Анастас Шумов: «Выигрывать нужно всем вместе»
Победы «Автомобилиста» – это победы не только игроков и тренерского штаба. Это победы всего клуба – большого коллектива, который часто остаётся за кадром нешуточных хоккейных баталий. В серии материалов о людях, работающих в клубе и помогающих команде побеждать, настала очередь сервисмена Анастаса Шумова. Он рассказал о том, как работает сервис-бригада, признался, что работа для него - счастье и поделился своей мечтой.
- Анастас, расскажите, как вы попали на столь необычную должность - сервисмен хоккейного клуба?
- У меня была мастерская по ремонту и пошиву обуви. Я проработал 15 лет сапожником. Потом в районе «Спартаковца» начал ремонтировать хоккейную амуницию детишкам хоккеистам: щиточки, перчаточки, нагрудники. Форма достаточно дорогостоящая, поэтому дешевле её отремонтировать. Также у нас заточка коньков там проходила. Так получилось, что хоккейный клуб заметил мою работу и пригласил к себе.
- Как давно вы работаете в команде?
- Восемь полных лет. В этом году – девятый сезон.
- До этого хоккеем интересовались? Что-то знали об «Автомобилисте»?
- На протяжении десяти лет до этого я болел за хоккейную команду «Автомобилист». У меня есть друзья, которые занимались хоккеем. Мы ездили на арену, старались посещать домашние матчи. Мыслей о том, что я буду работать в самом клубе, даже в мечтах не было. Я не мог такое предположить, но судьба так сложилась, что сейчас работаю в команде. На самом деле это великолепный случай в жизни.
- В «Автомобилисте» два сервисмена. Расскажите о своём коллеге.
- Наша сервис-бригада состоит из двух массажистов, двух докторов и двух сервисменов. Помимо этого, есть ещё администратор и начальник команды. Мой коллега Николай Вениаминович Поспелов – выдающийся человек. Всю свою жизнь отдал судейству. В прошлом он судья международной категории – судил международные турниры, а когда закончил со спортивной карьерой, то решил остаться в хоккее. Он работал в молодёжной команде много лет, но последние восемь лет мы работаем в первой команде. Этот человек удивительный! Он также преподавал физкультуру ребятам, становился Учителем года в Екатеринбурге. Он профессионал в физической культуре, при этом у него ещё и руки золотые.
- Как вы разграничивайте свои обязанности и как помогаете друг другу в процессе работы?
- Мы разделили обязанности, чтобы друг другу не мешать и чётко выполнять свои задачи. Я занимаюсь ремонтом формы, ремонтом амуниции, сопровождением матчей. Николай Вениаминович занимается коньками, заточкой и всем, что связано с этим. Каждый знает свои задачи. Для правильной организации труда нужен порядок. Вот у нас он присутствует. От этого комфортно и ребятам. Они знают, чего от кого ждать и с чем к кому обратиться.
- Тяжело работать сервисменом?
- Здесь свой режим работы - графики, перелёты. Но, на самом деле, это очень интересная работа, потому что занимаешься любимым делом - тем, что ты умеешь делать, тем, что любишь делать, при этом постоянно общаешься с новыми людьми, с тренерами, с хоккеистами. Некоторых людей раньше видел только по телевизору. Это всё придаёт очень много новых эмоций и расширяет кругозор. Это радость и личное развитие. Поэтому я не могу назвать свою работу тяжёлой. Моя работа - это счастье!
- От такого графика работы с постоянными перелётами ещё не устали?
- К этому привыкаешь, ничего сложного в этом нет. Я ставлю план: «С 1 июля по 30 апреля – дома меня сильно не ждите, буду приезжать наездами». Тяжело, конечно для семьи, потому что видимся крайне редко. Буквально 40 процентов из 100 находишься дома - всё остальное время ты где-то в другом городе или в другой стране. Но семья с пониманием относится к этому. В этом есть и огромный плюс – какие-то бытовые моменты всё равно «съедаются», когда тебя нет долго дома, а после ожиданий из командировки всегда тёплые встречи.
