12 мин.

Ретроспектива. Атлантический дивизион

Айлендерс

–. «Островитяне» год назад тоже выступили неудачно, да и в нынешнем сезоне никто, находясь в здравом уме, не мог считать их фаворитами или хотя бы претендентами на плей-офф. Так что можно было бы записать им «равенство». Однако прошлогодние 26-е место по всей лиге, 13-е в Восточной конференции и последнее в Атлантическом дивизионе все-таки отличаются от нынешнего последнего места в любом из этих измерений. Да и разница в 18 очков настойчиво намекает на «минус». Но «два минуса» для «Айлендерс» было бы слишком уж немилосердно: наверное, только чудо могло бы поспособствовать этому составу (даже со здоровым Риком ДиПьетро) с этим тренером занять место выше того же 26-го.

Лучший игрок. Марк Штрайт. Единственный защитник во всей лиге, ставший лучшим бомбардиром своей команды. Единственный швейцарский хоккеист, сыгравший в Матче звезд. Единственный из основных игроков «Айлендерс», кто закончил сезон в «плюсе» (как ему это удалось, в голове не укладывается). В общем, это самый, наверное, очевидный выбор лучшего игрока за всю «Ретроспективу».

Открытие сезона. Франс Нильсен. Летом Гарт Сноу подписал новый контракт с датчанином, уговорив того работать «за еду» – 2,1 млн за 4 года. Обычное дело для игрока фарма. Сезон показал, что Сноу совершил прекрасную сделку, что менеджерам «островитян» не очень-то свойственно. Нильсен в прошедшем сезоне был одним из ключевых игроков бригады большинства и немало отпахал в меньшинстве. И кабы не локоть Майка Мотто, мог принести еще больше пользы команде. За полмиллиона в год – не игрок, а находка.

Разочарование сезона. Брендан Уитт. Опытные защитники-разрушители из неуспешных команд, как правило, один из самых ходовых товаров в дэдлайн. И с тех пор, как Уитт разменял четвертый десяток, его имя постоянно фигурировало в февральских трансферных слухах. В этом сезоне – значительно меньше обычного, и в итоге, как и следовало ожидать, он никого не заинтересовал. Брендан провел худший сезон в своей карьере, впервые ни разу не поразив чужие ворота. Впрочем, черт бы с ними, с голами; Уитт-то ценился именно как разрушитель, а его показатель полезности (-34) оказался худшим в лиге, на 11 пунктов опередив ближайшего конкурента. Нечего сказать – ценное приобретеньице для плей-офф.

Рейнджерс

=. Если сравнивать результаты двух последних сезонов, то у «Рейнджерс» ситуация сходная с «Филадельфией». Однако снижение показателя в плей-офф уже не такое существенное, поэтому нью-йоркцев можно и «заровнять». Кроме того, их состав на бумаге смотрелся послабее, чем у «летчиков», и место в кубковой восьмерке по предсезонным раскладам отнюдь не представлялось забронированным. Собственно, места этого могло бы и не быть: к концу февраля обеспокоенный перспективой впервые за последние четыре года не попасть в плей-офф Глен Сатер уволил главного тренера Тома Ренни и назначил на его место Джона Тортореллу. Интересно, что шли тогда «рейнджеры» на шестом месте, с отрывом в 2 очка от девятого; и в итоге финишировали… на седьмом, все с той же двухочковой форой. То есть формально с тренерской рокировкой мало что изменилось, причем – даже в худшую сторону. Тем не менее, считается (и мы это мнение разделяем), что приход Тортореллы здорово встряхнул команду как в качественном плане – это выразилось хотя бы в резком улучшении отвратительной реализации большинства, так и просто в эмоциональном.

