Что такое драфт новичков НХЛ – и как он устроен
Простой гайд о церемонии года.
Хоккейный сезон закончился вместе с седьмым матчем финала Кубка Стэнли, но это не означает, что новых событий придется ждать до осени.
Сегодня и завтра (в ночь на субботу и в ночь на воскресенье – по московскому времени) пройдет 62-й драфт новичков НХЛ. 224 молодых игрока будут закреплены за своими новыми клубами – и кому-то из парней даже удастся со временем сыграть в лучшей лиге мира.
Идеальный момент, чтобы подробно рассказать, как проходит драфт.
Что вообще такое драфт новичков?
Это церемония, в которой клубы НХЛ закрепляют за собой права (в рамках лиги, но частично касается и фармов – правда, не у всех команд они есть) на молодых игроков – чаще всего из юниорских лиг Северной Америки, а также из европейских чемпионатов. Каждая команда НХЛ поочередно выбирает игрока, который сразу же закрепляется за клубной системой.
С 2005 года драфт состоит из семи раундов. По умолчанию в каждом из них у каждой команды должно быть по одному пику (так называют выбор игрока), но, поскольку драфт-пики часто становятся частью компенсации при обменах, сложно представить даже один раунд, в котором все клубы лиги выберут по разу.
Процедура драфта составляет два дня. Сначала – первый раунд, который занимает практически все время: помимо выбора игроков, клубы совершают сделки, а выбранные проспекты получают джерси новых команд, дают интервью и фотографируются.
Раунды со второго по седьмой включительно – во второй день. Здесь уже все идет в темпе, без дополнительного внимания к задрафтованным игрокам.
Довольно часто хоккеисты после выбора остаются в тех же командах, в которых играли и до драфта – в силу юного возраста – а клубы НХЛ, закрепившие на них права, следят за их развитием, дают рекомендации, оказывают помощь и поддержку, привлекают в тренировочные лагеря и постепенно поднимают на более высокий уровень.
Как определяют, в каком порядке клубы выбирают игроков?
Сначала драфтуют клубы, которые не попали в плей-офф – и в этом суть всего происходящего: чтобы более слабые команды усиливались за счет талантливой молодежи, развивали ее и с годами становились если не претендентами на Кубок Стэнли, то хотя бы регулярными участниками плей-офф.
Порядок выбора среди команд, для которых прошлый сезон закончился еще на регулярке, определяет драфт-лотерея – ее победитель и будет драфтовать самым первым. С 2022 года худшая по очкам команда получает вероятность в 25,5% на первый пик предстоящего драфта, предпоследняя – 13,5%, третья с конца – 11,5% и так далее.
Подняться выше чем на десять позиций на драфте нельзя – таким образом, на первый пик претендуют лишь те команды, что финишировали не выше 22-го места в общей таблицы лиги (в НХЛ, как можно понять, 32 клуба). Упасть ниже чем на три тоже невозможно – поэтому худший клуб сезона гарантированно выберет не ниже четвертого пика.
Самый яркий пример того, как работает лотерея, случился в 2017 году, когда первые четыре пика должны были достаться «Колорадо» (18% на победу в лотерее), «Ванкуверу» (12,1%), «Вегасу» и «Аризоне» (по 10,3%), но их обошли «Нью-Джерси» (8,5%, 5-е шансы в лотерее – выбрал будущего капитана Нико Хишира), «Филадельфия» (2,2%, 13-е – получила Нолана Патрика) и «Даллас» (5,8%, 8-я вероятность на первый пик – забрал Миро Хейсканена, главный оплот обороны).
Драфт-лотерея церемонии-2024 состоялась еще в мае – и вообще оказалась без сюрпризов: выбирать будут в порядке от самого худшего клуба в регулярке к более успешным. А в результате предварительных обменов у «Сан-Хосе» будет два пика (у «Питтсбурга» – ни одного) – и «Шаркс» еще махнулись местами с «Баффало», который изначально после лотереи должен был выбирать 11-м.
