«Торпедо» – самый системный клуб КХЛ. Строится по кирпичику, пока другие об этом только говорят
🏗🏗🏗
Главный тренер «Авангарда» Ги Буше: «Пока мы лишь коллектив людей, нам далеко до команды. Но мы строим ее по кирпичикам».
Экс-главный тренер СКА Роман Ротенберг: «Мы будем строить мощную, современную команду победителей».
Главный тренер ЦСКА Игорь Никитин: «Перестройка далека от завершения. Мы создаем команду, ее сейчас нет».
25 декабря в 19:30 по Москве проблемный ЦСКА Никитина сыграет с клубом, который как раз уже выстроился. ВидеоСпортс’’ бесплатно покажет матч «Торпедо» – ЦСКА в прямом эфире. Трансляция также доступна в тифлокомментарии в приложении «Особый взгляд».

Если очень внимательно слушать пресс-конференции, то складывается впечатление, что нигде – ни в подмосковных полях, ни на дальневосточных гектарах – не строят так много, как в КХЛ. Вдвойне забавно, что в главный полигон страны хоккейную лигу превратили представители самых богатых ее клубов. Из года в год на «языке перестройки» говорят в «Авангарде», СКА, ЦСКА и других премиальных франшизах. Вот как это выглядит и что означает на самом деле.
Обычно процесс строительства приобретает бессрочный формат. Управленцы топ-клубов не имеют терпения, не любят ни ждать, ни верить и любое чувствительное поражение (а уж тем более серию из них) воспринимают как руководство к действию. Провалом, поводом к тому, чтобы сокрушить несущие стены и заново замесить цемент, может стать даже второе место (так ведь, ЦСКА-2021?).
В результате власть предержащие меняют тренера, тренер меняет концепцию и просит у менеджеров поменять игроков. Бригада, начинавшая стройку, разваливается и разбредается по другим объектам. На выходе мы видим нечто вроде «Авангарда» – сквозь года название вроде бы одно, но сейчас в составе только пять игроков, которые пришли раньше прошлой осени.
С таким подходом не получаются небоскребы на десятилетия – только бумажные пирамидки из банкнот: дорого, богато, но надо постоянно переделывать. При этом один клуб, где заняты строительством действительно прочной конструкции, в России все же существует.

Торпедовская стройка идет в соответствии с идеальным для организации средних возможностей планом. У клуба всего 600 млн на зарплаты – при минимально допустимой планке в 475 и потолке в 900. С таким кошельком трудно претендовать на присутствие в поздних раундах плей-офф, но, как выяснилось, вполне достаточно, чтобы добиться успеха, причем не только на льду.
Итак, следите за руками. В 2022-м «Торпедо» доверилось харизматичному Игорю Ларионову – легендарному игроку, тогда еще начинающему тренеру и носителю даже не безупречной репутации, а какого-то ореола величия. Тренер привил новую культуру: не ругал за ошибки, запретил сахар и ставил зрелищную игру выше мимолетного результата.
Впоследствии выяснилось, что архитектором этой забористой команды был Андрей Козырев – нынешний главный тренер «Северстали», однако и сейчас видится бесспорным, что Ларионов выступил для того «Торпедо» в роли идеального маркетолога. Часовые пресс-конференции, вдохновенные истории про «Детройт» и «Русскую пятерку», лекции о пропаганде малины, дефиле с ананасами собирали просмотры, лайки и восхищенные взгляды – таким свободным, таким необычным наш хоккей не был никогда прежде.
Клуб с совершенно новой философией превратился в настоящий бренд. «Торпедо» внезапно встало в немногочисленный ряд кхловских команд, за которыми интересно следить нейтральному зрителю – ну в самом деле, чем же закончится этот дерзкий эксперимент?..
Закончилось выходом во второй раунд и поражением в серии со СКА – более чем достойно. Потом кто-то стал чемпионом, но гордились в основном «Торпедо». Комментарии были засыпаны комплиментами в адрес Ларионова и целой скамейки молодых хоккеистов, ставших известными при его власти.
Летом Козырев отправился в свободное плавание, и скоро скамейка была отдельно, а Ларионов – отдельно. В итоге Игорь Первый ушел в закат, даже не попрощавшись. Но глобально в «Торпедо» ничего не сломалось. Фундамент устоял, менеджеры не стали массово отказываться от игроков, сохранили общую философию и провели не реформу, нет – корректировки.

