10 мин.

Я побывал на уличной вечеринке «Виннипега» в Кубке Стэнли. Это безумие!

Репортаж из Канады.

Если вы следите за плей-офф НХЛ хотя бы на уровне хайлайтов, то 100% видели шикарную картинку из Виннипега: пара огромных экранов на узкой улочке (возле арены), которая до отказа забита фанатами «Джетс». Пожалуй, такие просмотры матчей на открытом воздухе – самое лучшее, что есть в плей-офф за пределами льда, но именно здесь это организовано на каком-то космическом уровне.

Мы ворвались в эту атмосферу – и попали на один из лучших матчей первого раунда, а, возможно, и лучших седьмых игр в истории Кубка Стэнли: «Виннипег» сотворил удивительный камбэк, проигрывая 1:3 на 59-й минуте, и выбил «Сент-Луис» во втором овертайме. И в том числе и поэтому получилась незабываемая атмосфера.

Купить билеты даже на улицу почти нереально

Самый дешевый билет на арену в этот вечер стоил 195 канадских долларов (примерно 11 350 рублей). Для понимания местных цен: минимальная зарплата в Манитобе – $15,80 в час, средняя – по версии статистического бюро провинции – $28,74/час. Обе суммы – до вычета налогов, но в целом эти цифры должны дать примерное понимание ситуации. Люди, работающие за минималку, вряд ли ходят на хоккей в плей-офф, учитывая какие-то ежедневные и обязательные расходы 0 вроде аренды, коммуналки и так далее. Со средней зарплатой вполне можно себе позволить сходить на седьмую игру, но на всю серию – будет уже сложнее.

А вот попасть на такую вечеринку под открытым небом с просмотром хоккея на очень большом экране можно всего за $10 долларов. «Джетс» реализуют пять тысяч билетов на каждую вечеринку, любой желающий может купить не больше четырех билетов в одни руки. Только есть одна большая проблема – поймать билет в продаже практически невозможно из-за очень высокого спроса.

Билеты на такую фан-зону в первые три домашние игры «Виннипега» уходили меньше, чем за пять минут, а на седьмой матч – еще быстрее. Продажи начались в 10 утра в субботу, а в 10:02 билетов уже не было. Кстати, на серию против «Далласа» история повторилась.

Насколько прибыльны такие уличные просмотры – неизвестно, но «Джетс» явно это делают не просто ради имиджа, но и исходя из бизнес-интересов.

Как правило, клуб и город реализовывают эту идею совместными усилиями. Например, в 2018-м, когда «Виннипег» дошел до финала конференции, на организацию девяти Whiteout party было потрачено 2,2 млн долларов – даже в пересчете на матч (~245 тысяч) все равно внушительная сумма, которая с учетом инфляции только возросла. Одними билетами она точно не отбивается – скорее всего, большую часть расходов покрывают спонсоры: на афишах уточняется, что уличные пати представлены канадским производителем виски. Плюс наверняка немало приносят сопутствующие продажи атрибутики, слабоалкогольных напитков, газировки и снеков.

Так, а почему все в белом?

Количество людей в белых джерси, футболках и толстовках зашкаливало – за весь вечер повстречались от силы человек 10 с другими оттенками в одежде. Кому-то покажется странным: почему все в белом, если домашняя форма у «Виннипега» в темно-синих цветах? А по телекартинке это вообще может восприниматься так, что все болеют за гостевую команду (хотя на самом деле для соперника на арене настоящий ад – считается, что у «Джетс» одна из самых шумных фанбаз в лиге).

На самом деле истории с белым цветом – как основным фанатским в плей-офф – уже почти 30 лет. В Кубке Стэнли-1987 «Виннипег» играл против «Калгари», у болельщиков которого была своя традиция: надевали исключительно красную атрибутику и называли это Sea of Red («Красное море»). Причем Sea в данном случае – такая себе игра слов от буквы «С» (первая буква и по совместительству логотип команды), которая читается так же, как и слово море на английском – си.

Тогда фанаты «Джетс» придумали ответ – и стали поддерживать своих в белом.

Виннипег у многих ассоциируется со снегом и суровой зимой – отсюда и решение. А по одной из версии считается, что белая одежда есть почти у всех – и в какой-то степени это тоже повлияло на выбор цвета. Дальше уже это переросло в термин Whiteout – в дословном переводе «белая мгла». Традиция прижилась еще в конце 80-х – и остается актуальной даже после возвращения большого хоккея в город в 2011-м.

Поговоривают, что в ближайшем будущем НХЛ может пересмотреть правила, и команды снова дома будут играть в белых джерси, а на выезде – в темных. Если это случится, то «Виннипег» будет одним из главных выгодоприобретателей в этой истории.

