14 мин.

Самый хоккейный город России. Уникальное исследование Спортса’’

Выяснял Игорь Сергеев.

В мае 2024-го экономический ресурс WalletHub определял «Лучший город для любителей хоккея». Аналитики сравнили 76 городов США, в которых есть как минимум одна команда НХЛ или первого дивизиона NCAA. 

Сводный рейтинг был составлен на основе 21 ключевого показателя – от цен на билеты до вместимости стадионов и спортивных достижений каждого города. По итогу самый хоккейный город США – Бостон.

Мы использовали североамериканскую методологию как референс, доработали ее с учетом национальных особенностей и составили собственный рейтинг хоккейных городов России. Получилась формула самого хоккейного города, где учтены разные критерии – спортивные, маркетинговые, экономические.

Как мы считали и какие критерии использовали

На хоккейной карте России много вовлеченных городов, но не все могут финансово потянуть КХЛ, поэтому мы взяли две лиги – с понижающим кэфом. Именно в этом ключевое отличие от рейтинга клубов КХЛ, который ежегодно выпускает лига.

В фокус попали 43 российских города, в которых выступает хотя бы одна команда из сильнейших лиг страны – КХЛ и ВХЛ. Исследовались именно города – поэтому в выборке есть Мытищи, где уже несколько лет домашние матчи проводит «Куньлунь».

Мы использовали только открытые данные, поэтому в некоторых критериях для подсчета брали разные временные отрезки – например, спортивные результаты оценивались за три последних сезона (2021/22 – 2023/24, нужен был более продолжительный срок для репрезентативности данных), а посещаемость и цена билетов выбраны по текущему сезону.

Набор и ценность показателей, а также пропорции их подсчета между клубами КХЛ и ВХЛ определялись экспертизой редакции Спортса’’. 

● Мы оценивали клубы из разных лиг по идентичным показателям, а также использовали соотношение, которое посчитали для России более адекватным – 66,7% (клубы КХЛ) на 33,3% (ВХЛ). 

Так, распределение баллов между клубами НХЛ и NCAA (80% на 20%) в американском исследовании показалось нам избыточным: ни один город только с одной командой из студенческой лиги в итоге не обошел город с командой НХЛ. Кроме того в том исследовании использовался разный набор критериев для каждой из лиг – это ставило города изначально в неравные условия. 

● Мы убрали некоторые критерии – например, «количество главных тренеров в Зале славы» (не очень актуально для РФ) или «стоимость франшизы» (данные не публичны). 

● При этом пересобрали блок про активность аудитории – например, добавили «запросы в интернете по тегу «хоккей».

● Спортивный критерий оставили один – соотношение побед и сыгранных матчей. Но мы подняли его ценность в общем количестве баллов (до 30%) и суммировали средние результаты в регулярном сезоне и плей-офф – клубы, часто проходящие в ПО, получили адекватное преимущество по сравнению с аутсайдерами. Для клубов, которые провели меньше трех сезонов в лиге, считали процент по сыгранным сезонам (для «Лады» – только сезон-2023/24). Клубы, которые пополнили лиги с этого сезона (например, «Магнитка» в ВХЛ), получали ноль по данному критерию.

● Клубы в одной лиге из одного города (Москва – КХЛ, Санкт-Петербург – ВХЛ) оценивались следующим образом: спортивные результаты и активность аудитории – средние для всех клубов (например, для ЦСКА, «Динамо» и «Спартака»), зрительский интерес – суммарные показатели всех клубов (например, сумма вместимости всех арен Москвы делилась на население города).

В американском исследовании не было таких городов – мы специально доработали оценку, чтобы один город за счет одного критерия (спортивные результаты) не доминировал над всеми остальными. При этом результаты клубов из одного города в разных лигах (например, «Авангард» и «Омские крылья») суммировались.

Для подсчета мы собрали информацию по восьми показателям для каждой лиги, по которым один город мог суммарно набрать максимум 150 баллов.

Мы использовали формулу расчета из исследования WalletHub, приведя значения по всем этим показателям в единую шкалу через линейное преобразование значений. Город с самым маленьким значением по показателю получил результат 0, с самым большим – 100, а все остальные распределены в этом промежутке в соответствии с исходными значениями.

Например, по критерию «Количество подписчиков» Мытищи с наименьшей суммой подписчиков (7 200) в КХЛ после преобразования получили 0 баллов, а Санкт-Петербург с наивысшим – 100 баллов (442 100 подписчиков). А вот Нижний Новгород с оригинальным значением в 209 700 подписчиков заработал 46,56 балла по этому критерию. 

