10 мин.

В КХЛ подслушивают за судьями – и это очень смелый проект в нашем хоккее. Как он устроен?

Рассказывают главный арбитр лиги и «Кинопоиск».

В этом году судьи КХЛ перевоплотились из малоизвестных абстрактных фигур в публичных участников матчей. Все благодаря двум громким интернет-проектам, объединенным одной идеей.

Две команды выпускают 15-30 минутные видео (Лига – на ютуб-канале, а «Кинопоиск» на ютуб-канале и собственном онлайн-кинотеатре). Главные герои этих видео – арбитры. Почти вся съемка ведется с камер, установленных на их шлемах – раньше лишь зрители первого ряда видели ключевые эпизоды. 

Но еще бóльшая ценность заложена в звуке: благодаря микрофонам болельщики слышат, что говорят судьи и как им отвечают игроки. Кажется, в подобных диалогах хоккеисты раскрываются лучше, чем в иных интервью.

Как авторы выбирают матчи и не протестуют ли клубы? А судьи?

«Кинопоиск» первым вступил в эту игру. «Жанр не новый – не мы начали вешать камеру и микрофон на арбитров. Мы это систематизировали и сделали контент регулярным, – рассказывает Спортсу’’ Илья Ельчанинов, продюсер спортивного контента на «Кинопоиске». – Показали не только экшн на льду, но и как судьи добираются на матч, что делают в перерывах, что обсуждают, как перешучиваются».

Интересно, что внутри проектов не воспринимают друг друга как конкурентов. «То, что КХЛ тоже снимает про судей – кайф, – говорит Ельчанинов. – У нас цель – популяризировать КХЛ для широкой аудитории, показать хоккей интересным, драйвовым – и этот формат отлично подходит. Если человек увидит в ленте шортсов контент с судьями, то это круто, а с чьего аккаунта оно будет – неважно». 

Главный арбитр КХЛ Алексей Анисимов солидарен: «Наша съемочная бригада смотрит выпуски коллег из «Кинопоиска», а коллеги из пресс-службы совместно с партнером продвигают оба проекта. Не вижу здесь конкуренции в классическом понимании. Мы делаем общее дело, просто каждая сторона использует свой подход. «Кинопоиск» подходит к этому в свойственной им киношной манере, показывая, как судьи прибывают на арену, готовятся к матчу. Мне одинаково нравятся выпуски и лиги, и «Кинопоиска».

Организации держат связь, поэтому не пересекаются на одних и те же матчах. «Изначально выбирали матчи повышенного внимания, – рассказывает Анисимов. – Также обращаем внимание на реакцию болельщиков и их просьбы – так, съемочная бригада доехала, к примеру, в Минск и Новосибирск: точно знаю, что матчи в этих городах были отсняты именно по запросу публики».  

В «Кинопоиске» нацелены на то, чтобы охватить все команды лиги. Это создает в первую очередь логистические трудности, но команда с ними справляется.

В ноябре на канале вышло сразу два выпуска из Хабаровска: один – с судьями в главной роли, другой – с исполняющим обязанности главного тренера «Амура» Виктором Костюченком. Как и на арбитров, на него прикрепили микрофон, а камера сопровождала Костюченка и на скамейке запасных, и в раздевалке. Несмотря на затянувшуюся серию поражений, «Амур» позволил снять видеографам все, что планировали. 

Впрочем, и с другими клубами коммуникация складывается легко. «Кому-то нужно письмо для съемок, но это все мелочи», – говорит Ельчанинов. По словам Анисимова, еще ни один клуб не запретил съемки: «Они большие молодцы, всегда активно участвуют в проектах лиги и оказывают нам полное содействие».

С судьями тоже все просто. «Арбитры прекрасно понимают, что этот проект помогает зрителям понять их работу, поэтому никаких отказов от съемок не было, как и просьб удалить те или иные эпизоды, – говорит Анисимов. – Коллеги из пресс-службы предлагают матч, не зная при этом, кто из судей будет его обслуживать. Мы исходим из интереса к игре и запросов болельщиков. У нас нет задачи сделать звезду из конкретного арбитра».  