Пока Ларионов и Козырев наигрывали в основе одну скамейку, клуб готовил другую. В 2021-м и 2022-м «Чайка» в МХЛ дошла до четвертьфинала, еще через год выиграла Кубок Харламова, а в двух следующих сезонах стала четвертой. В 2025-м до вершины добралась команда ВХЛ – «Торпедо-Горький».
Все это время внутри молодежной и всероссийской лиг росли хоккеисты для КХЛ. Силаев, Шавин, Виноградов, Варлаков, Виктор Федоров – «Торпедо» постоянно подпитывается от других команд системы.
Что, возможно, еще важнее – там же, в собственной системе, созрел новый главный тренер КХЛ. В то время как более богатые клубы потеющими ладонями перебирают одни и те же списки, нижегородцы дважды повысили Алексея Исакова. Сначала он работал в «Чайке», после – взял золото с «Горьким», а в этом сезоне возглавил «Торпедо». Причем в клубе даже не рассматривали альтернативы – или рассматривали недолго. Председатель правления «Торпедо» Максим Гафуров объявил о назначении прямо в чемпионской раздевалке.
Стабильность – главный принцип строительства по-нижегородски – находит отклик у болельщиков. В этом году не случилось ни одного домашнего матча, который бы прошел без аншлага. Из раза в раз торпедовцы собирают по 5500 зрителей. Вы скажете, что при такой вместимости стопроцентная заполняемость была бы на любой арене КХЛ, но только в Нижнем билеты на центральные сектора стоят от 5000 руб. в официальной продаже, а верхнее место за воротами обойдется не меньше чем в 2250 руб.

И оговорка про «официальную продажу» здесь не для количества символов. В городе такой ажиотаж, что на черном рынке билеты перепродают втридорога,
Став узнаваемым клубом с личным почерком, колоссально расширив фан-базу в родном городе и существенно – в других, «Торпедо» готовится к открытию нового стадиона на 12 000 зрителей. Тот случай, когда строительство арены происходит не просто потому, что вокруг клуба появились деньги, не просто потому, что кому-то в региональной власти нравится хоккей, но и потому, что это действительно нужно людям.
«Говорят, Кэйл Макар – худшее, что случилось в хоккее». Интервью с Марченко из «Ак Барса»
«Какие пироги? Вот такие». Квартальнов создал новый мем в КХЛ
Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев, Сергей Бобылев


















Во-вторых, миф о том, что бум хоккея начался в Нижнем с Ларионова запустил сам же Ларионов. Торпедо - один из старейших клубов страны, бум хоккея здесь точно был уже в 60-х (а может и раньше, но это я подтвердить не могу). И свой узнаваемый бренд "грозы авторитетов" у Торпедо был почти весь советский период.
В новейшей же истории Нагорный стабильно собирал 5300+ по итогам всех сезонов, а новый дворец им обещали построить еще с 2007, да денег выбить у федералов не получалось.
Если же говорить об истоках строительства нынешней системы, то оно началось в 2020 с назначения генменом Максима Гафурова, который и перевернул принцип комплектования команды и начал выстраивать клубную вертикаль. Ларионов внёс свою лепту, много хорошего сделал, в частности, давал дельные советы по хоккейным нюансам новой арены, которые были невдомёк проектировщикам... Но "перестройка" началась не с него.
у Ларионова сначала был почерк Козырева, затем печатные буквы Филатова с Улановым, а под конец так вообще невнятные каракули.
в этом сезоне хоккей Исакова вообще другой.
что же касается системности - как в неё укладывается отставка малиновой мессии с действующим контрактом?
Здесь дело в самом игроке скорее, перестал прогрессировать