По ту сторону борта. Восток
Крэйг Рэмзи («Атланта»)
Крэйг провел всю свою карьеру в НХЛ в одном клубе и был одним из лучших специалистов своего времени по игре в защите – он закончил карьеру с показателем полезности «+328», набрал всего 201 минуту штрафа в 1070 матчах и забил 27 голов в меньшинстве, что по сей день является рекордом «Баффало». Но не стоит думать, что Рэмзи был одноплановым игроком, сосредоточенным только на том, как не дать развернуться сопернику: восемь сезонов подряд он забивал больше 20 голов. Обладает он и еще одним достижением: с момента его дебюта в составе «Сэйбрс» он провел 776 матчей подряд, что является четвертой по продолжительности серией в истории лиги, пока перелом ноги не оставил его вне игры. Именно на счету Крэйга первый гол в истории «Баффало» в плей-офф, и достойной наградой за его труд стал «Селке Трофи», полученный им в последний сезон пребывания в лиге. Спустя всего два года после завершения игровой карьеры он был введен в клубный зал славы. Поразительно, но такая блестящая карьера состоялась, несмотря на постоянные и очень серьезные проблемы со здоровьем: еще до того, как выйти на лед в матче НХЛ, он перенес операцию на желудке, потом через несколько лет еще одну, а в 1993 году врачи полностью удалили ему желудок, и в это время его состояние было критическим – для поддержания жизни в организме потребовалось свыше 15 литров крови.
Клод Жюльен («Бостон»)
За 800 матчей в низших лигах нынешний рулевой «Брюинс» успел изрядно попутешествовать. Забросила его судьба даже во Францию, где за неполный сезон он успел набрать 65 очков в 35 матчах, играя на позиции защитника. На счету Клода всего 14 матчей в НХЛ в составе «Виннипега» и, по его собственным словам, он начал задумываться о тренерской карьере, когда ему не было еще и 30. Устав от бесконечных автобусных туров на выездные матчи, Жюльен завершил карьеру в 32 года, и поначалу планировал обзавестись нормальной работой, вроде пожарного или полицейского. Но, в конце концов, выбрал тренерскую стезю.
Линди Рафф («Баффало»)
Жесткий защитник из юниорской команды WHL «Летбридж» успевал отмечаться в послематчевых протоколах не только в графе «штрафные минуты», но и набранными очками. «Баффало» выбрал Линди на драфте под общим 32-м номером, хотя по всем прогнозам он должен был уйти значительно раньше. Многие клубы отпугнула травма бедренной кости, полученная Раффом в предыдущем сезоне, и некоторые скауты всерьез опасались, что он может вообще завязать с хоккеем. «Баффало» рискнул и не прогадал. Линди стал первым тинэйджером в истории клуба, который сходу сумел пробиться в основу (во многом благодаря травмам двух ведущих защитников). По ходу карьеры в НХЛ он перешел в нападение на место левого крайнего, хотя периодически возвращался на свою исконную позицию в обороне. Статистические показатели Раффа не поражают воображение, но его задачей было сдерживание ведущих игроков соперника, что, впрочем, не помешало ему на протяжении пяти сезонов подряд забивать более 10 голов за чемпионат. Успев побывать капитаном «Баффало», он впоследствии был обменян в «Рейнджерс», где провел еще два с половиной сезона, пока многочисленные травмы не завершили его карьеру в НХЛ в 32 года.
Пол Морис («Каролина)
Можно сказать, что Морис не обладал достаточным талантом, чтобы выступать на уровне выше юниорского – его пребывание в статусе игрока ограничивается четырьмя годами в составе «Уиндзор Спитфайр». Но нужно учитывать, что на его хоккейную карьеру сильно повлиял эпизод, случившийся во время одного из матчей в 1985 году, когда шайба, срикошетив от его клюшки, попала в правый глаз, в результате чего Пол с тех пор видит этим глазом только периферическим зрением. Примечательно, что он стал не единственным представителем своей семьи с проблемами со зрением: его отец Денис полностью лишился правого глаза в пятилетнем возрасте, когда его по неосторожности ударили совком, а брат Мориса, Шейн, с самого рождения был почти слеп на правый глаз.
