15 мин.

Какой клуб – самый русский в НХЛ? Исследование Спортса’’ по всем эпохам

Критерии от Алексея Белова.

«Коламбус» в этом сезоне штурмует кубковую восьмерку на Востоке с обоймой из пяти наших парней. Довольно неожиданно, правда? И то, что штурмует. И то, что пятеро наших. Было время, когда «Блю Джекетс» считались совсем не русским клубом. Помните, туда из «Чикаго» обменяли Панарина? Ну, тогда много было сомнений: не та команда, не тот тренер (сейчас эту историю у Тортореллы переживает Мичков). А вон как повернулось.

По количеству русских «Блю Джекетс» в этом сезоне уступают только «Сан-Хосе». В «Коламбусе» пятеро наших – вратарь №2 Тарасов, защитник Проворов и нападающие Марченко, Воронков и Чинахов. У «акул» еще больше – шесть, но по ролям в команде и количеству матчей наши «акулы» проигрывают «мундирам». Гущин и Мухамадуллин, скорее, игроки фарма. Костин, даже когда был здоров, не всегда проходил в состав. Коваленко только осваивается после обмена из «Колорадо». Аскаров и Георгиев в какой-то момент дружно закрывали вратарскую позицию, но один пока только по необходимости привлекается из фарма, а другой пришел по ходу сезона. Так что «Коламбус» как «русская команда» выглядит более надежно.

Ну и сейчас мы будем изучать историю вопроса, а в конце попробуем выбрать самую-самую русскую команду НХЛ за всю историю.

На Востоке наши намного успешнее, чем на Западе

Сначала базовая информация: сколько наших хоккеистов сыграли за каждую команду, сколько у них набралось матчей, голов, передач и очков.

Бросается в глаза явный перевес Востока по играм и очкам, хотя по игрокам разница не такая существенная (там какая-то их часть дублируется, но это не принципиально). Даже если цифры «Детройта» частично перетащить на Запад, где он играл до 2013 года, все равно на Востоке наши очевидно успешнее. Большинство топов провели всю карьеру или ее большую часть именно там: Овечкин, Малкин, Кучеров, Бобровский, Василевский, Кузнецов, Андрей Марков, Яшин и Ковалев вообще ни разу не покидали Восточную конференцию. А это уже компания примерно на 8 тысяч матчей.

Возможно, так сложилось, потому что восточные команды в среднем более творческие, а западные – более системные. Тут сложно сказать. Тем более автор капкана в средней зоне («Нью-Джерси») играл на Востоке, а более творческую команду, чем «Детройт» Боумэна, обитавший как раз на Западе, еще поискать. Может, просто случайное развитие событий.

Еще можно заметить, что много русских игроков не равно «русская команда». Через «Эдмонтон» прошло много наших (29), но никогда он не был «русским». Например, в сезоне-1998/99 за «Ойлерс» сыграли пятеро хоккеистов из России, но: Шталенков был бэкапом, Коваленко и Бориса Миронова обменяли по ходу, Селиванов, наоборот, пришел, а Владимир Воробьев провел всего пару матчей. Кроме того, из этих 29 только один сыграл 300+ матчей – Денис Гребешков. То есть «Эдмонтон» вполне лоялен к русским игрокам, регулярно дает им шансы, но, видимо, по большей части не тем.

С другой стороны – «Детройт»: у него набралось всего 18 наших парней за 35 лет, но именно там была Русская пятерка, а потом еще Дацюк. С 1991 до 2003 года в «красных крыльях» было минимум трое наших каждый сезон; после этого – не больше двух. Вряд ли у руководства клуба вдруг появилась аллергия на русский хоккей. Просто вот так сложилось.

«Питтсбург»: там набралось всего 14 наших, и по дистанции можно подумать, что русских там реально не приветствуют. Например, «пингвины» предпоследними в лиге выпустили на лед игрока из России (ну, не считая команд, которые появились в конце 90-х и позднее), и то лишь из-за разницы часовых поясов: 7 октября 1995 года за «Питтсбург» вышли наши первые хоккеисты, Зубов и Дмитрий Миронов, а через несколько часов первым в «Далласе» дебютировал Николай Борщевский. К тому времени русская бригада «Нью-Джерси» насчитывала 6 человек и больше 1000 игр.

