Финансовая революция в НХЛ: эскроу отменяют, игроки получат больше, чем должны по контракту
Что происходит?
Главный сюрприз 2025-го: по словам нескольких инсайдеров, включая Фрэнка Серавалли, НХЛ с 30 января отменяет эскроу и при этом возвращает им все деньги, уплаченные в сезоне-2023/24. Более того – еще с небольшой суммой сверху.
Это событие не только обогатит хоккеистов на десятки и сотни тысяч долларов (а в редких случаях – больше чем на миллион), но и напрямую повлияет на потолок зарплат: вероятно, теперь он будет расти еще быстрее.
Разбираемся, что это было и откуда вообще такая щедрость.
Для начала: что такое эскроу и как он связан с зарплатами?
Тем, кто сталкивался с ипотекой в последние годы, это слово знакомо, но в сфере недвижимости эскроу-счета работают иначе. В НХЛ же это в первую очередь способ выравнивания доходов клубов и игроков.
Вне зависимости от сферы применения эскроу – это всего-навсего банковский счет, которым владеет третья сторона. В НХЛ его начали использовать в 2005 году при введении потолка зарплат.
Для полного понимания сути и величины эскроу стоит узнать, как вообще все работает и из чего этот потолок формируется (если что-то из дальнейшего текста останется неясным – задавайте вопросы в комментариях). Если схематично, то все выглядит так:
● Уже 20 лет для расчета потолка зарплат существует такое понятие, как Hockey Related Revenue (HRR, хоккейные доходы), которое включает в себя доходы от согласованного набора источников: телевизионные контракты, билеты, ложи, продажи товаров, роялти, спонсоры клубов и так далее (хотя владельцы команд иногда изворачиваются и не включают некоторые статьи доходов). НХЛ ежегодно прогнозирует HRR на следующий сезон – и эта сумма делится пополам между лигой и профсоюзом. Доля НХЛ идет в обеспечение повседневной деятельности и на выплаты владельцам команд, а доля NHLPA становится базой для расчета потолка зарплат игроков.
● Доля игроков – те самые 50% от HRR – делят на количество клубов в лиге. Полученное значение становится медианой зарплатного диапазона (Midpoint of the Salary Cap Range). Потолок зарплат – это медиана плюс 15%, пол – медиана минус 15%. Если НХЛ или профсоюз посчитают, что этого мало, то могут в одностороннем порядке использовать повышающий коэффициент (cap escalator), который увеличит все три значения на величину до 5%.
● Если большинство команд находится близко к полу зарплат, то игроки заработают меньше, чем лига прогнозировала. Если же, напротив, большая часть клубов торгуется под потолком, то игроки заработают больше запланированного. Поэтому необходим инструмент, который выровняет доходы клубов и игроков до 50%, как и закладывается в схеме изначально – и именно для этого существует эскроу.
Эскроу ликвидирует перекос между тем, что заработали игроки, и тем, что заработали клубы. Этот перекос может быть в пользу любой из сторон, но фактически всегда доходы больше у игроков – ниже объясним почему. То есть в реальности владельцы клубов недополучают прибыль и берут свое за счет хоккеистов.
Как рассчитывается эскроу?
Когда становится понятно, что игроки заработают больше, чем должны были по расчетам, они отправляют свою часть денег на эскроу-счет. Когда, наоборот, меньше – компенсировать упущенную прибыль игроков будут клубы, а выплаты будут осуществлены пропорционально зарплатам (так прописано в пункте 50.11 Коллективного соглашения). Платежи отчисляются на протяжении сезона и должны соответствовать обстановке, если реальный доход отличается от прогнозируемого. В конце сезона эскроу распределяет деньги между владельцами и игроками так, чтобы в итоге каждая сторона получила свою долю в 50%.
Чтобы понять, как это происходит на практике, вычислим реальный эскроу. Возьмем в пример сезон-2015/16.
Мы знаем следующее:
● потолок зарплат составлял $71,4 млн;
● профсоюз воспользовался повышающим коэффициентом и повысил потолок на 5%;
● расчетный HRR оказался практически равен проектируемому;
● совокупная зарплата всех игроков НХЛ в сезоне до вычета налогов и эскроу составила $2112,3 млн.
Игроки тогда заработали больше, потому часть их дохода была через эскроу передана владельцам – и так доли уравнялись. Воспользуемся схемой расчета потолка зарплат, которую привели выше – но, конечно, в данной ситуации вычисления проводим с конца. В итоге получим следующие показатели:
● исходный потолок зарплат – $68 млн;
● исходная медиана зарплатного диапазона – $59,1 млн;
● проектируемая доля игроков – $1773,9 млн.
Получается, что для равного распределения доходов игроки должны были заработать меньше – и потому лишились части зарплаты через эскроу. Путем простых вычислений приходим к итогу: эта часть составила 16%.
