» явно не привыкли к такому вниманию со стороны и вообще бы не хотели, чтобы кто-то говорил с журналистом на эту тему. Если смотреть на ситуацию чисто с хоккейной точки зрения, то речь идет о профессиональном спортсмене, главное достижение которого к 33 годам - несколько матчей в Американской хоккейной лиге. Его никогда не выбирали на драфте. Он никогда даже не мечтал об НХЛ. Далмао, должно быть, мог подписать бесчисленное множество других защитников, которые не доставили бы ему столько проблем и не привлекли бы всеобщее внимания.

Но Далмао был твердо уверен в своем решении. И Халлетт дал ему зеленый свет. (Для ясности: «Блэкхокс» не решают, кого «Фьюэл» подписывают, а кого нет. У Петгрейва контракт строго с командой ECHL).

«Я задал ему именно такой вопрос — есть же другие люди, почему именно он? — признался Халлетт. – Но тренер поручился за него и сказал, что это молодой человек с хорошим характером. И он настаивал, что Петгрейв лучше среднестатистического защитника, которого мы могли бы найти на эту позицию. И это все, что было важно для нас в тот момент.

Мы ценим то, что наш тренер поинтересовался нашим мнением, но мы не собираемся говорить ему, кого нам следует подписывать, если на то не будет очень веских причин. Без сомнения, причина была, но мы смогли ее отбросить».

Ответная реакция последовала незамедлительно. Есть маргинальная часть хоккейного сообщества, которая считает произошедшее чем угодно, кроме несчастного случая, но эти маргиналы могут быть очень громкими. И в команде сразу это услышали.

Халлетт сказал, что и он сам, и тренер, и Петгрейв получали анонимные угрозы и множество оскорблений в социальных сетях. Халлетт также сказал, что команда уведомила городские власти об угрозах, назвав это «самым враждебным опытом, который я когда-либо испытывал».

В стартовом матче сезона руководство «Фьюэл» следило за поведением болельщиков внимательнее, чем обычно. И будет очень внимательно следить за обстановкой на первых нескольких выездных играх команды, которые пройдут в Цинциннати, Толедо и Каламазу.

Но планов по беспрецедентному усилению безопасности нет. В конце концов, финансирование клубов низших хоккейных лиг все равно не позволяет подобных вещей, сказал Халлетт. Так что он доверился судьям, руководителям лиги и «верховенству закона». Команда не будет предпринимать никаких необычных шагов, если только это не окажется крайней необходимостью.

На этом всё — почти вся негативная реакция пришла из-за пределов Индианаполиса. Халлетт сказал, что реакция в команде была исключительно положительной. Он подчеркнул, что ровно один владелец сезонного абонемента отказался от посещения матчей после подписания игрока. На недавних заседаниях руководителей клубов  ECHL эта тема почти не поднималась, и, по словам Халлетта, ее затронули лишь однажды в непринужденном разговоре во время неофициальной вечеринки.

«Есть ли у нас опасения по этому поводу? — сам задается логичным вопросом Халлетт. - Конечно, никто не любит негативного внимания, даже если оно незначительное. Но когда дело доходит до принятия решения… Нет, у нас нет никаких сомнений».

В первой игре «Фьюэл» проиграли со счетом 0:4. Петгрейв оказался на льду, когда соперник открыл счет: игроки «Кометс» реализовали большинство в первом периоде. Также при нем команда пропустила и во втором периоде, но уже в равных составах.

После игры он похлопал по груди своего расстроенного вратаря, присоединился к товарищам по команде, чтобы поприветствовать болельщиков, а затем подождал, пока товарищ по команде помолится в центре льда, чтобы оказаться последним, кто уйдет в раздевалку. Впервые почти за два года он оказался просто еще одним хоккеистом в просто еще одной хоккейной команде.

Да, он никогда не будет безымянным, безликим, каким был большую часть своей карьеры. Смерть Джонсона навсегда будет связана с ним.

«Я стал участником трагического несчастного случая, в результате которого погиб мой товарищ по хоккею Адам Джонсон», — написал Мэтт Петгрейв за два дня до Рождества в прошлом году в обращении на страницах CrowdJustice с просьбой о финансовой поддержке его судебного процесса. Это было единственное публичное заявление, которое он сделал по поводу того печального инцидента.

Через команду Петгрейв дал понять, что не хочет рассказывать о том, какими были последние два года его жизни — о ненависти, угрозах, собственных душевных муках. Он просто хотел снова найти место, где можно снова играть в хоккей.

И, кажется, он сумел его отыскать.

«В интернете три человека могут быть громче, чем три тысячи, — сказал Халлетт. - Но мы надеемся, что здравый смысл возобладает, и люди поймут, что человек имеет право продолжать свою карьеру».

Другие материалы:

«Разберемся по-мужски на парковке после игры. Я убью тебя». Судьи НХЛ работают в аду

«Я знал, что он не выкарабкается». В честь кого учрежден «Билл Мастертон Трофи»

«Вернувшись на лед, я забыл как кататься». Почему врачи не могли полгода поставить на ноги Джозефа Бландиси

«Там, где он находился, даже «задворки» хоккейного мира были не видны». История Скотта Дарлинга