На домашнем ЧМ Мезин провалил последний матч в карьере. Спустя 10 лет вратарь рассказал страшную правду об игре
«Убило желание выходить на лед».
Ровно 10 лет назад, 9 мая 2014-го, стартовал чемпионат мира по хоккею в Минске. Беларусь принимала турнир впервые – неудивительно, что первый матч хозяев собрал полные трибуны, а на церемонию открытия вместе с главой ИИХФ Рене Фазелем вышел Александр Лукашенко, у которого тогда шел четвертый президентский срок. Но первый блин местных хоккеистов на домашнем «мире» вышел комом – американцы разнесли их в пух и прах (1:6).
Совсем скоро в Беларуси об этом поражении забыли: как-никак сборная вышла в плей-офф и по итогам турнира заняла 7-е место – второй результат в ее истории. Еще реже вспоминают, что матч с американцами стал последним в карьере местной легенды – вратаря Андрея Мезина. После шести пропущенных шайб голкипер, которому тогда оставалось два месяца до 40 лет, больше не сыграл ни на домашнем на ЧМ, ни на клубном уровне и в начале 2015-го официально объявил, что повесил коньки на гвоздь.
В мае 2014-го отсутствие Мезина в следующих 7 матчах «мира» казалось просто стечением обстоятельств. И лишь в декабре 2023-го, почти через 10 лет после того самого ЧМ, Мезин рассказал, что были и другие сложности.
Мезин долго тащил Беларусь – вот в чем его величие
Мезин – один из многих хоккеистов, которых могут назвать своими и в Беларуси, и в России. Уроженец Челябинска в 17 лет переехал в новополоцкий «Химик» по предложению тренера Юрия Перегудова. Там же попал в армию, принял присягу на верность уже независимой республике и параллельно играл за белорусскую «молодежку». В новой стране голкипер задержался всего на один сезон, а уже с 1993-го аж до 2002-го играл в американских низших лигах и чемпионате Германии.
До поры до времени Мезин спокойно жил с российским паспортом, но дебют за белорусскую «националку» в 1996-м заставил поменять гражданство. К концу 90-х он уже стал первым номером новой сборной и оставался им до 2012-го. Всего несколько фактов демонстрируют величие Скалы для скромной белорусской команды.
Мезин сыграл на 13 чемпионатах мира в элите (еще два были в первом дивизионе). Столько же у Владислава Третьяка. Больше мировых форумов нет ни у одного вратаря. По игровому времени на ЧМ Мезин среди голкиперов уступает только Третьяку.
Он попал в символическую сборную ЧМ-2006 – белорусы тогда заняли шестое место, которое до сих пор остается их рекордом – и стал лучшим вратарем ЧМ-2009.
Мезин сыграл за сборную Беларуси на всех трех Олимпиадах. После него белорусы туда еще не попадали.
Самым частым бэкапом при Мезине был Сергей Шабанов, в «нулевые» выступавший за новокузнецкий «Металлург» и СКА. Но за 11 ЧМ в обоих дивизионах, две олимпийские квалификации и одну Олимпиаду он провел всего 26 матчей. А на пяти мировых первенствах Шабанову и вовсе не дали выйти на лед.
В последние годы карьеры Мезина его самым частым сменщиком в сборной стал еще один натурализованный россиянин – Виталий Коваль. С 2012-го по 2016-й он и вовсе считался первым номером белорусской «националки». Но и Коваль провел в официальных турнирах лишь 30 матчей, а у Мезина их – 86.
Мезин защищал ворота белорусов и в том самом «Чуде на льду-2», когда белорусы победили шведов (4:3) в четвертьфинале ОИ-2002 благодаря рикошету от шлема Томми Сало. Тот матч не принято считать отскоком команды Владимира Крикунова, но Мезин при этом отразил 44 из 47 бросков.
