Рыжая бестия
Скотт Хартнелл владеет не только самой заметной прически в НХЛ, но и персональным уникальным статистическим показателем. Хоккейная география от Японии до Норвегии, благотворительность, покерные турниры и фокусы с перчатками. В блоге NHL Entertainment – рассказ о нападающем «Филадельфии», который в этом сезоне при помощи Яромира Ягра и Клода Жиру немного приблизился к звездам лиги.
Город Ллойдминистер находится на границе провинций Альберта и Саскатчеван. И словосочетание «на границе» нужно принимать буквально. Разделение между канадскими территориальным единицами проходит прямо посредине города. Разные части одного и того же населенного пункта подчиняются разным законам. К примеру, на одной половине города можно было курить в помещениях, в то время как на другой половине – нет. На стороне Альберты употреблять алкоголь можно было с 18 лет, а на стороне Саскатчевана нужно было дождаться 19-летия. Даже время в этом городе текло по-другому: все провинция Саскатчеван жила в одном временном поясе и только Ллойдминистер и его жители, отставали от всех на один час.
Так что не удивляйтесь, если кто-то из местного населения покажется вам немного странным. Именно в Ллойдминистере, в семье учителей, родился Скотт Хартнелл.В возрасте 16 лет он покинул родные края, чтобы начать свою юниорскую карьеру в Западной хоккейной лиге. Хотя родные братья полагают, что истинной причиной расставания с семьей была возможность отращивать свою роскошную шевелюру, так как мама постоянно заставляла сына коротко стричься. «Моя мама, когда меня видит, всегда повторяет, что мне нужно подстричься, - признается Хартнелл. - Когда же я в итоге остриг волосы, она не смогла узнать меня по телевизору. Поэтому просто переключила программу. Теперь они снова отросли и ей легче меня распознать».
В преддрафтовый сезон Хартнел капитанил в составе команды «Принс Альберт» и к 82 (27+55) очкам приплюсовал солидные 124 минуты штрафа. «Нэшвилл» не пожалел на юниора право выбора в первом раунде драфта (6-й общий номер), и спустя несколько месяцев Скотт уже дебютировал в НХЛ. Да не где-нибудь, а в Японии, где «Хищники» начинали регулярный чемпионат в компании «Питтсбурга». Первый сезон в лиге, где Хартнелл был самым молодым игроком, сложно назвать удачным: всего 2 гола и 14 голевых передач в 75 матчах. За 6 полных сезонов в «Нэшвилле» он превратился из зеленого новичка в добротного силового форварда. «Мне необходимо играть в жесткий хоккей, мешаться защитникам, создавать помехи вратарю, - говорит Хартнелл. – После свистка можно задеть кого-нибудь, так чтобы судья не видел, и может быть спровоцировать соперника на удаление. В каждой команде есть игроки вроде меня».
Игроки подобного плана всегда были в чести в «Филалельфии» и после обмена в Город Братской Любви, Скотт на своей шкуре ощутил, что такое играть в больном хоккеем городе. «Возможно, это особенность Филадельфии, но мне кажется, людям здесь свойственно паниковать раньше времени, - говорил Хартнелл когда у него поначалу не слишком ладилось. – Тут быстро могут поставить на тебе крест. Если провел один плохой матч, то будь готов услышать «Убирайся!» в свой адрес. В других городах поддерживают все-таки чуть больше. Это немного расстраивает, но я знаю, что могу играть на высоком уровне». Но играть на высоком уровне сложно, когда у тебя голова занята совсем не хоккеем.
Хартнелл познакомился с Лизой Реннеке в 2005-м году. Красавица-блондинка со спортивной фигурой училась в университете Нэшвилла. Через пару лет они поженились и переехали в Филадельфию после обмена Скотта. Они были образцовой парой, и жизнь была прекрасна. Но осенью 2009-го все изменилось. В интернет просочились слухи об изменах Лизы и одним из ее ухажеров даже называли одноклубника Хартнелла – Джеффа Картера. На протяжении всего сезона Скотт был участником громкого бракоразводного процесса, который быстро стал достоянием охочей до сплетен общественности. Проблемы в личной жизни превратили Хартнелла в настоящего зомби на льду.
«Это было очень тяжело, - признается Скотт. – Тот, кого ты любишь, на глазах превращается в совершенно другого человека, обзывает тебя и твою семью самыми последними словами. Люди могут винить меня в чем угодно, но это был очень тяжелый год для меня». За 82 матча регулярного чемпионата Хартнелл забросил всего 14 шайб, и главный тренер Питер Лавиолетт напрямую спрашивал Скотта, планирует ли тот вообще продолжать играть в хоккей. «Я признался своей семье, что потерял самого себя в этом браке, - говорит Скотт. – У меня поменялись приоритеты, семья отошла на второй план. Но сейчас, когда я их вижу, всегда стараюсь обнять лишний раз. Помню, когда все это закончилось, мама сказала мне, что снова обрела сына. У меня как будто камень с души свалился».
