10 мин.

Сумасшедший контракт в НХЛ: «Анахайм» будет платить игроку до 2045 года! Это вообще законно?

Да. Сейчас все объясним.

На днях нападающий Фрэнк Ватрано подписал один из самых необычных контрактов в истории НХЛ. По сообщению инсайдера Пьера Лебрюна, «Анахайм» будет платить по $3 млн ближайшие три сезона, а оставшиеся $9 млн игрок будет получать как отложенную зарплату – равными суммами в течение десяти лет, начиная с 2035 года.

Стоп, что?!

Если вы запутались и ничего не поняли – это нормально. Сейчас все распутаем.

Что за отложенная зарплата? Мошенничество с потолком?

На самом деле это не первый такой контракт – прошлые не были настолько громкими, потому что формальный срок окончания и фактическая дата последней выплаты не сильно различались. Прямо сейчас в лиге играют три хоккеиста, не считая Ватрано, которые подписали контракты с отложенными выплатами: Сет Джарвис, Джейккоб Слэвин (оба – «Каролина») и Джейк Маккейб («Торонто»). А пионером движения «утром стулья, вечером деньги» вообще был легенда «Аризоны» Шейн Доун.

Но все же эти случаи отличаются от ситуации Ватрано.

Для начала: нет, никакие правила лиги не нарушены. Подобный способ расчетов действительно разрешен – причем с тех самых времен, как ввели потолок зарплат. И может показаться, что это идеальный способ легального мошенничества с потолком – такой же удобный, как LTIR. Но, разумеется, дьявол в деталях – не всегда и не для всех сторон отложенные выплаты выгодны.

Хотя для клуба выгода есть. Главная – снижение кэпхита. На примере Ватрано: он подписал трехлетний контракт на $18 млн, что в обычном случае означало бы 6 млн под потолком «Анахайма» на каждый из трех сезонов. Но из-за того, что половина суммы отложена, фактически в платежку пойдет только по $4,57 млн в течение этих же трех лет. И все.

Несмотря на то, что $4,57*3=$13,71 млн, а не $18 млн, оставшиеся $4,29 млн никак в платежной ведомости «Дакс» не отразятся. В том числе и в 2035-м, когда 40-летний Ватрано уже давно будет на пенсии, но начнет получать 900 тысяч ежегодно.

Причем Фрэнк будет получать именно зарплату, а не бонусы – и в этом смысле его контракт стал первым таким в истории НХЛ.

Коллективное соглашение между лигой и профсоюзом игроков (CBA) предполагает следующее:

● отложенная компенсация привязывается к тому сезону, в котором она заработана. Нельзя просто так выдать часть зарплаты позже – она должна относиться к какому-то конкретному чемпионату;

● чтобы компенсация считалась отложенной, она должна быть выплачена после того, как контракт истечет.

Для чего нужна привязка по времени? Для того, чтобы перерассчитать кэпхит. Помните, мы разбирались, почему кэпхит не всегда равен средней годовой зарплате? Отложенная компенсация создает еще один пример по теме.

Фокус в том, что откладывание выплат уменьшает не только сумму, которую клуб выплачивает прямо сейчас, но и сумму, которую хоккеист получит с задержкой. Конечно, теоретически в экономике возможна и дефляция (в случае НХЛ – падение сумм контрактов игроков и, как следствие, потолка зарплат из-за роста покупательской способности денег), но на нее практически никогда не рассчитывают. Покупательская способность денег падает год за годом из-за инфляции, поэтому условные $100 сейчас – это больше чем $100 через год и гораздо больше чем через 5 лет.

Отсюда вытекает первая и главная причина, по которой контракты с отложенными выплатами редки: они невыгодны для игроков. В большинстве случаев хоккеисты предпочитают загружать деньгами начало контракта – чтобы получать деньги прямо сейчас, а в идеале приумножать их посредством инвестиций. Если вы не Эвандер Кэйн, Робин Ленер или Сергей Федоров – эта стратегия очевидна и логична.

Допустим, это понятно. А как рассчитывается кэпхит?

Поскольку деньги, которые будут выплачены позже – не дар свыше и должны определенным образом влиять на потолок, нужно разобраться с точной суммой. Здесь появляется новый термин – временна́я ценность денег. Эта величина показывает темп обесценивания финансов – то есть насколько одна и та же сумма сейчас стоит больше, чем потом.

Для подсчета показателя используется средняя ставка обеспеченного финансирования овернайт (Secured Overnight Financing Rate, SOFR) за год. Понятие не из НХЛ. Овернайт – это однодневный кредит, выдаваемый на время, когда биржи закрыты – то есть на ночь до утра или на выходные до понедельника. По состоянию на 5 января 2025 года годовая SOFR составляла 4,1750%.

К этой ставке прибавляется 1,25% – полученное число и используется для определения обесценивания денег.

Получается, что чем больше сумма, которую откладывают, и чем дальше ее откладывают, тем сильнее снижается кэпхит – с каждым годом деньги стоят все меньше и меньше. Здесь вернемся к тем, кто уже подписал контракты с отложенными компенсациями.

Например, Джейк Маккейб на контракте до 30 июня 2030 года. К его концу заработает $18 млн, а 1 января 2031-го игрок получит от «Торонто» $5,5 млн. Формально эта сумма разбита на две части: 3 млн относятся ко второму сезону, 2,5 млн – к третьему. За счет выноса части суммы за контракт «Торонто» экономит на Джейке $190 тысяч: вместо $4,7 млн под потолком «Лифс» учитываются лишь 4,51 млн.

А «Каролина» на Джейккобе Слэвине сбережет меньше – чуть более $61 тысячи. При общей сумме контракта $51,69 млн на 8 лет «Харрикейнс» выплатят подписной бонус за последний по контракту сезон (2031/32) спустя год – 1 июля 2033-го Слэвину на счет упадет $4,55 млн, из-за чего его кэпхит составляет не 6,46 млн, а 6,4 млн.