Но, похоже, порой этот эффект достигается случайно. «Есть болельщики, которые ждут выпуски проекта с конкретными героями, потому что они им нравятся, – делится Анисимов. – Например, многие смотрят выпуски с Евгением Ромасько из-за его общения с иностранцами на хорошем английском. Много положительных отзывов собрал Виктор Бирин, когда на одном из матчей заметил спящего ребенка в первом ряду и в шутку предложил сделать музыку тише. Арбитры раскрываются не только с профессиональной точки зрения, но и с человеческой – зрителям нравится их чувство юмора, самоирония».

«У нас была иллюзия, что арбитры постоянно ругаются с тренерами»

По мнению Анисимова, в последние годы КХЛ стремится привлекать новую аудиторию, а уже сложившуюся – погружать в нюансы игры. В этом направлении «Микрофон на судьях КХЛ» – один из флагманских проектов. «Он дает зрителям возможность понять хоккей изнутри, проследить, как арбитры принимают решения, взаимодействуют с игроками и тренерами, – считает Анисимов. – Это так называемый «внутряк», который еще пять лет назад было невозможно представить».  

Видео взято из группы «Хоккей на Кинопоиске» во ВКонтакте

Пожалуй, даже опытные болельщики узнали из судейских выпусков много нового. «К разным игрокам – разный подход, видно контекст, когда судьи работали недавно на матче одной из команд – вспоминают какие-то моменты, – Ельчанинов перечисляет открытия. – К кому-то построже, с кем-то на добром. Еще из классного – видно, что арбитры всегда хотят предотвратить удаление, донести до игрока, что какой-то пограничный момент они не свистнули, но в следующий раз будет штраф. Они вообще очень уверенные ребята, располагают к себе – зайдите в комментарии, почитайте, им там выписывают очень много респектов». 

Правда, в некоторых ситуациях ожидания сильнее, чем реальность. «У нас была иллюзия, что арбитры общаются с тренерами и постоянно ругаются, что там всегда электричество, – продолжает Ельчанинов. – На деле же каждый такой момент в трансляции отлично подсвечивается и мы видим его, акцентируемся на нем, а по факту судья может разок подъехать к скамейке и объяснить мелочь». 

За весь процесс съемок отвечает отдельная бригада – судьи участвуют в проекте только в качестве героев и не отвлекаются. «Команда съемок прибывает на арену за 2-2,5 часа до матча, дальше уже идет отладка технических нюансов», – рассказывает Анисимов.  

Порой техника подводит. «Иногда на экшн-камерах сильно зарезается качество и картинка пересвечивается, звук может не записаться – стандартные проблемы. Если человек во время съемки двигается, в него может попасть шайба (или хоккеист). Ну и хочется выходить раньше – монтаж, правки, отсмотр, согласования… В идеальном мире релиз – через 36 часов после матча. Пока стремимся к этой роскошной цифре».

На монтаже акцент смещен в сторону общения судей друг с другом, игроками и тренерами. Но в проектах все равно соблюдают последовательность событий — чтобы зрители прослеживали и развитие игры. Идеальный выпуск, с точки зрения Анисимова, содержит все ключевые эпизоды матчей и яркие — из общения судей.

А ошибки судей вырезают?

Анисимов утверждает, что в нынешнем сезоне не удалили еще ни один эпизод с судейской ошибкой: «Если начнем скрывать, это будет обман зрителей. При этом бывают ситуации, когда мы можем отказаться от контента в пользу игры. Например, матч «Спартак» – СКА, Евгений Кузнецов получает дисциплинарный штраф, весь на взводе, команда проигрывает. В перерыве Женя просит пообщаться с судьей без камеры, арбитр соглашается. В итоге затем он забросил красивую шайбу, а после игры выразил респект судье за такой подход. Неправильно было бы ставить проект выше самой игры, и мы это прекрасно осознаем». 