Семья обрела сына, а команда снова обрела игрока. После не слишком выразительного первой серии плей-офф против «Нью-Джерси», Хартнелл стал одним из ключевых игроков «Филадельфии» на пути к финалу Кубка Стэнли в 23 матчах забросив 8 шайб и набрав 17 очков. Его последний гол перевел шестой матч финальной серии в овертайм, где удачливее оказалось «Чикаго», но Скотт надеется, что это не последний его шанс на чемпионство. «Я очень люблю филадельфийских болельщиков, - говорит Хартнелл. – Они неистовые. Они очень хотят выиграть Кубок. И мы осознаем эту ответственность. Стать чемпионами, устроить парад на Броад Стрит и видеть перед собой оранжево-черное море фанов – что может быть лучше этого чувства?»
В этом сезоне мечта Хартнелла может осуществиться. «Филадельфия» является одним из фаворитов Восточной конференции, а сам Скотт стал одним из самых заметных игроков лиги. «Он настоящий силовой форвард, - говорит Дэнни Бриер про Хартнелла. – Игроки подобного плана могут забить 20 голов, а могут 35, в зависимости от того, в каком звене играют. Химия с партнерами по звену очень важна для них». С химией у Хартнелла пока все в порядке.
С возвращением из Омска будущего члена Зала славы и стремительным прогрессом Клода Жиру, Скотту посчастливилось стать третьей ударной единицей в одном из лучших атакующих трио НХЛ. 37 заброшенных шайб и 60 очков в регулярном чемпионате – новые личные рекорды Хартнелла. Партнеры по звену не могли в этом сезоне нарадоваться на своего одноклубника. «Он здоровый парень, который к тому же неплохо катается, - говорит Клод Жиру. – Когда он носится по площадке, врезаясь в соперников, мы получаем больше свободного пространства». Яромир Ягр тоже ценит силовую игру Хартнелла, но с улыбкой отмечает и другое его ценное качество. «Знаете, что мне больше всего в нем нравится? – говорит чех. – Он не очень часто просит шайбу. Этого его лучшая черта».
Скотт так же не жалеет комплиментов в адрес Яромира. «Перед игрой, во время матча, в перерывах – он всегда говорит мне, что я сделал правильно или нет, - признается Хартнелл. – Он знает эту игру насквозь и для меня большая честь выходить с ним вместе не лед, и надеюсь, что мне передастся частичка его опыта и желания играть». Советы Ягра пошли впрок. В этом сезоне Скотт не только стал более нацелен на ворота, но и провел на скамейке штрафников всего 136 минут (самый низкий показатель за все время пребывания в «Филадельфии») а также скинул перчатки всего 4 раза по ходу регулярного чемпионата.
При этом Скотт по-прежнему один из главных заводил в команде и любимец филадельфийской публики. «Хартнелл – клоун в раздевалке, - говорит генеральный менеджер «Флайерз» Пол Холмгрен. – Думаю, что в каждой команде есть такой. Он наслаждается жизнью. По большей части, он старается как может. Но я думаю, что мы вправе ожидать от него большего».
Генеральный менеджер «Филадельфии» прав: Скотт – не такой как все. Он оригинален на площадке и вне льда. Он может украсть перчатку Криса Друри, укусить за палец Криса Летанга или бросить крагу в убегающего один на один нападающего соперников. Скажите, кто еще из игроков может с улыбкой на лице подписать джерси для болельщика «Питтсбурга», который весь матч поливает тебя грязью? При этом на голове у него ярко-рыжий парик, а на свитере «Филадельфии» с 19-м номером вместо «HARTNELL» написано «FARTSMELL» («запах пердежа»). «Моему самому преданному фанату! Твой приятель Скотт Фартсмелл #19», - без тени сомнения расписался для собственной карикатуры Скотт. И еще подарил игровую клюшку впридачу.
Во время локаута 2004-05 игроки выбирали временное пристанище в соответствии со своими приоритетами: где побогаче или где поближе к дому. Хартнелл же отправился в не самый хоккейный край – в Норвегию. Просто потому, что это было интересно. «Летом там солнце почти не садится, и постоянно что-то происходит, - говорит Скотт о Норвегии. – Футбол и прочие европейские виды спорта там конечно популярнее, но у хоккея тоже есть свои поклонники». Попутно он стал чемпионом Норвегии и самым ценным игроком плей-офф после 12 голов в 11 кубковых матчах.