Что касается команд, которые пробились в плей-офф, их порядок выбора зависит от выступлений в Кубке Стэнли, но:
● клубы, не ставшие лучшими в дивизионе ни в регулярке, ни в плей-офф, получают места с 17-го по 24-е (либо даже по 28-е – об этом позже). Чем ниже команда завершила сезон – тем раньше выбирает;
● клубы, выигравшие дивизион в регулярном чемпионате, но не добравшиеся до финала конференции, выбирают с 25-го по 28-е. Опять же: чем ниже в сводной таблице команда, тем выше пик;
● клубы, проигравшие в полуфинале Кубка Стэнли, выбирают 29-м и 30-м – снова выше пик у команды, которая в регулярке была ниже;
● финалист Кубка Стэнли выбирает 31-м, а чемпион получает 32-й пик.
В первых двух группах конкретный номер пика зависит от того, выиграли ли финалисты конференции свои дивизионы в регулярке. Если да – им и достаются пики от 25-го до 28-го. Если нет – их пики будут раньше.
Вот так выглядит порядок выбора во второй половине первого раунда – хотя всю стройность картины тут давно сломали обмены, из-за которых «Питтсбург», «Виннипег», «Ванкувер», «Эдмонтон» и «Флорида» вообще могут пропускать первый день драфта (если, конечно, не выменяют себе пик в топ-32 перед самой церемонией).
Порядок выбора во втором и всех последующих раундах – ровно такой же, как и в первом (если не учитывать обмены драфт-пиков). Бывают ситуации, когда НХЛ лишает клубы выбора на драфте – например, так случалось с «Аризоной», которая в 2020 году нарушила правила драфт-комбайна (там игроки проходят физические тесты, а клубы общаются с ними и выясняют, насколько игроки соответствуют их интересам). «Койотис» потеряли пики второго раунда-2020 и первого раунда-2021.
Нередко для подъема на драфте команды намеренно сливают концовку сезона – это называют танкингом. Обычно так действуют клубы, которые далеки от зоны плей-офф и нуждаются в новом лице франшизы на долгие годы. Наказания за такое поведение нет – невозможно доказать, что команда играет не в полную силу. Хотя это и кажется неспортивным.
Когда-то лотереи не было – и в танкинге было куда больше смысла. Самый знаменитый случай – 1984 год: «Питтсбург» намеренно сливал сезон и даже отдавал игры, в которых вел, чтобы гарантировать себе первый выбор на драфте. Им стал Марио Лемье – важнейший персонаж в истории клуба.
Единственное средство борьбы с танкингом – как раз драфт-лотерея. Она лишает последний клуб гарантированного первого пика – иначе в погоне за условными Коннором Макдэвидом или Коннором Бедардом многие команды перестали бы даже изображать желание победить. Худшая команда регулярки имеет три шанса из четырех пролететь мимо первого выбора – и часто именно так и случается.
Хотя если драфт прямо богат на топ-проспектов (талантливых молодых игроков), от танкинга не особо спасет и драфт-лотерея – только вера в честность и чистоту помыслов клубов.
Кого могут выбрать на драфте?
За всю историю драфта – а этот будет уже 62-м по счету – минимальный возраст доступных игроков несколько раз менялся. Сейчас задрафтован может быть любой хоккеист, если:
● ему от 18 до 20 лет, и он играет в Северной Америке;
● ему 17 лет, но 18 ему исполнится не позднее 15 сентября того года, в который его выбирают;
● ему исполнится 18 в период с 6 сентября по 31 декабря того года, когда проходит драфт, но только если есть клуб, согласный инициировать его досрочное участие в церемонии. Такой клуб должен предъявить руководству лиги письменное уведомление до 1 мая или не позднее 7 дней после завершения выступления в сезоне;
● ему меньше 22 лет на момент драфта, и он играет не в Северной Америке.
При этом нельзя выбрать хоккеистов, которые не входят в указанные выше категории. Само собой, не участвуют в этом и игроки, уже принадлежащие какому-либо клубу НХЛ или задрафтованные в течение двух последних лет. Те, кто успел сыграть в лиге, а потом стать свободным агентом, тоже не выходят на драфт – как и игроки от 21 года и старше, проведшие в любой лиге Северной Америки не менее одного сезона в возрасте 18-20 лет.