Лучший игрок. Хенрик Лундквист. Шведский голкипер лучше всех в «Рейнджерс» играет на гитаре и в хоккей. Когда его команда по сбалансированности своей игры хотя бы приблизится к Лундквисту, Хенрик наверняка получит «Везину», а команда – будь она из Нью-Йорка или еще откуда – окажется в опасной близости от Кубка Стэнли. «Всю нашу команду переиграл один парень», – это сказал Овечкин, когда счет в серии стал для его «Вашингтона» 1-3. И про Лундквиста так говорят регулярно. «Хенрик не может в одиночку защищать ворота», – а это слова Тома Ренни после одного из неудачных матчей. Ну да, иногда не может. Но обычно у него это получается.

Открытие сезона. Райан Кэллахан. Еще в прошлом сезоне обратил на себя внимание старательностью и жесткостью. В этом сезоне стал действовать еще жестче (первый в команде по «хитам», причем удаляется довольно редко), еще старательнее и здорово прибавил в результативности. 40 очков на фоне невысокой результативности «рейнджеров» – неплохой результат для силовика, только начинающего свой путь в НХЛ.

Разочарование сезона. Уэйд Редден. В новейшей истории хоккеисты, призванные в НХЛ до 2004 года, разделились на две группы: те, кому локаут (читай: постлокаутные нововведения) пришелся на пользу, и те, кому во вред. «Не заметивших» локаута (нововведений) – считанные единицы. Уэйд Редден – ярко выраженный образчик второй группы, хотя поначалу казалось наоборот. В первом постлокаутном сезоне Уэйд, уже считавшийся элитным защитником, установил личный рекорд результативности, невзирая на целую серию мелких и средних травм. Эта травматическая серия продолжилась и в следующем году – соответственно, сократилась и результативность. Но вскоре здоровье наладилось, и в сезоне-2007/08 защитник провел уже почти весь чемпионат – 80 матчей, набрав в них… лишь на 2 очка больше, чем в прошлогодних 64. В сезоне нынешнем Редден вообще пропустил всего одну игру, но свой прошлогодний показатель ухудшил уже на 12 очков – это ли не регресс в чистом виде? Если вы все еще сомневаетесь, то добавим, что всего лишь второй раз в своей 12-летней карьере в НХЛ Уэйд ушел «в минус» – пусть и не глубокий (-5), но антирекордный. Если и этого мало, то примите во внимание, что Редден наряду со Скоттом Гомесом был самым высокооплачиваемым хоккеистом «Рейнджерс» в прошлом сезоне. Сопоставьте 8 миллионов зарплаты с реальной отдачей – и последние сомнения исчезнут. Если нет, то вы безнадежны :)

Филадельфия

–. Сопоставимый с прошлогодним результат в регулярном чемпионате и явный регресс в плей-офф: от финалиста конференции – до вылета в первом же раунде. Как и год назад, «летчики» были биты соседями из Питтсбурга, и это позволяет предположить, что встреться они с «пингвинами» в прошлом сезоне на более ранней стадии, либо в нынешнем – на более поздней, кубковый результат также был бы вполне сопоставим. Однако это всего лишь предположение; а раз случилось, как случилось – значит «минус».

Лучший игрок. Джефф Картер. После этого сезона стало куда понятнее, почему «летчики» выбрали Картера на драфте-2003 выше Майка Ричардса. Три четверти сезона честно бодался с Овечкиным за «Морис Ришар». В концовке темпа не выдержал и дальше соревновался уже с Паризе. Но и итоговые 46 голов и второе место в списке снайперов дорогого стоят. В плей-офф, правда, Джефф подкачал, но, справедливости ради, никому из лидеров в серии против будущего чемпиона зажечь не удалось. Тем выше будет мотивация на следующий сезон. Так что Овечкину расслабляться не стоит.

Открытие сезона. Джефф Картер. Все вышесказанное накладываем на прежние показатели и получаем одно из главных открытий сезона во всей лиге. Плюс 17 голов, 14 передач, 31 очко и 7 победных голов к прошлогодней, рекордной статистике. Рывок что надо.

