Первому русскому хоккеисту на Кубке Стэнли посвящается
Предисловие
Готов ли кто-нибудь назвать имя русского хоккеиста, первым попавшего в гравировку на Кубке Стэнли?
Не спешите с ответом – вопрос с подвохом.
Обратите внимание, я ничего не сказал про победу в Кубке, а лишь о гравировке на нем. «Умом Россию не понять», – говаривал Федор Тютчев – вот это из той же оперы. А теперь обо всем по порядку.
Я уже писал об этом человеке (и тот материал, слизанный некоторыми изданиями, «загулял» по интернету). Кроме того, тот материал вызвал жаркую дискуссию, стоит ли считать главного героя русским или нет (причем, канадцы сказали примерно так: «Русский, так русский, мы не против, мало ли у нас шотландцев, ирландцев, украинцев, пусть будет и русский). Так что споры шли между русскими, часто «бывшими». А потом со мной неожиданно связались родственники русской ветки главного героя, они настояли на внесение некоторых корректив в мое повествование, что я с удовольствием сделал и... И плевать я хотел на «убедительные сомнения» некоторых своих «недружелюбных читателей».
Рассказ
Выражаю огромную благодарность российской ветке потомков Ивана Яковлевича Болдырева, настоявших на некоторых коррективах в материале, который вам предстоит прочесть ниже.
Иван Яковлевич Болдырев родился в Югославии в 1949 году, 15 августа, в городе Зренянин, что на территории нынешней Сербии. Мать Ивана – сербка, отец – русский. Отец Ивана Болдырева, Яков Ильич, родом из донских казаков, эмигрировал с Дона в Европу вместе со своим братом Ильей после революции 1917 года и последовавших за ней событий, на неумолимых жерновах которых перемололись миллионы судеб русского народа. Да и до сих пор перемалываются.
Я ни на секунду не ставлю под сомнение этническое происхождение отца Ивана Болдырева, Якова, и на этом основании утверждаю, что сам Иван Болдырев – первый этнический русский сыгравший в Национальной хоккейной лиге.
В 1951 году семья Болдыревых эмигрировала в Канаду. Они обосновались в местечке Солт Сент-Мари, провинция Онтарио. Об «Ивановом детстве» на некоторых ресурсах вы найдете такой факт – когда мальчик пошел в первый класс, он очень плохо говорил по-английски, а потому, по большей части, вообще молчал (кстати, подобное вы встретите и в рассказах и о мальчике из семьи хорватских эмигрантов Сакичей – Джо). Однажды учительница написала домой записку, в которой просила родителей больше разговаривать дома на английском языке. «Мама, увидев то послание, сидела и плакала», – вспоминает Иван, – «Потому что ни она, ни отец даже не смогли прочесть ту записку...» Тем не менее, и вы это прекрасно понимаете, как и все канадские дети, Иван, в определенный судьбою момент, встал на коньки и стал играть в хоккей.
Хотя... Знаете, читая, к примеру, воспоминания Фила Эспозито, могу сказать, что не так-то это было и просто – ребенку из небогатой семьи «встать на коньки» (да просто достать коньки – это уже было неслыханной удачей). И все-таки – становление на коньки, детский хоккей, юношеский, молодежный – Иван вышел на тот путь, о котором мечтают, наверное, все канадские мальчишки. В 1969 году Иван Болдырев был выбран на драфте НХЛ. В первом раунде, под общим одиннадцатым номером его выбрали «Бостон Брюинз». Из 84-х участников того драфта, выделяются три человека, которым в будущем предстояло пересечь отметку в 1000 матчей в Лиге. Один из них, как вы правильно догадались, Иван Болдырев, двое других – Бобби Кларк, выбранный «Филадельфией Флайерз» под общим № 17 и Батч Горинг, задрафтованный «Лос-Анджелесом» под № 51. Неплохая компания, не правда ли? Но что интересно – Кларка знают все, ну как же – тот самый «злодей», что сломал нашего Валерия Харламова в Суперсерии – 72; многие слышали про Горинга из легендарной династии «Айлендерс» начала 80-х; и мало кто слыхивал про Ивана Болдырева. И знаете, почему-то даже на канадских ресурсах о нем дается очень скудная информация, не говоря уже про русскоязычные сайты. Давайте, хоть чуть-чуть попробуем восполнить этот пробел.