К слову, по поводу пункта о 17-летних. Знаменитый казус произошел в 2003-м, когда «Флорида» трижды пыталась выбрать Александра Овечкина (он родился 17 сентября 1985 года – если б на два дня раньше, он имел бы право выйти на тот драфт), мотивируя это накопившимися из-за високосных лет днями. Лига отказала – так Овечкин начал путь к вечности в свитере «Вашингтона» годом позже.
Как долго клубы сохраняют права на игроков?
Команды НХЛ контролируют карьеры выбранных игроков в течение срока, зависящего от нескольких факторов:
● если хоккеист из Северной Америки – два года. Если в течение двух лет с ним не подписали контракт – он имеет право заново пройти драфт, если удовлетворяет требованиям, что были выше. Если уже по возрасту не проходит на драфт, он становится неограниченно свободным агентом и может подписать контракт с любым клубом лиги;
● если хоккеист играет в колледже или университете (лига NCAA – Национальная ассоциация студенческого спорта), клуб сохраняет права на него до 15 августа того года, в который он должен выпуститься;
● если игрок покидает учебное заведение раньше срока, то команда НХЛ владеет правами в течение четырех лет с момента драфта – до 1 июня;
● если проспекту на момент драфта было 20, свободным агентом он становится через два года;
● игроки из европейских лиг, у которые есть трансферное соглашение с НХЛ (например, из Швеции или Финляндии), находятся под контролем клубов НХЛ четыре года;
● права на россиян и швейцарцев сохраняются бессрочно. Особенно часто этим пользуется «Каролина».
Как номер выбора на драфте влияет на карьеру хоккеиста?
Сам номер – по большому счету, никак. На любом драфте есть игрок, выбранный низко, но в итоге пришедший к успеху.
Год назад Кубок Стэнли выиграл «Вегас» – капитан невадского клуба Марк Стоун ушел в шестом раунде под 178-м номером. А его партнер – обладатель «Конн Смайт Трофи»-2023 Джонатан Маршессо – вообще не был задрафтован (как, например, Артемий Панарин или Сергей Бобровский). Даже легендарный Павел Дацюк – один из самых техничных хоккеистов и, вероятно, лучший исполнитель буллитов в истории – был выбран 171-м.
Другой пример. В сезоне-1992/93 «Оттава» и «Сан-Хосе» – не так давно появившиеся на тот момент – усиленно боролись за первый пик. Получили его «Сенаторс» – и впоследствии пожалели: выбрали Александра Дэйгла, который теперь считается худшим первым номером драфта в истории и одним из главных разочарований НХЛ.
Но все же более высокий выбор на драфте дает больше шансов попасть и закрепиться в НХЛ. Большинство хоккеистов, выбранных в первом раунде, становятся полноценными игроками лиги или хотя бы проводят в ней какое-то заметное время. В последних же раундах выбирают во многом наугад, а разница между игроками из 5-го и 7-го раундов обычно не столь велика, как между 1-м пиком и 31-м. Журналист Джейми Биссон выяснил, что минимум 100 матчей в НХЛ провели 66,7% хоккеистов, выбранных в первом раунде, и лишь 7% - из седьмого.
Самые сильные юниоры попадают в НХЛ сразу, без лишней траты времени в канадских молодежках или АХЛ – в первый же сезон после драфта. Обычно такие игроки уходят в топ-15 и по ним уже заметно, что они больше других готовы к хоккею на взрослом уровне. Например, с предыдущего драфта в НХЛ полноценно играли четверо – Коннор Бедард, Лео Карлссон, Адам Фантилли и Зак Бенсон (1-й, 2-й, 3-й и 13-й номера, соответственно). Многие же из выбранных в поздних раундах так ни разу в карьере и не сыграют в главной лиге, а некоторые даже не получат контракты.
Есть редкие случаи, когда команда не подписывает контракт с хоккеистом, которого выбрала в первом раунде. Тогда она получит компенсационный пик во втором раунде – под тем же порядковым номером, под которым выбирала того игрока. Допустим, контракт не подписали с проспектом, выбранным 15-м – на следующем драфте этот клуб получит 15-й пик во втором раунде.
А россиян выбирали под первым пиком?
Да, это случалось трижды.
