Как устроен потолок зарплат в КХЛ. СКА и Кузнецов его точно не нарушают?
Объясняем.
Случилось то, чего так долго ждали: СКА официально объявил о подписании Евгения Кузнецова. За четыре сезона в Санкт-Петербурге он только гарантированно заработает 326 милллионов рублей. Инсайдеры пишут о контракте по схеме 50+92+92+92. С бонусами за личные и командные достижения доход Кузнецова может вырасти до 4 миллиардов.
Как же теперь петербургский клуб уместится под потолком зарплат?
Как и почему потолок вообще появился в КХЛ?
Потолок существует с момента создания лиги в 2008 году. Тогда его установили на отметке 620 млн рублей – при этом в счет не шли игроки, которые перебрались в КХЛ, имея либо действующий контракт с командой НХЛ, либо документально заверенное контрактное предложение из той лиги.
Президент КХЛ Александр Медведев обещал, что наказание за нарушения будет жестким – вплоть до исключения из лиги. Но на деле клубы могли заплатить штраф (20%) и подписывать игроков на какие угодно суммы.
Леонид Вайсфельд сокрушался: «Получается, лига заинтересована в том, чтобы какая-то команда превышала потолок. На 100 млн превысили – 20 ушли в лигу».
В сезоне-2020/21 потолок стал жестким – 900 млн. С этого момента – никаких исключений для звездных игроков и никаких штрафов за превышение. Пробить потолок можно только по окончании сезона, если игроки выбьют бонусы – тогда штраф полагается. Но по ходу сезона в любой его день каждая команда должна укладываться в предел.
Цель – обеспечить равенство клубов. В этом состоит различие с НХЛ, где потолок ввели для ограничения сверхдоходов звезд (с равенством и ростом благосостояния у заокеанской лиги как раз никаких проблем не было).
По логике существование потолка зарплат призвано обеспечить хотя бы примерное равенство составов. Но есть СКА с Кузнецовым, Никишиным Толчинским, ЦСКА с Окуловым и Нестеровым, «Динамо» с Гусевым, Уилом и О’Деллом, «Авангард» с Буше и Ткачевым. Рядом с ними находится «Витязь», где лучшие игроки даже близко не претендуют на дорогие контракты.
Идея потолка в том, чтобы звезды были представлены во всех командах лиги или хотя бы в большинстве из них.
Какой сейчас потолок зарплат? Можно ли его обойти?
900 млн рублей – и это значение не меняется с 2020 года.
Конечно, от этого клубам – особенно тем, кто забивает платежку под завязку – становится труднее с каждым годом. Инфляция и курс рубля неуклонно снижают их финансовые возможности. Раньше выкручиваться можно было при помощи индивидуальных бонусов и командных премий, но теперь лавочка закрыта.
Премиальные учитываются в потолке полностью, а бонусы – если они превышают 10% зарплаты игрока для контрактов, подписанных после 13.04.2023 г., и если они превышают 20% в случае подписания до этой даты.
Выходит, что теперь не получится обойти потолок большой бонусной частью. Правда, есть как минимум одна лазейка, которой клубы пользуются: расторжение действующего контракта с кем-то из игроков с последующим перезаключением на меньшую зарплату.
СКА в мае провернул такой фокус с шестью игроками разом – с Андреем Педаном, Артемом Земченком, Маратом Хайруллиным, Михаилом Воробьевым, Валентином Зыковым и Павлом Дедуновым. Так петербургский клуб сэкономил 66 млн на сезон-2024/25. Важно, что армейцы успели переподписать контракты до открытия рынка – иначе процедуру можно было бы провести лишь с тремя хоккеистами.
За несколько дней до подписания Кузнецова Арсений Грицюк якобы сам попросил снизить ему зарплату, причем аж в пять раз – с 60 млн до 12. Неслыханный альтруизм ради шанса собрать состав посильнее. Хотя, как сообщила журналистка Дарья Тубольцева, истинная причина – развод с женой. Вместе с ним в деньгах потерял и Сергей Сапего. Его новую зарплату пока никто не назвал.
Может ли потолок поменяться?
ЦСКА и СКА возмущаются – их руководство считает, что при нынешнем потолке звезд в лигу не привезти. Нередко высказывается президент москвичей Игорь Есмантович – вот его эмоции в 2021-м: «До сих пор не понимаю, почему именно 900 миллионов является потолком для всех в лиге. С этим мне приходится мириться и работать в рамках того, что происходит. Как сейчас все играют и то, что происходит, вы видите. <... > Мое мнение – качество игры в лиге упало».