Вы можете себе представить, насколько мощной была команда, которой достался Иван? В последующие после драфта-69 три сезона «Брюинз» выиграют два Кубка Стэнли. «Взломать состав» «Бостона» было очень непросто. Да практически невозможно. Болдырев провел весь следующий сезон (1969/70) в фарм-клубе «Бостона» – «Оклахома-Сити Блэзерс». А перед плей-офф 1970 года Болдырев был вызван в ближайший резерв основной команды. Орр, Эспозито, Бьюсик, Кэшмэн, Маккензи... Нет. К сожалению для Ивана, заменять никого не довелось. «Мишки» выиграли Кубок, не прибегая к резерву. Однако, руководство «косолапых» решило, что резервисты сыграли немалую роль в сплочении команды, и внесло их в список для гравировки на Кубке. Руководство Лиги упустило этот момент и, таким образом, имя Ивана Болдырева оказалось на Кубке Стэнли, хотя сам он, к тому моменту, не провел в Лиге ни одного матча – ни в плей-офф, ни даже в регулярном чемпионате. В летописях вы встретите такую реплику – «он был первым полевым игроком, записанным на Кубке, но не сыгравшем в НХЛ ни одного матча». Кто скажет, почему так пишут, я имею ввиду – про «полевого игрока»?... Совершенно верно. Нелегитимно занесенных на Кубок игроков резерва было четверо. Но если Том Уэбстер и Ник Беверли уже к тому моменту провели в Лиге 12 и 2 матча соответственно, то Иван Болдырев и вратарь Джон Адамс не сыграли, повторюсь, ни разу.
НХЛ, кстати, после этого казуса, издала специальное распоряжение, согласно которому, на Кубок можно стало наносить лишь имена игроков, сыгравших хотя бы один матч в плей-офф и не менее 50% матчей в регулярном первенстве, либо – хотя бы один матч в финальной серии. С тех пор, по-моему, что-то упростилось, ведь сейчас на Кубок гравируют чуть ли не полный состав фронт-офиса.
Первый матч в Лиге Иван провел в следующем сезоне, 26 ноября 1970-го года, в Бостоне, против «Чикаго Блэк Хоукс». Но он по-прежнему был игроком ближайшего, но резерва. Том Джонсон, сменивший на посту главного тренера Гарри Синдена, не видел для Ивана места в основном составе. И, откровенно говоря, я его понимаю. К слову сказать, места в основе не находилось не только Болдыреву, но будущим ролевикам «Филадельфии» – сильнейшей команды середины 70-х – Реджи Личу и Рику Маклишу. Представляете, да, состояние парней? В сезоне 1971/72 Иван постепенно стал выгрызать себе айс-тайм. В матче с «Сент-Луисом», 4 ноября, он набрал первые очки, сделав две результативные передачи, а затем последовал долгожданный... трейд. 15 ноября Болдырев был обменен в «Калифорнию Голден Силз». Да, команда, прямо скажем – «не ахти», но Ивану, как воздух, нужна была постоянная игровая практика, иначе он рисковал «пересидеть» в запасе. В первом же матче за «Тюленей», 18 ноября 1971-го года, в Баффало, Болдырев открыл-таки свой лицевой снайперский счет в НХЛ.
За два с половиной сезона в «Тюленях» (или в «морских котиках», или в «нерпах», но никак не в «печатях» – часто предлагаемый вариант перевода) Иван проявил себя, как твердый игрок топ-линий. Сами же «Силз» уверенно шли ко дну, даром, что морские животные. Не помогало даже радикальное нововведение от эпатажного владельца команды – Чарли О. Финли – белые коньки. Сейчас та история почти подзабылась, но в начале 70-х – это был широко обсуждаемый мем, воспоминание о котором даже можно найти в мемуарах Уэйна Гретцки... Впрочем, о белых коньках «Калифорнии Силз» как-нибудь в следующий раз.
По окончании сезона 1973-1974 франшиза сменила прописку, но Ивану Яковлевичу было с ними уже не по пути. В межсезонье 1974-го года, в результате трейда, он оказался в «Чикаго Блэк Хоукс». Иван достаточно легко стал одним из лидеров «Ястребов». Ни в одном из пяти сезонов в команде он не набирал менее 60 очков. Дважды, в сезонах 1977/78 и 1978/79 он забивал 35 голов. Более того, пошли активные разговоры о том, что наконец-то нашлась замена многолетнему харизматичному лидеру «Блэк Хокс», еще одному уроженцу Восточной Европы, Стэну Миките. Однако... Ну, это же НХЛ, сами понимаете. 13 марта 1979-го, незадолго до дедлайна, прошел трейд-блокбастер с участием девяти (!) игроков, по результатам которого Иван Болдырев оказался в «Атланте Флэймз».
Про «Атланту» мы еще, конечно же, поговорим, хотя, если честно, говорить-то шибко не о чем. Я вот о чем хотел бы рассказать. Забегая вперед, сообщу, Иван Болдырев играл за 6 команд НХЛ. Но каким-то непостижимым образом сумел «увернуться» от встреч с Советскими клубами (и сборной), которые так были популярны в то время. Особенно досадно, что его не было в составе «Чикаго» 7 января 1976 года в матче с «Крыльями Советов», ведь в регулярке он тогда пропустил всего 2 матча и надо же – это был временной отрезок как раз в начале января, когда Иван... простудился. Жаль. Еще по чикагскому периоду выступлений расскажу такой факт – 28 октября 1978-го Иван сделал передачу на последний гол в Лиге Бобби Орра.
