«Каблуков провел более 1000 матчей, но не смог выиграть у меня вбрасывание». Знакомимся с 2-метровым Долженковым из ЦСКА
198-сантиметровый форвард – о габаритах, КХЛ и юношеской Олимпиаде.
Кирилл Долженков перешёл в ЦСКА в 2016 году и за семь лет стал одним из главных проспектов столичного клуба. На счету нападающего есть золото юношеских Олимпийских игр, участие в Кубке Вызова и финальной серии Кубка Харламова. В сезоне 2023/2024 Долженков шагнул во взрослый хоккей и смог ярко себя проявить на уровне КХЛ. В 18 матчах за ЦСКА на его счету 6 (3+3) очков и 80% выигранных вбрасываний. Главный тренер команды Сергей Фёдоров не оставляет без внимания талантливую армейскую молодёжь: «Я рад за их прогресс, они шагают семимильными шагами. Это та свежая кровь, которая нам нужна». Сам нападающий старается оправдывать тренерское доверие, не чурается силовой борьбы (при габаритах 198/101) и ставит перед собой цель вносить как можно больший вклад в игру первой команды.
В интервью Кирилл Долженков рассказал про принципиальность «Армейского дерби», силовую борьбу, игру на точке и молодёжный этап карьеры, а также вспомнил Юношеские Олимпийские Игры 2020.
«В ЦСКА чувствуется тренерское доверие, и молодые игроки стараются его оправдать»
– В 19 лет вы игрок первых звеньев ЦСКА, принимаете участие в важных матчах, забиваете и отдаёте передачи. Мечты сбываются?
– Это скорее цели, а не мечты. Поставленные цели можно достичь благодаря ежедневной работе над собой. Рад, что пришёл к ним.
– Место в топ-6 команды КХЛ – это серьёзное тренерское доверие, как его оправдать?
– Стараться выполнять все тренерские установки, забивать и набирать очки, ведь первые звенья – это более опытные хоккеисты, нужно подстраиваться под их игру. Партнёры подсказывают мне разные тонкости и микромоменты практически каждый матч. С опытными одноклубниками всегда легче играть.
– Армейское дерби носит для вас принципиальный характер или в таком возрасте любой матч в КХЛ особенный?
– Стыковые матчи на любом уровне для меня принципиальны, это всегда особенные игры по страсти, жёсткости и накалу.
– Для вас важность противостояний армейских клубов тянется ещё с финала МХЛ «Красная Армия» – «СКА-1946»?
– То поражение в финале, безусловно, отложилось. Хочется выигрывать в любых стыках.
– Как габаритному игроку, вам легче действовать против больших или маленьких соперников?
– Скорее против маленьких, ведь когда ты ставишь корпус – они вряд ли подберутся к тебе близко. С габаритными соперниками это не работает, у того же Степана Фальковского длинная клюшка, он где-то может подлезть.
– После матча со СКА Сергей Фёдоров назвал вас и другую молодёжь «свежей кровью», отметив ваш прогресс. Расскажите про доверие в ЦСКА.
– Игровое время постепенно увеличивается. Если в сентябре я проводил на льду пять-шесть минут, то сейчас играю по 15-17. В ЦСКА чувствуется тренерское доверие, молодые игроки стараются его оправдать. Не хочется подвести тренерский штаб, который рассчитывает на нас и выпускает всё больше и больше.
– Вы говорили, что на адаптацию в МХЛ у вас ушло два месяца. Сколько времени потребовалось, чтобы привыкнуть к КХЛ?
– В сезоне 2022/2023 я сыграл за ЦСКА пять матчей, успел почувствовать уровень КХЛ, но не в полной мере. Полная адаптация пришла с большим количеством игрового времени. Когда меня начали ставить в первые три звена, семимильными шагами набрался уверенности и полностью адаптировался к лиге.
«Могу представить, что я забью лакросс в КХЛ, но это дело случая»
– Силовая борьба в КХЛ тяжело даётся?
– Здесь ребята покрепче, но силовая борьба не даётся мне тяжело и на самом деле ничем не отличается от МХЛ и ВХЛ. Какой-то определённый хит не запомнился, тем более сам не часто под них попадаю.
– Ваши габариты дают преимущество в атаке, но насколько в ЦСКА делают акцент на игру без шайбы в своей зоне?
– Думаю, в первую очередь нам нужно уметь играть в защите, потому что всё идёт от обороны. Нам говорят, что нужно обязательно действовать по схеме как в защите, так и в средней зоне. А в атаке можно покреативить, ведь хоккей – это игра, а мы не роботы. Не долго привыкал к игре без шайбы. Когда пришёл в ЦСКА – мне сразу объяснили требования и сказали, что хотят видеть от крайнего нападающего в обороне и средней зоне. Считаю, что играю без провалов и явных ошибок. Конечно, у всех есть какие-то недочёты, но в целом всё хорошо.
