16 мин.

Любить не себя в хоккее, а хоккей в себе. Интервью с Андреем Феклистовым

Разговор с Андреем Феклистовым. Не только о карьере игрока, но и о том, как полюбить хоккей с новой силой после ее завершения.

Андрей Феклистов

Андрей, привет. Давай начнем с твоей спортивной истории в качестве игрока в хоккей. Расскажи о детском периоде.

Привет. Изначально на хоккей меня привел отец. Мы жили в Петергофе, все происходило там же. В три года он меня на уличный каток привел. В 4 года я начала заниматься в ДЮСШ, в нашей команде “СКА-Петергоф”. Ледовый дворец старенький, в прошлом конюшня Петра I. Это сейчас современные ледовые комплексы в Петергофе и в Стрельне, там есть спортивные залы, большие раздевалки. У нас всё было тогда очень скромненько. Маленькие раздевалки, никаких спортивных залов.

Первый профессиональный тренер мой – Павлов Сергей Борисович. Он нами занимался прям как своими детишками. Он даже нам сделал так, чтобы у нас первый класс школы был в здании детского сада. Чтобы мы прям отдельно были, не в школе. Чтобы у нас был и сон, и тренировки, и все на свете. И в то же время учеба. Так что, наверное, он самый весомый вклад именно в детстве внес. После был Михаил Александрович Свердленко. Мы уже играли городские и всероссийские турниры с ним.

Андрей справа от Свердленко Михаила

И позже, получается, волей случая, мой отец познакомился с тренерами команды на год старше, 1994-й год. Константин Антонович Проничев и Александр Антонович Проничев. Они 94-й год вели. Я был небольшого размера, мне тяжело приходилось против старших ребят. И вот за счет какой-то своей «игровитости», хитрости я «вывозил». Где-то увернуться от силового приема, где-то обыграть хитро, где-то мимо вратаря куда-то бросить в такое место, где тяжело ему поймать. И вот так вот выкарабкивался. И потом, когда приходил играть в команду 1995-го года, там, конечно, себя максимально раскованно чувствовал.

Андрей посередине, тренеры - братья Проничевы

Отец уделял время моему спортивному развитию. У меня часто были утренние тренировки, ранний лед в Петергофе до школы. Это была подкатка. Потом я шел в школу в Петергофе, после школы обед, и мы шли уже на основную тренировку. Зала у нас не было, поэтому после ледовой тренировки мы тренировались в школьном зале неподалеку.

Кто-нибудь из ребят с тех времен, кто с тобой занимался вместе, пробился в хоккее?

Со мной вместе за 94-й год играл Барабанов Саша. Он также и играл за 93-й год. Саня, конечно, с детства отличался очень сильным катанием, техникой. У них в семье три брата-хоккеиста. Их отец тоже очень много вложил в их карьеру, потому что постоянно их возил на кемпы разные, те же подкатки, сборы. Поэтому Саня свой класс держал и улучшал свой уровень. И собственно сейчас он серьезный спортсмен: играл и в НХЛ, и в Олимпийской сборной выиграл золото, и в КХЛ сейчас играет.

Тогда было понятно, что во взрослом хоккее он станет звездой?

Отличался он с детства. Но на самом деле, по практике скажу, без усердия, трудолюбия даже самым талантливым не видать достойных результатов. Барабанов трудился всегда, трудом и заслужил результаты.

После Петергофа была школа СКА.

На нашем катке произошел пожар. Восстановлению он не подлежал. Мне тогда очень повезло, что Константин Проничев и Александр Проничев помогли меня устроить в СКА на просмотр. В самую крутую команду города, СКА-95, на набережной реки Ждановки, на Петроградской стороне они базировались. Было волнительно, но закрепился. Тренеру понравился, тогда был тренером Михалкевич Евгений Леонидович. Он был доволен мной. Первый год провел очень удачно. Я тогда стал лучшим бомбардиром по Санкт-Петербургу. Я получал много игрового времени, играл в большинстве, стабильно приносил пользу команде. Мы уверенно выигрывали региональные соревнования, городские турниры, ездили на всероссийские финальные этапы чемпионата России. Там были серьезные соперники. Мы играли против ЦСКА, “Динамо”, Ярославля, Омска, Челябинска. По нашему 95-му году выступали Ничушкин, Серебряков, Толчинский, Гавриков, Голдобин. Также мы с ними играли на турнирах, где выступали сборные федеральных округов. Такие турниры я ждал с особым волнением, они мотивировали расти. Цена гола, передачи, силового приема, заблокированного броска противника была высокой в таких играх. До 16-летнего возраста я так и играл. Каждый год улучшал статистику, развивался.