В 1978 году Иван Болдырев – участник Олл-Стар Гейм. Да! Чуть не упустил. В «Блэк Хоукс» Болдырев стал регулярно играть в плей-офф. Но, скажу прямо, во второй половине 70-х клуб, хоть и был «крепким орешком», в число контендеров не входил. И знаете, что интересно?
Матчи на вылет начались для Ивана со встречи с командой, которая выбрала его на драфте, и в составе которой он оказался выгравирован на почетном трофее. Я, конечно же, говорю о «Бостон Брюинз». И Болдырев сумел передать «привет» бывшим одноклубникам. Кратко расскажу. Встреча произошла на «предварительном этапе», был такой в то время – до двух побед. Первый матч состоялся в Бостоне, и «Мишки» не оставили своим оппонентам никаких шансов – 8:2. Фил Эспозито оформил хет-трик в ворота своего брата Тони О (именно так кличут в Канаде легендарного голкипера Тони Эспозито). На счету Болдырева – голевая передача.
Далее у «Медведей» – «скатилась со счастья вожжа.» Второй матч проходил в Чикаго. Иван открыл счет на четвертой минуте. Далее команды шли «ноздря-в-ноздрю», и сирена на окончание третьего периода зафиксировала на табло цифры 3:3. А на восьмой минуте овертайма Иван забросил свою вторую шайбу в матче и добыл для «Ястребов» победу. В третьем матче, в Бостоне, Болдырев «ограничился» передачей, но «Блэк Хокс» победили 6:4 и вышли в четвертьфинал, где их поджидали «Баффало Сейбрз». Если не видеть тех матчей, может сложиться впечатление тотального превосходства «Сабель», но уверяю Вас, «Ястребы» бились отчаянно и, как правило, «Сейбрз» лишь под конец встреч склоняли чашу весов в свою пользу, но... Но склоняли-таки. 1:4 в серии.
В 1976-ом «Чикаго» начал с четвертьфинала. И сразу угодил под «бульдозер» зарождающейся династии «Монреаля». Там было без шансов – 0:4 в серии. И в 1977-ом и в 1978-ом – соперники менялись, но сюжет повторялся. И, знаете, статистика Ивана Болдырева в плей-офф, отнюдь, не говорила о нем, как о незаменимом игроке в плей-офф. Скорее наоборот – очень может быть, за ним закрепился символ «некубкового бойца». Возможно, это и стало причиной его трейда в «Атланту» перед дедлайном в марте 1979-го года. Возможно. Я не утверждаю.
Впрочем, сезон 1979/80 оказался последним в истории «Атланты Флэймз». Сейчас мы эту франшизу знаем под названием... Естественно, «Флэймз», но – «Калгари». Это «Спартаков» с «Динамо» – пруд пруди, «Флэймз» в НХЛ – одни единственные. Клуб переехал в Канаду, в Калгари, сохранив «Пламенное» название. Иван Болдырев тоже оказался в Канаде, но несколько в ином месте. В феврале 1980-го он стал участником очередного трейда, и путь его на этот раз лежал в Ванкувер. «Кэнакс» – вот очередная команда русского парня... Сербы говорят, что это их парень? Я не против. Тем более, что без сербов и белорусов – русских – маленький грузовичок, с ними же – полмира.))) Но я ведь сказал, что отец у Ивана – русский? Поэтому... Канадцы называют меня шовинистом. Может они и правы?)))
Что еще интересного в трейдах «Чикаго» – «Атланта» и «Атланта» – «Ванкувер» с участием Ивана Болдырева? В трейд-блоке, вместе с Иваном, оба раза был задействован Дарси Рота (не уверен, что фамилия имеет какое-то отношение к воинскому подразделению, но «тогдашний» Рота и нынешний монреалец Армия напрашиваются на каламбур))). Так вот, еще играя в «Блэк Хокс», Болдырев и Рота стали близкими друзьями. И когда Иван узнал, что готовится его трейд в «Кэнакс» и зная, что Ванкувер – родной город Роты, он попросил менеджмент, чтобы Дарси тоже включили в трейд-блок. Его просьба была удовлетворена.
В 2017 году, накануне 100-летнего Юбилея НХЛ, журнал «Хокки Ньюс» провел опрос среди своих читателей на предмет лучшей ливреи в истории НХЛ. Первое место заняла ливрея «Монреаля». Последнее – ливрея, в которой Ивану довелось поиграть в «Ванкувере». Та, в которой «Кэнакс играли с 1978 по 1985 годы. Однако, именно в этой форме Иван добился наивысшего спортивного достижения в Лиге. В сезоне-1981/82 «Ванкувер Кэнакс», с Иваном Болдыревым в составе, добрался до финала Кубка Стэнли. Тот состав у «Кэнакс» был особенным.