Далее мы определили средневзвешенное значение каждого города по всем показателям в соответствии с весами каждого из показателей, чтобы рассчитать его общий балл, и использовали полученные баллы для построения окончательного рейтинга. 

Так, если вес показателя равен 5 баллам (как по критерию «Количество подписчиков»), то Санкт-Петербург получал 5 баллов, Мытищи – 0, Нижний Новгород – 2,33. Мы суммировали баллы как по каждому критерию, затем – по лигам (в случае наличия команд из одного города в обеих). Единственным критерием, который оценивался зеркально, – это «Доступность билетов»: то есть наиболее высокий балл получал город с наименьшим соотношением стоимости билетов относительно среднего заработка по региону.

Почему так высоко Магнитогорск и Петербург? Как Ханты-Мансийск обошел Балашиху и Сочи? Основные тенденции

● Лидерство Магнитогорска обусловлено как спортивными достижениями (победа в Кубке Гагарина-2024, финал – в 2022-м), так и зрительским интересом: клуб имеет арену вместимостью 7,7 тысячи при всего 409 тысячах населения, которую заполняют почти на 85%. Важный фактор, что в городе нет иных значимых команд в игровых видах – Магнитогорск исторически живет только хоккеем (лидирует с серьезным отрывом по критерию «запросы в интернете»). Этим же можно частично объяснить высокие места Челябинска, Омска и Череповца.

● Кого-то удивит высокое место Санкт-Петербурга (все же в городе есть очевидный фаворит зрительского интереса – футбольный «Зенит»), но город имеет по некоторым критериям топовые результаты в нашем рейтинге: первый по спортивным результатам, доступности билетов, подписчикам в соцсетях. Санкт-Петербург мог быть и выше – помешали пробелы в вовлеченности аудитории и онлайн-запросах (всего 16% интересовались хоккеем в интернете).

● В топ-10 сразу семь городов, которые одновременно имеют клубы в КХЛ и ВХЛ. Даже с учетом слабого рейтинга команд из второй по силе лиги (все ниже семнадцатого места в ВХЛ) – их очки сильно пригодились городам. Это важный джокер исследования – клубы содержат свои фармы в том же городе, вкладываясь в инфраструктуру. Большинство клубов КХЛ имеют партнерские команды в других городах: например, «Локомотив» – в Перми, «Амур» – в Красноярске, «Спартак» – в Воскресенске, московское «Динамо» – в Санкт–Петербурге (что принесло дополнительные очки городу на Неве). Так, если оценивать только рейтинг КХЛ – Ярославль был бы вторым.

● Не должны удивлять итоговые позиции Новосибирска и Уфы – города не выделяются спортивными результатами за последние три сезона (максимум – 1/4 «Салавата» в Кубке Гагарина-2022), а также просели по доступности: одни из самых дорогих билетов в КХЛ именно там. Еще оба города серьезно недобрали из-за отсутствия клубов в ВХЛ (фарм «Салавата» играет в Нефтекамске, «Сибири» – в Кургане). 

● Невысокое место Москвы (при пяти клубах в обеих лигах суммарно) в основном объясняется масштабами города (низкие показатели даже по суммарной вместимости и заполняемости арен) и изобилием спортивных развлечений (только 17% интересовались хоккеем в интернете). Даже два Кубка Гагарина за последние три сезона не подняли столицу выше в нашем исследовании – остальные клубы города сильно усреднили достижения ЦСКА.

● Фиксируем феномен Ханты-Мансийска, Воскресенска, Новокузнецка. Города, клубы из которых ранее выступали в КХЛ, опередили соответственно Балашиху, Мытищи и Сочи. Тот факт, что некоторые города КХЛ уступили городам ВХЛ – важный плюс нашего исследования. Это показывает, что хоккей любят не только в крупных городах и не только в главной лиге страны.

● Отдельно отметим Мытищи. Мы недавно сходили там на хоккей и увидели, что основная аудитория «Куньлуня» – местные болельщики, которые любят хоккей и скучают по «Атланту» (уже почти десять лет как в городе нет команды КХЛ, осталась только молодежка).

Лучшие по показателям

● Санкт-Петербург опережает все города КХЛ как по проценту побед в регулярке (69%), так и плей-офф (62%). При этом суммарный показатель Тюмени в ВХЛ («Рубин») даже выше – 65% плюс 73% соответственно.