- Как взаимодействуете с хоккеистами?
- Мы напрямую взаимодействуем с хоккеистами. Работа сервисмена изначально подразумевает это в себе. Наша задача сделать комфортным времяпровождение хоккеистов во время тренировочного процесса и во время игры. При этом вне игры и вне тренировок хоккеисты обычные люди у них часто бывают свои проблемы, насчёт которых мы можем поделиться своим мнением. Вне льда мы обычные друзья, которые могут друг другу помочь, посоветовать что-то, даже в каких-то бытовых моментах. Бывает, что где-то что-то сломалось, например, детская коляска, и, вместо того чтобы обращаться в сервис или ремонт, они привозят нам. Мы помогаем починить, потому что крайне мало времени между тренировками и играми, чтобы искать эту помощь на стороне. Взаимодействие стопроцентное, как на скамейке, в раздевалке, так и вне.
- Сталкивались ли вы с необычными пожеланиями или капризами хоккеистов?
- У нас в команде 30 человек – это 30 разных людей. Кто-то попроще, кто-то посложнее, кто-то взрослее, кто-то моложе. Очень много индивидуальностей. По этому поводу, когда идёт предсезонная подготовка, у ребят задача набрать физическую форму, а у нас задача узнать новых ребят, их пожелания, чтобы заранее знать, что нужно тому или иному игроку, чтобы они не просили, в момент игры, перед тренировкой или после тренировки. Эти моменты мы изучаем за время предсезонных сборов и когда входим в игровой ритм, всё это учитываем. Игроки уже думают только о хоккее, потому что мы знаем, что им надо и подготавливаем. Какие-то индивидуальные просьбы конечно есть. Кто-то играет помногу лет в одной форме. Те же налокотники, наколенники, нагрудник – по 10-12 лет шьёшь-шьёшь, а там пришивать не к чему. Но хоккеистам нравится, они считают, что эта форма приносит им удачу, она комфорта и удобна. Очень много разных мелочей бывает.
- Игроки часто просят затачивать коньки перед матчем?
- Кто-то раз в месяц точит, потому что не очень любит на острых, а кто-то утром перед тренировкой, вечером на игру – в день два раза. Но это очень индивидуально и у всех по-разному. В разных городах разное качество льда, структура льда разная, поэтому та или иная заточка на каком-то льду может неправильно себя повести, приходится корректировать глубину жёлоба и другие микромоменты.
- Хоккеисты играют в одном и том же джерси весь сезон?
- У нас в клубе – да. В красном джерси играем дома, а белые джерси – выездные. Когда у нас бывают благотворительные матчи, то мы специально заказываем джерси, которые потом продаёт клуб, а деньги идут на благотворительность. Этим уже занимается маркетинг клуба. А так на весь год хватает одной майки. Так как хоккей - контактный вид спорта, то часто бывает, что джерси рвётся, но для того и работает сервис-бригада, чтобы это всё подлатать.
- Можете ли вы определить по внешнему виду, не читая фамилии, кому какая клюшка принадлежит?
- Конечно! Я знаю принцип замотки каждого хоккеиста. Даже если вдруг ломаются две-три замотанные клюшки, и стоит совершенно новая клюшка, которой играет хоккеист, то я могу полностью повторить замотку рукоятки и замотать ему так же перо. Такой случай произошёл в Казани. Степан Хрипунов сломал клюшку, пришлось замотать ему другую. Он даже не почувствовал разницы.
- За личными вещами хоккеистов, которые входят в амуницию - тоже вам приходится «ухаживать»? Какие «поломки» бывают?
- Хоккей контактный вид спорта, поэтому поломка может произойти и во время матча. Инструмент у нас всегда с собой. Всё оборудование, запасные стаканы (держатель, в котором крепится лезвие конька – прим. ред.) и лезвия на выезд мы возим с собой, чтобы быть автономными. Если из-за какой-то микрополомки мы потеряем игрока, и он не выйдет на площадку – это не уровень Континентальной хоккейной лиги. Такой случай был у Виталика Попова, когда мы играли в Нур-Султане с «Барысом» несколько лет назад. В конёк попала шайба и сломала стакан (держатель лезвий на коньке). Был очень напряжённый матч. Я увёл его в раздевалку, расклепал конёк, поставил новый стакан, установил лезвие. Через 6 минут у меня хоккеист вышел и закончил период.
