Локаут НХЛ в сезоне 2004/05 - как пропущенный год навсегда изменил Лигу
Дисклеймер: друзья, на канале SportTalk мы делаем очень много интересного контента про Национальную Хоккейную Лигу, поэтому нам будет приятно, если вы ознакомитесь с этим материалом в оригинальном видеоформате и порадуете нас подпиской на канал. Приятного просмотра!
История Национальной Хоккейной Лиги за 106 лет насчитывает сотни великих событий, дат, достижений и рекордов. Но есть во всем этом великолепии одно темное пятно, которое никуда не спрятать – локаут в сезоне 2004/05 и полностью потерянный сезон. Неделю назад мы рассказывали о локауте 2012 года, этот материал доступен здесь. Эта история о том, как один пропущенный сезон навсегда изменил устои огромной спортивной организации и влияние которого мы чувствуем даже спустя 19 лет. Вы на канале SportTalk и это полная хронология эпохального локаута НХЛ 2004 года, будет интересно, погнали!
Какой была НХЛ до потолка зарплат?
История этого уникального во всех смыслах события берет своё начало аж за десять лет до сезона 2004/2005. Естественно, речь идет о локауте в сезоне 1994/1995. За год до этого, в 1993 году в НХЛ появился новый комиссионер Лиги, на тот момент еще совсем молодой управленец, только что перешедший в хоккейную Лигу из НБА. Имя ему Гэрри Беттмэн. И он, еще не имевший должного авторитета и веса среди хоккейных старожилов, столкнулся с серьезной проблемой спустя всего лишь сезон пребывания на новом для себя посту. Грянул локаут, в причины и нюансы которого сейчас мы углубляться не будем. Скажем лишь то, что молодой комиссионер в тот момент дал слабину и был вынужден принять массу не самых удобных для него решений, проиграв ту локаутную битву игрокам и профсоюзу практически вчистую. Беттмэн еще тогда настаивал на сокращении зарплат игроков лиги, введении потолка зарплат и налога на роскошь, ради стабильности лиги, призывая хоккейных толстосумов прислушаться к голосу разума, что, естественно не встретило понимания со стороны клубов и профсоюза. Негоже какому то новому комиссару учить завсегдатаев Лиги тому, как им играть в свои игрушки и сколько денег им тратить, а игрокам – сколько зарабатывать. В итоге Лига пошла на большие уступки, договор был подписан на 10 лет (хотя планировалось на 6) и уже тогда опытные хоккейные функционеры понимали – когда срок действия этого несбалансированного соглашения подойдет к концу, чисто теоретически, у лиги и игроков могут возникнуть серьезные недопонимания и проблемы. Собственно, так и произошло.
Почему в начале нулевых игрокам выписывали баснословные контракты?
Забавно, но факт – тот локаут в НХЛ, по сути, точь-в-точь прошел по сценарию мирового финансового кризиса 2008 года. Правда, в миниатюре, на уровне хоккейной Лиги, и за 4 года до того, как тот экономический кризис обвалил мировое производство и финансы. Суть проблемы была одна и та же. Если предпосылками к мировому кризису стал ипотечный кризис США 2007 года, когда банки раздавали высокорисковые ипотечные кредиты направо и налево всем тем, кто особо и не был в состоянии за них расплачиваться, то в НХЛ к локауту так же привели траты некоторых команд совершенно не соизмеримые их реальными финансовыми возможностями. И здесь не лишним будет напомнить о том времени, когда в НХЛ еще не существовало потолка зарплат. И было это время относительно недавно. Клубы НХЛ, по сути, никогда не были ограничены в тратах. Владельцы клубов вкладывали в свои хоккейные детища ровно столько, сколько могли и хотели. Для многих из них владение командой НХЛ было лишь приятным хобби, занятием для души. Все они были крупными деятелями бизнеса и зарабатывали свои миллиарды отнюдь не на хоккее. По сути, хоккейная команда была для них игрушкой, и богачи владельцы раз за разом устраивали гонку вооружений, соревнуясь между собой и тратя всё бОльшие и бОльшие средства на контракты игроков. И суммы порой для того времени были очень и очень внушительными. За примером далеко ходить не приходится – в 2001 году великий чех Яромир Ягр подписал контракт с «Вашингтоном» на 7 лет и на общую сумму в 77 миллионов долларов. Уже сейчас контракт в 11 миллионов за сезон кажется очень большим, а в то время – и подавно. С учетом инфляции, сейчас те 77 миллионов превратились бы в 112, что равно 16 миллионам долларов за сезон. Такой же оклад был у Петера Форсберга в «Колорадо», всего на один миллион долларов меньше получали Сергей Федоров, Павел Буре и Никлас Лидстрем. В современной НХЛ ни один игрок таких денег не зарабатывает.