Он старается наслаждаться каждой минутой на площадке и вне хоккейной арены. То, как он ведет себя с болельщиками до, во время и после матчей, не может не вызывать уважения. «Меня учили, что нужно получать удовольствие от того, чем ты занимаешься – будь ты учитель в школе, дворник, актер или профессиональный хоккеист, - говорит форвард «Флайерз». – Мне нравится каждый день приходить на каток, чувствовать себя частью команды. Считаю, что мне очень повезло в жизни».
Находит время он и на маленькие нехоккейные увлечения: во время благотворительного турнира по покеру среди игроков НХЛ за финальным столом остались только Скотт Хартнелл и Роберто Люонго. Нужно сказать, что голкипер «Ванкувера» является страстным поклонником покера и играет на довольно высоком уровне, и планирует после окончания карьеры вплотную заняться картами. Но в решающем раунде больше повезло форварду «Филадельфии» и он стал неофициальным чемпионом лиги по покеру.
Но Скотт также может считаться обладателем неофициального титула «самая заметная прическа НХЛ». Мало кто в лиге может похвастаться такими шикарными локонами, выбивающимися из-под хоккейного шлема. Кудри Хартнелла давно начали обретать культовый статус в Филадельфии. Во время одного из матчей первым 5000 зрителям удалось стать счастливыми обладателями рыжей копны искусственных волос в стиле афро. «Вечер париков Скотта Хартнелла» удался на славу. Некоторые товарищи по команде даже последовали примеру зрителей во время раскатки. «В нашей раздевалке все завидуют моей прическе, - признавался после виновник торжества. – Так что несколько парней решили примерить парики, чтобы лучше выглядеть».
Скотт Хартнелл отлично владеет многими хоккейными навыками: умеет сыграть жестко, обладает отличным броском, неплохо видит площадку и на льду за словом в карман не лезет. Одна беда – не слишком крепко стоит на коньках. Это давно заметили многие болельщики «Флайерз», но только одному из них пришло в голову посчитать, сколько раз Скотт оказывается на льду по ходу матча. Поклонник «летчиков» Сет Гастингс пару лет назад проводил шутливые соревнования со своими друзьями, кто точно угадает, сколько раз Хартнелл упадет во время следующей игры. Переписка проходила в твиттере и сопровождалась хэштэгом #hartnelldown. После того, как сам идейный вдохновитель этого движения присоединился к твиттеру, словосочетание Hartnell Down стало достоянием широкой общественности.
В январе открылся веб-сайт с одноименным названием, где можно приобрести футболки и кепки с брэндом #hartnelldown, а также ознакомиться со статистикой падений Скотта по ходу сезона. По итогам регулярного чемпионата количество необязательных встреч со льдом равняется 389. Небывалый прогресс по сравнению с прошлым сезоном, где этот показатель составлял всего 241. По ходу противостояния с «Питтсбургом» в первом раунде плей-офф Хартнелл упал 37 раз, и одно из таких падений привело к победному голу в шестом матче серии.
Несмотря на высокую результативность в этом сезоне, Скотт не был приглашен на Матч всех звезд НХЛ, и отправился в Оттаву только после того, как из-за травмы выбыл Джонатан Тэйвз. Поговаривают, что некоторые тренеры и игроки были не слишком рады его участию в шоу, так как из-за своего стиля игры и поведения на льду он нажил себе немало врагов. Но, как показала практика, от приглашения Хартнелла выиграли все. Он был одним из тех, кто наслаждался каждым моментом этих выходных, в компании с братьями Сединами составил «самую рыжую тройку нападения в истории хоккея», и лига не ошиблась, решив нацепить на Скотта микрофон во время матча. Одна только фраза «Фанеф, сосать!», произнесенная в эфире NBC, дорогого стоит. За каждое падение и за каждую заброшенную шайбу на Олл-Стар Хартнелл пообещал отдавать 1000 долларов на благотворительность. Он так и не сумел поразить ворота, но зато нападал (не без помощи товарища по команде Клода Жиру) на целых 4000.
Благотворительность, заброшенные шайбы, миллионные контракты и любовь болельщиков. Каков секрет успеха Скотта Хартнелла? «Доверяй своим чувствам, - говорит он. - Всегда возможны ошибки, но нужно на них учиться и жить дальше. Это правило работает в хоккее, в обычной жизни, в отношениях. Принимай все как должное, люби жизнь и наслаждайся каждым прожитым днем». И если вы в следующий раз увидите его распластавшимся на льду, не смейтесь. Он падает, чтобы сделать этот мир лучше.
Да и вообще вели они все себя очень скромно, даже где-то скованно. И Жиру в том числе. Почему-то не было евросов, одни молодые североамериканцы. Но любят их там ппц как, уже после концерта в фойе умудрились поскандировать «Летс гоу флайерс!»
Филадельфия - чума просто, со всеми ее болельщиками и их психическими расстройствами.
Сам стараюсь играть также по мере возможности :)