Однако в конце 90-х в «Питтсбурге» собралась веселая компания из Ковалева, Морозова, Титова, Каспарайтиса и Галанова – целая русская пятерка. 

За последние 20 лет «пингвины» видели только шестерых наших, но Малкин и Гончар в 2009-м выиграли Кубок Стэнли в качестве лидеров команды. Наверное, это важнее в смысле русского наследия, чем три десятка игроков, которые прошли через «Эдмонтон»?!
Так что выбрать самую русскую команду НХЛ в истории будет нелегко. Но мы попробуем – и для этого я, конечно, изобрел свою систему. С ее итогами вы легко можете поспорить и в голосовалке, и в комментариях. 

Самые мощные русские перфомансы в рамках одного сезона

Для разгона вспомним команды, которые собирали классные банды из наших парней на короткой дистанции. Тут, конечно, не нужно быть знатоком истории НХЛ, чтобы предсказать лидерство «Детройта» второй половины 90-х: Скотти Боумэн, «Русская пятерка», два Кубка Стэнли. Но в составе «Ред Уингс» на дистанции сезона лишь однажды набралось 6 игроков (без учета уже не игравшего после аварии, но получившего кубок в 1998-м Владимира Константинова – я его не считал, потому что он, к сожалению, не сыграл ни одного матча). А были в истории команды, через которые за сезон проходило больше наших!

Оказывается, в НХЛ было сразу несколько клубов, которые за сезон успевали выпустить 7 русских игроков. И еще больше – 6. Но почти во всех случаях это происходило за счет переходов и редких подключений молодежи из фарма. Чаще всего одновременно на лед выходили в этих командах 3-4, изредка 5 игроков. 

Рекорд же по количеству наших в одной команде в отдельном матче – у «Чикаго» и «Флориды». 

15 октября 2002 года «пантеры» впервые выпустили на лед шесть русских игроков: защитников Юшкевича и Уланова, нападающих Виктора Козлова, Валерия Буре, Новосельцева и Швидкого. «Флорида» проиграла этот матч «Миннесоте» 1:4, а наша шестерка суммарно набрала 1 голевой пас (Юшкевич) и «минус 4». 

А уже в начале ноября этот эксперимент повторил «Чикаго», причем в трех играх подряд – и тоже вышло не очень. Наша шестерка выглядела так: защитники Карповцев и Борис Миронов, нападающие Жамнов, Николишин, Березин, Игорь Королев. «Блэкхокс» проиграли два матча из трех и забили всего четыре гола. У наших суммарно 1+2 и «минус 13». В последнем «Чикаго» обыграл «Детройт», у которого на лед вышли еще четверо наших – итого получилось 10 человек! Это тоже рекорд, но не уникальный – были матчи, где друг против друга выходили по 5 наших игроков с каждой стороны, но сколько именно – так глубоко я не стал копать.

Если интересно, можете посмотреть, как играли, например, «Торонто» с «Питтсбургом» в сезоне-1998/99 или «Торонто» с «Детройтом» в сезоне-1999/00.

После большого локаута русификация НХЛ пошла на спад, и пятерки в отдельных клубах стали собираться совсем редко. Все это время флаг русской команды нес «Вашингтон». В сезоне-2008/09 «Кэпиталс» четырежды удавалось собрать русскую пятерку – правда, с вратарем – и это было очень ярко. Из этих 4 матчей «Вашингтон» выиграл 3, а наши парни набрали в сумме 22 (8+14) очка! Много лет спустя вокруг Овечкина ненадолго собиралась новая большая компания. 

Но все это детский сад в сравнении с «Детройтом» 90-х. «Ред Уингс» на самом деле не сильно увлекались русскими игроками на дистанции (21-е место по количеству наших в истории), но мощная закупка в начале 90-х сделала невероятную кассу и держала инерцию больше десяти лет. И по влиянию на команду эта группа игроков установила планку, недостижимую в обозримом будущем.