И забавно, что коэффициент, который применил профсоюз, сделал эскроу только выше:
● если бы его не применяли, то 18 команд превысили бы потолок на общую сумму $55 млн – то есть эти деньги игроки получить изначально не должны были;
● вычитаем это из совокупной зарплаты и получаем новую сумму – $2057,3 млн;
● перекос стал бы значительно ниже: игрокам пришлось бы отдать не 16%, а лишь 13,8%. В реальности сниженный потолок повлиял бы и на остальные 12 клубов, так что игроки заработали бы фактически еще меньше – соответственно, и эскроу был бы ниже.
Таким образом, хоккеисты, которые тем летом заключили новые контракты, отчасти получили больше денег за счет того, что хоккеисты на действующих контрактах получили меньше.
Например, если взять гипотетического игрока с зарплатой $5 млн и контрактом с сезона-2014/15 по сезон-2015/16, то без коэффициента его эскроу (напоминаю: примерный – но, скорее всего, максимально возможный для той ситуации) составил бы 13,8%. Тогда этот хоккеист заработал бы за сезон-2015/16 $4,31 млн. Но из-за применения коэффициента эскроу составил 16%, а зарплата упала до $4,2 млн.
Выходит, что повышение потолка, которое помогло свободным агентам того лета получить контракты чуть щедрее, отняло у хоккеиста из нашего примера $110 тысяч за сезон. Потеря может показаться несущественной, но, во-первых, дело принципа: игроку обещали одни деньги, а получил он другие – на шестизначную сумму меньше. А во-вторых, это сумма еще до уплаты налогов – а они откусят еще больше, чем эскроу. Так что сотня тысяч точно лишней не была бы.
Разумеется, есть и выгодоприобретатели вроде Майка Грина, который тем летом подписал трехлетний контракт с «Детройтом» на $6 млн за сезон – без повышающего коэффициента он получил бы поменьше. При этом коэффициент действовал один сезон, а хороший кэпхит у Грина оставался на протяжении всего контракта. Игроки же с действующими летом 2015-го соглашениями должны были с завистью смотреть в его сторону: эскроу в тот сезон, естественно, тоже вырос, а они из-за этого получили меньше реальных денег.
Важный момент: доходы могут меняться в зависимости от ситуации (самый яркий пример – пандемия, когда доходы резко упали у всех), поэтому может выйти так, что лига соберет больше денег в эскроу, чем необходимо. В таком случае по окончании сезона хоккеисты получат излишне уплаченные доллары назад.
В чем недостатки эскроу?
Главный недостаток – хоккеисты рискуют не получить реальные деньги из-за того, что лига неправильно посчитала прогнозируемые. Впервые эта проблема встала остро в сезоне-2012/13, когда случился локаут. Тогда лига верила, что доходы и потолок зарплат будут расти.
Тем не менее HRR увеличивался не так сильно, как предсказывалось. В итоге – довольных нет: игроки и владельцы зарабатывают меньше, лига растет не так, как хотелось бы. Но все это оказалось лишь разминкой перед настоящей проблемой – пандемией коронавируса.
Одна из ключевых причин ковидного кризиса – большая зависимость от зрителей на аренах.
Например, в сезоне-2022/23 в общей сумме доходов лиги 44% составили продажи билетов, а еще 12% – сопутствующие доходы с матчей (оплата парковок, покупка еды, мерча и прочего). Кстати, НХЛ – единственная из главных спортивных лиг Северной Америки, которая получает от болельщиков на трибунах больше половины общего дохода.
Коронавирус же за пару сезонов до этого убил большую часть доходов – и проблемы возникали у всех. Клубы вынуждены были платить игрокам (согласно контрактам), хотя сами не так уж много зарабатывали, а потому и эскроу приходилось назначать высокий – в конце года хоккеистам оттуда не возвращалось ни цента. И с того момента игроки еще ни разу не получали возврат из эскроу.
А он и так был высоким на протяжении многих лет. Начиная с сезона-2012/13, эскроу стбильно выше 10%. Но дважды – в 2018-м и 2019-м – все же снижался за счет возврата части денег игрокам. Из-за пандемии эскроу достиг беспрецедентных 20% на сезон-2020/21, а годом позже снизился до все еще безумных 17%.
В Коллективном соглашении прописано, что потолок зарплат при согласии сторон можно повышать на величину вплоть до 5% каждый год. Но в годы ковида профсоюз, осознавая, что подъем потолка спровоцирует и рост эскроу, на это не шел: за 4 года предел зарплат поднялся лишь на миллион – с $81,5 млн в сезоне-2019/20 до $82,5 млн на регулярку-2022/23. Эскроу при этом снижался: с прошлого сезона он упал до 6%.
Для владельцев клубов эскроу – заметный плюс. До этого момента сложно было представить себе ситуацию, когда игроки заработают меньше запланированного и дополучат за счет эскроу от владельцев. Просто потому что для конкурентоспособности команд в сезоне нужна загруженная ведомость.