Зато Сет Джарвис пошел навстречу «Каролине» на значительно бо́льшую сумму. 1 июля 2032 года, на следующий день после окончания контракта, форвард получит целых $15,67 млн: по 4,95 млн за первый и второй сезоны и 5,77 млн за седьмой сезон. Из-за этого кэпхит Сета не $7,9 млн, а всего $7,42 млн – сохраняется практически полмиллиона, что на дедлайне превращается приблизительно в $1,8 млн. Как и в случае со Слэвином, у Джарвиса в отложенную компенсацию зашиты подписные бонусы.

Очевидно, все три контракта имеют необычную структуру из-за того, что «Торонто» и «Каролина» видят себя полноправными претендентами на плей-офф и потому хотят собрать максимально боеспособный состав, а для этого важна каждая копейка. Помните же, как скрупулезно собрал состав «Тампы» Жюльен Брисбуа на сокращенный сезон-2021?

А вот Доун, который подписал контракт с отложенными выплатами раньше других – в 2016-м, сделал это по другой причине. Ему отложили $2,5 млн подписного бонуса и бонуса за выступления, поскольку у «Аризоны» были проблемы с реальными деньгами – таким образом «Койотис» отсрочили выплату на два года и получили еще год игры Шейна, а Доуну взамен досталось отличное выходное пособие спустя год после окончания карьеры.

Так какая выгода игрока, если деньги дешевеют?

Во многом такие контракты случаются, потому что игрок идет навстречу клубу. 30-летнего Ватрано, судя по всему, все устраивает в «Дакс», и он планирует задержаться в клубе. При таком соглашении он может не беспокоиться за свое будущее: с большой долей вероятности никто не захочет принять его контракт.

Есть и еще один момент – так можно сэкономить на налогах. Например, Маккейб играет в Канаде, где налог прилично превосходит американский, а Джейк – американец. К концу контракта Маккейбу будет 36 – вполне возможно, что 1 января 2031 года, когда ему стукнет 37 и он получит $5,5 млн отложенных выплат, он уже будет отдыхать от хоккея на пенсии. Если так, то и жить он скорее предпочтет на родине. А даже если продолжит играть – вполне вероятно, подпишется уже с клубом из США, так что на налоге в любом случае сбережет немало долларов.

Это случай и Ватрано. Он играет в Калифорнии, где самый высокий налог штата во всей Америке. После окончания карьеры (не будет же он играть до 2035-го, когда ему стукнет уже 41?) Фрэнк просто переберется в условную Флориду, где будет греться под столь же теплым солнцем на столь же легендарных пляжах, но совершенно без налога штата – а в Калифорнии Ватрано пришлось бы платить дополнительно 11,3% подоходного.

А самый показательный пример здесь – бейсболист Сехей Отани, обладатель второго самого большого контракта в истории спорта. Японец играет за «Лос-Анджелес Доджерс», а налог в Калифорнии, помним, конский. Поэтому – хоть Отани и подписал десятилетний контракт на сумму $700 млн – зарабатывать все эти десять лет он будет всего лишь по $2 млн. Остальные $68 млн в год, которые прописаны как подписной бонус, он будет получать в течение все тех же десяти лет, но начиная с 2034-го. Почему? Потому что он переедет туда, где налог будет поменьше – а при столь внушительной сумме и разница будет измеряться суммой с шестью нулями.

Любопытен момент с обменами. Если клуб захочет обменять игрока, то важно, когда именно это произойдет. Возьмем для примера Маккейба. Если «Торонто» решит отправить Джейка в другую команду прежде, чем начнется второй сезон по его контракту, то все отложенные выплаты лягут на новый клуб. Если после начала второго сезона, но до начала третьего – «Лифс» будут должны Маккейбу $3 млн за второй сезон, а новая команда – $2,5 млн за третий. Если после начала третьего – все отложенные деньги Джейку выплатит «Торонто».

Выглядит как способ обойти систему. А почему все так не делают?

Во-первых, потому что контракт с отложенной компенсацией имеет недостатки для обеих подписывающих его сторон. Во-вторых, это не всегда необходимо. В-третьих, если откладывать небольшую относительно всего контракта сумму и на небольшой срок, то смысл в принципе теряется. А если еще и SOFR уменьшится, то все забудут даже про само существование такой опции, как отложенная компенсация.

Больше того: такие контракты не имеют популярности ни у игроков, ни у генменеджеров, ни у лиги. Поэтому в 2026 году, когда НХЛ и профсоюз игроков будут обсуждать новое Коллективное соглашение, контракты с отложенной компенсацией не будут защищать ни игроки, ни агенты, ни руководители клубов, ни лига – вероятно, они станут частью истории.

Как сказал в сентябре заместитель комиссионера НХЛ Билл Дэйли, такие контракты вызывают опасения по поводу возможных махинаций с платежной ведомостью: «Это выводит из строя систему сдержек и противовесов Коллективного соглашения, что вызывает неясность относительно того, что допустимо, а что нет. Контракты с отложенными компенсациями были созданы в эпоху до потолка зарплат, и нынешняя система их как бы унаследовала, так что это наверняка потребует корректировки в будущем».

Поэтому, хоть контракты с отложенными компенсациями и приобрели некую популярность в нынешнем сезоне, не ждите, что их станет много. Скорее всего, когда все полностью разберутся в таких сделках, НХЛ уже их отменит.

Фото: East News/AP Photo/Stephen Brashear, AP Photo/Jayne-Kamin-Oncea, AP Photo/Kyusung Gong, AP Photo/Matt Slocum