- Приходилось ли выслушивать претензии от хоккеистов? Например, в лыжных гонках или биатлоне в случае неудачи могут предъявить претензии своим сервисменам из-за плохо смазанных лыж.
- Не бывает такого, что игру проиграл игрок, тренер или сервисмен. Игру проиграла команда! Выделять кого-то, кто был виновен в том или ином моменте у нас не принято. Если команда проиграла, то делаем выводы, что кто-то где-то недорабатывает. Каждый прекрасно знает свои ошибки. Задача хоккеиста играть в хоккей, наша задача сделать комфортным этот процесс. Наша работа должна быть сделана чётко, чтобы не было раздражающих факторов. Проигрывает команда, и выигрывать игру нужно всем вместе.
- Во время матчей можно заметить вас все время в движении – вы бегаете от скамейки в раздевалку и обратно . Что же такое случается во время игры, что вам приходится так часто и быстро передвигаться?
- Бывают моменты, когда мне необходимо вернуться в раздевалку. Всё оборудование мы не можем вынести на скамейку. Иногда бывает, что кто-то капу забыл в раздевалке после тяжёлого периода. Я возвращаюсь за ней, чтобы хоккеист не травмировался на игре. Хоккей достаточно быстрый вид спорта, у нас есть всего 60 минут на победу. Если мы будем ходить пешком тогда, я боюсь, что у нас ничего не получится.
- Как вы думаете, какую дистанцию и с какой скоростью пробегаете за матч?
- Никогда об этом не задумывался. Да и не стоит об этом задумываться. Если это хоть как-то помогает результату, то какую бы я дистанцию не пробежал, если надо будет - пробегу ещё столько же.
- У хоккеистов есть специальные чипы для того, чтобы это измерить. Не хотели бы тоже попробовать на себе?
- Да нет. Но за эти датчики как раз я отвечаю. Я их устанавливаю, я их снимаю. Они указывают какое время хоккеист находится на площадке, с какой скоростью, как максимально передвигается. Сейчас и в шайбах стоят датчики.
- Эти чипы вшиваются в форму?
- У нас в джерси делается специальный кармашек, который не позволяет этому чипу выпасть, но его всегда можно оттуда извлечь. Разные клубы делают по-разному: кто-то пришивает к нагрудникам эти датчики. Я пользуюсь другим способом - контролирую это все на майках. Хоккеист может поменять нагрудник, сдать его на склад, не вспомнить про этот чип, но так можно его потерять. Это серьёзная ответственность. Если хоккеист вышел, а чип не работает, сразу звонят из Москвы и просят проверить. Игрок не может выступать в матче без него. Приходится быстро выяснить причину, почему не работает чип – либо его нет у игрока, либо вышел из строя, и тут же заменить, чтобы хоккеист смог играть.
- Эти чипы закреплены за игроками?
- Да. У каждого чипа есть свой Id номер. Мы эти списки подаём в Москву в мониторинговое агентство, которое обслуживает клуб. В каждом дворце стоит оборудование, благодаря которому передаётся информация. Перед каждым матчем мы регистрируем 8 шайб на игру. Как они будут передвигаться на площадке - тоже видно. Такие дополнительные ноу-хау у нас появились в последние три года. Это интересно для болельщиков.
- В «Автомобилисте» много суеверных игроков, например, кто-то меняет краги перед буллитами или на каждый период...
- Это больше не про суеверие, а про комфорт. У многих ребят есть по две пары перчаток. Например, у Патриса Корьмье. Он каждые 7 минут сушит перчатки. Также Найджел Доус у нас играл - каждые 4 минуты сушил перчатки. Я через каждые 4 минуты ему давал сухие, а те, что он отдавал – подсушивал. Конечно, комфортно когда ты выполняешь штрафной бросок или послематчевые броски в сухих перчатках, но это индивидуально. Кто-то из ребят не сушит перчатки совсем, любят сырые, чтобы чувствовалась клюшка в руках, кому-то необходимо, чтобы они были сухие. Насчёт суеверия могу сказать, что своё то или иное суеверие есть у каждого, но пусть это остаётся у игроков. Если это им помогает, то почему нет?