Жак Мартен («Монреаль»)
Жак является выпускником университета Сент-Лоуренс, который также подарил хоккейному миру Майка Кинэна, нынешнего генерального менеджера «Питтсбурга» Рэя Шеро и финалиста Кубка Стэнли Рика Певерли. Голкипер Мартен провел 26 матчей за два года в университетской команде и пропустил 113 голов. 4,75 пропущенных шайбы в среднем за матч – не тот показатель, которым можно гордиться, и, скорее всего, отказавшись от продолжения карьеры игрока, Жак поступил правильно.
Джек Капуано («Айлендерс»)
Капуано был выбран «Торонто» на драфте 1984 года под общим 88-м номером, но дебютировал в составе «кленовых листьев» только спустя пять лет, и его пребывание в основе ограничилось всего одним матчем. По правде говоря, его могло бы и не быть, но защитник Том Куверс никак не мог договориться с клубом по поводу нового контракта, и руководство команды было вынуждено поставить в состав новичка. Впоследствии транзитом через «Айлендерс» Капуано оказался в «Ванкувере», где ему хватило всего трех матчей, чтобы вписать себя в историю клуба. Джек и его брат Дэйв стали первыми братьями в истории «Кэнакс», которые выходили на лед в одном матче. После «Ванкувера» Капуано подписал контракт с «Бостоном», но в основе появился всего на два матча, и после сезона-1991/92 принял решения завершить карьеру.
Джон Торторелла («Рейнджерс»)
Эмоциональному тренеру «Нью-Йорка» не удалось в карьере игрока подняться выше Хоккейной лиги Атлантического побережья, где, впрочем, у него была неплохая статистика. После окончания университета штата Мэн Тортс перешел в профессионалы, где за четыре года сменил четыре команды. Примечательно, что в составе «Хэмптона» судьба свела его с Ореном Коулсом. Их пути еще раз пересеклись в «Тампе», где Джон работал тренером, а Коулс был уже владельцем клуба.
Питер Лавиолетт («Филадельфия»)
Уроженец Массачусетса не был задрафтован клубом НХЛ, но проложил свой путь в главную лигу через колледж и младшие лиги. В составе американской сборной он принял участие в Олимпийских играх в Калгари в 1988 году, где обратил на себя внимание «Рейнджерс», с которыми до этого подписал контракт. Уже на следующий сезон Питер провел 12 матчей в составе «Нью-Йорка», но на этом его пребывание в НХЛ закончилось. Впоследствии судьба только отдаляла его от «Рейнджерс», и он большую часть своей карьеры провел в АХЛ, хотя и успел сыграть еще на одной Олимпиаде за американскую сборную.
Дэн Байлсма («Питтсбург»)
Задрафтованный «Виннипегом» главный тренер «Питтсбурга» не сыграл за команду из «Манитобы» ни одного матча. Подписав с «Лос-Анджелесом» контракт в качестве свободного агента, он сумел дебютировать в НХЛ только в возрасте 25 лет. «Диско Дэн», как прозвали его товарищи по команде за умение классно танцевать в клубах, никогда не мог похвастаться своей результативностью, выступая в основном в роли форварда оборонительного плана и специалиста по игре в меньшинстве. Достаточно сказать, что рекордом результативности Дэна в одном сезоне были жалкие 17 очков, когда он уже перебрался из «Кингс» в «Майти Дакс». В сезоне-2003/04 он получил серьезную травму колена, которая вывела его из строя на 31 матч, после чего был выставлен командой на драфт отказов. По окончании регулярного чемпионата он завершил карьеру.