Разочарование сезона. Лука Сбиса. Каких-то слишком уж откровенных разочарований в составе «Филадельфии» не наблюдалось, если не считать разочарования в здоровье 8-миллионного Дэниэла Бриэра. Лука Сбиса – тоже не столько «разочаровал», сколько «не оправдал». Выбор в первом раунде драфта, под общим 19-м номером все же обязывает. Другое дело, что обязывает – не в 18 лет (особенно, если речь о защитнике), и не в команде, где позиции первых четырех – если не пяти – игроков обороны застолблены практически наглухо. Но и нельзя сказать, что Луке не давали шанса: нормально давали. Играл (когда играл) в среднем по 17 с половиной минут за матч, появлялся на льду даже в спецбригаде большинства. Но цифры показал весьма скромные: 7 передач в 39 матчах, и четвертый с конца показатель полезности. Ничего катастрофичного, в общем-то; но других явных разочарований у «летчиков», повторимся, не было. От тех, кто сыграл хуже Сбисы, и ждали меньшего, если вообще чего-то ждали.

Нью-Джерси

=. На днях новым главным тренером команды был объявлен Жак Лемэр, выигравший первый в истории «Нью-Джерси» Кубок Стэнли в 1995 году. Логичнее это назначение смотрелось бы в прошлом сезоне, когда вероятно ностальгирующий Лу Ламорелло вовсю добывал ветеранов, защищавших цвета «дьяволов» в прошлом веке: Бобби Холика, Брайана Ролстона, Брендана Шенахана… А также вернул в клуб многолетнего дублера Мартина Бродера – Скотта Клемменсена, на год отлучившегося в систему «Торонто». Клемменсен-то, как оказалось (и чего наверняка вообще никто не ожидал), и стал самым главным джокером Ламорелло, когда вдруг выбыл из строя Бродер – с 2000-го года из-за травм (простой отдых не считаем) пропустивший всего 7 матчей. Впрочем, об этом ниже. Что же касается ретро-увлечения старины Лу, то его нельзя оценить однозначно. С одной стороны, каждый из трех полевых возвращенщев в разной степени разочаровал – что как бы говорит об ошибочности их приобретения. С другой же – команда вернула себе титул победителя дивизиона, что лишний раз подтверждает непопулярную (даже внутри отдельно взятой ЛВД – что уж тогда говорить обо всем хоккейном мире) точку зрения, согласно которой Ламорелло – чрезвычайный везунчик, давно уже оторвавшийся от реальности, но тем не менее за счет чрезвычайной удачи достигающий результата (точнее – не достигающий провала), какие бы непонятные ходы он ни предпринимал. С третьей стороны, в плей-офф «Нью-Джерси» уже пятый сезон подряд не может пройти дальше второго раунда (как раз тот самый «не вполне результат, но совсем не провал»), а два последних года – и первого раунда, хотя каждый раз ходит в фаворитах: не иначе как по инерции. Собственно, эта третья сторона и обуславливает знак «равенства».

Лучший игрок. Зак Паризе. Даже немного странно видеть в этой номинации у «Нью-Джерси» кого-то еще, кроме Мартина Бродера. Но пока великий голкипер залечивал свою первую серьезную травму, в составе «дьяволов» зажглась новая большая звезда. Зак почти в полтора раза превысили свои рекордные достижения по голам, передачам и очкам. Устроил знатную перестрелку с филадельфийцем Картером за право называться вторым снайпером сезона, но немного проиграл в концовке. Замкнул пятерку бомбардиров лиги, расположившись вслед за теми, кого обязательно будут называть великими, если уже не называют. Классный рывок – дело за стабильностью.

Открытие сезона. Скотт Клемменсен. Новость о травме бицепса, выбившей Мартина Бродера на две трети сезона, пришлась как обухом по голове для тренеров «Нью-Джерси». Что уж говорить о тех, у кого Мартин был основным вратарем в фэнтази. На счастье первых – то есть тренеров – у них был Клемменсен, который довольно быстро подвинул Кевина Уикса, числившегося первым сменщиком Бродера. С фэнтази все было сложнее – там клемменсены просто так на замену не выдаются. В общем, в 31 год Скотт получил большой шанс в большой команде, и лицом в грязь не ударил. За что и получил в награду неплохой контракт во «Флориде».