А шанс оказаться в главной лиге мира у Мезина был. В середине «нулевых» канадец Глен Хэнлон, с которым сборная Беларуси трижды выходила в плей-офф ЧМ, возглавил «Вашингтон» и позвал с собой Скалу. Вратарь отказался. Через год тренер повторил предложение, честно обозначив, что видит в подопечном бэкапа, но при этом гарантировав 20 матчей за сезон. Мезина такие условия не подкупили – позже он признается, что в этом варианте не видел для себя развития и жалеет об упущенной возможности сыграть в НХЛ.
Не собирался играть в 2014-м, но поддался на уговоры Хэнлона
С середины «нулевых» Мезин играл в РХЛ, а позже и в КХЛ. В «Ак Барсе» провел всего 1 матч за сезон, в СКА, «Салавате» и «Магнитке» не всегда был основным, но и не полировал лавку на постоянной основе.
В 2009-м, ко второму сезону КХЛ, Мезин перешел в минское «Динамо» Хэнлона. Канадец уже через несколько месяцев покинул клуб из-за неудовлетворительных результатов, но Скала по-прежнему оставался первым номером и даже заслужил вызов на Матч звезд КХЛ.
Первые два сезона в Минске Мезин был безоговорочно основным, конкурируя сначала все с тем же Ковалем, а после с американцем Робертом Эшем. Но возраст давал о себе знать. Летом 2011-го «Динамо» забрало из «Витязя» канадца Кевина Лаланда: 24-летний вратарь настолько впечатлил белорусских боссов, что быстро завоевал место в рамке, а уже в феврале получил белорусский паспорт. Мезин тогда провел всего 24 матча в «регулярке» и один – в плей-офф.
На старте ЧМ-2012 в Финляндии Кари Хейккиля, возглавивший белорусскую сборную, доверился Ковалю, выступавшему тогда за «Торпедо». Мезин провел победную игру с Казахстаном (3:2) и начал матч с США (3:5), но уже через 9 минут при счете 0:2 уступил место сменщику. Причем тренерский штаб отозвал его не после второй пропущенной шайбы, а во время рекламной паузы.
А дальше случилась самая странная история белорусского хоккея последних лет. На следующий день Мезин самовольно покинул расположение команды, предварительно обсудив возможные последствия этого шага с Ковалем. Перед партнерами вратарь не выступил (по горячим следам ему дозвонился лишь защитник Виктор Костюченок, который не стал обсуждать тему даже в раздевалке), от публичных комментариев журналистам отказался.
Причину отъезда Мезин до сих пор не назвал и лишь бросал туманные намеки. Один из ведущих белорусских хоккейных журналистов Вячеслав Федоренков, поехавший со сборной в Хельсинки, предположил, что триггером стала цепочка решений Хейккиля, усилившая напряженность Скалы, хоть прямого конфликта между вратарем и тренером не было. Подлила масла в огонь и спортивная общественность, частично винившая вратаря в провалах сборной. За год до финского демарша, после 14-го места на ЧМ в Кошице, глава белорусского Минспорта Олег Качан заявил, что Мезин «должен беззубым ходить: шайбу ловить зубами – не пропускать». Голкипера этот спич очень задел.
Последствия отъезда сборная Беларуси прочувствовала на себе сполна. Коваль, почти весь чемпионат испытывавший проблемы со спиной, отстоял матч со словаками (1:5), а перед игрой с Францией (1:2) пожаловался уже на колено. Вратарь заверил, что отстоит за себя и того самого уехавшего из команды парня, но исполнить обещание помешал защитник «трехцветных» Кевин Экфей, одновременно забросивший шайбу и выведший из строя соперника. В дело пришлось вступать 26-летнему Дмитрию Мильчакову из жлобинского «Металлурга» – третьему номеру сборной, до этого вообще не игравшему на ЧМ. Он же защищал рамку в заключительной встрече с канадцами (1:5).