Жил в пригороде, тренировки в центре мегаполиса. Как обстояли дела с логистикой, учебой?

Я ездил с Петергофа, то есть у меня был график терминатора. Утром вставал в 6 утра, ехал в Петергоф на дополнительную тренировку, час льда, потом шел в школу. В школе я учился 6 уроков, обедал, садился на маршрутку. Ехал до юго-западных станций метро. Далее я ехал на станцию “Спортивная”. Там тренировки на льду и в зале. И дальше обратный маршрут в Петергоф. Обратно я обычно ехал на электричке. В 21-30 был поезд, в 22-30 я был в Петергофе. Добрался до дома на автобусе, может, папа встретил, и только в 11 вечера я дома. Спать. На следующий день ранний подъем. Уроки делал в электричке. Уже интуитивно знал каждую неровность пути, где можно ручкой неудачно чиркнуть. И так 6 дней в неделю.

Петергоф

Дисциплину такой образ жизни привил. И хоккей я люблю, поэтому я не думал, сложно ли мне это дается. Уроки некогда было делать именно дома, но ничего, я в электричке учил, готовился даже так к ЕГЭ, сдал экзамены, поступил, получил высшее образование впоследствии. И чуть забегая вперед, и родителям своих спортсменов всегда говорю, что нужно везде успевать, не лениться, стараться.

МХЛ. Как прошел переход в молодежку, как прошел этот этап карьеры?

Переход в МХЛ у меня, на самом деле, был очень сложный. На самом деле, у меня все переходы на каждый уровень не были легкими. Хоккей проверял меня на прочность. Последний сезон до МХЛ у меня был сильный. Я стал лучшим бомбардиром в регионе. Да и в целом я все 5 сезонов в СКА-95 играл много и достойно. Год примерно 2012-й. Тогда в МХЛ с Петербурга было 2 клуба: «СКА-1946» и «Серебряные Львы». Армейцы котировались выше. Я прошел сборы с армейцами, в товарищеских играх, считаю, зарекомендовал себя достойно. Но мне не предложили контракт, в августе меня отправили в «Серебряные Львы».

Там меня не особо ждали, предсезонку я прошел не с ними, и они «спустили» меня в СДЮШОР. Тогда некоторые школы продлили наш возраст на год. Времени на расстройство не было, я начал работать усердно, начал давать результат и меня подняли в МХЛ. Далее я играл за «Серебряных Львов» в МХЛ, был игроком низших звеньев, игроком ротации. Мой хлеб - это голы, я нападающий. Быть 13-м игроком в заявке не хотелось. Мы расторгли контракт.

И я поехал на просмотр в «Капитан» из Ступино в Подмосковье. С того момента в МХЛ уже начался у меня другой уровень и другой вообще подход. Там в меня поверили, дали играть. Не в первых звеньях, а в третьем-четвертом. Но я играл стабильно. Я отыграл 15 игр и набрал 11 очков. Это очень неплохой результат для тех, кто только зашел в МХЛ. Так закончился мой первый год в МХЛ.

Второй сезон за «Капитан» я провел в качестве ассистента капитана команды, играл во второй тройке нападения, набрал 45 очков в регулярном чемпионате. Очень благодарен тренерам, братьям Кочеровым за тот период, за веру.

После этого сезона я перебрался обратно в «Серебряные Львы». Тут уже поменялись тренеры, поменялось руководство. Я провел очень крутой сезон. 65 очков набрал за год. Я работал, пахал. Я вообще все деньги спускал на подкатки, дополнительные тренировки, я жил-горел хоккеем. Тысяч 30 я зарабатывал, свободных денег и времени у меня не было тогда. Ну и оно все давало свои плоды.

Я по итогу съездил на матч всех звезд в МХЛ, хорошо себя проявил и там. В «Серебряных Львах» Яровой и Кузнецов меня тренировали, благодарен также за наш совместный опыт.

Матч звезд МХЛ

Дальше переход во взрослый хоккей.

В КХЛ агент меня не смог на просмотр отправить. Попал я летом в «Динамо” петербургское, к Тамбиеву, жесткий требовательный специалист. Здесь тоже были сложности, как и при переходе в МХЛ. Играл мало, обычно в четвертой тройке.

