Анатолий Голышев. Роль лидера
Анатолий Голышев из скромного молодого хоккеиста вырос в топового игрока и помог завоевать родному «Автомобилисту» первые медали в КХЛ, став лучшим бомбардиром Кубка Гагарина. Звездный форвард поделился яркими воспоминаниями о карьере и рассказал про грандиозные планы.
«Автомобилист» впервые в истории клуба завоевал бронзу КХЛ и чемпионата России, но для выхода в финал не хватило всего одной победы. Какие впечатления остались от бронзового сезона?
Впечатления от сезона остались двоякие. Мы понимаем, что могли больше, тем не менее мы задрали высокую планку, показали на что мы способны. Большинство свердловчан влюбились в хоккей, в «Автомобилист» еще больше. Я думаю, бронзовые медали - не предел, амбиции на следующий сезон возросли.
Есть ли у команды потенциал сделать шаг вперед?
Потенциал у нас есть, команда осталась, сохранился костяк, все понимают кто на каких ролях. К сожалению, три лидера покинули клуб, но это хоккей, так бывает. Мы будем с каждым годом увеличивать результат. Надеюсь, выйдем в финал.
Прошедший сезон не только лучший для «Автомобилиста», но и лучший в вашей карьере. В плей-офф вы стали первым бомбардиром Кубка Гагарина, хотя в ходе сезона были моменты, когда не все получалось, главный тренер Николай Заварухин не всегда был доволен. Как оцените сезон для себя лично?
Чтоб Заварухин был доволен надо стараться слишком сильно (улыбается прим.ред). На самом деле нельзя сказать, что провел яркую регулярку, но я старался играть на команду. В плей-офф так получилось, что выстрелил. Но не важно кто забивает, кто как играет, самое главное - командный результат, а личные успехи уходят на второй план.
Ваш партнер по связке Алексей Макеев, который тоже шикарно провел плей-офф, говорил, что вы просили поставить вас вместе. Повлияло ли это на вашу результативность?
По ходу того сезона я больше играл с Серегой Широковым, в этом году у нас что-то не пошло. С Лехой начало получаться, но нас долго не ставили вместе. Когда не получалось ни у моей, ни у его тройки, мы попросили, чтобы нас стали использовать вместе. В плей-офф мы вышли и с первых матчей начали забивать. Когда играли с Даней Романцевым, он здорово нас связал, потом Стефан вышел и тоже помог нам. Здорово играть с таким мастерами по краю, как Широков и Макеев, когда Романцев и Да Коста в центре. Ты знаешь, что они будут делать, они знают, что ты будешь делать, есть «химия». Мы получали удовольствие в каждом моменте.
Очевидно к вам как к лидеру и как к лицу команды подросли требования. Чувствуете ли дополнительную ответственность?
Ко мне, как к местному игроку, всегда были большие требования, и у меня к себе большие требования. Никакого давления не чувствую, я готов взять на себя роль лидера. Ответственность на мне, на том же Никите Трямкине всегда выше, чем на ком-то другом в команде. Ответственности мы не боимся.
Понимаете, что нужно сделать, чтобы добиться еще большего прогресса в своей игре?
В командной игре нужно учесть какие-то детальные моменты. Где-то большинство не получалось по ходу сезона именно у моего звена, где-то еще что-то. Думаю, может, игру под воротами улучшить, побольше на пятаке побыть, потому что сейчас такой хоккей, где всегда нужен трафик перед вратарем. Нужно стараться больше закрывать вратаря, чтобы наши защитники забивали чаще.
У «Автомобилиста» будет новый капитан. Сергей Широков, который великолепно выполнял эту роль, покинул команду в межсезонье. Вы неоднократно подменяли Сергея, когда он не играл, выходя на лед с капитанской нашивкой. Готовы стать новым капитаном команды? Очевидно вы главная кандидатура.
Как решит команда и тренер. В принципе, я готов. Я считаю, что и Никита Трямкин также достоин быть капитаном, потому что мы оба считаемся местными, у нас есть желание всю жизнь провести в одной команде. Я думаю, что и у ребят доверие к нам, и у тренерского штаба, и у руководства. Я не боюсь ни ответственности, ни давления, единственное - я не могу на публику много сказать перед болельщиками, как Серега, это меня стесняет, а в каких-то бытовых моментах или на льду я чувствую себя уверенно.