– А вы креативите в чужой зоне? Можете решиться на лакросс, как делали это в МХЛ?
– В атаке у нас есть шаблонные схемы, которые нарабатываются на тренировках, но большинство нападающих играют по ситуации и действуют исходя из развития событий. Конечно, могу представить, что я забью лакросс в КХЛ, но это дело случая. Я должен оказаться за воротами, защитники соперника тоже должны по определённому расположиться. Менее сложный креатив, такой как прострел или красивый пас, спокойно можно делать в КХЛ.
– В КХЛ вы выиграли уже четыре из пяти вбрасываний, чем обусловлен такой успех?
– Ещё давным-давно, когда я играл в детской школе ЦСКА, Сергей Фёдоров приходил к нам на тренировки и обучал меня и ещё нескольких центральных нападающих игре на точке. По детской школе я играл центрального, плюс у меня есть опыт в МХЛ и ВХЛ. Но большинству навыков и тонкостей меня научил Сергей Викторович.
– Игра на точке в КХЛ сильно отличается от МХЛ?
– Да, в КХЛ игроки опытнее. Например, я стоял на вбрасывании с Ильёй Каблуковым из «Динамо». Он провёл в чемпионатах страны уже больше тысячи матчей, но что-то не смог у меня выиграть (улыбается).
– Что вам дал молодёжный этап карьеры?
– МХЛ – это своеобразный переход из детского хоккея во взрослый. В бытовом плане чемпионат молодёжки подстроен под КХЛ. Когда ты только заходишь в молодёжную лигу, то сначала привыкаешь к скоростям и навыкам, а потом готовишься ко взрослому хоккею. В КХЛ играет много игроков, прошедших МХЛ.
– Вы принимали участие в Кубке Вызова, играли в финале Кубка Харламова. На молодёжном уровне ещё остались незакрытые гештальты?
– Да. Я сыграл на Кубке Вызова, но так и не выиграл главный трофей МХЛ, не могу так просто это оставить.
– Поможете «Красной Армии» побороться за Кубок Харламова весной?
– Если меня отправят в МХЛ – конечно, готов помочь ребятам.
«На Олимпийских играх понимал, что в сборной России все ребята очень сильные и у нас большое будущее»
– Вы являетесь победителем юношеских Олимпийских игр. Часто вспоминаете, как сборная России феерила на том турнире?
– Конечно, часто вспоминаю этот турнир. Эмоции только положительные. На данный момент это если не самое, то одно из самых масштабных и важных событий в моей жизни: Олимпиада, серьёзные соперники, полные трибуны, другая страна.
– С чем было связано доминирование даже в играх против США, Финляндии и Канады?
– Помню, мы очень долго и поэтапно готовились к этому турниру в Новогороске, чуть ли не полтора месяца. За это время парни хорошо сплотились, команда стала единый кулаком. Всё это помогло нам не просто обыграть, а разгромить соперников.
– Многие ребята с той Олимпиады сейчас зажигают в КХЛ, а кто-то в НХЛ. Сами замечали, 2004 год выделялся?
– Я не сравнивал выпуски предыдущих годов, но на Олимпийских играх понимал, что в сборной России все ребята очень сильные и у нас большое будущее. Вызов на Олимпиаду в любом случае что-то значил.
– Состав сборной России был звёздным по нынешним меркам, но запомнился ли кто-то из соперников?
– Да, конкретно Адама Фантилли я знал ещё до Олимпийских игр. Ещё по детской школе мы играли на турнире «Селект», он два года подряд приезжал на него в составе канадского клуба. Ещё запомнился американец Лейн Хатсон, канадец Мэтт Савуа. Знал одного-двух игроков в каждой сборной.
– В плотном графике КХЛ не успеваете думать об отсутствии международных турниров?
– В современных реалиях нам всё равно не дают забыть о турнирах сборных. Недавно прошёл Кубок Первого канала, в ноябре я играл на Кубке Будущего. Конечно, хотелось бы попробовать свои силы в матчах против сверстников из Америки и Канады, но я больше сосредоточен на клубной игре. Сейчас я нахожусь в ЦСКА, для меня это новый уровень, так что все мысли только о КХЛ.
– Вы остаётесь самым высоким нападающим КХЛ. Кто-то из соперников запоминался своими габаритами?
– Не обращаю на это пристального внимания, однако в матче со СКА запомнился Степан Фальковский. Не знаю, какой у него рост (205 – прим), но он выделялся на фоне петербургских игроков.
– Вы берёте пример с кого-то из игроков в плане правильного использования габаритов на льду? Может, следите за Дмитрием Воронковым?
– На самом деле вообще не смотрел за Воронковым, сам старался находить свою игру. Учился на своём опыте, что-то подсказывали тренеры, однако за кем-то конкретно не следил.
– Поделитесь своими целями на сезон-23/2024.
– Играть за ЦСКА и вносить как можно больший вклад в игру первой команды, так как отдаю предпочтение КХЛ.