Демарш Мезина поставил крест на его игровой карьере в минском «Динамо», которое за несколько недель до этого как раз возглавил Хейккиля. Контракт с 38-летним вратарем расторгли. Но вешать коньки на гвоздь он не стал: переход в «Локомотив» сорвался в последний момент (после начала локаута в Ярославле предпочли Семена Варламова), зато воспитанника челябинского хоккея с радостью приняли в «Тракторе» в роли бэкапа Майкла Гарнетта. В следующем году он стал вторым номером уже в Омске.
За последние два года в КХЛ Мезин провел всего 27 матчей. Не за горами маячило завершение карьеры, и о домашнем чемпионате мира 39-летний голкипер уже не помышлял, планируя сконцентрироваться на семейных проблемах. Но сказать свое последнее слово на площадке Скалу попросил тот самый человек, который едва не привел его в НХЛ.
Летом 2013-го сборную Беларуси третий раз возглавил Глен Хэнлон. Канадскую палочку-выручалочку попросили о помощи на фоне трех подряд 14-х мест на ЧМ, пролета мимо Олимпиады в Сочи и задачи не ударить в грязь лицом на домашнем ЧМ. В Минске верили в рыжего волшебника. А он верил в Мезина.
Возможно, в истории сборной Беларуси никогда не было более доверительных отношений между главным тренером и игроком (разве что между Михаилом и Константином Захаровыми – отцом и сыном). В «нулевые» всех своих успехов с белорусами Хэнлон достиг с Мезиным в воротам. Уже в 2021-м он признавался: «Мне повезло, что Андрей Мезин был нашим вратарем».
В свою очередь, именно при Хэнлоне Мезин вошел в символическую сборную ЧМ-2006 и стал лучшим вратарем ЧМ-2009. После завершения карьеры голкипер вспоминал, что канадец вселил в него уверенность, и без обиняков утверждал: «При нем я показывал свой лучший хоккей».
Мезин не прощался со сборной официально, но и возвращаться в национальную команду не спешил. Скала пропустил и олимпийскую квалификацию в Дании (белорусы проиграли путевку в Сочи словенцам), и ЧМ-2013, где основным вратарем команды впервые в XXI веке стал урожденный белорус – Виталий Белинский.
Весной 2014-го Хэнлон появился на пороге дома Мезиных, чтобы убедить бывшего подопечного тряхнуть стариной. У Скалы была серьезная причина для отказа.
«Я не планировал участвовать в турнире, потому что у нас родился сын с патологией и ему требовалась серьезная операция, сроки ее проведения как раз выпадали на начало чемпионата. Но к нам домой приехал главный тренер национальной сборной и убедил мою супругу в том, что это домашний чемпионат мира и на меня рассчитывают. В итоге им удалось меня уговорить», – вспоминал Мезин в декабре 2023-го в интервью Sputnik.
Домашний чемпионат мира Беларусь собиралась покорять со Скалой.
День X: взгляд в глаза Лукашенко, звонок от жены
Несмотря на солидный хоккейный возраст, Хэнлон брал Мезина не для порчи его штанов твердой поверхностью скамейки запасных. Опытный голкипер провел 3 из 7 матчей Еврочелленджа накануне ЧМ: два cо Швейцарией (2:5, заменил Лаланда; 2:1, Б) и с Данией (4:3). При Мезине белорусы одержали две из трех побед в этих играх.
Стартовать на домашнем ЧМ предстояло 9 мая игрой с американцами. День Победы, матч-открытие, сильный соперник – Хэнлон готовился к сильному давлению и знал, что Мезин умеет ему противостоять. Место в рамке он доверил именно Скале.
Сам вратарь жаждал наконец-то победить американцев – единственную на ЧМ сборную, у которой он никогда не выигрывал даже в товарищеских встречах. Но в тот день ответственный матч был не самым важным событием в его жизни.
«В тот момент я думал, что у меня хватит сил со всем справиться. Но операцию сына перенесли как раз на этот день», – вспоминал Мезин.