А как выбирают капитана?
Каждый год по-разному. Когда пришел Широков, его сразу назначили. Некоторые тренеры делают анонимное голосование, а мы пишем по три или пять номеров тех людей, кого видим капитаном и ассистентами. Я не знаю как в этом году будут проходить выборы, посмотрим.
Этой весной у вас закончился контракт с «Автомобилистом». Вы подписали новый, сроком на пять лет. Топ-форварда с российским паспортом в хорошем возрасте хочет получить каждый генеральный менеджер. Поступали предложения от других клубов?
Скажу честно, два года назад мне трудно было принять решение, где продолжить карьеру. Я не то что хотел уйти из «Автомобилиста», я хотел играть в команде, которая будет бороться за кубок, но принял правильное решение и остался дома. В этом году, конечно, предложения и разговоры были. И мне звонили, и агенту. Но агенту я сказал еще, наверное, в декабре, что никуда не собираюсь и попросил постараться подписать длинный контракт, чтобы я был спокоен, чтоб семья была спокойна. Я хочу всю жизнь играть в Екатеринбурге. Понимаю, что это большая редкость – всю карьеру отыграть за один клуб. Хочется быть первым игроком, который привезет сюда Кубок Гагарина.
Однажды вы сказали, что мечтаете сыграть в одной команде с сыновьями. Делают ли ваши дети шаги к осуществлению этой мечты?
Старший сын Дмитрий занимается хоккеем, ему будет восемь лет в августе. У него большое желание, он хорошо катается, если будет идти в правильном направлении, то сможет реализовать себя в профессии. У среднего, Ивана, душа не лежит к хоккею. Младшего Александра в этом году будем ставить на коньки. Но сомневаюсь, что я еще буду играть девять-десять лет, возможно, мечта останется мечтой. Посмотрим как будет у меня с травмами, с желанием, со здоровьем по истечению контракта. Может, продолжу играть еще пару лет, может, останусь в системе клуба.
Задумывались о том, что планируете делать после завершения игровой карьеры?
Еще года три или четыре назад, я говорил, что после окончания игровой карьеры я больше не прикоснусь к хоккею. Так от него устал. Но я смотрю на своих хоккейных учителей Симакова, Гусева, Дацюка и вижу, что они без хоккея не могут. Думаю, что я тоже поищу себя в хоккее, именно в системе «Автомобилиста». Не знаю, будет ли это тренерство, но душа туда не лежит. Больше хочется делать шаги в другом направлении. Конечно, какие-то вещи для себя уже подглядываю: смотрю подкасты, общаюсь с людьми, уже начинаю записывать тренировки, потому что это может пригодиться в будущем. В менеджменте интересно, но там много нюансов, этому надо учиться. Возможно, стану скаутом. В хоккее останусь однозначно.
Кстати, Павел Дацюк только недавно завяил официально о завершении карьеры. Хотели бы сыграть в команде Дацюка на его гала-матче?
Любому игроку будет приятно попасть на такие события. Также у Кетова в этом году был прощальный матч. Я поехал, хотя не играли никогда с ним в команде. Он взял меня, как земляка. Это большая честь. Очень приятно побывать на таких событиях. Так что и к Дацюку хотелось бы попасть.
Хоккей для вас – это работа и она занимает большую часть вашей жизни. А какие у вас увлечения? Знаю, что среди них есть рыбалка, недавно вы стали членом гольф клуба Pine Creek и пополнили ряды команды «СиндЕкат», которая планирует попасть в Медийную футбольную лигу.
Когда сезон заканчивается, хочется просто отдохнуть. Все ребята из команды разлетаются по домам, у них новые эмоции. Я остаюсь в Екатеринбурге, на этом же месте. Получается, что отдыхаю, но не перезагружаюсь. В этом году мы с женой и старшим сыном взяли тур на рыбалку - едем, рыбачим, головой отдыхаем. Недавно меня подсадили на гольф. Это очень крутой спорт. Там и отдыхаешь, и физически нагружаешься, и на гольф-каре можешь покататься. Я получаю удовольствие от этого.