Ги Буше («Тампа»)
В юношеском возрасте Буше не задумывался о том, как проложить себе путь в НХЛ в качестве игрока, вместо этого предпочитая грызть гранит науки. Он окончил университет Макгил по специальностям биология и сельское хозяйство, попутно изучая спортивную психологию в университете Монреаля и применяя полученные знания на практике, выступая за студенческую хоккейную команду. После окончания обучения Ги отправился во Францию, где в составе команды из города Вири провел один сезон, в 28 матчах набрав 38 (16+22) очков и став лучшим бомбардиром клуба. Впрочем, усилия Буше пропали даром – в том году его команда сумела одержать всего две победы и благополучно заняла последнее место в чемпионате.
Рон Уилсон («Торонто»)
Уроженец провинции Онтарио, Рон Уилсон вместе с семьей в 12-летнем возрасте переехал в США и, как следствие, получил американское гражданство. Он пошел по проторенной многими американскими хоккеистами дорожке: команда школы – команда колледжа – драфт НХЛ. Уилсон был одним из лучших защитников в своем возрасте и на него претендовали сразу 20 высших учебных заведений. В итоге он выбрал колледж Провиденса, где его товарищем по команде стал нынешний генеральный менеджер «Торонто» Брайан Бурк. В свой преддрафтовый год Рон установил рекорд колледжа по набранным очкам (87) и голевым передачам (61), но, несмотря на это был выбран только в восьмом раунде «Мэйпл Лифс». За три сезона в «Торонто» он так и не сумел стать игроком основы, проведя в сумме всего 64 матча. Решив отдохнуть от НХЛ, он взял паузу и на три года уехал в Швейцарию, поднимать уровень местного хоккея. Еще четыре года он провел между «Давосом» и «Миннесотой». Всего за 249 матчей в Европе он записал на свой счет 430 (186+244) очков.
Брюс Будро («Вашингтон»)
Главный тренер «Кэпиталс» был настоящей звездой юниорской команды «Торонто Мальборос», установив в свой последний непрофессиональный сезон новые рекорды ОХЛ того времени: по заброшенным шайбам (68) и набранным очкам (165), для чего ему понадобилось 69 матчей. Выбранный «Торонто» в третьем раунде драфта 1975 года, он так и не сумел закрепиться в НХЛ, во многом из-за недостатка физических данных. С техникой и голевым чутьем у Брюса все было в порядке: в любой лиге (включая Германию, где он отыграл один год) Будро практически никогда не выбивался из графика «очко за матч». С 799 очками в 634 матчах Брюс занимает 11-е место среди самых результативных игроков за всю историю АХЛ. Интересно, что на заре своей профессиональной карьеры, Будро исполнил эпизодическую роль в культовом фильме «Щелчок». Он «играл» под номером «7» за команду «президентов», соперников легендарных «вождей».
Кевин Динин («Флорида»)
Динин был выбран на драфте «Хартфордом» и является одним из лучших игроков в истории «Уэйлерс/Харрикейнс». Он занимает второе место по набранным очкам и заброшенным шайбам после легендарного Рона Фрэнсиса. Кевин успел побывать капитаном двух клубов – «китобоев» и «летчиков», куда был обменян, получив возможность играть под руководством собственного отца. После пяти сезонов в «Филадельфии» он снова вернулся в «Хартфорд» и стал автором самого последнего гола в истории франчайза – его шайба принесла команде победу над «Тампой». Всего за свою карьеру Динин набрал 760 очков и 2229 минут штрафа в 1188 матчах. Он является всего лишь пятым игроком в истории лиги, сумевшим записать на свой счет более 350 заброшенных шайб и свыше 2000 штрафных минут. Кевин принял участие в Олимпийских играх 1984 года и был в составе сборной Канады на знаменитом Рандеву-87.
«Оттава» и «Нью-Джерси» на данный момент не имеют главных тренеров.