«Пик обращений − при переходе во взрослый спорт». Интервью с главным психологом академии «Авангарда»
Руководитель отдела психологического сопровождения академии «Авангарда» Наталья Павлова объясняет, почему ментальная подготовка хоккеистов не менее важна, чем физическая или техническая.
«Улучшение психоэмоционального состояния одного игрока сможет повлиять на весь коллектив»
— Насколько изменилась психология спорта за последние 20 лет?
— Спортивная психология сейчас переживает очередной подъём популярности и востребованности. Предыдущий такой этап наблюдался в 80-е годы, когда практически в каждой комплексной научной группе был психолог. В настоящее время подготовкой кадров в области спортивной психологии занимаются многие вузы. Спрос рождает предложение.
— В чём эти изменения?
— Отмечу два основных отличия, они больше всего проявляются в последнее время. Первый — формат работы. Общение с психологом online позволяет спортсмену из любого уголка страны получить квалифицированную помощь, что раньше было затруднительно: ведь не в каждом городе есть специалисты необходимого профиля. Ещё одна разновидность — дистанционные курсы для спортсменов, их родителей и тренеров. Они были очень популярны в начале пандемии, но сейчас в этом сегменте пошёл спад.
Второе — направления психотерапии. Во всём мире идёт постепенный уклон в сторону сокращения продолжительности психотерапии, и если брать спорт, то в этом компоненте пальма первенства у когнитивно-поведенческой терапии. Её четкая методология помогает в короткие сроки получить очень хорошие результаты. В период пандемии, когда спортсмены остались без тренировок и стартов, тревожные симптомы удавалось купировать за одну-две сессии. И еще один подход, который помогает в достижении максимальных спортивных результатов – это коучинг. В данном случае работа направлена на реализацию значимых для спортсмена изменений в профессиональной сфере, на движение вперед без погружения в прошлые травматичные ситуации (что специфично для когнитивно-поведенческой психотерапии), а также на развитие осознанности в отношении всей своей жизни. В настоящее время Ассоциация когнитивно-поведенческой терапии проводит обучение специалистов по направлению «Коучинг», направленное на работу с клиентами, не имеющими расстройств. Там используется интегрированный подход.
— С какого возраста спортсмену можно и нужно работать с психологом?
— Начинать можно уже на этапе ориентации по видам спорта: определять ведущие и лимитирующие факторы ребёнка, давать рекомендации тренеру и родителям, если это необходимо. Настоящая же работа начинается ближе к подростковому возрасту, а пик обращений — во время перехода во взрослый спорт. Именно на этом этапе мы теряем большую часть талантливых игроков, которым пророчили светлое будущее в профессиональном хоккее.
— В хоккее спортивные психологи работают чаще с командой или с отдельно взятым игроком?
— Если в организации есть штатный психолог, то соотношение индивидуальных и командных занятий будет два к одному. Сейчас доля личных консультаций во много раз превышает работу с командами. Это связано с отсутствием специалистов в клубах и детско-юношеских школах. А выезд психолога с командой на игры — очень большая редкость.
— В каких случаях какой подход действеннее?
— Если в команде много новых игроков, или новый тренер, то групповые техники будут во много раз эффективнее индивидуальных встреч. В случае затянувшейся неудачной серии, боязни совершить ошибку — работа с командой даст минимальный результат, при этом улучшение психоэмоционального состояния одного игрока сможет повлиять на весь коллектив.
— Насколько часто общую цель ставят выше личных амбиций?
— Результат команды дает больше эмоций, энергии. Можно быть лучшим бомбардиром чемпионата, но если команда не выходит в плей-офф, то личное достижение не имеет значения. Юные талантливые хоккеисты, которые забрасывают множество шайб, обыгрывая по пути трёх-четырёх соперников, и собирают на детских турнирах все индивидуальные призы, к сожалению, не способны играть на команду. Очень важно уметь забить, но иногда для победы необходимо отработать в обороне, поймать на себя шайбу и сделать ещё много мелкой черновой работы, из которой строится командный результат.
