Коньки – еще и аксессуар. Помогают самовыразиться и даже заработать
Увы, правила против.
Вратари считаются не только самыми особенными людьми в хоккее, но и самыми яркими. Любой голкипер может сделать музей из предметов экипировки. Шлем, щитки, блин и ловушка при желании вратаря превращаются в настоящий художественный ансамбль с уникальными узорами и вложенными смыслами.
Полевые игроки такой привилегии лишены: в последнее время внутри команд унифицирован подбор краг, регламент запрещает тонировку визоров, а судьи – заправлять джерси в трусы. И все же небольшое место для маневра остается, хотя используют его редко.
Хоккейные чиновники рассматривают коньки исключительно как средство передвижения (что чрезвычайно досадно). Еще в середине пятидесятых НХЛ обязала наносить игровой номер на язычок коньков, чтобы подчеркнуть индивидуальность. Но игроки видели в этом скорее формальность и не стремились совершенствоваться в способах самовыражения.
Группа экспериментаторов появилась только в конце 80-х. Производитель коньков Tuuk выпустил прозрачные стаканы – элементы, которые соединяют ботинки коньков с лезвиями. Когда игроки надевали Tuuk, то создавалось впечатление, будто они парят надо льдом на высоте пары сантиметров. Затем в компании расширили палитру до черного и голубого цветов. Среди тех, кто поддержал производителя, были Уэндел Кларк и Ги Карбонно, но широкого распространения стиль не получил.
Свидетели эпохи Уэйна Гретцки, возможно, помнят в синих стаканах и его. Канадец перешел на них после обмена в «Эдмонтон». Цвет идеально сочетался с формой «Ойлерс.

Гретцки носил синие стаканы до окончания профессиональной карьеры. Уэйн настолько проникся, что выкупил компанию-производитель – Perfecta.
Примеру величайшего не последовал почти никто из современников. Зато в этом, как и кое в чем другом, его преемником стал Александр Овечкин. По ходу Олимпиады-2010 в Ванкувере на стаканах коньков у россиянина красовались голова овцы и флаг России.

В 2017-м Ови пошел дальше и переплюнул канадца в фантазиях – не просто изменил стаканы, но и нанес полноценный рисунок на ботинке. На левом коньке появились Храм Василия Блаженного и флаг России, на правом – Капитолий и флаг США.

К сожалению, Ови выходил в таком прикиде только на предматчевые раскатки – правила НХЛ мешали мультиплицировать вау-эффект на официальные игры.
Пять лет спустя другие коньки все же ощутили настоящий соревновательный дух. В декабре-2022 Остон Мэттьюс сыграл в праздничной обуви, чтобы помочь детям – впоследствии коньки продали на аукционе.

Через год Митч Марнер, партнер Мэттьюса по «Торонто», пощеголял на Матче звезд во Флориде. Нападающий изобразил на одном коньке своего пса Зевса, оседлавшим акулу. На другом коньке Зевс стоял перед двумя крокодилами.

Есть в истории и более скромные примеры. В 2016 году Дастин Бафлин носил пару коньков с подписью «Баф» и любимым 33-м номером на пятке. Энтони Дюклер раскрасил ботинки в нежно-голубой – под цвет ретроформы «Флориды». Но, показав обновку публике, получил травму, а затем перешел в «Сан-Хосе», где, конечно, подобные оттенки не приветствуются.

В России первопроходцем выступил Григорий Панин. В прошлом сезоне защитник «Салавата Юлаева» сыграл один официальный матч в коньках с рекламой уральского автосервиса. История наделала шума: Панин не согласовал изменения в дресс-коде с КХЛ, и лига заставила его снять рекламу.
«Существуют конкретные места, где разрешено размещение рекламы, но клубы в любом случае обязаны согласовывать с лигой размещаемую рекламу согласно пунктам 10.2 и 10.3 статьи 4 главы 2 регламента по маркетингу и коммуникациям КХЛ. Данное размещение рекламных материалов не было согласовано с КХЛ. Лига узнала о размещении из поста на странице игрока в социальной сети», – таким было официальное заявление КХЛ.
Если исходить только из цитаты, то негативную реакцию КХЛ вызвал именно рекламный подтекст на коньках Панина. Против самих изображений лига не высказывалась и не уточняла, могут ли игроки наносить рисунки на ботинки.
В Северной Америке все сложнее. НХЛ допускает кастомные коньки до раскаток и Матчей звезд, но на официальные игры вход искусству заказан. Единственное исключение – в 2021-м лига допустила коньки, оформленные в ярких цветах, по случаю месяца афроамериканской истории в США.
Кроме того, в последние годы функционеры смягчаются и идут на уступки спонсорам – например, разрешили увеличить рекламную площадь на клубных джерси. Это внушает надежду, что когда-то оттепель дойдет и до дизайнеров.
Фото: East News/Canadian Press via AP, File, AP Photo/Nick Wass, Chris Young/The Canadian Press via AP; Gettyimages/Bruce Bennett; instagram.com/guby_customs
Лезвия или стаканы?
Ну и раскрашивание вратарских масок это старая традиция