По старому Коллективному соглашению (до 2012-го) игрокам полагалась доля больше, чем лиге – 57%, и с эскроу проблемы не было. После же перераспределения доходов игроки оказались в проигрыше. Многие – в приличном. Например, Джонатан Тэйвс, который по предыдущему контракту зарабатывал $10,5 млн в сезон, каждый год терял около миллиона, а то и выше. Неудивительно, что именно он был самым громким противником всего этого. На вопрос о главных претензиях к Коллективному соглашению он отвечал так: «А. Эскроу. Б. Эскроу».
В итоге игроки лишались ощутимой доли обещанных – а с точки зрения Коллективного соглашения, гарантированных – доходов фактически из-за того, что лига переоценивала будущую прибыль.
Кроме того, вступившие в НХЛ «Вегас» и «Сиэтл» платили за право своего создания немалые суммы – $500 млн и $650 млн соответственно. Но лига решила, что эти доходы не хоккейные, а потому в счет не идут – игроки от этих денег не увидели ни цента.
Был и еще один неочевидный минус. В сентябре 2020-го должен был пройти Кубок мира – но разгневанные долгими годами неполной зарплаты игроки готовились к переговорам по новому CBA (которые прошли в том же месяце) и потому отказались.
Почему НХЛ вдруг отменила эскроу?
Главным образом потому, что игроки уже давно выражали недовольство. Через полтора года срок действия нынешнего Коллективного соглашения закончится, и лиге с профсоюзом предстоит вновь садиться за стол переговоров. Эскроу был бы краеугольным камнем в обсуждении – и если бы НХЛ упиралась, хоккеисты вполне могли бы вновь отказаться играть, как в 2004-м и в 2012-м.
Сейчас же и владельцы, и игроки вступят в эру процветания. В следующем сезоне зарплаты свободных агентов лета-2025 будут выше, чем рассчитывали игроки, что улучшит и их позицию по поводу будущих переговоров относительно CBA. Причем до того, как стороны приступят к диалогу, пройдет полтора года. Хоккеисты впервые не будут ждать, вернется ли им хоть сколько-нибудь из уплаченных процентов, и успеют забыть про эскроу – поэтому переговоры должны пройти быстрее и доброжелательнее, чем в 2004 и 2012 годах.
Что изменилось с отменой эскроу?
Игроки полностью получат все уплаченные деньги за прошлый сезон – то есть 6% от зарплат. Кроме того, лига также выплатит им дополнительную сумму в промежутке от 1,5 до 2%. Таким образом, зарплата хоккеистов за прошлую регулярку составит не 100%, а 101,5-102% (за плей-офф в НХЛ, как известно, не платят в принципе). А в текущем сезоне эскроу взиматься больше не будет. Все, что игроки уже заплатили, вернется им в полном объеме. Конечно, на платежные ведомости команд это никак не повлияет.
А вот на потолок зарплат – да. В этом сезоне он останется неизменным, зато в следующем будет даже больше, чем прогнозировалось. Ожидалось, что зарплатные ведомости команд в сезоне-2025/26 будут ограничены $92 млн, но теперь, по подсчетам хоккейного агента Аллана Уолша, потолок может достигнуть даже $97 млн – и это более чем вероятно. Рост на $9 млн за одно лето будет рекордным для НХЛ. А всего же за ближайшие четыре года потолок может достигнуть $110 млн. Поэтому хоккеисты, которые подписали новый контракт раньше окончания предыдущего летом 2025-го, как Игорь Шестеркин, теперь могут оказаться в проигрыше – с таким потолком явно могли бы претендовать на суммы побольше.
Отмена эскроу фактически служит объявлением: НХЛ оправилась от пандемии. Кроме того, возврат эскроу с процентом сверху означает, что владельцы получили даже больше, чем рассчитывали. Так и есть: при запланированном доходе в $6,2 млрд фактически вышло аж $6,6 млрд – оттуда и аттракцион неслыханной для НХЛ щедрости.
Что будет дальше?
Работы у руководства лиги все еще много. Летом 2026-го действующий CBA истекает – предстоят новые переговоры. Правда, отмена эскроу наверняка упростит и ускорит процесс.
Через год заканчивается телевизионный контракт с канадским вещателем Sportsnet. Сейчас лига получает по нему $410 млн в год, но на фоне действующих соглашений НФЛ и НБА это копейки – вряд ли по новому соглашению НХЛ будет зарабатывать меньше $1 млрд в год. А в 2028-м закончится контракт уже с американским ESPN, который платит лиге по $630 млн в год – и, опять же, мало сомнений, что новая сделка будет приносить НХЛ сумму меньше чем с девятью нулями.
По мнению экспертов, к концу десятилетия доходы НХЛ за сезон могут достичь $10 млрд. В НХЛ наступают светлые времена – и отмена эскроу становится первой фишкой домино в цепочке.
А сам механизм эскроу, конечно, клевый. Владельцы по сути не берут на себя все риски, а делили их пополам с работниками, если не добрали до своих прогнозов прибыли. Мы тут запрогнозили, не добрали, поэтому давайте вы часть компенсируете из своей зп, это же наше общее дело, но когда пришел ярд от новых клубов, то это наш ярд.