Это сейчас никого не удивить европейскими колониями в составах очень многих команд. Тогда, конечно, тоже были европейцы, но вкраплениями. А тут – сразу 5 шведов (Градин, Молин, Эльдебринк, Брасар, Линдгрен), 2 чеха (Иван Глинка и Иржи Бубла). Но ветеран, с русскими корнями, обедни, отнюдь, не портил в том европейском коллективе. Напротив – был одним из лидеров.
Он, наконец-то, разрушил мнение о себе, как о «некубковом игроке». И, тем не менее, выше головы «Кэнакс» прыгнуть не удалось. В Лиге тогда царствовала династия «Айлендерс», именно ей и проиграли «Кэнаки» в финальной серии – 0:4. А на следующий год статистика 33-летнего Болдырева резко пошла вниз. Лишь 25 (5+20) очков в 39-и матчах. Что делать. Любой Ген.мен. поспешил бы такого игрока «выгодно пристроить». Именно так и поступил Гарри Нил. Он и трейданул Ивана в «Детройт Ред Уингз», пребывающего на тот момент уже много лет на нижних ярусах табели о рангах.
Возможно, кто-то и решил подобным перемещением тихо проводить Ивана в отставку, но подобный поворот не входил в планы игроку с сербско-русскими корнями. В оставшихся 33-х матчах сезона 1982/83 Иван набрал 30 (13+17) очков. А дальше шел сезон 1983/84. Лучший сезон в карьере Ивана Болдырева. Его «лебединая песня».
Всю свою предыдущую карьеру Иван отыграл в центре. В сезоне же 1983/84 главный тренер «Ред Уингз» Ник Полано передвинул его на левый фланг. Центр же в тройке Болдырева был отдан дебютанту – Стиву Айзерману. И понеслось. Команда после шестилетнего прозябания вышла наконец-то в плей-офф. Болдырев показал свою рекордную статистику в Лиге – 83 (35+48). Про Айзермана говорить не буду – во-первых – не о нем сегодня речь; во-вторых – о нем и так написано не мало; и в-третьих – лучшие сезоны у него еще впереди. Но спросите у нынешнего «гроссмейстера» «Ред Уингз», кто «прокачивал» его, 18-летнего, в его первом сезоне в Лиге? Изи помнит Ивана, я вас уверяю, правда... возможно, и не знает, что тот был... русским.
По этому поводу у меня, кстати говоря, несколько лет назад возник спор на одной «полянке» в «Твиттере» с канадцами и американцами. «Ну какой он русский,» – настаивали они, – «Если прожил всю свою жизнь в Северной Америке (сознательную, уж во всяком случае).» И тогда самый «главный гуру» на той «полянке» (типа, как у нас vv) сказал: «У нас в стране полно «ирландцев» и «шотландцев», которые никогда не бывали ни в Ирландии, ни в Шотландии, так почему бы одному не стать русским? На том и порешили.
Кстати, есть еще один повод Стиву Айзерману помнить своего дядьку-наставника по первому году в «Ред Уингз». По приходу в «Детройт», Болдырев взял №19, но в межсезонье уступил его Айзерману.
Однако, что не говори, а годы берут свое. В следующем сезоне статистика Ивана вновь просела. Впервые с сезона 1972/73 он набрал меньше 50-и очков. И по окончании сезона-1984/85 «первый русский на Кубке Стэнли» объявил о завершении игровой карьеры.. Иван Яковлевич Болдырев провел в регулярных чемпионатах НХЛ 1052 матча, в которых набрал 866 (361+505) очков.
Так же он сыграл 48 матчей в плей-офф Кубка Стэнли, в которых набрал 33 (13+20) очка. «Уходя уходи» – это про Ивана. «Повесив коньки на гвоздь», Иван забыл, где «та самая» стена, в которую вбит «тот самый» гвоздь. Он ни разу не сыграл даже в выставочных ветеранских матчах... Вы спрашиваете, к какому ветеранскому коллективу приписать Ивана Болдырева? Трудно сказать, правда. Иван же, по окончании карьеры, поселился в агломерации Чикаго, в городке Вальпараисо, на южном побережье озера Мичиган. Т.е., принимает активное участие во встречах, съездах и прочих ветеранских саммитах ветеранов «Блэк Хокс». Хотя, повторяю, в ветеранских междусобойчиках замечен не был ни разу. Уйдя из «большого хоккея», он много лет работал в сфере «домашней безопасности». Сейчас Иван Болдырев – обыкновенный «янки на пенсии».