Впервые – в 2001 году. Тот драфт вообще стал одним из самых успешных для российских игроков: выбрали аж 38 проспектов из России. Первым оказался Илья Ковальчук, который отправился в «Атланту» и стал лучшим в ее истории (до переезда в «Виннипег», во всяком случае). Под третьим номером «Тампа» выбрала Александра Свитова, а «Анахайм» под пятым – Станислава Чистова.
В 2004-м повезло «Вашингтону» – он обрел Александра Овечкина. Больше 10 клубов предлагали тогдашнему генеральному менеджеру «Кэпиталс» Джорджу Макфи обменять первый пик, но тот оставил выбор у себя. Овечкин стал капитаном и главным игроком в истории клуба, в 2008 году даже получил символический ключ от города из рук мэра Вашингтона Адриана Фенти, а сейчас уже давно седой Ови штурмует рекорд Уэйна Гретцки по голам в регулярке – сейчас Великого и Александра Великого разделяет 41 шайба.
В 2012-м раньше всех выбрали Наиля Якупова – в отличие от Кови и Ови, он уже не блистал. Наиль ни разу не выбил больше 33 очков за сезон (мог в дебютном, но помешал локаут), после четырех лет в «Эдмонтоне» отправился в «Сент-Луис», через год – в «Колорадо», а с 2018 года выступает в КХЛ. Как и Дэйгл, Якупов считается одним из самых слабых игроков, когда-либо выбранных под первым пиком, но, по крайней мере, ему не откажешь в старании – Наиль цеплялся за шанс в НХЛ до последнего, пока не перестал представлять хотя бы какой-то интерес в лиге.
На драфте-2024 в этом клубе вряд ли случится пополнение: под первым номером практически гарантированно уйдет канадец Маклин Селебрини. Но двое россиян все равно котируются очень высоко: в финальном рейтинге проспектов от журналиста The Athletic Скотта Уилера третьим идет Антон Силаев из «Торпедо», а четвертым – Иван Демидов из СКА.
Тем не менее, под каким номером бы ни выбирали молодых хоккеистов, вся их карьера еще впереди – и наверняка кто-то из игроков, которых задрафтуют сейчас, станет звездой.
Первый раунд церемонии-2024 начнется 29 июня в 3 часа ночи по московскому времени. Последующие – в 7:30 мск 30 июня.
Фото: East News/AP Photo/Keith Srakocic, AP Photo/Tony Gutierrez, AP Photo/Lindsey Wasson, AP Photo/Mark Humphrey, AP Photo / Al Messerschmidt, AP Photo/ Karl DeBlaker, AP Photo/Gerry Broome, AP Photo/Alan Diaz, AP Photo/Bill Kostroun, AP Photo/George Walker IV
2. Тогда богатые клубы будут переманивать в свои системы перспективных молодых игроков из бедных клубов, и богатые будут становиться ещё богаче, а бедные ещё беднее, упадёт конкуренция и вообще мало приятного.
3. Как тогда в лигу попадать из Европы и России? Сейчас они могут после драфта приехать, а без драфта как? Просто так, сходу договариваться с любым клубом на контракт новичка? Но без возможности посмотреть на деле, что представляет из себя игрок, подписывать контракт смысла нет, а приедет-то он котом в мешке.
А цирка в попадании лучшего молодого в худший клуб, на мой взгляд, никакого. Кому нужна лига, в которой 3-4 мощных клуба, а остальные борются за почётное право достойно вылететь в первом раунде? А так хотя бы понемногу разовьются и слабые клубы
В Америке нет клубов, там франшизы. Разница, на самом деле, принципиальная, и часть этой разницы - отсутствие системы подготовки игроков.
До появления драфта - в 60-х - франшизы НХЛ "спонсировали" клубы молодёжных канадских лиг. Это вело к профессионализации юношеского хоккея: франшизы пытались подписывать контракты с подростками. Канадцам это не нравилось, и после некоторой борьбы возникла система драфта.
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/lvd/3250724.html
В Америке – точно не нужна. В ней даже "европейский футбол" иначе устроен, чтобы такого безобразия не было ;)
Ну и смысла сравнивать ОТДЕЛЬНУЮ евространу со своим чемпионатом с НХЛ, НБА или НФЛ просто нет. Масштабы рынков несопоставимы, для их емкости и потенциала при континентальном охвате 3-4 сильных команд тупо мало.