Меняются лишь некоторые правила, связанные с потолком. Например, теперь команда может иметь не более 25 хоккеистов на односторонних контрактах и не более 45 на двух- и трехсторонних, если у нее нет фарма в ВХЛ (75 игроков, если он есть). Чтобы контракт учитывался под потолком, игрок должен принять участие не менее чем в 3 матчах.
Эти меры направлены на борьбу с бедностью – некоторым клубам тяжело добраться до пола зарплат (405 млн), но теперь они не смогут набирать пачками игроков, чтобы взять количеством.
Для борьбы же со слишком богатыми КХЛ приняла другие меры. В частности, лига не зарегистрирует односторонний контракт, если команда превышает потолок. Тот же СКА, например, потолок пробивал еще до подписания контракта с Кузнецовым, поэтому КХЛ могла не зарегистрировать контракт.
Также введен лимит и на переходы из клуба в клуб – теперь в одну и ту же команду можно обменять лишь троих игроков.
Сколько обычно получают звезды?
Факторов всегда много: и возраст, и примерная польза, которую игрок, как ожидает клуб, принесет на льду, и многое другое. Никита Гусев, например, в сезоне-2022/23 получал достаточно скромные для игрока его уровня 40 млн без учета бонусов, а в сезоне-2023/24 он выбил невероятные 89 очков (лучший показатель в истории КХЛ), играя за 67 млн в год.
Самыми высокооплачиваемыми игроками сезона-2022/23 были Рид Буше и Корбан Найт из «Авангарда» – по 95 млн в год каждому. В сезоне-2021/22 больше всех без учета бонусов заработал Даррен Дитц из «Барыса» – 100 млн. Он пока остается последним игроком в истории КХЛ с девятизначной официальной зарплатой, если не считать премии. А Вадим Шипачев, самый высокооплачиваемый игрок лиги в сезоне-2020/21, первом после введения потолка, получил тогда 120 млн без бонусов.
До Шипачева некоторые звезды получали золотые горы. Сергей Мозякин, второй бомбардир в истории КХЛ, два года (с 2018-го по 2020-й) был самым дорогим игроком лиги – 180 млн в год. За ним шли сначала Павел Дацюк (170 млн), Николай Кулемин (165 млн), Найджел Доус, Андрей Марков и Линус Умарк (по 150 млн), затем Доус (150 млн), Данис Зарипов (130 млн), Виктор Антипин (125 млн), Шипачев, Максим Шалунов и Умарк (по 120 млн). По нынешним меркам – баснословные деньги.
Раньше зарплаты были еще выше. Например, оклад Ильи Ковальчука в сезоне-2017/18 превышал 250 млн (25,7 млн в месяц). Столько же СКА в том сезоне платил и Дацюку. Вместе с Вячеславом Войновым и Микко Коскиненом эти четверо возглавляли зарплатную таблицу лиги с совокупным доходом более $14,5 млн – по нынешнему курсу это около 1,3 млрд рублей, почти в полтора раза больше потолка зарплат последних четырех сезонов. И все это лишь на четверых игроков.
В сезонах-2013/14-2016/17 Ковальчуку без учета бонусов платили примерно 330 млн – больше трети от нынешнего потолка. Конечно, резкое падение курса рубля сильно обесценило эту сумму. Но в первый год действия того контракта Илья получал 10,3 млн в пересчете на доллары – к тому моменту больше, чем любой другой игрок в истории хоккея.
Сейчас такие зарплаты практически невозможны. Под потолок будет нереально вписаться, кроме как если остальные хоккеисты будут играть за еду. По нынешним меркам 60-70 млн – это отличная зарплата для топ-игрока лиги, а 90 и более – величины для главных звезд.
Примерно столько получил и Кузнецов – 92 млн. Число не просто так совпадает с игровым номером Евгения – СКА делает красивый жест, как «Питтсбург» с Кросби в 2012-м (выписали $8,7 млн на 12 лет). Правда, эта зарплата у Кузнецова будет лишь на три следующих сезона. В сезоне-2024/25 Евгений будет получать «всего» 50 млн.