В ноябре по обоюдному согласию расторгли контракт. Я месяц тренировался сам в Петербурге и искал варианты, искал команду. У меня уже агент был, Кирилл Сафронов, сейчас директор «Красной Звезды». Кирилл – медийная личность, поиграл на хорошем уровне. Он поспособствовал моему переезду в Тюмень, в «Рубин». Там я перезагрузил свою карьеру. А опять-таки интересный момент. В «Рубин», в ВХЛ я поехал к тренеру, который был у меня в СКА, когда я был юниором, к тому самому Михалкевичу. Он доверял мне игровое время в третьей-четвертой тройке. Команда была сильная, много взрослых ребят, а я только визор надел. Полсезона, игр, наверное, 20 я отыграл, очков 15 я набрал.

Дальше я перешел в Ижевск, так как меня там ждали для игры в первых звеньях. Не срослось. Столкнулся с непониманием. Меня ставили в третье-четвертое звено, я работал, играл в меньшинстве много, но меня не устраивал статус мой.

Где-то под Новый год поменял команду, поехал в Самару, в «ЦСКА-ВВС». Там, наконец, я сполна получил игрового времени, играл в верхних звеньях, получал игровые минуты в большинстве.

Дальше в твоей карьере случилась Беларусь.

И дальше случилась в моей карьере уже Беларусь. Уровень тот же, как и ВХЛ. Деньги сопоставимые предложили мне. За Беларусь еще было то, что в ВХЛ очень много километров в пути и смена часовых поясов, а Беларусь – это очень близкие выездные туры. Жлобинский “Металлург” был середняком, я играл в свой хоккей, был лучшим бомбардиром.

На следующий сезон я перебрался в солигорский “Шахтер». Мой прайм. 3 топовых сезона. Мы играли в финале чемпионата, я давал результат. В третьем сезоне я стал самым ценным игроком лиги, стал лучшим бомбардиром и снайпером.

Меня вызывали на товарищеские матчи сборной Беларуси, были разговоры о том, чтобы сделать паспорт. После этого сезона я планировал попасть в КХЛ, но не получилось, хотя я даже сыграл пару товарищеских игр за минское “Динамо”.

Ну и дальше я продолжил в Беларуси играть. Еще провел сезон в Солигорском “Шахтере”, потом играл в Гродно и в Молодечно. После мне исполнилось 29 лет. Куда я хотел бы, мне не предложили контракт, в другие места, куда звали, я не хотел по причине того, что там не было серьезных целей. У меня семья, ребенок.

Андрей с женой

Это тоже немаловажный фактор. В итоге решил начать новый этап жизни, завершил карьеру игрока и начал тренировать.

Играя за команду из Гомеля Андрей забросил 100-ю шайбу в Беларуси

Тренерская деятельность, нравится ли тебе тренировать детей?

Поначалу даже не представлял, насколько это дело будет мне интересно. Как у меня горели глаза, когда я играл сам, также у меня горят глаза и сейчас. Я полон сил, эмоций, энергии. Я, когда понял, что начну тренерскую деятельность, встретился с Александром Проничевым, тренером, который меня в Петергофе в старшей юниорской команде тренировал. И он сказал, что у него недавно открылась своя школа «Красные тигры», в 23-м году. Он предложил трудиться у него. Я работаю на наборе. Это детишки, кто только встает на коньки. Малыши по 3-4 года приходят. Это спортивно-оздоровительная группа. Там я являюсь штатным сотрудником, тренером.

Также я открыл свою школу. AF Hockey School. У меня огромный опыт, есть достижения. Я готов делиться своим опытом с подрастающим поколением. Сам ходил на дополнительные занятия в детстве, во времена выступлений в МХЛ, понимаю пользу, особенно, если качественное обучение. Делаю тренировки, у меня все возрастные группы, всевозможные уровни. И малыши, кто только встает на коньки, и ребята из СДЮШОР, кто хочет улучшить элементы катания, техники, понимание игры, и взрослые любители катаются с удовольствием. Мне в свою очередь это все очень интересно, нравится передавать свой опыт, знания. И как я понял, это и людям очень нравится, потому что вот недавно свою группу ВКонтакте сделал, людей добавляю, кого тренирую, добавляются их родители, знакомые. Приятные отзывы пишут, что настолько в восторге от тренировочного процесса, что и дети идут с восторгом, и видят, что они растут, пользу получают от тренировок. Также сборы я свои летом организовал. Недельный небольшой сбор с усиленными тренировками, где по 2 ледовых занятия в день, еще занятие в зале, в бросковой зоне. Обедали вместе, видео-просмотры тренировок организовывали, чтобы ребята анализировали процессы, в том числе и ошибки. Ребятам понравилось очень! И я составил тренерский штаб из людей, в ком уверен, кто полезен детям будет.