Хотя «Коламбус» образца прошлого сезона подобрался довольно близко. И если бы не травмы Чинахова, а потом и Марченко, мог и по итогам этого показать хорошие цифры, несмотря на то, что пятый участник – вратарь Тарасов – играет немного. Но добраться до «Детройта» нынешнему «Коламбусу» пока не светит – даже если останется Проворов, желательно к Тарасову или вместо него добавить полевого, а среди проспектов с русским паспортом таких пока не видно (Долженкову и Макарову из ЦСКА до НХЛ объективно далековато). «Торонто» конца 90-х был еще ближе к «Детройту». По именам и достижениям те пятеро, конечно, проигрывали, но в «Мэйпл Лифс» каждый играл важную роль, получая не меньше 18 минут за матч! Пятерка сложилась в начале сезона-1998/99, когда из «Рейнджерс» пришел Александр Карповцев (в обмен на Мэтью Шнайдера), и держалась два года – пока Карповцева не обменяли в «Чикаго» на Брайана Маккейба. Побить за это время детройтский рекорд помешали только травмы.

А вслед за Карповцевым в «Чикаго» потихоньку перебрались сначала Королев, а потом и Березин. Так в сезоне-2002/03 русская бригада «Блэкхокс» набрала больше 300 матчей, но быстро распалась.

Еще более недостижимую планку «Детройт»-1995/96 установил по набранным русскими игроками очкам.

Интересно, что к двум лучшим результатам, да еще с разницей в 13 лет, приложил руку Сергей Федоров. Только в «Детройте» он был флагманом русской пятерки со 107 очками, а в «Вашингтоне» его вклад в общую сумму был самым скромным из нашей четверки – 33 очка. Ну и, справедливости ради, у «Кэпиталс» все, кроме Овечкина, многовато пропустили: Козлов сыграл 67 игр, Семин – 62, Федоров – 52. Но и без травм вряд ли получилось бы догнать «Детройт» – не хватало одного игрока.

Те же 13 лет разделяют и два лучших результата русской бригады «Кэпиталс», которую связал Александр Овечкин. Причем в сезоне-2021/22 наши вашингтонцы вообще втроем (плюс Орлов и Кузнецов) сумели пробить две сотни очков – четвертый, Алексеев, сыграл всего один матч и ничем не помог. Но, согласитесь, такая тройка стоит дороже иных более многочисленных русский колоний. Эти парни по очкам перебили «Детройт» первого чемпионского сезона с Русской пятеркой в полном составе! Именно поэтому очки мы тоже будем учитывать при подведении итогов.

Как раз к ним плавно и переходим.

За всю историю: лидеры по игрокам, матчам, очкам и кубкам

На исторической дистанции больше всего наших было в «Рейнджерс» и «Сан-Хосе» – по 31 игроку. Единоличного лидера в этом сезоне может устроить только дедлайн – в фармах не осталось игроков, которые еще не дебютировали за основу. У «рейнджеров» в АХЛ наших вообще нет, а у «Сан-Хосе» – только уже имеющие опыт НХЛ Гущин, Мухамадуллин и вратарь Романов.

Совсем рядом «Аризона» (но она уже прекратила, точнее – приостановила свое существование) и «Чикаго» – по 30. У «Эдмонтона» и «Нью-Джерси» – по 29. То же самое – только чудеса на дедлайне могут изменить диспозицию: в АХЛ совсем мало наших игроков, которые еще не дебютировали в НХЛ, и почти все они в «Рочестере» (фарм «Баффало»). У «Ойлерс», правда, есть Матвей Петров, но шансы на подъем у него невелики.

Однако просто количество игроков, как мы выяснили на примере «Эдмонтона», мало что значит. Наверное, важнее посмотреть, сколько наших игроков провели в командах хотя бы по 100 матчей. Почему именно 100? Да, вроде бы немного, но этого обычно достаточно, чтобы отсечь случайных, краткосрочных и банально не закрепившихся игроков. Если взять 200 и больше, то, например, «Коламбус» потеряет Панарина и Федорова, «Нью-Джерси» – Немчинова и Могильного, «Рейнджерс» – Зубова, «Торонто» – Борщевского и так далее. А они оставили заметный след – это уже будет какой-то неправильный подсчет.

Так вот тут уже «Рейнджерс» – единоличные лидеры. Неудивительно, потому что в Нью-Йорке сейчас двое наших, и они играют давно, а у «Сан-Хосе» вся шестерка свежая, максимум с прошлого сезона. То есть «акулы» ворвались в топ по количеству игроков только в этом сезоне. У «Коламбуса» впечатляющая цифра, потому что он появился в лиге только в 2000 году, и эти 13 – из 18! Четверо из них играют в команде сейчас и пробили сотню недавно: Проворов и Воронков – в этом сезоне, Марченко и Чинахов – в прошлом.