«Отказ от учёбы приводит к тому, что ребята не в состоянии поступить ни в один вуз»
— С какого возраста ребёнок должен понимать, что спорт — это не просто физкультура и времяпрепровождение, а уже его профессия?
— С точки зрения юриспруденции отправной точкой начала профессиональной спортивной карьеры может быть подписание первого профессионального контракта, но если говорить о зрелом осознанном выборе, то он наступает в среднем к 18–21 годам. Даже на уровне молодёжных команд улавливается инерционность, некоторая привычка заниматься хоккеем, а вопросы: «А что для тебя хоккей?», «Что тебе больше всего нравится в хоккее?» приводят спортсменов к замешательству. Когда ребёнок, впервые надев хоккейные коньки, коснувшись льда и поймав всем телом ощущение «это моё!», и когда, при ежедневных тренировках каждая клеточка его тела отзывается на прохладу ледовой площадки, на звук залетающей под перекладину шайбы, он не всегда думает, что это удовольствие может стать его профессией. В детском возрасте, скорее, важно отношение ребёнка к тому делу, которым он занимается. Такие простые вещи как режим сна и питания, дисциплина в быту и в раздевалке, взаимоотношения с тренером и партнёрами, формируемые в детстве, становятся критериями профессионализма в дальнейшем, поэтому так важно уделять этому должное внимание.
— Как мотивировать ребёнка на занятия спортом?
— Очень часто наблюдаю за юными хоккеистами, которые после трёх часов тренировок и пяти уроков в школе с огромным желанием гоняют мяч с друзьями на улице. Откуда у них столько сил и энергии? На мой взгляд, так и выглядит желание заниматься спортом, несмотря на все трудности и загруженность. Если родители видят, что у ребёнка есть интерес к занятиям, важно его поддерживать, внимательно прислушиваться к тому, что он говорит. И если ребёнок говорит, что не хочет идти на тренировку, необходимо выяснить причину. Ведь это может быть усталость, недомогание или недопонимание с тренером, а не отсутствие желания тренироваться. Ожидания родителей, что хоккеист с пяти лет сам будет вставать утром на тренировки и выполнять все домашние занятия на лето, иллюзорны. Ребёнок не в состоянии это сделать в силу возраста. Родители, которые с удовольствием занимаются спортом — лучшая мотивация и пример для подражания.
— Что делать если появляется желание бросить спорт, особенно после травм — как справляться с ними?
— Первое, что необходимо сделать, это разобраться в причинах. У ребёнка на определенном этапе спортивного совершенствования может появиться желание уйти из хоккея, например, потому что у него не ладятся отношения с партнёрами, затянулась неудачная серия или растёт недопонимание с тренером. Хоккеист может длительное время находиться в психоэмоциональном напряжении и ничего не говорить родителям. И если ситуация не меняется, единственный выход, который видит ребёнок — уйти оттуда, где он не успешен. Через много лет такие дети вспоминают занятия хоккеем с теплом и болью. В этом случае преодолеть трудности юному спортсмену поможет внимание со стороны тренера или обращение к психологу.
Иногда ребёнок решает закончить с хоккеем, потому что у него появляется интерес к другому виду спорта или, например, к занятиям музыкой — и хоккей уже не привлекает его настолько, чтобы быть смыслом его жизни.
Травмы — ещё одна причина, по которой дети начинают говорить о желании прекратить занятия спортом. Во-первых, у ребёнка может появиться страх снова получить травму и испытать похожие болевые ощущения. Во-вторых, страх, что время уже упущено и невозможно догнать сверстников в тренировочном процессе. С первой причиной лучше обратиться за помощью к психологу, и сделать это нужно при первых признаках страха получения травмы. Обычно дети становятся менее активными на площадке, стараются избегать контактной борьбы. Чем раньше начнётся работа по коррекции, тем более эффективной она будет, и тем легче хоккеисту будет вернуться в строй. Во втором случае поможет правильная реабилитация при дозированном введении тренировочных нагрузок. Кроме того, поможет чётко составленный план тренировок. Обычно в таких случаях желание бросить спорт меняется на желание быть здоровым.