- Какая самая сложная и необычная ситуация была за время вашей работы и как её приходилось преодолевать?
- Ситуации бывают разные, даже из ряда вон выходящие. В одном из городов обворовали нашу раздевалку. Украли часть клюшек, несколько пар коньков, форму. Игра была у нас в 12 часов утра. Наш кладовщик вылетел из Екатеринбурга и быстро привёз недостающую форму. Некоторым ребятам пришлось играть в совершенно новых коньках, что было очень дискомфортно. Причём мы выступили достаточно достойно. Это был уникальный случай. Из такой сложной ситуации мы вышли за счёт сплочённых действий организации и руководства клуба.
- Каждый год обновляется коллектив команды. Жалко расставаться с игроками?
- Всегда один из самых тяжёлых моментов, когда человек уходит. Со многими игроками работаешь по 5-6 лет, но даже за 1 год успеваешь подружиться. Это очень тяжело, при том, что часто игроки уходят в другие клубы, и с ними всё равно встречаешься по ходу чемпионата. Расставаться всегда грустно, когда понимаешь, что ты приобрёл друга, но это наша работа и наша жизнь.
- Поддерживаете с кем-то связь?
- Конечно! Связь поддерживаем со многими ребятами, кто у нас играл, кто уже закончил с хоккеем. Поддерживаем тесные отношения, готовы в тот или иной момент помочь и откликнуться на просьбу. Мы всегда на связи.
- Чем отличается нынешний «Автомобилист» от того «Автомобилиста», в который вы пришли?
- Я не скажу, что изменилось что-то кардинально. Конечно, меняются тренеры, меняется тренировочный процесс, подход к тренировкам, стиль игры. С приходом нового руководства стало более комфортно в бытовом плане. Если говорить про нас, сервисменов, то и всё оборудование нам предоставляется, которое необходимо для работы. Каждый клуб имеет свой характер, свою историю, и мы идём по своему пути.
- Что вы можете сказать о той команде, которая собралась сейчас?
- Много новых ребят пришло в этом году. Достаточно опытный коллектив собрался. Ребята на позитиве. Ребята очень общительные. Внутри команды позитив и общение - это говорит о том, что есть коллектив. Будем надеяться на то, что это поможет нам дальше двигаться, получать результат.
- Как вы считаете, влияет ли работа сервисмена на успех команды?
- На результат влияют все, начиная с женщин, которые занимаются клинингом в раздевалке и стирают форму, заканчивая высшим руководством. Точно так же массажисты - это восстановительный процесс, доктора - это восстановительный и лечебный процесс, мы, сервисмены - это сопроводительный процесс, руководство - это организационный процесс. Успех состоит из песчинок, и только такое понимание даст результат. Если мы будем разделять, то ничего не получится.
- Игрокам часто задают вопросы какие цели они ставят на сезон и чего ждут от сезона - а как бы вы ответили на эти вопросы?
- Ежегодно и руководство ставит перед нам задачи самые высокие, иначе зачем этим всем заниматься, если не стремиться наверх? Мы ставим для себя максимальные задачи, стараемся и самодисциплинироваться, и помогать ребятам максимально, чтобы игроки думали только о хоккее. Мы сильно зависим от побед, потому что это новые эмоции и движение вперёд. Мы работаем ради этого, это наш стимул – идти только к победам. Поэтому мы заинтересованы в результате, как и ребята.
- Анастас, какая у вас мечта, связанная вашей работой, с командой?
- Мечта? Основная мечта - стать чемпионами. Это, наверное, главное, чтобы я хотел. У меня даже мурашки по коже побежали сейчас. Честно. Есть высшая цель – чемпионство. Это было бы великолепно! Пока ещё этого чувства я не испытывал.