● Города, которые в расчетный период ни разу не выходили в плей-офф – ожидаемо в аутсайдерах с серьезным разрывом (между Балашихой и Сочи – более 8 баллов).

● Ледовый дворец «Большой» мы условно отнесли к Сочи – он расположен в Олимпийском парке в поселке Сириус. Благодаря наследию ОИ-2014 город-курорт получил наивысший балл по важному инфраструктурному показателю вместимости (12-тысячная арена при 445 тысячах населения), но с заполняемостью явные проблемы – только 44% и второе место с конца (хуже только Мытищи).

● У Нижнего Новгорода и Екатеринбурга все наоборот – местные клубы показывают стопроцентную посещаемость, но старые арены явно маловаты для таких больших городов (вместимость в 5,5 тысячи при населении в 1,5 млн). Арену такой же вместимости имеет Ханты-Мансийск при 112 тысячах жителей – это самая большая плотность зрительских мест на душу населения среди всех городов КХЛ и ВХЛ. 

● В Нижнем Новгороде и Екатеринбурге вскоре все изменится. «Автомобилист» в марте уже сыграл первый матч на новой 12-тысячной «УГМК-Арене», в Нижнем в обозримом будущем ждут арену практически такой же вместимости.

● Средняя посещаемость сразу нескольких команд ВХЛ («Металлург» Новокузнецк – 3,3 тысячи, «Югра» Ханты-Мансийск – 3,2 тысячи, «Молот» Пермь – 3,1 тысячи, «Южный Урал» Орск – 2,9 тысячи, АКМ Тула – 2,7 тысячи) превышает показатели «Витязя» и «Куньлуня» из КХЛ (2,7 тысячи и 1,4 тысячи соответственно).

● Самые дорогие билеты – в Нижнем Новгороде (на «Торпедо» минимум за 850 рублей при средней зарплате в регионе в 68,5 тысячи) и Уфе (650/66,8 тысячи). Дешевле всего сходить на «Локомотив» (150 рублей) и СКА (195 рублей), но за счет более высокой средней зарплаты (112,5 тысячи) именно Санкт-Петербург обошел всех по доступности. В ВХЛ на «Челмет», «Барс» и «Магнитку» вход свободный (в этом критерии – лидеры), но на клубы все равно плохо ходят (в Челябинске – в среднем 694 зрителя, в Казани – 155, в Магнитогорске – 123).

● Санкт-Петербург (442 тысячи подписчиков) и Омск (292 тысячи) – в лидерах по суммарной аудитории в соцсетях, но имеют аномально маленькую вовлеченность (реакции относительно подписчиков) – 0,71% и 0,81% соответственно. 

● Важно учитывать, что с ростом подписчиков держать уровень вовлеченности (Er) сложнее – поэтому в лидерах есть клубы со средней («Северсталь» с 85,1 тысячи) или откровенно слабой («Куньлунь» с 7,2 тысячи) аудиторией. Но это совсем не мешает Нижнему Новгороду – суммарный уровень вовлеченности 2,44 (лидеры в КХЛ) при 209,7 тысячах подписчиков.

● В ВХЛ аудитория в разы меньше (35,7 тысячи – Новокузнецк, 31,1 тысячи – Красноярск, 26,2 тысячи – Воронеж), но сильно активнее (4,35% – Кирово-Чепецк, 4,18% – Пермь, 4,15% – Воронеж).

● Запросы по тегу «хоккей» ожидаемо выше там, где в этом виде спорта выступает клуб-флагман – Магнитогорск, Челябинск, Омск, Кирово-Чепецк, Альметьевск, Ханты-Мансийск. 

***

Несмотря на североамериканский референс, наше исследование уникально для российского спортивного медиапространства. Мы планируем его развивать (как по критериям, так и по фокусу) и сделать регулярным.

Конечно, для кого-то некоторые города оказались слишком высоко, какие-то – незаслуженно низко, но абсолютно точно одно – все они оценивались по одинаковым показателям, все команды были в равных условиях.

Очевидно, для каждого конкретного болельщика всегда самым хоккейным будет город, в котором он живет и/или где играет его любимый клуб. 

Любое исследование по любой методологии – всего лишь унифицированная версия. 

Перед вами была версия Спортса’’. 

Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко, Григорий Сысоев, Михаил Киреев; Maksim Konstantinov/Global Look Press/Global Look Press; vk.com/ds_megasport; vk.com/torpedonn