Как работает уличная фан-зона на деле?

С точки зрения организации – все на высшем уровне. В день игры на электронную почту приходит справочная информация о том, где расположены экраны, какую территорию покрывает сама вечеринка и где расположены входные группы. Их было четыре – по одной с севера, юга, запада и востока, что делало доступ максимально удобным, откуда бы вы не приехали.

То, что видно в трансляции с матчей – только часть большой и шумной толпы. По факту же есть еще «слепая» зона с еще одним большим экраном и чуть в стороне – экран поменьше. Поначалу казалось, что это будет более спокойная часть фан-зоны, но уже через пять минут после старта игры там набилось приличное количество болельщиков.

Немного дальше от экранов – очередь за напитками, которая движется очень и очень быстро – хотя у всех покупателей проверяют удостоверение личности. В фан-зоне очень много молодых людей, и наверняка не всем из них есть 18, поэтому за соблюдение законов следят очень строго.

С такими вводными встает логичный вопрос о нуждах человеческих, но он тоже решен наилучшим образом: в 100-150 метрах от экранов установлены биотуалеты, а рядом с ними – портативные рукомойники.

Из кайфового – один известный бренд пива придумал специальный дизайн банок: с клубным логотипом, текстом WPG и названием улиц, на которых организована фан-зона. Если говорить о ценах, то они плюс-минус такие же, как на арене: за 0,33 светлого – 11 долларов, за газировку – 7.

Разумеется, самое крутое – атмосфера. Нет никаких вопросов, что лучшее место для просмотра хоккея – это арена, но когда столько болельщиков непосредственно рядом с ней создают свой хоккейный вайб – это дорогого стоит. В такие моменты приходит понимание, что потраченные 10 баксов на билет (плюс на напитки, конечно же) приносят не меньше эмоций, чем при просмотре внутри.

Правильный эмоциональный настрой был пойман перед самым началом, когда толпа сначала зарядила фирменный выкрик True North во время канадского гимна, а затем почти полностью спела второй куплет а капелла.

Сам матч смотрелся вполне бодро и с любой точки фан-зоны открывался хороший обзор. Единственное, что при 1:3 болельщики откровенно приуныли, но чем ближе к финальной сирене, тем живее становилась реакция на события на льду.

Если гол Наместникова на улице встретили с осторожным оптимизмом, то после шайбы Перфетти за 3 секунды (но в трансляции было за 1,6 – что только добавило нерва) до завершения третьего периода началось какое-то безумие – тебя обнимают какие-то рандомные люди, а шум стоит такой, что начинает закладывать уши – и это не фигура речи. Что самое крутое – это абсолютно не раздражает, а, наоборот, дает какое-то крутейшее чувство единения.

При этом почти моментально после гола отрубились два экрана, которые показывали хоккей на разные части одной улицы – фанаты ринулись посмотреть повтор, но в итоге на какие-то мгновения впервые за вечер почти все уткнулись в телефоны, чтобы увидеть, как именно форвард «Джетс» отправил шайбу в ворота.

В овертайме любой перехват шайбы в своей зоне и любой сэйв Хеллибака встречались не просто овациями, а прям восторженными криками – про моменты у чужих ворот и говорить не приходится.

Гол Лаури был встречен каким-то абсолютно новым уровнем децибел. Как доказательство этому – пришедшее почти моментально сообщение от человека, живущего в паре кварталов от фан-зоны с вопросом: «Кто забил?»

Фанаты «Джетс» абсолютно не стеснялись выражать свои эмоции, и, несмотря на огромное количество суммарно выпитого алкоголя, все было в рамках разумного. При это не стоит забывать, что почти 5 часов (а кто-то даже больше) эти люди провели на ногах, но победный гол во втором овертайме вселил в них новые силы.

Когда с арены начали выходить люди, эта разнородная масса людей в белых футболках просто заполонила все улицы. До такой степени, что городские власти на какое-то время закрыли один из главных перекрестков города, чтобы избежать несчастных случаев.

Даже спустя сутки после игры люди, которые живут в Виннипеге всю жизнь, но ходили на хоккей от силы раза три, рассказывают, как именно они провели прошлый вечер и как встретили победу – в такие моменты понимаешь, что это было что-то по-настоящему круто, хоккей здесь стал объединяющим фактором для всех.

В какой-то момент все происходящее навеяло теплые воспоминания о фан-зонах во время футбольных чемпионатов мира и Европы – здесь были примерно похожие ощущения. Посмотрите на видео, и сразу прикрутите звук на минимум – там очень громко. Все потому, что этим вечером фанаты «Джетс» имели право делать все, что угодно.

Фото: автора; x.com/NHLJets