— Если заниматься хоккеем ради физкультуры, что он даст ребёнку?
— Проще перечислить, что хоккей не развивает. Все soft skills, которые сейчас так востребованы в повседневной жизни, можно прокачать, занимаясь хоккеем. Без навыков вербальной или невербальной коммуникации сложно представить современного хоккеиста — попросить шайбу, обозначиться на площадке, предупредить партнёра, показать определённым знаком, куда отдать шайбу после вбрасывания — это же целая наука, которую можно с успехом внедрять в любой сфере. Прийти вовремя на тренировку, вовремя смениться на игре формирует у юного спортсмена дисциплину; принятие нестандартных решений на площадке раскачивает креативные навыки, а отслеживание статистики — умение работать с информацией. Хоккей — один из видов спорта, который педиатры рекомендуют для оздоровления часто болеющих детей, да и разносторонняя физическая подготовка точно не будет лишней ни одному ребёнку.
— Работа с детьми вне соревновательного процесса: дополнительные секции, или наоборот лучше что-то творческое?
— Приобретение двигательного опыта в новом виде спорта или освоение навыков живописи разнообразит кругозор ребёнка, раскрасит его новыми впечатлениями. В этом выборе нет точной рекомендации. Любое переключение на новый вид деятельности будет познавательно и позволит ребёнку эмоционально перезагрузиться: танцы и музыка отлично формируют чувство ритма, занятия плаванием — развивают аэробные возможности организма, дают симметричную нагрузку на правую и левую сторону тела, что важно при ассиметричной нагрузке в хоккее, вода также прекрасный помощник для снятия психоэмоционального напряжения, робототехника развивает воображение, творческое мышление, мелкую моторику, умение конструировать и идти поэтапно к готовому продукту. Интересно, что ребёнок, пробуя заниматься другими видами спорта, начинает любить хоккей сильнее прежнего. Он начинает всем телом ощущать — его это или нет. И это тоже один из инструментов мотивации!
— Проблема наличия времени для полноценного образования, отсюда вытекающий вопрос о детях «без будущего» — когда они вылетают из спорта.
— Ребёнок в состоянии освоить программу средней общеобразовательной школы при условии, что он ежедневно будет уделять время учёбе и будет делать все уроки сам, а не мама или папа. Спортсмены обладают необходимым уровнем когнитивных способностей для обучения в школе, поэтому закончить девять классов на «4» и «5» вполне реально. На этапе МХЛ календарь матчей, конечно, вносит свои нюансы в успеваемость хоккеистов, но это не означает, что нужно перестать учиться совсем. Именно отказ от учёбы в старших классах приводит к тому, что ребята не в состоянии поступить ни в одно высшее учебное заведение после 11 класса. Есть простые правила, чтобы учёба не превратилась в кошмарный сон или не была заброшена в дальний угол сознания. Первое: выполнять задания ежедневно. Даже если спортсмен на выезде, всегда можно найти время, чтобы прочитать литературу или историю. Второе: если предстоят выезды на турниры, то лучше заранее взять индивидуальные задания по основным предметам и до отъезда отработать пропущенные уроки. Тогда не будет навалившейся кучи долгов на несчастную голову хоккеиста после возвращения с соревнований. Третье: в случае затруднений по какому-то из предметов лучше сразу проработать эту тему с родителями или педагогами, а не ждать, что «пронесёт» на итоговой аттестации. Четвёртое: учиться интересно! Если рассмотреть школьную программу, то в ней много познавательного и развивающего, но для этого у спортсмена должен быть собственный интерес — например, узнать малоизвестные факты о других странах или решить сложную задачку неординарным способом, ведь школа учит познавать мир!