Почему в НХЛ назрел локаут?
Естественно, в Лиге всегда были самодостаточные клубы, которые легко тратили, потому что так же легко и много зарабатывали. Были команды, владельцы которых сорили деньгами, и это не критично било по их личному карману. Но были и те, кто не мог себе позволить жить жизнью транжиры и бросать в игроков огромные суммы денег. А конкурировать и выживать в этой суровой лиге больших денег как-то было нужно. И они начали жить не по средствам, а спортивный арбитраж, который в Северной Америке занимается разрешением финансовых споров между игроками и их клубами, всё чаще и чаще вставал на сторону игроков, буквально обязывая владельцев команд тратить на игроков все больше денег, вне зависимости от финансового положения этих самых управленцев. Некогда богатый и успешный «Питтсбург» со временем стал проблемным активом и был вынужден распродать своих лучших игроков, дабы избежать банкротства. Тот же «Детройт», который никогда не стеснялся тратить кругленькие суммы на игроков, едва не стал жертвой финансовых рисков, когда подписывал Сергея Федорова на огромные деньги, лишь бы сохранить уникального российского игрока. Чтобы платить форварду 10 миллионов в год, владельцы красных крыльев были вынуждены взять кредит. Еще раз, одна из самых успешных франшиз Лиги на тот момент, которая никогда не знала бед с деньгами, ради сохранения лидера в команде была вынуждена прибегнуть к помощи займа. Вот настолько абсурдной и тяжелой начала становиться ситуация в лиге с огромными контрактами игроков.
Почему чемпионство «Тампы» в 2004 году - парадокс?
Итак, закончился сезон 2003-2004, последний чемпионат, в котором не существовало потолка зарплат. Обладателем Кубка Стэнли стала «Тампа-Бэй Лайтнинг», и, что примечательно, в период ожесточенной гонки вооружений между командами, чемпионом стал коллектив с самой дешевой по зарплате лидирующей атакующей тройкой – Сан-Луи, Ричардс, Лекавалье. На тот момент они были далеки от баснословных зарплат. После чемпионата НХЛ отчиталась неутешительными цифрами – лишь 11 организаций по итогам сезона оказались прибыльными, а общие убытки достигли огромной суммы – 223 миллиона долларов. Заключительный, десятый сезон по коллективному соглашению подошел к концу, а значит, настала пора готовиться к новой битве между Лигой и профсоюзом игроков.
А что там с Профсоюзом игроков?
Естественно, промежуточные переговоры начались куда раньше. Если верить сообщениям прессы, Гэрри Беттмэн и возглавлявший в тот момент ассоциацию игроков НХЛ Боб Гуденау начали обсуждать финансовые вопросы еще в году 2001-м, а в 2002 году переговоры стали регулярными, но, как это часто бывает, никаких продвижений на пути к консенсусу не случилось. Прошло межсезонье, близился сентябрь, а каких-то положительных сдвигов не наблюдалось. В итоге, 15 сентября 2004 года, когда лига и профсоюз не сумели договориться о подписании нового соглашения, Гэрри Беттмэн созвал пресс-конференцию на которой объявил о начале локаута. Вот что он сказал: «Говоря хоккейными терминами – профсоюз спровоцировал драку. К сожалению, руководство ассоциации игроков ведет переговоры путем конфронтации. Мы бы не пошли на этот шаг, если бы угроза огромного ущерба НХЛ не была бы настолько реальной». Невероятно, но факт – это заявление вызвало у главы профсоюза Боба Гуденау лишь… смех. Вот его ответная фраза: «Новость о локауте вызывает у меня только смех. Это решение абсолютно глупое и смешное». А ситуация, тем временем, для обеих сторон была далека от комичной...
Что и почему лоббировал и требовал Гэри Беттмэн?