На гольф меня приглашал Валера Конев, я ему долго обещал. Но получилось так, что подтащил меня Женька Аликин. Он был в Дубае, а мне надо было привести посылку – подарок для жены. Женя сказал: «Я привезу, если ты поедешь с нами на гольф». Саня Севостьянов с нами играл. Было здорово. Я даже на отдыхе стараюсь перезагружаться, туда езжу поиграть.
Медиалига сейчас популярна. В каждом спорте ребята делают команду, чтобы потом вступить в Медиалигу. Мне это тоже интересно. В «СиндЕкат» меня позвали друзья. Там выступают бывшие игроки «Урала» - Фидлер, Герк, может, к нам и Шатов присоединиться. Не думаю, что я буду там много играть, так как это травмоопасно, но с большой радостью готов пробить пенальти или в челлендже поучаствовать.
В вашей жизни и профессиональной карьере было много ярких моментов. Когда вы в первый раз почувствовали успех?
Успех почувствовал уже, наверное, в сознательном возрасте. Молодежный чемпионат мира – это самый большой успех в моей карьере. Тогда, наверное, я это еще не осознавал, думал, что все впереди. Успех - когда первый раз надевал майку национальной сборной, от этого мурашки шли по коже. Но все достижения еще впереди. Еще пять лет у меня есть. Так что, надеюсь, с «Автомобилистом» мы выиграем золотые медали.
А какой момент был самым сложным в карьере?
Морально очень тяжело было в Америке. Я понимал, что меня просто «маринуют», в то же время генеральный менеджер обещал, что я буду много играть в «Айлендерс». До закрытия трансферного окна нужно было принимать решение возвращаться в Россию или нет. Меня поддержали как «Автомобилист», так и сборная России. Мне звонил Илья Ковальчук, в то время он был генеральным менеджером сборной. Он приглашал на Кубок Первого канала и сказал, что я кандидат в олимпийскую сборную. Это возвысило меня морально, потому что я был удивлен, что после АХЛ можно поехать на Олимпиаду. Но потом, из-за того, что я не тренировался, мы приняли решение, что после перелета лучше полететь домой, наладить быт, пройти акклиматизацию. Вернулся в Екатеринбург: шесть игр, ковид, сезон закончен. Это был трудный сезон в моей карьере. Однако я не считаю, что поездка за океан была моей ошибкой. Конечно обидно, что так получилось, что не дали шанс отметиться в НХЛ, посмотреть на себя. Но благодаря этой поездке, я вырос во многом как человек и как хоккеист. В семье многое поменялось, мы стали ближе друг к другу. В Америке мы жили впятером без помощников и всегда были вместе.
Вы говорили, что в тяжелые моменты не опускать руки помогало общение с легендарными личностями. Кто эти люди?
Мы созванивались с Пашей Дацюком. Когда у меня опускались руки, он правильные вещи говорил, которые не могли сказать другие, и я сам не мог о таких вещах подумать. Казалось бы, банальные вещи, но он находил очень нужные слова, благодаря которым все переосмысливалось. Владимир Малахов был скаутом в «Айлендерс», с ним часто виделись и общались по телефону. Он очень много дал для моего хоккейного развития. Хоть мы и мало контактировали в последнее время, но он всегда следит за мной, может что-то сказать, что помогает мне.
Какие цели ставите перед собой?
В первую очередь, выиграть Кубок Гагарина с «Автомобилистом». Международной арены нет, но я надеюсь, что мне еще удастся надеть майку сборной России. Это большая честь. У меня сейчас возраст, когда я могу играть на лидирующих позициях, к сожалению, приходится пропускать все чемпионаты мира и просто игры за национальную команду. Раньше казалось, что лучше отдохнуть, но теперь понимаешь - лучше бы там поварился в свободное время и пообщался с ребятами. Не многие могут играть в сборной, а мне выпал такой шанс.
Девиз, с которым идете по жизни?
Чем больше пауза, тем больше мастер.
Интервью записали для журнала «Стольник». На страницах «Sports.ru» - в расширенном варианте.