Метод настроя на матчи у Мезина был фирменный: в день X никому не смотреть в глаза. Такой совет ему еще в молодости дал один из спонсоров сборной на соревнованиях в Австрии, чтобы голкипера не сглазили. Мезин поверил не сразу, но все-таки прислушался к рекомендации. Задумавшись над ней, он понял, что смотрит в глаза, когда с кем-нибудь разговаривает, – значит в день встречи нужно просто ни с кем не общаться. С этого времени Скала старался отвечать односложно и лишь на важные вопросы.
Но 9 мая 2014-го пришлось сделать исключение. Перед матчем в раздевалку сборной Беларуси зашел Александр Лукашенко. О визите команду предупредили заранее. Политик пообщался с хоккеистами всего пару минут, попросив бороться до конца и отметив, что никто не требует от них прыгать выше головы. Мезин, находившийся в паре шагов от Лукашенко, в этот момент смотрел не на него, а в точку возле ног Эдуарда Занковца, ассистента Хэнлона.
Но посмотреть в глаза Лукашенко Мезину в тот день все-таки пришлось. Сборная Беларуси уже стояла в коридоре подтрибунки, готовясь выходить на лед, а политик, напротив, уходил оттуда, открыв турнир.
«Александр Григорьевич остановился перед каждым и сказал какое-то напутственное слово. Я стоял одним из последних. Президент подошел ко мне, взял за шлем и молча посмотрел в глаза. В такие моменты исключения делать нужно. Это не рядовая ситуация», – описал тот эпизод Мезин.
Счет матча с американцами (1:6) говорит, что белорусы проиграли в одну калитку, но это представление не совсем верное. В первом периоде хозяева спокойно работали, даже не пытаясь играть в откат, и единственную шайбу пропустили в меньшинстве (Олег Знарок после скажет, что в первой трети Беларусь могла забрасывать трижды). Во втором подопечные Хэнлона пошли в атаку, перебросали американцев (11:9), но пропустили три шайбы за три минуты – вот и 0:4. Одну шайбу, правда, отквитали еще до второй сирены, но уже после перерыва пропустили две в меньшинстве.
Обвинить Мезина можно разве что в третьем голе когда он, никем не прикрываемый, пропустил после не самого сложного броска Колина Макдональда. Остальные шайбы приходили с пятака или при закрытом обзоре, а последняя и вовсе отскочила от конька проспекта «Нью-Джерси» Романа Граборенко.
После матча у Скалы поинтересовались эмоциональным состоянием и мимоходом вспомнили демарш двухлетней давности.
– Какие эмоции перед этим матчем были у вас? Все-таки была история с отъездом из сборной, потом было возвращение.
– Не думал об этом. Я уже не в том возрасте, чтобы перегореть перед ответственным матчем. Готовился по обычной программе. Так буду готовиться и к оставшимся. Надеюсь, они сложатся для нас иначе, – сказал голкипер в 2014-м.
И все же в 2023-м Мезин винил себя, что не мог отвлечься от мыслей о семье.
«Весь матч я ждал от супруги новостей о сыне, хотя старался целиком погрузиться в игру, но что-то было не так. В итоге мы проиграли 1:6. После матча жена позвонила вся в слезах, рассказала, как сына забирали на операцию и как он от нее отходил, в тот момент я понял, что я должен был быть с ним рядом. Это была моя последняя игра», – резюмировал Мезин.
Впрочем, в мае 2014-го сам голкипер, вероятно, об этом еще не думал. Следующие два матча (3:1 c Казахстаном и 4:3 cо Швейцарией) провел Коваль. Но перед игрой с Финляндией он почувствовал себя не совсем здоровым. Первым кандидатом на место в рамке Хэнлон видел Мезина.