Итак, ключевым, краеугольным требованием НХЛ было введение жесткого потолка зарплат. Именно эта инициатива стала основным камнем преткновения двух противоборствующих сторон. Профсоюз был решительно против таких кардинальных мер, и Боб Гуденау обозначил те максимальные уступки, на которые они могли пойти:
- сокращение зарплат игроков на 5%
- введение ограничений на размеры зарплат новичков
- налог на роскошь
Профсоюз предлагал систему, при которой богатые и самодостаточные клубы платили налог, сумма которого распределялась бы между проблемными франшизами с маленьких рынков. Но по поводу потолка Гуденау никак не унимался. Он говорил, что пока Беттмэн не откажется от идеи введения потолка зарплат, ни о какой договоренности речи быть не может. Ровно такая же ситуация была и 10 лет назад, и тогда, как мы помним, Бэтмен прогнулся под требования профсоюза.
Какие цели преследовал комиссионер Лиги, лоббируя введение потолка зарплат? Это сейчас мы видим в нём основу основ конкуренции внутри лиги. Команды, ловко лавируя зарплатной ведомостью и драфтом игроков за несколько лет способны превратиться из заштатного аутсайдера в самого настоящего контендера. При грамотном менеджменте, естественно. Но тогда о повышении конкуренции речи и не шло. С ней итак все было в полном порядке – за 3 последних сезона до всей этой ситуации в финалах конференций сыграло 12 разных команд. Единственное, о чем заботился Беттмэн – так это о финансовом здоровье лиги. И делал он это как грамотный и талантливый управленец. А вот лидеры профсоюза чувствовали себя вполне комфортно, упершись в свои условия. Они на полном серьезе говорили, что легко могут пропустить этот сезон, и даже половину следующего, пока Гэрри Беттмэн всё таки не отступит от своей навязчивой идеи с потолком. Вот только они недооценивали комиссионера. Все эти годы, со времен прошлого локаута, Беттмэн не сидел сложа руки и всеми возможными способами готовился к грядущей войне с профсоюзами. И нужно сказать, делал он это умело и хитрО. Чего только стоит независимый финансовый аудит НХЛ, который удалось провернуть втайне от профсоюза. Беттмэн не раскрывал его подробностей до самого локаута. По результатам аудита выяснилось, что суммарный доход клубов лиги составил 2 миллиарда долларов. В тот год, когда Беттмэн пришел в НХЛ, эта цифра была в 5 раз меньше. Но из этих 2 миллиардов на зарплаты игроков уходила абсолютно колоссальная цифра в 75%! Показав эти цифры владельцам клубов, Гэрри Беттмэн сумел переманить тех на свою сторону в войне против профсоюза. Это был огромный успех. Беттмэн помогал владельцам убыточных франшиз, перевозя их в другие города, и расширял лигу на юг страны. Он ловко давил на самих игроков НХЛ, угрожая не отпустить тех на Олимпиаду 2006 года в Турине, ведь из-за позиции профсоюза не было четкого понимания, когда завершится локаут. Это сильно нервировало игроков и давило на них. Как же так, остаться без Олимпиады? Ведь они только недавно съездили на Игры в Солт-Лейк-Сити, а тут из-за позиции профсоюза у игроков могут отнять праздник их любимой игры? Согласитесь, тонкий и точный психологический ход со стороны Беттмэна.
Время шло, переговоры застряли в тупике. Наступил ноябрь, и профсоюз начал выплачивать по 10 тысяч долларов в месяц каждому игроку. Деньги брали из тех средств, которые сами же игроки откладывали на черный день, числясь в профсоюзе. Еще спустя месяц пыл Гуденау немного поутих, и он пошел на уступки – с барского плеча он согласился сократить зарплаты игроков аж на 24%, однако Лига не оценила этот широкий жест. Требование о жестком потолке зарплат осталось неизменным. Беттмэн был категорически против подобных полумер, считая, что сокращение зарплат не приведет к искомому результату и лишь отложит кризис на несколько лет. К февралю, профсоюз, что называется, поплыл, и предложил-таки потолок зарплат в размере 49 миллионов долларов. Но Гэрри Беттмэн не был бы самим собой, если бы не продолжал настаивать на своих условиях. А условия лиги были простыми – потолок зарплат в 42 с половиной миллиона долларов. Профсоюз не согласился с этими цифрами, что привело к историческому выступлению комиссионера лиги на пресс-конференции 16 февраля 2005 года, на которой он объявил о полной отмене сезона.
Каким образом локаут «сдвинули» владельцы-миллиардеры?