Тем не менее пока складывается вполне очевидная картина: и по количеству игроков, и по количеству игроков на 100+ матчей лидируют «Рейнджерс».

Дальше смотрим игры и очки. И тут приходит время «Вашингтона».

Конечно, Овечкин со своими полутора тысячами за двадцать лет сделал ключевой вклад, но у него и поддержка была что надо. Даже без Овечкина «Кэпиталс» были бы в топ-5 по обеим категориям.

У «Детройта» больше половины игр и примерно две трети очков – от Русской пятерки. У «Тампы» больше половины очков набрал Кучеров, а по играм существенный вклад у вратарей – Хабибулина и Василевского. «Рейнджерс» берут количеством: ни один из игроков не провел в команде 500 матчей, и только Панарин перевалил за 500 очков (недавно).

В принципе на этом можно было остановиться, но тут я подумал, что чего-то не хватает. Что есть причина, по которой Русская пятерка «Детройта» – это на десятилетия, а о русских бригадах «Торонто» и «Чикаго» многие уже и не помнят. Это, конечно, победы в Кубке Стэнли. Поэтому я добавил еще один ракурс.

Да, считаем не кубки, а игроков, которые их брали. По-моему, это логично – даже если бы, например, Малкин взял с «пингвинами» десять кубков, более русскими они бы от этого не стали. Но свой скромный вклад в нашу историю он все равно внес. Тут нет «Вегаса» с Барбашевым, потому что я его исключил из подсчетов в принципе – слишком мало времени пока у «рыцарей» в НХЛ.

Финал: определяем победителя

Та-да-а-ам! Коротко о системе:

– 4 главных критерия: игроки 100+, игры, очки, обладатели Кубка Стэнли

– в первых трех участвуют 30 команд: минус «Юта», «Сиэтл» и «Вегас», которые провели в лиге слишком мало времени; соответственно, баллы начисляются от 30 до 1.

– в четвертом участвуют только команды, которые брали Кубок Стэнли с русскими игроками. Их 13, поэтому и максимальное количество баллов – 13.

Полную таблицу приводить не буду, чтобы не дублировать сущности – все эти цифры есть выше, некоторые даже по два раза.

И все-таки «Рейнджерс». Ни в одном из четырех критериев нью-йоркцы не упали ниже четвертого места. Наших парней там было много в большинстве сезонов. Да, ни один из них – пока! – не стал легендой клуба, как Овечкин, Малкин или Кучеров (хочется верить, что у Шестеркина и Панарина это еще впереди), но они взяли массовостью, хорошим средним уровнем и, конечно, чемпионской бригадой 1994-го (Зубов, Ковалев, Немчинов, Карповцев).

И вроде бы конкуренты близко, но вообще непонятно, реально ли в ближайшем будущем как-то подвинуть «Рейнджерс». У «Детройта» нет и не предвидится русского ядра: на последних пяти драфтах из наших выбран только Бучельников. У «Вашингтона» за Овечкиным на горизонте только Мирошниченко (Алексеев, скорее всего, вот-вот вернется в КХЛ). У «Тампы» за Кучеровым и Василевским вообще пустота, а сами они даже за следующие пять лет никак не смогут изменить расклад.

Самая русская команда сегодня – «Коламбус» – слишком сильно отстает, этому русскому ядру нужно играть долго, много и взять кубок, чтобы реально вклиниться в этот спор. 

На ум приходит «Каролина», куда к Свечникову и Кочеткову – и, вероятно, вместо Орлова – скоро должен подъехать Никишин, и которая на последних драфтах набрала охапку русских игроков. Но она на 23-м месте, потому что в прошлые годы не очень увлекалась нашими – сейчас только третий сезон, когда их больше двух человек в составе. «Каролине» еще надо сформировать достаточно сильную бригаду, а потом ехать на ней лет десять.

Так что пока – как я вижу – позиции «Рейнджерс» как главной русской команды в истории незыблемы. Ну а годы спустя кто-нибудь наверняка соберет новый рейтинг.

Теперь – голосуем.

Фото: Gettyimages/Emilee Chinn / Staff, Dave Sandford / Stringer, Brian Bahr / Stringer; East News/Darryl Dyck/The Canadian Press via AP, AP Photo/Chris O’Meara, AP Photo/Wilfredo Lee, AP Photo/Tony Gutierrez