Разочарование сезона. Брайан Ролстон. Колоссальную часть своей карьеры нападающий, которому в свое время прочили звездное будущее, провел под руководством известного своей страстью к строгой и нудной игре Жака Лемэра. По причине чего, считается, бомбардирский свой талант не реализовал процентов на 30-50. В 35-летнем возрасте Брайан вернулся к своим джерсийским истокам, и были основания рассчитывать, что статистика его сильно улучшится – тут вам и уход из скучной «Миннесоты» от скучного Лемэра, и вообще переезд с Запада на Восток, где голы забиваются несколько легче… Оказалось – нет. Не опускавшийся в последние три года ниже отметки в 31 заброшенную (у Лемэра) шайбу, Ролстон выбил всего 15, чего с ним не случалось после двух дебютных – и крайне неполных – сезонов в НХЛ. Справедливости ради следует отметить, что из-за травмы лодыжки Брайан пропустил 18 матчей, но все равно его средняя результативность – 1 очко за 2 матча – значительно ниже привычного уровня. На Западе и при Лемэре.

Питтсбург

++. Как говорилось чуть выше, «Нью-Джерси» вернул себе титул победителя дивизиона. Отобран этот титул был как раз у «Питтсбурга», чей результат в «регулярке» чуть ниже, чем год назад. Но кому какое дело до этих локальных успехов, если речь идет об обладателе Кубка Стэнли? Никакой другой оценки, кроме самой высшей, здесь быть не может. По нашей – пятибалльной – шкале, высшая – «два плюса», вот ее и получите. По большому счету, надо б набавить еще плюсик за то, что будущий чемпион еще в середине февраля не проходил в кубковую восьмерку, и на этой почве пережил смену тренера – причем, уволенный был с еще не великой, но все-таки положительной репутацией, а пришедший – вовсе без репутации. Но это был бы уже неформат. К тому же, если навешивать «плюсы» за преодоление трудностей, то надо их еще и снимать – за изначальное создание этих же трудностей: первую половину сезона «пингвины» даже на «равно» не наиграли. Но кому какое дело до первой половины сезона, если речь идет об обладателе Кубка Стэнли?

Лучший игрок. Евгений Малкин. Большая часть НХЛ сейчас бросает чепчики в честь Александра Овечкина, и еще большая часть российских любителей НХЛ – в ту же самую честь. И в самом деле – как тут не бросать чепчики, если Овечкин приковывает к себе максимальное внимание, что называется, on and off the ice? Но кому какое дело до всех этих беззубостей, босоногостей, а также заброшенных шайб и завоеванных индивидуальных трофеев, если самый главный командный кубок, а также приз самому ценному участнику розыгрыша этого кубка поднимает другой парень?

Открытие сезона. Дэн Байлсма. Ни одного тренера до «Питтсбурга» в номинациях не было. Потому что так сразу было задумано, что номинации эти – для игроков. Но кому какое дело до того, что было задумано, когда речь о чемпионской команде? Когда к чемпионству эту команду привел тренер, возглавивший ее по ходу сезона. И когда этот тренер – новичок лиги. Вот именно.

Разочарование сезона. Отсутствует. Цикл подведения итогов мы начинали с худшей команды Западной конференции, в которой, как ни старались, не смогли определиться с номинацией «открытия сезона», и оставили ее незаполненной. Потому будет логично, и даже в какой-то степени – концептуально, если, закрывая цикл, мы обойдемся без «разочарований». Тем более, что речь сейчас идет о чемпионе. В самом деле: хоккей – игра командная. Команда – выиграла. Общая цель – достигнута. Могут ли в ней быть разочарования? Нет!