Это была первая полноценная отмена целого сезона в истории всех профессиональных лиг Северной Америки. Был в истории НХЛ недоигранный сезон в 1919 году из-за вспышки испанского гриппа, был относительно недолгий локаут в сезоне 1993-1994, но полной отмены чемпионата не было никогда. Это решение далось Гэрри Беттмэну очень нелегко, он извинялся перед болельщиками и объяснял своё решение неизбежной необходимостью такого шага, во благо финансового здоровья НХЛ. Время начало играть против профсоюза, а значит, и против игроков. Да, ежемесячные выплаты в 10 тысяч долларов – конечно же, неплохо, но и бесконечно так продолжаться не могло. Естественно, прослойка из звездных игроков, которые имели на руках крупные контракты, чувствовала себя комфортно, чего не скажешь об игроках уровнем пониже, с соответствующими зарплатами. Хозяева клубов, поддержавшие локаут, однозначно дали понять, что готовы понести финансовые убытки, пропустить сезон, и, может быть, даже часть следующего, лишь бы профсоюз принял условия НХЛ. Тем более на фоне предоставленных лигой цифр после независимого аудита.
Как локаут 2004/05 изменил НХЛ?
И да, профсоюз в итоге сдался. Более того, победу НХЛ над ассоциацией игроков журналисты в итоге назовут нокаутом. Локаут – нокаут, думаю, игра слов понятна. А всё дело в том, что Лиге удалось продавить еще более выгодные для себя условия, чем те, что они выдвигали летом 2004 года. 21 июля 2005 года Национальная хоккейная лига и Ассоциация игроков договорились-таки об условиях нового коллективного соглашения. Договор был подписан до 2012 года на следующих условиях:
- потолок зарплат на уровне 39 миллионов долларов, с возможностью его увеличения. Напомним, что предыдущее предложение в 42.5 миллиона профсоюз отверг. Так же было принято решение о введении так называемого пола зарплат, нижнего минимума, до которого обязана была дотягивать зарплатная ведомость каждой команды.
- еще одним условием, на которое пришлось согласиться профсоюзу – уменьшение зарплат игроков на 24%
- еще одним важным изменением стала отмена ничейных результатов в играх регулярного чемпионата и введение послематчевых серий буллитов.
- так же лига внесла и другие, новые правила в игру, например, отменили правило паса через две линии и ввели правило отложенного офсайда. Так же Лига уменьшила среднюю зону площадки, ввела трапецию за воротами (про это рассказывали в отдельном материале, ознакомиться можно здесь), малые штрафы за задержку игры и запрет на смену игроков при пробросе.
Почему мы должны быть благодарны тому локауту?
Изменения, которые пережила национальная хоккейная лига после подписания данного соглашения, выглядят по-настоящему эпохальными. Нововведения в правилах игры, плюс уменьшение габаритов экипировки вратарей, поспособствовало резкому увеличению зрелищности матчей лиги, а значит, и росту внимания со стороны зрителя. С финансовой точки зрения новый коллективный договор так же оставил Национальную Хоккейную Лигу в жирном плюсе, что помогло ей в будущем совершенно без потерь пережить надвигающийся мировой финансовый кризис. После того, как Лига получила большое количество денег, сэкономленных в результате сокращения зарплат, руководство НХЛ стало модернизировать трансляции, еще успешнее и выгоднее продавать права на показ матчей лиги. Более того, НХЛ начала сама производить весь контент, продавая каналам уже готовый продукт, не пользуясь техническими возможностями медиа-гигантов. Лига не пользовалась услугами операторов каналов, не использовала их передвижные телевизионные станции, всю графику и прочие фишки по ходу трансляций Лига делала сама, что позволяла ей продавать свой продукт телеканалам дороже обычного.
Да, тот сезон 2004-2005, которого не было, стал по настоящему историческим. Тот локаут пусть и был тяжелой страницей в истории Лиги, стал началом её финансового благополучия. По оценкам американских экспертов в сфере финансов в спорте, Национальной Хоккейной Лиге удалось заработать в кризисные годы мирового финансового коллапса столько же, сколько и в докризисный 2007й год. Во многом та лига, которую мы видим сейчас, те успехи в ее развитии – заслуга Гэрри Беттмэна, грамотного менеджера, который смог продавить жизненно необходимые для Лиги условия. И годы показали, что комиссионер был прав. Что же касается Боба Гуденау, то в результате сокрушительного поражения в противостоянии с лигой, он покинул свой пост спустя несколько дней после подписания нового коллективного соглашения. На смену ему пришел Дональд Фер, который покажет себя всего через 7 лет. Но об этом есть наше отдельное видео. Советуем посмотреть эту историю здесь, не пожалеете.
А также не забудьте поставить плюс этому материалу для продвижения и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные истории о НХЛ.
А с вами был SportTalk, услышимся!