Видео взято из группы «Хоккей на Кинопоиске» во ВКонтакте

Много шума в комментариях под выпуском с матча СКА – ЦСКА вызвал невошедший момент из овертайма: форварда москвичей Руслана Исхакова толкнули на борт, но арбитры не дали штраф. 

«Мы не просили удалять этот фрагмент, – говорит Анисимов. – Монтажер смотрит матч, в первую очередь, через микрофон на судьях – то есть исходит из того, что говорят арбитры, как реагируют на ту или иную ситуацию. Видимо, в том эпизоде никакой реакции от судей не было, и в итоге мы взяли в выпуск фазу уже перед самим голом. После публикации выпуска видели комментарии болельщиков и обсудили со съемочной командой, что это стоило показать чуть раньше. Работа над ошибками у нас ведется постоянно, это видно по увеличению хронометража. Читаем комментарии, видим, что говорят зрители, и с учетом этого корректируем работу съемочной бригады». 

Видео взято из группы «Хоккей на Кинопоиске» во ВКонтакте

Еще одна ярко выраженная претензия – из комментариев к выпуску «Спартак» – «Динамо» Москва. По ходу матча судьи несколько раз обсуждали Максима Комтуа в разговорах с его соперниками и даже называли его «подкожным клещом».

«Некоторые фразы могут показаться зрителям резкими или неоднозначными – мы следим за реакцией на наши выпуски и в комментариях, и в телеграм-каналах, – парирует Анисимов. – Во-первых, стоит понимать, что это прямой эфир. Во-вторых, такие вещи могут быть сказаны с иронией или на хоккейном сленге, который не всегда понятен широким массам. Некоторые фразы используются исключительно для описания игровых характеристик, которые ни в коем случае не имеют отношения к игроку как к человеку. Судьи уважают всех игроков и тренеров, мы надеемся на взаимное уважение и сотрудничество».  

Почему в проекте участвуют главные судьи, а лайнсмены — нет?

Одно из опасений: жанр не предполагает развития, и после определенной точки каждый следующий выпуск будет неотличим от предыдущих. Анисимов осознает такую перспективу, но не беспокоится: «Это не значит, что нужно прекратить делать. Скорее, проект из чего-то нового и необычного перейдет в обязательный пакет контента для болельщиков. 

Коллеги из пресс-службы обращались ко мне с просьбой повесить камеры на линейных арбитров. Но пока мы согласовали только микрофоны. Проблема в том, что лайнсмены часто оказываются в гуще потасовок между игроками – камеру могут сбить, она может разбиться или нанести травму хоккеисту. Это исключительно вопрос безопасности. Сейчас у нас есть идеи развития проекта, которые должны понравиться болельщикам. Например, коллеги обратили внимание на то, что зрители с большим интересом смотрят вбрасывания – короткие ролики, которые выкладывали отдельно, собирали по несколько миллионов просмотров».  

В «Кинопоиске» тоже видят скорее не препятствия, а вызовы. «Я уже упоминал о спин-оффе «Хороший Гол: Тренер», где та же механика, но с главными тренерами команд. В сезоне-2025/26 хотим сделать еще несколько историй, которые этот самый жанр развивают, – планирует Ельчанинов. – Конечно, в первый сезон, в первые месяцы был эффект новизны, было вот это вот «вау», сейчас люди привыкли. Но это же хорошо – значит мы подняли планку, повысили уровень развлечения. Нам нравится «Хороший Гол», зрителям нравится, они смотрят – мы видим это как по цифрам, так и по обратной связи – будем продолжать!» 

Спортс’’ благодарит пресс-службу КХЛ за помощь в создании текста

СКА опять показал удивительную посещаемость на «СКА-Арене». Что же это за магия?

Чем запомнился каждый клуб КХЛ: «Динамо» создает мемы, «Авангард» всех скупает, аутсайдеры удивляют

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, Алексей Мальгавко