На этих тренировочных сборах был акцент на каком-то компоненте игры?

Да, у нас был акцент на катании и на работе руками, на технике владения клюшкой. Были еще игровые упражнения обязательно для развития игрового мышления. Но акцент мы соблюдали. Я решил начать с базы. Не вижу смысла давать ребенку все знания и упражнения. Все начинается с катания, потом с владения клюшкой. Пока ребенок не умеет базовые вещи делать, сбалансированного и гармоничного прогресса добиться будет сложно. Поэтому я бил в одну точку, чтобы улучшить навыки ребят. И получил от них и родителей положительную обратную связь.

Даже тренеры в командах отметили, что ребята добавили. Улучшился вираж, улучшился толчок, улучшился бросок. Приятно. Никакого волшебства, просто подхожу грамотно и обучение провожу по мере развития ребенка. Конечно, ребятам, которые уже готовятся к МХЛ, я даю упражнения более комплексные, делюсь с ними уже своим игровым опытом, своими навыками. Я играл много где, построил карьеру, знаю и хитрости, где как ногу поставить правильно, где спину.

И конечно же, что очень важно, в конце каждой тренировки мы давали ребятам поиграть 15 минут, чтобы они все, что нарабатывали, все, что тренировали, применяли в игровом формате. Это ключевой момент. И вообще и в зале важно всегда для развития мышления игрового поиграть в футбол, баскетбол, гандбол.

А какими качествами в первую очередь должен обладать юный хоккеист, чтобы в будущем стать профи?

Усердие, желание работать над собой, дисциплина. Мы об этом говорили уже, когда я говорил про свой путь игрока. С технической точки зрения баланс должен присутствовать. То есть если игрок сбалансирован по всем аспектам, у него поставлены катание, бросок, техника, видение площадки, игровое чутье, то, конечно, такой игрок будет ценным, как правило, таких забирают во все команды. Они там себя проявляют как лидеры. Но опять-таки, ко всем этим качествам должен прибавляться характер неуступчивый, правильный, спортивный, сила воли развитая.

Если по порядку смотреть отдельно, то в первую очередь надо ставить катание. Катание очень прямо сейчас вышло на другой уровень. Дети сейчас чувствуют ребра внешние, внутренние, они кораблики делают. Я это все научился делать, наверное, лет в 13. Да и катание закладывается в детстве. Физика, техника владения клюшкой всегда подвержены корректировке, а катание «ломать» сложнее в старшем детском возврасте. Такое мое видение данной ситуации.

Но опять-таки, как показывает практика, у всех свои сильные стороны. То есть каждый человек и каждый спортсмен индивидуален. И поэтому на самом деле каждый играет на своих преимуществах. Это, так выразимся, другая немножко сторона медали. То есть у кого-то сильное катание, он за счет катания двигается. У кого-то сильный бросок, он его использует. Кто-то, например, народ «накручивает», у него хорошая техника, он этим пользуется. У кого-то чтение игры прям на высочайшем уровне. И он пользуется этим.

Но я, конечно, в своей тренерской деятельности планирую прививать спортсменам сбалансированное развитие всех навыков.

Легкий блиц. Рекорд Овечкина, как оценишь влияние на спорт?

Легендарное событие. Не умаляя заслуг Гретцки, я думаю, голы Александра другого уровня. Хоккей абсолютно другой. Тогда вратари много спасений совершали, например, в футбольном стиле, а игра была медленная. А сейчас и вратари просто огромные атлеты с огромной экипировкой, игра интенсивная. Александр держит уровень, забивает каждый год в НХЛ много шайб, молодец!

Ларионов в СКА. Шанс для молодежи?

Да. Ларионов даст шанс молодым, думаю,  ребятам нужно цепляться.

Топ-5 игроков сейчас в мире?

Макдэвид, Овечкин, Кучеров, Маккиннон, Драйзайтль.

Что для тебя значит хоккей?

Хоккей - большая и важная часть жизни. Как в 3 года меня отец привел на каток, так я с него и не ухожу. Я люблю хоккей.