Но главное – бонусы. По сообщениям инсайдеров, в контракте Кузнецова предусмотрены бонусы за попадание в тройку лучших снайперов, бомбардиров и самых полезных (по «плюс-минус») игроков лиги. Возможен и бонус за победу в Кубке Гагарина. Цифры скромные – по 300 млн за каждый из индивидуальных показателей и еще 100 млн за Кубок.
СКА помогает регламент: те бонусы, что прописаны у Кузнецова, в случае их достижения не учитываются под потолком. Ниже – выдержка из правил:
Статья 53, пункт 7. В «Потолок заработных плат» Хоккеистов Основной команды Клуба не включаются:
7.6. премиальные вознаграждения за следующие спортивные достижения в рамках Лиги по итогам Первого этапа Чемпионата КХЛ:
а) попадание в тройку лучших снайперов (наибольшее количество голов);
б) попадание в тройку лучших бомбардиров (по системе «гол + пас»);
в) попадание в тройку самых результативных защитников (по системе «гол + пас»);
г) попадание в тройку самых полезных Игроков (по системе «плюс-минус»).
У Евгения как раз бонусы из пунктов (а), (б) и (в) – можно было насыпать сколько угодно. Так что СКА ничего не нарушает – а выбить бонусы нужно еще суметь.
Все ли вписываются в пол и потолок?
В потолок официально вписываются все – иначе КХЛ просто не зарегистрирует состав. С полом ситуация иная. Например, упомянутый выше «Витязь» в сезоне-2023/24 до него не добил – а пол установлен на отметке 405 млн. За это клуб из Балашихи получил штраф в размере 15 млн. Даже несмотря на спонсора («Газпромэкспорт»), «Витязь» не может себе позволить дорогие контракты, из-за чего и нарвался на наказание «за бедность».
СКА же, спонсируемый головной компанией «Газпром», в прошлом августе превышал потолок на 172 млн, а месяцем ранее – вообще на 350 млн. Тем не менее к началу сезона петербуржцы успешно уложились в предел.
Официально зарплатные ведомости команд не раскрываются, а ресурсов наподобие CapWages для КХЛ нет. Остается полагаться лишь на инсайды журналистов – а у них нет доказательств, что кто-то не соблюдает финансовые правила.
Кузнецов в СКА – логичный ход. Но как быстро Ротенберг в нем разочаруется?
Не забыли фирменную «Птичку» Кузнецова? На самом деле ее придумал совсем не Кузнецов
Фото: eastnews.ru/AP Photo/Mary Altaffer; РИА Новости/Александр Гальперин, Владимир Астапкович, Сергей Гунеев, Алексей Куденко
Кейсы Хоссы и Куча широко известны.
Зашитые бонусы в разы больше зарплат - уже в определённой степени цирк.
А шапито с понижением зарплат после подписаний новых игроков
- ну это просто финиш. Можно закрывать лигу после таких вещей.
Вообще теряется весь смысл всей идеи с контролем зарплат.
Изначально за клубами стоят разные ресурсы и, допустим, у одного СКА этих ресурсов, как финансовых, так и административных, судя по всему, намного больше чем у самой лиги.
Вопроса не возникнет, если прочесть полностью статью 53 о том, что включают и что не в включает. Есть пункт 7, где идет перечисление "В «Потолок заработных плат» Хоккеистов Основной команды Клуба не включаются". Конкретно 7.5 и 7.6, стр 83
"7.5 премиальные выплаты за занятие командой следующих мест по итогам Второго этапа
Чемпионата:
а) первое место (победа в Чемпионате КХЛ) - без ограничений по сумме;
б) второе место – в сумме до 150 000 000 (ста пятидесяти миллионов) рублей;
в) третье и четвертое места- в сумме до 75 000 000 (семидесяти пяти миллионов)
рублей.
Начиная с сезона 2024/2025 годов указанные премиальные выплаты не включаются в
«Потолок заработных плат» Хоккеистов Клуба при одновременном выполнении следующих условий:.."
их копировать лениво, но главное, что премия должна быть не одному Кузнецову, а большей части команды.
"7.6 премиальные вознаграждения за следующие спортивные достижения в рамках Лиги
по итогам Первого этапа Чемпионата КХЛ:
а) попадание в тройку лучших снайперов (наибольшее количество голов);
б) попадание в тройку лучших бомбардиров (по системе «гол + пас»);
в) попадание в тройку самых результативных защитников (по системе «гол + пас»);
г) попадание в тройку самых полезных Игроков (по системе «плюс-минус»);"