«Первой кандидатурой на место в старте был опять-таки Андрей. Но он пожаловался на боль от недолеченной травмы. Играть не отказывался, но не был уверен, что сумеет провести поединок на сто процентов эффективно», – вспоминал канадец в интервью «Прессболу» уже после турнира.
Матч с Финляндией (0:2) доверили натурализованному канадцу Кевину Лаланду, пропустившему от будущих финалистов турнира всего одну шайбу (вторую забросили в пустые ворота). Белорусский североамериканец выходил на лед и в четырех оставшихся встречах турнира: две он провел полностью, а в еще двух заменил Коваля. Мезин же продолжал смотреть за успехами партнеров со стороны. После ЧМ Хэнлон отметит, что его поддержка помогла коллегам по вратарскому цеху чувствовать уверенность.
Сейчас Мезин не играет даже на любительском уровне.
«Меня не раз звали в любительские команды, но я уже наигрался. Более того, травмы дают о себе знать. Скорее на это повлияло одно мое неправильно решение, которое убило во мне желание выходить на лед», – объяснил Скала. Неправильным решением он назвал согласие на участие в домашнем ЧМ.
Мезину не удалось сохранить семью: жена ушла к его бывшему партнеру
Уже через пару месяцев после домашнего ЧМ Мезин, еще не объявивший о завершении игровой карьеры, ударился в гольф и даже вошел в национальную сборную Беларуси по любимому виду спорта Гарета Бэйла.
Впрочем, довольно скоро бывший вратарь переключился на хоккейную тренерскую работу. Трудился в минском «Динамо», сборной Беларуси, «Тракторе», «Автомобилисте» и сейчас помогает Дмитрию Квартальнову в тренерском штабе белорусского клуба.
Но в 2017-м куда больше хоккейных достижений Скалы обсуждали его семейную драму. Мезин развелся со своей второй женой – Анжеликой. И ушла она не к кому-нибудь, а к экс-коллеге бывшего мужа Виталию Ковалю. Пикантности ситуации добавляли и хорошие отношения вратарей: они дружили семьями и даже вместе отдыхали в Америке.
Анжелика Мезина рассказывала, что проблемы начались после рождения сына, которому сделали серьезную операцию в 4 месяца, в день матча Беларусь – США. У пары уже была дочь, а второго ребенка они потеряли на большом сроке. Мать погрузилась в заботу о детях, а Андрей, с ее слов, в то же время начал искать себя, ударился в гольф и общался с друзьями. На этом фоне женщина эмоционально сблизилась с Ковалем. Почувствовав привязанность, они попытались прекратить общение, но не вышло.
Мезин же не рвался обвинять Коваля, но пенял, что не держал жен в ежовых рукавицах, а позволял им все и исполнял любые желания: мол, пока, гайки были закручены никто на сторону и не смотрел.
«Теперь я полную свободу никому давать не буду: я не стану тираном, но рамки дозволенного быть должны. Считаю, что женщина должна быть занята. Если она не родила и не занимается ребенком – она должна работать, чтобы не было времени на всякую дурость. Обе мои жены во время брака не работали, у них были другие развлечения. Оба брака шли по одному сценарию, я даже второй жене, когда все уже случилось, сказал, что, наверное, в то же время и разведемся. Так и получилось: оба брака длились по пять лет», – делился печальным опытом Мезин.
Голкипер продолжает участвовать в воспитании двоих дочерей от первого брака, а также дочери и сына от второго. Себя он называет домоседом и признается, что «нагулялся по молодости». В его словах так и отдает желание спокойной счастливой жизни – и хочется верить, что оно исполнится. Скала это заслужил, как никто.
Фото: hcdinamo.by, SB.BY, kp.by. Видео: president.gov.by.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Такие истории показывают человеческое лицо профессионалов вроде Мезина, которых мы привыкли считать железными.
Мне, белорусу, больше всего запомнился гол Костицына в решающем матче серии с Ак Барсом. Весь плей-офф молчал, а здесь заговорил так заговорил :)))